Депутатская этика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Челябинский государственный университет Реферат на тему: "Депутатская этика" Челябинск, 2008 Оглавление Введение 3 Общие положения депутатской этики 4 Три типа суждений о моральном измерении депутатства 8 Кодекс депутата: от этикета к этике 10 Парадокс моральной оценки 11 Нравственная философия российского депутатства и правила честной политической игры 15 Бремя морального выбора: скромность самооценки 19 Бремя морального выбора: дух парламентского корпоративизма 21 Бремя морального выбора: жизненное и профессиональное призвание 22 Заключение 25 Список литературы 28 Введение Говоря об общих предпосылках статуса и организации депутатской деятельности, надо оттенить не только политические, правовые и организационные требования, которым она должна соответствовать.

Не менее важное значение имеют также и специальные этические нормы, соблюдение которых крайне необходимо для тех, кто претендует на депутатский мандат и затем осуществляет депутатские полномочия.

Совокупность таких норм, или правил, получила наименование «депутатской этики» или «этики депутатской деятельности».

Общие положения депутатской этики

Естественно, преступление может быть и ошибкой молодости, и давно осоз... Есть и такие, у кого на первом плане корысть, амбиции, элементарный ав... Однако «в упряжке» с сильными лидерами, объявив себя сторонником какой... Сдержать слово, добиться обещанного-для депутата, пожалуй, важнее, чем... Без радости, но терпеливо выслушивают такие выступления и те, кто види...

Три типа суждений о моральном измерении депутатства

Суждения о таких сложных материях, как представительная власть в ее мо... Мы говорим сейчас о правовых, административных и даже технико-организа... Они исследуются в рамках парламентского и административного права, а т... Но менее очевидно, что такие установления каким-то образом взаимодейст... Комитеты или палата в целом, спикер палаты или ее руководящий орган в ...

Кодекс депутата: от этикета к этике

Кодекс депутата: от этикета к этике. Это - правила бонтона, приличия, благопристойности, корректности, если... Они направлены на пресечение в парламентских буднях грубости, невоздер... Не случайно во всех европейских языках в ходу речевой оборот - «непарл... Иногда говорят об этике публичных выступлений депутатов. Этикетные пра...

Парадокс моральной оценки

В противном случае вся его легислатура обессмысливается. Политическая практика изобилует примерами подобного рода. де Голль, Дж. Подобно тому, как можно было побеждать в безупречно честном рыцарском ... С популизмом связана и коварная игра на неспособности рядового избират...

Бремя морального выбора: скромность самооценки

Вместе с тем, в той же ментальности, в которой компромиссы клеймятся к... Бремя морального выбора: скромность самооценки. И даже оправдывало бы компромиссы критерием выбора «наименьшего зла». Не удивительно, что в сознании части депутатов еще не разрушена своеоб... Хотя у парламентариев нет чрезмерного ощущения личной власти, которым ...

Бремя морального выбора: дух парламентского корпоративизма

Освоению ценностей и социальной миссии депутатства как условия для раз... Бремя морального выбора: дух парламентского корпоративизма. Однако, есть немало поводов думать, что при этом корпоративная идентич... Это обстоятельство уже оказалось осознанным депутатами, несмотря на ме... .

Бремя морального выбора: жизненное и профессиональное призвание

Бремя морального выбора: жизненное и профессиональное призвание. Хуже, если подобная заинтересованность сопровождается не искренним инт... Но самоотверженность не может быть принципом политического поведения в... Это характерно для всякой творческой личности, но такое равновесие на ... У преданного делу человека явно выражено стремление к глубокому душевн...

Заключение

Заключение «Этикетные провинности и даже отклонения от этического стандарта поведения во многом очевидны для массового сознания». Они не представляют особых затруднений при оценивании. Но за стандартом просматриваются нравственные коллизии повышенной сложности, поступки, за которыми скрывается клубок мотивов, обстоятельств и последствий, решения, полные драматизма, когда обычные позитивные и негативные оценки, которыми так легко оперирует массовое сознание, оказываются малопригодными для того, чтобы охватить ими нравственные конфликты такой специфической деятельности как парламентская работа.

Эти коллизии связаны с противоречиями в политической и нравственной культуре общества (парламент - их одновременно и незамутненное, и искривленное зеркало). Они предполагают трудные нравственные искания, обусловленные национальными особенностями психологии парламентариев, спецификой становления российского парламентаризма, особенностями того самого массового сознания, которое лицезреет деятельность нашего парламента, морально оценивая ее. В отличие от парламентаризма стран Восточной Европы и некоторых государств, возникших на территории бывшего СССР, российский парламентаризм до сих пор так и не смог определиться в своей национальной идентичности.

Кредо российского депутатства остается несфокусированным, крайне расплывчатым, не проясненным как для него самого, так и для общества. Речь идет не о нравственных достоинствах или недостатках депутатов (хотя и это весьма существенно) и не об имидже, который они охотно демонстрируют общественному мнению, и которым, как им мнится, они располагают реально, а о противоречиях в политической и нравственной культуре общества, отраженных в этике российского парламентаризма.

В политической сфере все социокультурные расколы, вся инверсионность движения, его маятниковость ощущаются в большей степени, нежели в других сегментах общественной жизни. Не удивительно, что страна, ее общественное мнение (в той мере, в которой ему удалось сложиться), массовое сознание сравнительно безболезненно восприняли почти все формы и формулы, структуры и механизмы современного парламентаризма, но не поспевали освоить ни соответствующую политическую логику, ни ценностный язык политики, ни соответствующую этику.

Говорят, что современная Россия на скорую руку приняла устаревшие формы капитализма - как в свое время она приняла христианство но только в их вещественной и социально-экономической ипостаси, не сделав того же в отношении главного их движителя, «духа» капитализма.

Эта мысль может быть в полной мере применена к области политической демократии. Предпринимательские навыки у нас, хотя и были в загоне, оказались развиты неизмеримо больше, нежели демократические традиции в государственном управлении; худо-бедно, но были эмбрионы как предпринимательской этики, так и трудовой морали. Этого нельзя сказать об этике парламентаризма. Парламентские институты были трансплантированы чуть ли не в одноразовой операции, тогда как порождающий и развивающий их дух оказался невостребованным, Собственно говоря, дух парламентаризма, его этику нельзя «освоить» в виде привлекательного и хорошо упакованного серийного продукта духовного импорта, даже интегрировав их в ходовые этические рационализации - беллетристические, публицистические, попкультурные и т.п. Можно и нужно использовать мировой опыт парламентаризма, но насадить его нельзя: эффект отторжения последует без промедлений или не заставит себя долго ждать.

Опыт должен упасть на хорошо взрыхленную и обильно удобренную почву, чтобы дать всходы, а не на такую почву, где парламентские традиции или вовсе «не ночевали», или их семена были в свое время тщательно выполоты.

Данная этика должна быть продуктом инновационного акта, чтобы органически вписаться в нашу культуру, а не навязываться ей на манер петровских ассамблей. Парламентская этика должна возникнуть в контексте не мировой, а именно российской демократии.

Скорее всего, такой акт еще сильно задерживается или протекает крайне вяло. Подобная констатация тем более верна, если мы говорим не только о кодексе парламентского поведения, который сравнительно легко принять и даже исполнять, а о кредо, о нравственной философии российского парламентаризма как главном нерве депутатской этики. Хотя по ряду признаков можно предположить, что нулевой цикл его созидания, инкубационная фаза поиска национальной идентичности парламентаризма уже миновала.

Может быть, осторожности ради лучше сказать, что возник ряд предпосылок для такого созидания. Прежде всего, в форме взносов в фонд общедемократических традиций, поступивших из сферы культуры, из «низовой» демократии и «малых» парламентов: федеративный парламент не варится в собственном соку, впитывая идущие извне демократические импульсы.

Список литературы

Список литературы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность. М 2000. 3. Альхименко В.В. Конституционное право.

М 2006. 4. Бакшатановский В.И Согомонов Ю.В Чурилов В.А. Этика политического успеха. Тюмень - М 2005. 5. Кубицкий С.И. Россия на пути реформ. Челябинск, 2008. 6. Общая теория государства и права. М 2004. 7. Парламентаризм в России: опыт и перспективы 2002 г. М 2002. 8. Политология. Учебник для вузов. М 2006. 9. Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательная система // Социально - политический журнал 2006 №5. 10. Словарь философский терминов. М 2001. 11. Федеральное Собрание России: опыт первых выборов.

М 2002. 12. Юридическая энциклопедия. М 2007.