рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возрождение феминизма в конце

Возрождение феминизма в конце - раздел Политика, Гендерное неравенство женщин Возрождение Феминизма В Конце. Х Гг. Женщины В Правозащитном Движении Как Реа...

Возрождение феминизма в конце. х гг. Женщины в правозащитном движении Как реакция на Советскую эмансипацию середине 1970-х в СССР началось возрождение феминизма.

Часть жительниц крупных, прежде всего столичных, городов были вовлечены в правозащитную деятельность.

Они выполняли и в ней не столько руководящую, сколько черновую работу - как машинистки, корректоры, переплетчицы.

Характерной чертой политической деятельности женщин-диссиденток Н. Горбаневской, Л. Алексеева, М. Ланда, Т. Ходорович было сочетание радикальности взглядов, рационализма в исполнении поручений с глубокой убежденностью в правоте.

Столкнувшись с нежеланием своих коллег-мужчин печатать материалы на "женские темы" в самых влиятельных из самиздатовских журналов "37" и " Часы", группа ленинградских правозащитниц Н. Малаховская, Т. Горичева, Т. Мамонова, Ю. Вознесенская первой решилась развенчать миф о беспроблемности женской судьбы в СССР и создала в 1979 альманах "Женщины и Россия", который практически на выходе был арестован КГБ.Е. Дорон, Л. Васильева, Н. Лукина, Т. Михайлова, К. Романова, А. Сарибан, Г. Хамова, С. Соколова примкнули к ним чуть позднее, когда встал вопрос об издании своего постоянного журнала "Мария". Его первый номер открывало обращение "К женщинам России! ", завершающееся призывом обратиться к попираемым ныне "женским" ценностям" и обратиться к поискам духовной опоры во всех направлениях от религиозно-теоретического до конкретно- житейского.

Поддержанные с Запада своими коллегами, ленинградские феминистки заявили о себе как о "принципиально новом демократическом сообществе в действии", поскольку критиковали типичную для мужских сообществ (от КПСС до самого российского правозащитного движения)"жажду лидерства со всеми ее пороками", "всевластие гегемонов", "нетерпимость к инакомыслию", "строгую требовательность к низшим по рангу") и ориентировали приверженцев на ценности ненасилия и созидания. Как и русские феминистки "первой волны" (конца XIX в), они, при этом, не рассматривали свое движение как "антимужское", вслед за либералками начала XX в. отрицали феминизм равенства (как дискредитировавший себя в СССР) и обосновывали феминизм различий ("развитие женщины во всей красоте и полноте ее пола"). Своеобразием русского феминизма, возродившегося на нелегальных основаниях в 70 - начала 80-х, была его тесная связь с православной ортодоксией (своим символом феминистки считали образ Богородицы), чтоб было реакцией на "равенство бесполых рабов", то есть на издержки атеистической идеологической системы, якобы снявшей с повестки дня "женский вопрос". 2.5 Российский феминизм "второй волны" (конец 80-х - настоящее время) Реформы середины 80-х изменили позиции женщины в обществе. Они создали условия для возникновения новых форм женского движения, для рождения множества общественных объединений, которые начали добиваться не просто формально-юридического, но реального тендерного равенства.

Абсолютное большинство возникавших и действовавших по сей день организаций, отстаивающих интересы женщин, предпочитало именоваться именно "женскими". Термин "феминизм" и производные от него (феминистка, феминистский) ассоциировались в общественном сознании с чем-то негативным, политизированным, идеологическим, привнесенном с Запада и ненужным России.

Это было пережитком советского прошлого, в котором обособленная от общей борьбы пролетариата борьба за права женщин рассматривалась как "буржуазная" и потому бессмысленная.

Первые женские группы, объявившие себя независимыми, начали появляться уже в конце 80-х. Именно они открыто поставили под сомнение опыт решения женского вопроса в СССР, показав, что он не решен, что женщины даже формально не полностью уравнены в правах с мужчинами, а о фактическом равенстве и вовсе говорить нельзя.

Они открыто противопоставили себя существующему в стране партийному диктату, заявив, что никакой эмансипации женщины за годы советской власти не произошло; сам термин "эмансипация" оказался подмененным словосочетанием "решение женского вопроса" и марксистской теорией освобождения женщины по мере приближения к заветному коммунистическому "завтра". Образующиеся женские группы ставили перед собой конкретные задачи - реже научно-исследовательские, чаще - практические (не случайно среди них было много "Кризисных центров", помогающим преодолеть последствия домашнего насилия, сексуальных домогательств на рабочем месте, "Комитетов солдатских матерей", первый из которых возник как правозащитная организация в 1989). 29-31 марта 1991 в подмосковной Дубне состоялся Первый, а в 1992 - Второй независимый женский форум, объединивший более 70 организаций.

Встречи в Дубне наглядно продемонстрировали ненужность уже давно бездействовавшего Комитета советских женщин и ликвидировали его монополизм в решении "женских проблем". На этом, первом, этапе возрожденное в России женское движение занималось определением задач и целей своей деятельности.

Идея прав человека тогда не слишком занимала их, поскольку страна была в состоянии экономического кризиса, у безработицы было "женское лицо". Женщин впервые за долгие десятилетия отнесли к социально незащищенной и язвимой социальной группе, наравне с инвалидами и беженцами.

Немало женщин вступило в борьбу за улучшение экологического состояния городов и районов, создав первые на российской "почве" экофеминисткие организации. В 1992 была создана первая база данных о 70 женских объединениях России.

На втором этапе, в 1993-1995 эти организации стали искать пути взаимодействия со структурами государственной власти и партийно-политической системой и натолкнулись на стереотипы в оценке роли и места женщины в обществе.

Их число выросло до 300. Именно на этом этапе возникла задача тендерного просвещения общества, распространения знаний о правах человека, рассмотрения прав женщин в контексте нереализованных прав человека.

Центральное событие этого этапа - победа движения "Женщины России" на выборах в Государственную Думу в 1993, сумевшего завоевать 8,13% голосов избирателей. Итогом этой победы было формирование первой в российской истории женской парламентской фракции во главе с Е.Ф. Лаховой. Несмотря на то, что деятельность фракции была весьма успешной (она участвовала в подготовке 209 проектов из 325), общая консервативность политической культуры россиян (предубеждение "политика - не женское дело") помешала в дальнейшем, после 1995, одерживать победы на выборах.

Но активность женщин 1993-1995 сказалась-таки на политической жизни: партии стали включать в свои списки куда больше женских имен. В Российской Академии наук, Российской Академии образования, в университетах и вузах начали возникать группы, лаборатории, отделы женских и тендерных исследований, сотрудники которых дали новый импульс разработкам теоретических проблем феминизма как теории, анализирующей причины угнетения женщин и предлагающей варианты преодоления мужского превосходства над женщинами.

Под "женским движением" с этого времени стали понимать не только реальные действия женских групп и общественных коллективов, объединяющих женщин, но и определенную ориентированность сознания (схожую с западным либеральным феминизмом). Экофеминистские организации России провели в 1993-1994 свои первые объединительные форумы и создали два Международных экофеминистских конгресса - "Женщина.

Экология. Цивилизация" (1993) и "Женщина. Экология. Политика" (1994). На третьем этапе возрождения феминизма его основными целями было самоопределение движения в контексте гражданского общества, освоение способов действия в его рамках. В 1999 Министерством юстиции РСФСР было зарегистрировано уже более 650 женских объединений, 9 из которых имеют федеральный статус (Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Женская Лига, Союз женщин России, Конфедерация деловых женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей и др.). На выборах 1999 "Женщины России" получили всего 2% и не смогли сформировать фракции в парламенте. На повестку дня был поставлен полузабытый с советских времен вопрос о квотировании мест для женщин в структурах государственной власти, который в настоящее время пропагандирует и ООН. В последнее время российские феминистские организации пропагандируют принципы социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия, беспризорности, наркомании, торговли женщинами). Этому немало способствует созданный в 1998 Информационный центр независимого женского форума и Консорциум женских неправительственных объединений, ставящие в центр своей работы проблему лоббирования интересов женщин в структурах власти различных уровней.

Глава 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гендерное неравенство женщин

Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на… Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возрождение феминизма в конце

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки возникновения феминистических идей
Предпосылки возникновения феминистических идей. Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарожде

Рождение феминизма и феминистского движения
Рождение феминизма и феминистского движения. Начало XVIII века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегиро

Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм. Психоанализ в его феминистской трактовке, в отличие от других идеологий, не стал основанием для отдельного направления феминистской борьбы, за исключением Франции. Одна

Антирасистский феминизм
Антирасистский феминизм. Критика радикального феминизма задавалась вопросами о том, к кому и к чему реферируют радикальные феминистки, когда они говорят о женщине, опыте и политиках личности? Фемин

Постмодернистский феминизм
Постмодернистский феминизм. Большая часть дебатов в современном феминизме посвящена тому, должен ли, и если да, то в какой степени, феминизм объединяться с теорией, культурой и политиками постмодер

Предыстория русского феминизма
Предыстория русского феминизма. Русский феминизм берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русс

Российское женское движение
Российское женское движение. Было зрелым феминистки подготовленным и идейно, и организационным. Революционная волна 1905 подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образовани

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. В истории русского и западного феминизма было немало общего. 1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги