Индоктринация населения Северной Кореи

Индоктринация населения Северной Кореи. После Корейской войны в руководстве Трудовой пар¬тии Кореи обостряется политическая борьба между раз¬личными фракциями.

Ким Ир Сен и возглавляемая им партизанская (маньчжурская) группировка проводят жесткие меры по укреплению своего влияния, устране¬нию тех в высшем партийно-государственном руководс¬тве, кто был не согласен с политическим и экономическим курсом, предложенным и настойчиво осуществлявшимся партизанской группировкой, кто выступал против культа личности Ким Ир Сена, его авторитарных методов руко¬водства партией и страной.

В 1955 г. Ким Ир Сен вводит в северокорейский политический лексикон термин «чучхе» . В выступлении в декабре 1955 г озаглавленном «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении "чучхе"», Ким Ир Сен призвал отбросить в сторону все иностранное и опираться в идеологической и политической работе на «истинно корейские» культурные и моральные ценности, подчеркивал превосходство всего корейского над зарубежным.

Вместе с тем Ким Ир Сен указывал (в первые годы после появления «чучхе»), что эта идеология связана с коммунистическими и соци-алистическими идеями, однако она отражает специфику, особенности, присущие северокорейскому социализму. Позже (в 1980-е гг.) Ким Ир Сен и северокорейская про¬паганда заявят о том, что идеи «чучхе» являются самосто¬ятельной идеологической доктриной, отражающей совре¬менные тенденции развития человечества.

Эти тенденции будут охарактеризованы как «эпоха самостоятельности». Националистический подтекст новых идей встретил положительный отклик у многих, включая интеллигенцию и партийные кадры среднего уровня, которые устали от обязательного преклонения перед всем советским и российским и были готовы принять более независимую, более национально-ориентированную политику, которую олицетворял Ким Ир Сен. В конце 1950-х гг. политическое руководство КНДР при¬нимает решение ускорить темпы экономического развития страны, В этих целях ЦК ТПК подготовил и направил в низовые партийные организации так называемые красные письма, в которых содержались призывы резко увеличить производство основных видов промышленной и сельскохо-зяйственной продукции.

Членов партии, все население КНДР призыва¬ ли продемонстрировать «революционный энтузиазм», сме¬ло думать и смело дерзать, преодолевать консерватизм и другие негативные явления. Фактически это был призыв к «большому скачку», который в это же время был провозглашен в Китае. Северокорейской формулой «большого скачка» стало движение Чхонлима, призванное ускорить развитие всего народно-хозяйственного комплекса КНДР и решить острые проблемы экономики страны.

Ким Ир Сен следующим образом охарактеризовал начавшуюся полити¬ческую кампанию: «Движение Чхонлима великое рево¬люционное движение миллионов, которое сметает все от¬сталое во всех областях экономики и культуры, идеологии и морали, совершает небывалое новаторство и небывалыми темпами ускоряет социалистическое строительство». Как видно, «движение Чхонлима» выполняло двуединую зада¬чу — форсировать хозяйственное строительство в стране и утвердить новые идеологические и политические установ¬ки в северокорейском обществе.

Иными словами, в КНДР начинался процесс жесткой индоктринации населения в духе новой идеологической концепции «чучхе». В Северной Корее развернулось интенсивное строитель¬ство небольших металлургических и машиностроитель¬ных предприятий с годовым производством 10-20 тыс. т продукции.

На стройки были мобилизованы сотни тысяч людей. Ускоренное развитие получила местная промыш¬ленность. Была поставлена и выполнена задача построить в каждом уезде по 10 небольших фабрик по производству товаров народного потребления. За счет легкой промыш¬ленности планировал ось решить проблему снабжения насе¬ления предметами первой необходимости. Однако сделать это не удалось. Не хватало сырья, квалифицированных кадров, массовые хищения и растраты свели практически на нет усилия местных органов увеличить производство товаров массового спроса.

Одновременно провозглашается курс «опоры на собственные силы» - «чарёк кансен», ко¬торый как бы дополнял идеологическую доктрину «чучхе». В начале 60-х годов, когда по всей стране развернулась борьба за утверждение «идей чучхе» во всех сферах общественной жизни, из государственных библиотек и личных библиотек граждан были практически изъяты произведения иностранных авторов, а также корейская классическая литература.

Их заменила «революционная литература», сочинения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. «Великий вождь» в этой связи говорил следующее: «Нам нужны книги для революции и строительства. Нам нет необходимости читать что-либо другое и не следует делать этого». 3.1.2