Античная политическая мысль

Название документа: Античная политическая мысль . СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Особенности античной политической мысли 2. Политическое и нравственное в античной классике 3. Человек в политическом мире ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Политическая наука уделяет большое внимание не только проблемам, раскрывающим различные аспекты современного политического развития, но и политическим явлениям в их историческом движении.В свою очередь, отражением названной тенденции выступает формирование взглядов на государство, политическую власть и политику.

В историческом прошлом эти идеи рассматривались в начале в рамках религиозных, этических, философских построений; впоследствии достаточно четко обозначилось направление, связанное с оформлением их в самостоятельную доктрину: политические идеи становятся систематизированными взглядами, совокупностью достаточно автономных, конкретных знаний и положений о политике - политическими учениями.

Формирование политических идей было органически сопряжено с уточнением понятийного, категориального аппарата, а также с определением круга проблем, являющихся предметом рассмотрения в политических учениях. Общепринятым считается мнение, что в историю политических учений входят вопросы происхождения государства, его связи с обществом, личностью, отношениями собственности и форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, прав личности.

Актуализация названного круга проблем показывает, что в системе политических знаний особое значение принадлежит концептуально оформленным положениям о политике и политической власти. Особый интерес в рассматриваемом ракурсе вызывает античная классика, представленная Сократом, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). В данной контрольной работе мы обратимся в теме античной политической мысли. 1.

Особенности античной политической мысли

Интерес к политической мысли именно классического периода подогреваетс... В силу этого их построения содержат в начальной форме такие размышлени... Чтобы расшифровать смысл того или иного представленного учения, стать ... Связь политической теории с породившими ее социально-историческими усл... 2.

Политическое и нравственное в античной классике

Поэтому рефлексия полисного индивида базировалась на неких непреложных... Эта же тема звучит при решении проблем определения круга лиц, допущенн... Мировоззренческая основа политико-философского учения отнюдь не устран... Подводя итоги достижениям древнегреческой нерасчлененной науки вплоть ... Вот некоторые из них: «Сократ являлся главой философского кружка молод...

заключение: «Идеалистическая этика Сократа привлекала во все последующие эпохи и привлекает и теперь идеологов реакционных кругов общества, пытающихся придать моральную санкцию строю эксплуатации и угнетения». Такой критический анализ идей Сократа полностью дискредитирует смысл нравственной позиции греческого мыслителя с ее устремленностью на возвышение и облагораживание человека. Та же схема накладывалась на оценку наследия Платона и Аристотеля.

История общественной мысли древнего мира, рассмотренная в русле дихотомии «белое» и «черное», «свои» и «чужие», «прогрессивное» и «регрессивное», обедняла видение всего многообразия политической культуры античного мира и в особенности тех ее направлений, которые напрямую не соотносились с названными направлениями.

Идейная нетерпимость, основанная на абсолютизации противоположности философских направлений и мнений, конфликтности природы мира политики, выстроенной на полюсной модели «демократ - аристократ», значительно упрощает процесс интерпретации внутренней логики развития античной политической мысли.

Взгляды на нравственные принципы полисной жизни, органически вплетенные у античных авторов в контекст общефилософских и политических идей, являлись исключительно оригинальными подходами и системами. В них проявлялась неповторимая творческая индивидуальность их авторов. Для каждого из них теоретизирование выступало способом включения в осмысление основополагающих судеб человечества, локализованного большей частью в бытии полиса.

Эта систематическая рефлексия была спровоцирована условиями очень непростого времени, когда, по словам выдающегося немецкого исследователя античной культуры Т. Гомперца, чрезвычайно усилилось «беспокойство, свойственное всякой переходной эпохе», и рядом «с пессимизмом обнаружились отсутствие устойчивости, постоянные колебания между крайними противоположными направлениями мысли». Подобная рефлексия являлась для античных авторов своего рода способом самоутверждения в этом мире. Плюрализм, расхождение позиций, а возможно и противостояние по отдельным вопросам отнюдь не устраняли объединения идей, их взаимодействия и переклички, независимо от того, перекликались ли идеи по сознательной воле их создателей или в силу внутреннего родства. Тем теоретическим пространством, в котором могли быть соотносимы позиции греческих мыслителей, была озабоченность за судьбу полиса, незыблемость его установлений и порядков, стремление способствовать его укреплению и процветанию.

Великолепно по этому поводу сказал Т. Гомперц: «Сократ болезненно ощущал в своих современниках отсутствие внутренней гармонии и определенной единой воли». И далее не менее характерное признание: «Тот разлад, который мы наблюдаем в драмах Еврипида, должен был заставлять искать нового мировоззрения, которое могло бы также полно охватить человека, как прежде религия». Озабоченность судьбами полиса и была тем самым звеном, тем самым «вечным» и постоянным вопросом, который беспокоил всех представителей античности, создал условия для возможности осмысленного диалога между ними. Нельзя не согласиться в этом плане с виднейшим исследователем античной философии А.С. Богомоловым, что «история философии и общественной мысли - не поле битвы, усеянное мертвыми костями разбитых систем, опрокинутых учений, опровергнутых принципов.

Это творческий процесс, в ходе которого происходит взаимное обогащение (иногда, впрочем, и обеднение - когда жесткость и односторонность одного учения препятствуют творческому развитию другого учения)». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведем итоги работы.

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке.

В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств: 1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. 2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни.

Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. Платон.

Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и " Законы". Учение Аристотеля было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе "Политика": 1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. 2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного". 3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан.

Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Античная политическая мысль [Электронный ресурс]: http://www.ckct.org.ru/study/politology/ politology30.shtml 2. Богомолов А.С. Античная философия М.: МГУ, 2000. 3. Виндельбанд В. Платон Киев: Зовништоргвидов, 1993. 4. Гомперц Т. Греческие мыслители СПб.: Алтей, 2004. 5. История политических и правовых учений М. Зерцало, 2000. 6. История философии М.: АН СССР, 1957. 7. Лосев А.Ф. Античная философия истории.

Алтей, СПб.: Алтей, 2000. 8. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций М.: Юрист, 2005. 9. Семенова Р.У. Некоторые методологические предпосылки изучения соотношения политического и нравственного в античной классике // Вестник ТИСБИ 2004 №4. 10. Шичалина Ю.А. История философии.

Запад - Россия - Восток М.: Греко-латинский кабинет, 2000.