рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли

Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли - раздел Политика, Гражданское общество в России Идея Гражданского Общества В Российской Политико-Правовой Мысли. В Xx В. В Ис...

Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли. В XX в. в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического и исторического развития, оказавших существеннейшее воздействие на генезис ее политико- правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и особенно октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России.

С учетом этих событий и образуемых ими соответствующих политико-исторических периодов, целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX в. Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г оказала серьезное воздействие на политическое, и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы, активизировала идеологическую и духовную жизнь российского общества.

В первом (булыгинском) проекте Государственной Думы, разработанном министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, ее компетенция сводилась сугубо к совещательной функции. Манифест императора России Николая II (1868-1918) “Об учреждении Государственной Думы” был опубликован 6 августа 1905 г но революционные события лета - осени 1905 г. не позволили даже начать выборы в эту Думу. По поручению Николая II проект нового указа о Думе подготовил С.Ю. Витте (1849-1915, с 1903 - председатель кабинета министров, в 1905-1906 председатель Совета министров). 17 октября 1905 г. вышел знамнитый царский Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором содержалась усовершенствованная формула компетенции Государственной Думы. Теперь она наделялась законодательными функциями и превращалась в высшее законодательное учреждение страны.

В Манифесте также говорилось об обеспечении демократических свободах (личности, свободы совести, слова, собраний и союзов), начале перехода к “общему избирательному праву ” Государственная Дума в России в документах и материалах.

М 1957. С. 90-91. Законодательные возможности Думы были серьезно ограничены условием представления законопроектов на рассмотрение Государственного совета, который, по сути, имел право вето на законотворческий процесс.

В новой редакции “Свода основных государственных законов” от 23 апреля 1906 г. (гл. 9 п. 86) говорилось, что “никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственнй Думы и восприять силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА”. Царь имел право роспуска Государственной Думы и Государственного совета и мог единолично проводить решения фактически по всем вопросам государственной жизни.

Думскую монархию в России не следует смешивать с конституционной.

При первой - самодержец может единолично проводить решения фактически по любым вопросам государственной жизни, которые, по сути, аранжируются Думой, при второй - Дума действительно превращается в высшее законодательное учреждение страны с широким кругом полномочий Государственная Дума в России в документах и материалах. М 1957. С. 90-91. Новый избирательный закон позволил формировать лояльный и управляемый состав Думы, в котором наблюдалось правоконсервативное или консервативно-либеральное большинство. В результате - на протяжении ряда лет царь и правительство, с одной стороны, и Дума - с другой, по многим вопросам находили достаточно хорошее взаимопонимание.

Третья Дума - единственная из четырех - проработала весь положенный пятилетний срок - с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Порядок взаимодействия царского правительства и Думы, сложившийся после Манифеста 3 июня 1907 г получил название в литературе “третьеиюньской системы” и просуществовал до 1915 г. Распад системы был связан с началом Первой мировой войны и повышением в стране роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необходимости установления в России конституционной монархии.

Четвертая Дума просуществовала с ноября 1912 по октябрь 1917 г. Она неоднократно вступала в конфликты с исполнительной властью. 25 февраля 1916 г. была распущена, но продолжала работать под видом “частных совещаний” и сыграла важную роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Учреждение многопартийности в России в 1905 г. и существование “думской (парламентской) политической трибуны” с 1906 г. оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение программах соответствующих политических партий. Так, консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября” (октябристы), где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. Либеральные идеи в концентрированном виде отражались в программе Конституционно-демократической партии (кадеты), где были обстоятельно расписаны права и свободы граждан.

Социалистические идеи формулировались в программе Российской социал-демократической рабочей партии, в которой ставилась задача свержения царского самодержавия, замена его “демократической республикой”, а в перспективе осуществление социалистической революции См.: Программные документы политических партий России (1905-1917) // Антология мировой политической мысли.

Т. 5. Политические документы. С. 187-211 До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России.

Среди них: А.И. Гучков (лидер октябристов), князь Г.Е. Львов, В.М. Пуришкевич (лидер крайне правого “Союза русского народа) М.В. Родзянко (председатель 3-й и 4-й Думы, лидер октябристов, крупный помещик) и др. Реформы П.А. Столыпина (1862-1911) в целом не выходили за рамки модернизации существовавшего строя. Он был автором политического курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств.

При этом помещичье землевладение сохранялось. Всего за десять лет из общины вышло более 1 млн. крестьян. Реформа стимулировала внедрение более прогрессивных методов обработки земли. Вскоре районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса. Столыпин разрабатывал проекты децентрализации России и усиления полиции. (Полицейских в России было в семь раз меньше, чем в Англии и в пять раз меньше, чем во Франции.) Знаменита фраза Столыпина, произнесенная в речи 10 мая 1907 г.: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций.

Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!” См.: Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906-1911. М 1991. С. 51-59. Идеи либерализма не пользовались особой популярностью в России и были распространены в основном среди вузовской интеллигенции, разночинцев и т.п. Одним из его идеологов в этот период выступал С.А Муромцев (1850-1910), профессор МГУ, председатель I Государственной Думы (1906) автор работы “Определение и основное разделение права”, разрабатывавший социологический подход к правопониманию.

Его новизна состояла в том, что под правом понималась совокупность не юридических норм, а юридических отношений, правовой порядок. Такая позиция способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял его с велением носителя власти в государстве и тем самым содействовал более глубокому пониманию сущности права и его роли в обществе.

Представителем конституционного либерализма являлся и П.И. Новгородцев (1866-1924), выпускник МГУ, правовед и политолог, депутат I Государственной Думы, автор “Введения в философию права”, “Демократии на распутье”, сторонник “социализированного” либерализма. Его идея правового государства включала политико-правовую концепцию защиты слабых, наемных работников.

П.И. Новгородцев обосновывал принцип определения границ “права на достойное существование”, выдвигал идею социального государства, критиковал классический либеральный подход к государству и праву. Именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления, установить минимум гарантированного существования. Демократия, по Новгородцеву, возникает не в результате революции и активности низов, а при “политической зрелости народа”, “высоте политического сознания”, которые достигаются долгим опытом жизни; при соответствующей политико- правовой деятельности, при демократическом управлении немногих Новгородцев П.И. Сочинения М 2005 С. 388-390 Необходимо отметить и работы М.М. Ковалевского (1851-1916), профессора государственного права в Москве, академика, депутата I Думы, автора работы “Из истории государственной власти в России” (1905), выступавшего с умеренно-либеральных позиций, разработавшего сравнительный метод в правоведении. Международную известность получила книга “Демократия и организация политических партий” (1903) российского общественного деятеля, члена I Государственной Думы М.Я. Острогорского (1854-1919). В этой работе дан глубокий анализ партийных систем США и Британии, показано, что со временем руководство партии может отры ваться рядовых членов, поскольку у него возникают особые интересы, предсказана тенденция бюрократизации и олигархизации партий. В либерально-консервативном направлении политической и философской мысли России выделяются работы С.Н. Булгакова (1871-1944). Н.А. Бердяева (1874-1948), И.А. Ильина (1883-1954), П.Б. Струве (1870-1944). Н.А. Бердяев вместе с С. Булгаковым, П. Струве и С. Франком был соавтором всех трех манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века: "Проблемы идеализма" (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). В этих работах прослеживается логика либерального консерватизма, с такими его устоями, как религия, идеализм, патриотизм, традиционализм, народоправство.

Н.А. Бердяев считал, что государство, основанное на праве и законе более высокая ценность, чем социализм или анархизм.

Он полагал, что “настоящий глубокий радикализм должен сочетаться с настоящим глубоким консерватизмом.

Не может существовать народ, которому нечего сохранять.

Отрицание настоящего консерватизма, благоговейного охранения своих ценностей всегда нигилистично”. В работах “Судьба России”, “Истоки и смысл русского коммунизма” показал, что “русский коммунизм” не случайное явление; оно имеет определенную социальную и психологическую почву, русский национальный характер.

В русской истории Бердяев выделял “пять разных Россий” - киевскую, татарскую, московскую, петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую, учил видеть их взаимосвязь и отличия. В революции 1917 г. он увидел судьбу России, давшую ей шанс на возрождение и спасшую страну от грозящей катастрофы. Вместе с тем он осудил крайности радикальных преобразований, тупики бюрокразации и огосударствления, указал на возможность перехода общества в высшую стадию (братство людей и народов), освобожденную от лжи и правового нигилизма.

В 1922 г. был выслан из России и жил во Франции. Первые труды И.А. Ильина вышли в досоветский период: “Основы законоведения” (1915), “Порядок или беспорядок” (1917). Однако наиболее известные его работы были написаны в эмиграции. В книгах “Понятие права и силы” и “Наши задачи” он рассмотрел отличия правового государства от тоталитарного, показал, что первый тип государственность основывается всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т.е. покоится на лояльном правосознании. И.А. Ильин раскрыл достоинства и несовершенства двух основных форм устройства власти в государстве: монархии и республики.

В основе его оценки - мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. “Человек призван не к внешнему самоосвобождению от закона (таков путь революции, анархии, деспотизма); но к внутреннему самоосвобождению в пределах закона (таков путь лояльности, правопорядка и здорового развития). Внутреннее освобождение выражается в добровольном самообязывании; оно освобождает человека не от закона, а в законе, ибо человек свободно блюдет закон” См.: Острогорский М.Я. Демократия и политические партии.

М 2007 Важным, неотъемлемым-направлением политической мысли России с конца XIX в стали социал-демократические идеи и доктрины.

Сторонники умеренного крыла социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.) делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформировании существовавшего строя, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития. Размежевание российской социал-демократии на радикальное крыло - “большевиков” и реформистское - “меньшевиков” произошло на II съезде РСДРП (1903), где “умеренные” оказались в меньшинстве, выступая против организации партии нового типа, со строгой внутрипартийной дисциплиной и фиксированными обязанностями ее членов (включая обязательную уплату членских взносов), и руководящей роли пролетариата и его партии в грядущих революциях.

Ведущим теоретиком “большевизма” явился В.И. Ленин. К числу важнейших положений “ленинизма” можно отнести: учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического централизма; идею о гегемонии пролетариата и его партии в буржуазно-демократической революции в России и возможности ее перерастания в социалистическую; стратегию и тактику пролетарской партии на различных этапах революционного процесса; принципы решения национального и национально-колониального вопроса; классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, обоснование возможности победы социалистической революции в одной стране; концепцию основ государственного социализма (о власти советов под руководством партии, кооперации, культурной революции, новой экономической Политике, индустриализации, принципах создания Российской федерации и СССР) Ильин И А. Путь к очевидности.

М 2008. С. 254 Ключевой в ленинской теории является концепция партии нового типа, ее роли и места в Советах - органах власти трудящихся.

Именно II Съезд Советов, на котором большинство делегатов представляли РСДРП и партию левых социалистов-революционеров (последняя участвовала в правительстве до июля 1918 г.), в октябре 1917 г. принял решение о переходе к нему государственной власти, а В. И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров. 5 января 1918 г. было распущено Учредительное собрание, отказавшееся признать декреты Советской власти.

Руководство страной было полностью сконцентрировано в Советах и создаваемых ими органах, через которые партия большевиков руководила страной. К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести: 1) положение о руководящей роли одной партии “нового типа” в процессе созидания нового общества: в случае нарушения в ней демократических принципов. это сразу тяжело отразилось бы на всем обществе, (так, собственно, и произошло в годы культа личности); 2) однопартийная система предполагала и одну официальную идеологию, что могло привести и привело к догматизации; 3) большевики придерживались “революционной” теории права, в основе которой лежала “революционная сознательность” и партийно-советская целесообразность, подменяя, таким образом, принцип законности принципом целесообразности, что вело, особенно в сложные периоды развития страны, к массовым нарушениям закона.

Сложное взаимдействие и сочетание этих принципов прослеживалось на всем пути развития правовой мысли в СССР и России.

В работах Ленина о новой экономической политике интересно и плодотворно ставился вопрос о соотношении рынка и государства, допускалось широкое развитие рыночных отношений под государственным контролем. В конце 20-х - начале 30-х гг. ленинская идея нэпа была снята с повестки дня И.В. Сталиным и его окружением.

Попытку вернуться к ней сделал М.С. Горбачев в годы “перестройки”. В первые годы после Октябрьской революции допускался идеологический плюрализм, существование немарсксиетских социально-политических и философских концепций. Среди них можно выделить взгляды “сменовеховцев”. Что же касается официальной партийной идеологии, то до середины 30-х тт. внутри ее существовали различные идейно-политические платформы (Н.Н. Бухарин, Л.Б. Каменев и др.). Идейно-политическое направление и общественное движение “сменовеховство” получило свое название от сборника “Смена вех”, вышедшего в Праге в июле 1921 г. Смена “вех” означала пересмотр позиции интеллигенции по отношению к послереволюционной России.

Представители этого течения поменяли ориентиры, признали победившую советскую власть и необходимость сотрудничества с нею. Движение включало и часть эмигрировавшей за рубеж, а затем вернувшейся и занявшей видные посты в советской России интеллигенции.

Одним из наиболее видных представителей этого течения являлся Н.В. Устрялов (1890-1937). В своих трудах “сменовеховцы” обращали внимание на национальный характер русской революции, выступали за укрепление советской России как великой державы, приветствовали расширение ее сферы влияния на Восток, поддерживали нэп, называли свои идеологические позиции “националбольшевизмом”. Можно также выделить идейное течение “евразийцев” - взгляды российских ученых, оказавшихся после революции за рубежом, и опубликовавших ряд трудов по проблеме “Россия-Евразия” в 20-30-е гг. Среди них: Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой и др. В своих работах они высоко оценивали творческий, исторический и политический потенциал русского народа, признавали полезным опыт СССР, выступали за ведущую роль православной идеологии в жизни российского общества, критически относились к опыту западных стран, делали акцент на самобытности России как евразийской державы.

Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-х гг. в СССР идеологией являлся марксизм-ленинизм.

Утверждение руководящей роли партии большевиков привело к господству в обществе одного идеологического направления - “марксистко-ленинского учения”, ставшего на длительный период времени, по сути, государственной идеологией страны. Норма о руководящей роли партии большевиков в жизни общества была введена в Конституцию СССР 1936 г. (ст. 126), содержалась и в Конституции СССР 1977 г. (ст. 6). В 1989 г в процессе демократизации российского общества, эта статья была отменена.

С 30-х до конца 80-х гг. политическая наука в СССР выступала в форме таких направлений и дисциплин, как “история КПСС”, “исторический материализм”, “научный коммунизм” (с 1963) и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма-ленинизма. В рамках данных политических дисциплин рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как “руководящая роль партии”, “социалистическая демократия”, “закономерности строительства социализма”, “мирового революционного процесса” и др но дискуссии вокруг них не выходили за рамки партийно-государственной доктрины, что мешало творчески развивать политическую мысль. Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут после преодоления культа личности И.В. Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать пути совершенствования политической системы общества.

В середине 60-х гг. была создана Советская (ныне - Российская) ассоциация политических наук, под эгидой и при непосредственном участии которой в 1979 г. в Москве состоялся XII Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Политологические исследования стали проводиться на базе Института государства и права.

Института конкретных социологических исследований, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института философии и др. Российские ученые получили возможность встречаться со своими зарубежными коллегами, обсуждать теоретико-методологические основы политических проблем, выходящих за рамки курса истории партии.

В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, теории международных отношений; разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, открытого общества, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах, суда присяжных и др. Многие из них были реализованы на рубеже 80-90-х гг. В этой связи можно отметить труды российских политологов: Ф.М. Бурлацкого, А.П. Бутенко, А.А. Галкина, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и других, сыгравших положительную роль при формировании политической науки как самостоятельной отрасли знания.

Получила известность книга М.С. Горбачева “Новое мышление для нашей страны и для всего мира”. В ней были изложены либеральные принципы “перестройки” в СССР, вопросы демократизации советского общества, международных отношений.

Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества. Принципиальное значение для развития политологии в России имеет принятие Конституции Российской Федерации (1993), закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. В ст. 13. Конституции говорится; “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”. К числу важных политико-правовых документов, позитивно повлиявших на развитие как демократии, так и становления гражданского общества в России, следует отнести федеральные законы “О выборах Президента Российской Федерации” (17 мая 1995) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (21 июня 1995). В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе. 3. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

Выступая на открытии Гражданского форума 21 ноября 2001 г. в Кремлёвском Дворце, В.В. Путин отметил, что о государстве "судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество". Он обратил внимание на то, что в России "гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным.

Но думаю, что вряд ли найдутся страны вообще, где можно сказать, что общество окончательно сформировано.

В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным. А для России, надо признать, этот процесс только начинается". Он считает "абсолютно непродуктивным, практически невозможным и даже опасным пытаться создавать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно создать "по указке" Оно вырастает самостоятельно, имеет свою собственную корневую базу и питается духом свободы.

И только тогда оно становится действительно гражданским. Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях.

Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др. За годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций различного уровня, которые позволяют не только учитывать интересы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решения через органы власти различного уровня2. Оформляются гражданские протестные движения: против монетизации льгот (январь 2005 г. 240 тыс. человек), увеличения цен на бензин (февраль 2005 г 50 тыс. человек), реформы ЖКХ (март 2005 г. 100 тыс. человек) и многие др. На некоторые протесты власть реагирует конструктивно, иные - не замечает.

Создана Общественная палата. Развитие Интернета в России - в определённой степени заслуга негосударственных, некоммерческих структур. Его становление дало жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества, достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти. В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ говорилось, что "в условиях демократии невозможно представить себе политический процесс без участия неправительственных объединёний, бёз учета их мнений и позиций.

Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет членов палаты, их открытая позиция усилили влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность правительства и Федерального Собрания.

А также на административную практику министерств и ведомств Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу.

Их в России уже около 8 млн. человек. Всё это - реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества. Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее: пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций; социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.; неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30% граждан по различным подсчетам); Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. недостаточно выражены и укоренены интегративные, обтэединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.); слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.; пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения; слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти; в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества; на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества; процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

Д.А. Медведев полагает, что российское "гражданское общество соответствует уровню развития демократии в России". Он убежден в том, что "гражданское общество было в нашей стране всегда.

Другое дело, что, скажем, в годы сталинского террора оно имело чудовищно искривленные формы. Но и в самые мрачные периоды истории люди отыскивали способ выразить собственную позицию, независимую от государства, даже если для этого им приходилось прибегать к эзопову языку Резник Ю.М. Гражданское общество как идея// Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 28 Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс.

Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян.

Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в ряде современных учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии и задачах в Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства.

Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям. В последние годы достаточный уровень доверия населения среди государственных структур имели Президент, армия и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов.

Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России// Социально-гуманитарные знания. 2007. №5. С. 46 Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо. Многие граждане или не понимают общего смысла и цели экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним. Ещё одна проблема связана с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно.

А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д потому, что не видят в этом никакого смысла.

Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан по проблеме постоянного участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии" ; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны". В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии" Тузиков А.Р. Демократия и гражданское общество в России// Социально-гуманитарные знания. 2004. №5. С. 36

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гражданское общество в России

В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более… И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с… Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги