Реферат Курсовая Конспект
Этнорелигиозные конфликты - раздел Политика, Содержание Введение 1. Понятие «Межэтническая Напряженность» 2. Причины Этнор...
|
Содержание Введение 1. Понятие «межэтническая напряженность» 2. Причины этнорелигиозных конфликтов 3. Современные этнорелигиозные конфликты 15 Заключение 28 Список литературы 30 Введение Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга, как своей численностью, так и уровнем развития.
Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично. Вся эта пестрота этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами.
Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практически все они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшей темой. 1. Понятие «межэтническая напряженность» Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и латентные (скрытые) интересы сторон определенные этапы развития и формы противоборства.
Однако всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности, т.е. особого психического состояния этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Как и всякий живой организм, а этнос является биосоциокультурным образованием, этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы их ослабить.
Поэтому состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, по и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов. Степень этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений по поводу существующей практики межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений.
Очень важна для формирования межэтнической напряженности история межэтнических отношений. Историческая память особенно хорошо помнит национальные обиды и признательности.
А митинги на исторические темы очень способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы выбраться из него. Прошлое в таком случае начинает восприниматься через призму настоящего. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании.
Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, идет сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности. Психологи наблюдают в группе кумулятивный эффект — усиление эмоциональной волны, как правило тревожного или агрессивного содержания. В толпе легко перейти от эмоций к действию — для этого нужен лидер или лидирующая группа.
Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность. Значительно стимулируют процесс нагнетания межэтнической напряженности слухи, стремительно распространяющиеся в системе неформальных коммуникаций. Слух — это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установки и стереотипы. Не обращать внимания на слухи опасно, ибо информационный вакуум или искаженная информация в СМИ вызывают новый круг слухов.
Кроме того, межэтническая напряженность, как и социальная, характеризуется таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации. Эти состояния отличаются повышенным эмоциональным возбуждением, сопровождаемым различными негативными переживаниями: тревогой, массовой национальной напряженностью, беспокойством, раздражительностью, растерянностью, отчаянием.
Такие состояния расширяют круг раздражителей, вызывающих отрицательные реакции. Так, самые обычные, нейтральные слова становятся агрессивными, люди кажутся менее симпатичными и т.д. Еще резче поляризуются отношения «свои - чужие». Своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие — более негативно; все успехи — это наши внутренние заслуги, все неудачи вызваны внешними обстоятельствами, а главное — кознями внешних врагов, под которыми автоматически понимаются иноэтнические группы.
Напряженность конфликтной ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимости создают условия для формирования у них состояния агрессивности. Хорошо известно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым к рациональному поведению. Любое действие вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников.
Поэтому под этническим конфликтом понимается социальная ситуация обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы с одной стороны, и государства - с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством. Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются.
Именно в этих условиях кроются основные причины возникновения межэтнических конфликтов. Соответственно, в зависимости от причин и целей этнические конфликты можно типологизировать и систематизировать. 2.
Стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из... Стремление к суверенизации и есть форма такого противостояния. Кроме т... Разработка нефтегазовых месторождений Сибири не только разрушила приро... Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому... Десятилетиями в нашей стране насаждался идеологический монологизм.
В июне 1988 Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в с... Но еще большую опасность представляет создание этнических общественных... Все это вместе взятое приводит к тому, что местное население в большом... Происходит формирование моноэтнических автономных иностранных диаспор ... Так, в Москве действует довольно разветвленное общественное объединени...
Заключение Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со¬существование народов возможно.
Изменение национально¬го состава не обязательно провоцирует возникновение межэт¬нической напряженности.
Более того, миграционные процессы в развитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающих социальных проблем.
Многонацио¬нальный состав европейских и американских городов при раз¬витии такого зла, как этническая преступность, в значительной мере определил интенсивный характер развития частного пред¬принимательства, городской инфраструктуры, городской культу¬ры, пополнения бюджетов городов и регионов.
Анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Преду¬преждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминаль¬ной глобализации мира неизмеримо возрастает.
Развитие интеграции в современном мире, обусловленное политическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнее десятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, они характеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобали¬зация стимулирует международные пере¬мещения, а с другой - обусловливает ин¬тенсивную криминализацию обществен¬ных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.
По экспертным оцен¬кам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полу¬тора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира. В поиске путей и подходов в реализации курса региональ¬ной национальной политики особое значение приобретает подготовка работников милиции, способных быстро и эффектив¬но решать возникающие проблемы в области межнациональных отношений. В течение десятилетий в Рос¬сии отсутствовала система подготовки кадров в области на¬циональной политики, сориентированных на работу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно при исполнении служебных обязан¬ностей.
Мир меняется, и это требует создания более гибкой и профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что толь¬ко чет¬кое и быстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многом могут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадров милиции ста¬новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальной политики.
Список литературы 1. Анцупов А.Я Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.–551с. 2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 464 с. 3. Ворожейкин И.Е Кибанов А.Я Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с. 4. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. – 1993 № 6. – С. 3 – 14. 5. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с. 6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. 7. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. – 2005 № 9. 8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000. 9. Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005. – 11. 10. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области Кемерово, 2003. – 160 с. 11. Основы религоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994. – 368 с. 12. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с. 13. Садохин А.П Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.
– Конец работы –
Используемые теги: Этнорелигиозные, конфликты0.051
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этнорелигиозные конфликты
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов