рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Российское женское движение

Российское женское движение - раздел Политика, Гендерное неравенство женщин Российское Женское Движение. Было Зрелым Феминистки Подготовленным И Идейно, ...

Российское женское движение. Было зрелым феминистки подготовленным и идейно, и организационным.

Революционная волна 1905 подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образованию и профессиональному труду, на борьбу за гражданские и политические права. В январе 1905 около 30 петербургских женщин либеральных взглядов объявили о создании всероссийского "Союза равноправия женщин" (СРЖ), который действовал до 1908. В апреле он провел первый в российской истории митинг в защиту женских политических прав. В мае 1905 на Первом съезде союза делегатки обсуждали идейную платформу и цели: немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности; признание прав народов России; уравнение женщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах во всех областях жизни; допущение женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместное обучение женщин с мужчинами; отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин.

В течение года отделения СРЖ образовались также в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске, Харькове.

Их активистки составляли прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и других официальных организаций с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Одновременно велась работа по налаживанию связей с социал-демократическими организациями (СРЖ пытался определить свою позицию в вопросе о выборах в Булыгинскую думу), осенью 1905 - с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, представлявшем интересы лиц наемного труда. В 1906 ответственные за установление этих связей в Киеве участвовали в создании Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, при котором открылась библиотека, бюро труда, профессиональные курсы, мастерская женских изделий.

В 1907 аналогичное Общество взаимопомощи работниц было создано в Петербурге; активную роль в его деятельности сыграла в дальнейшем А.М. Коллонтай.

Действовавшее как рабочий клуб, оно объединило более 300 человек; в составе его членов были не только женщины, но и мужчины, разделявшие идею женского равноправия. На протяжении 1906-1907 деятельность СРЖ была направлена на пропаганду идеи предоставления женщинам избирательных прав и борьбу за равноправие в политической области. Созданная при СРЖ Юридическая комиссия подвергала тщательной экспертизе действующие гражданские законы, выявляла ограничивающие женщин статьи и через профессора Л.И. Петражицкого, бывшего членом одного из Думских комитетов, старалась поставить вопрос о допуске женщин к процедуре выборов.

Те же цели привлечения общественного внимания к проблеме ставила перед собой и Женская прогрессивная партия (1907); лидером которой была М.И. Покровская - главный редактор журнала "Женский вестник", и сотрудницы общественно-политического журнала "Союз женщин". Стараясь преодолеть идейные расхождения, "Союз женщин" устами ряда видных и авторитетных лидеров тогдашнего женского движения призывал к обсуждению спорных вопросов и объединению в единый Женский национальный совет.

Крупнейшим событием в истории российского женского движения был созыв 10-16 декабря 1908 Первого Всероссийского женского съезда, собравшего более 1000 участниц. Разрешение на его проведение было получено у властей еще в 1906, но подготовка растянулась на 6 лет. Своими задачами российские феминистки, собравшиеся на съезд, видели благотворительность, взаимную поддержку, трудовую помощь, просвещение, но главной целью съезда было объявлено содействие объединению женщин в завоевании прав создание общеженской организации, которая придала бы феминистскому движению в России организационную завершенность и стала бы гарантией его внутренней солидарности. Однако против такого объединения выступали представительницы пролетарского женского движения во главе с А.М. Коллонтай, называвшей либералок "буржуазными феминистками" и призывавшей не идти у на поводу у "дам-благотворительниц".А.М. Коллонтай и ее сторонницы выступали защитницами эгалитарного понимания феминистских задач, "феминизма равенства", настаивали на признании женщины полноценным и полноправным субъектом, каким к тому моменту считался мужчина.

Либеральные же феминистки Д. Шабанова, А. Тыркова, С. Тюберт выступали с позиций, так называемого, феминизма различий предполагающего признание существования общего для всех женщин социального опыта и заставляющего не приравнивать женщин к мужчинам, но признавать их отличия и защищать право женщин на них. Во всеобщем равенстве ряд активисток О. Клирикова, М. Янчевская, С. Исполатова, О. Шапир видел проявление неравенства и лишь "равенство при различии" (О. Шапир) они считали основанием для "полноты и гармонии" отношений между полами.

На съезде был поставлен также вопрос об ответственности всех граждан страны - и женщин, и мужчин - за судьбу и развитие Росси по демократическому пути. СРЖ, насчитывавший к тому времени около 8 тыс. членов, после закрытия съезда прекратил существование. Его функции приняла на себя Российская лига равноправия женщин (РЛРЖ), которая к началу Первой Мировой войны имела свои отделения более, чем в 50 городах.

Активность РЛРЖ была направлена на пропаганду идей равноправия полов и воздействие на власть на уровне принятия законов и решений.

В 1910 ее активистки "равноправки" участвовали в работе первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами; в 1911 - присутствовали в Стокгольме на Международном женском конгрессе.

После съезда "равноправкам" удалось добиться через Думу рассмотрения закона, позволяющего женщинам участвовать в земских волостных выборах (без права быть избранными) 1911 г проживать раздельно от супругов и иметь при этом равные наследственные права на общесемейное имущество 1912 г. Менее удачными были попытки добиться допущения женщин во все университеты, а также в адвокатуру. Параллельно с либеральными феминистскими организациями в России все большую активность в попытках убыстрить решение "женского вопроса проявляли социал-демократки.

В феврале 1913 г. российским большевичкам удалось впервые организовать празднование Международного женского дня (на женском собрании в помещении Калашниковской биржи присутствовало более 2 тыс. человек); в середине того же года начал выходить меньшевистский журнал "Голос работницы" и большевистский " Работница". Идеологи революционного решения вопроса о правах женщин призывали не верить призывам "буржуазных феминисток" и не участвовать в проводимых ими кампаниях.

Последние, между тем, были весьма успешны: по инициативе РЛРЖ в 1915 г женщины были допущены на должности почтальонов; начали действовать ясли и сады для детей солдат", в которых воспитательницами также были женщины мастерские по пошиву белья для нужд фронта, курсы сестер милосердия, бесплатные столовые и приюты для беженок. В 1916 г. по инициативе Московского отдела РЛРЖ во главе с А.Н. Шабановой было проведено совещание по вопросу о создании общероссийского Союза женщин.

Многие феминистские организации, поддерживая эту инициативу, подписали Устав Всероссийского женского общества (Союза женщин) и подали в декабре 1916 прошение на его регистрацию в Петроградское присутствие по делам об обществах, однако получили отказ. В марте 1917, на волне успешности второй русской буржуазно-демократической революции, заставившей пасть российское самодержавие и породившей политическое двоевластии, "равноправки" решили продолжить свою борьбу более решительными методами. 19 марта 1917 г. перед резиденцией Временного правительства в Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин, несших транспаранты "Место женщин - в Учредительном собрании! ", "Избирательные права женщинам! ", "Женщины, объединяйтесь! ", "Работницы требуют избирательных прав! ", "Без участия женщин избирательное право не всеобщее! ". Не удовлетворившись заверениями председателя Совета рабочих и солдатских депутатов Н.С. Чхеидзе и председателя Государственной Думы М.В. Родзянко об их готовности поддержать борьбу женщин за их права, демонстрантки заявили, что не уйдут отсюда, пока не получат ответа от Председателя Совета министров Временного правительства кн. Г.Е. Львова.

Ему и пришлось взять на себя ответственность и подтвердить, что под "всеобщим избирательным правом" Временное правительство понимает избирательное право для лиц обоего пола. 21 марта 1917 кн. Г.Е. Львов на встрече с делегатками РЛРЖ (В.Н. Фигнер, А.В. Тыркова, А.Н. Шабанова, С.В. Панина и др.) еще раз подтвердил от имени правительства намерение осуществить политическое равноправие женщин и заявил, что в Положении о выборах в Учредительное собрание появилась запись о всеобщем избирательном праве "без различия пола". Признание россиянок равноправными субъектами политической жизни - это, таким образом, полностью заслуга женского либерально-демократического движения.

На выборах в городские и районные думы в мае-августе 1917 более всего было выдвинуто женщин-кандидаток от кадетов (12%, в том числе С.В. Панина), чуть меньше - от большевиков (10%, в том числе А.М. Коллонтай) и эсеров (7%, в том числе А.Н. Чернова). Лидеры РЛРЖ вынуждены были признать подобный успех формальным: и политические партии, и широкие слои избирателей вплоть до событий октября 1917 не были готовы признать за женщинами право на участие в управлении государством.

Последним форумом, в котором официально принимали участие российские феминистки, была Конференция работниц Петроградского региона, созванная 12 ноября 1917. Присутствовавшая на конференции А.М. Коллонтай предложила выслушать представительницу РЛРЖ "д-ра Дорошевскую" для того, чтобы работницы знали и представляли, "кто теперь является их врагом". Последовавшее за этим выступление Дорошевской о том, что "мужчины не могут защитить женские интересы, так как не понимают их", потонувшее в гуле несогласия, стало одним из знаков конца либерального русского феминизма "первой волны". Деятельность всех феминистских организаций - наряду с деятельностью иных партий и союзов - была объявлена большевистскими декретами конца 1917 - начала 1918 вне закона. 2.4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гендерное неравенство женщин

Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на… Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Российское женское движение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки возникновения феминистических идей
Предпосылки возникновения феминистических идей. Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарожде

Рождение феминизма и феминистского движения
Рождение феминизма и феминистского движения. Начало XVIII века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегиро

Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм. Психоанализ в его феминистской трактовке, в отличие от других идеологий, не стал основанием для отдельного направления феминистской борьбы, за исключением Франции. Одна

Антирасистский феминизм
Антирасистский феминизм. Критика радикального феминизма задавалась вопросами о том, к кому и к чему реферируют радикальные феминистки, когда они говорят о женщине, опыте и политиках личности? Фемин

Постмодернистский феминизм
Постмодернистский феминизм. Большая часть дебатов в современном феминизме посвящена тому, должен ли, и если да, то в какой степени, феминизм объединяться с теорией, культурой и политиками постмодер

Предыстория русского феминизма
Предыстория русского феминизма. Русский феминизм берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русс

Возрождение феминизма в конце
Возрождение феминизма в конце. х гг. Женщины в правозащитном движении Как реакция на Советскую эмансипацию середине 1970-х в СССР началось возрождение феминизма. Часть жительниц крупных, пре

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. В истории русского и западного феминизма было немало общего. 1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги