Доктрина "Москва - Третий Рим": суть и влияние

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Институт государственного и муниципального управления Кафедра истории и политологии РЕФЕРАТ по дисциплине «Внешняя политика России: история и современность» вариант (тема) № 7. Доктрина “Москва - Третий Рим”: суть и влияние Выполнила студентка заочной формы обучения специальности 080507 I курса группы № студенческого билета (зачетной книжки) Саша Проверил преподаватель исторических технических наук, доцент С. П. Костриков Москва - 2009 ПЛАН Введение 1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 1.1 Источники доктрины 1.2 Суть доктрины 2. Влияние доктрины на формирование внешней политики 2.1 Доктрина «Москва - Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков.

Заключение.

Литература ВВЕДЕНИЕ Концепция «Москва - Третий Рим» и ее конкретно-историческое воплощение - популярная тема новейших исторических и культурологических работ. Актуальность нашей работы доказывает то, что данная концепция многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства.

Идея «Москва- Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития. Значимость разработки данной темы в нашей работе видится в том, что текущие процессы глобализации и интеграции во всем мире выдвигают на передний план страны, имеющие культурологическое «превосходство» и традиции преемственности с другими странами, сохраняемых, развиваемых в политике и культуре своего народа.

Следует также отметить, что эта концепция направила и поддержала интеграционные процессы становления русской государственности и помогла сохранить Россию как единую суверенную страну. Также на многие годы была сформирована концепция внешней политики русского государства как гордой и сильной державы, противостоящей угрозам внешнего мира в попытке сохранить и преумножить материальные и духовные богатства страны. Не стоит забывать и о культурологическом эффекте принятия и популяризации концепции «Москва - Третий Рим»: с ее помощью был создан образ духовной державы, последнего оплота христианского мира, что возвысило Россию и поставило ее в один ряд с такими европейскими культурами и странами, как античная Греция, Италия.

Таким образом, целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач: · раскрыть суть самой концепции, отследить источники ее возникновения; · показать эволюцию идеи от религиозной к общественно-политической; · выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.

Для написания данной работы были использованы научные и периодические издания таких авторов, как: Кожинов В.В Карпец В.И Новикова Л.И Соловьева В.С. Особенно хочется отметить труд последнего - «Византизм и Россия», где автор подчеркивает культурологические и политические параллели и корреляции в государственности России, показывая взаимосвязь и взаимовлияние идейно-политических парадигм на культурную атмосферу России и наоборот. 1. Третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея.

Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. В. Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова» отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному Иосифу Волоцкому святителя Геннадия, который в 1484 - 1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. 2001, С. 470-471 Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу, царскому дьяку М.Г.Мунехину и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал доктрину «Москва - Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества.

Первоначально идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного христианства". Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического обоснования возвышения Москвы как державы. Филофей писал царю: "Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать". Там же, С. 472 Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви.

Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим". Следует отметить, что идея Филофея объединила в себе черты весьма распространенной во всех христианских странах теории "Длящегося Рима", утверждавшей нескончаемость Римской державы вплоть до завершения земной истории.

В той или иной степени стремление заявить об идентичности своего государства с "римским царством" находит отголоски в общественной мысли разных народов западной и восточной Европы. На Руси глашатаем этой идеи были русские книжники из рядов иосифлян, занявшие к началу 20-х годов XVI века господствующее положение в русской церкви и официальной идеологии. В развитие идей иосифлян формулировка Филофея вычленяла в теории "Длящегося Рима" новый аспект, связывающий роль Русского централизованного государства как единственной опоры православия со всемирно-историческим процессом.

В обозначенной Филофеем формуле были объединены и выражены, таким образом, две фундаментальные идеи: 1) преемства царств и 2) богоизбранности русского народа. Обе они давали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы, ее мессианской роли в будущем. Современный русский историк Р.Г. Скрынников Скрынников Р.Г. Борис Годунов.2002, С. 51 отвергает предположение, что официальное признание доктрины «Москва Третий Рим» следует трактовать как выражение Москвой претензии на роль центра новой мировой империи, преемницы древнего Рима и Византии.

С его точки зрения, поражение в Ливонской войне так ослабило Московское государство, что оно могло думать только о защите своих границ и возвращении утраченных русских территорий. Он отвергает также предположение, что русская церковь могла в это время претендовать на руководство всемирной православной церковью. Доктрина «Москва Третий Рим», пишет Р.Г. Скрынников, «выражала преимущественно стремление ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия Отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной церкви». Побежденная на поле битвы, разоренная войной и опричной политикой, переживавшая острый социальный конфликт Москва в конце XVI в. не могла претендовать на мировую империю и роль главы всемирного православия, но доктрина «Третьего Рима» не была тактическим требованием сиюминутной политики.

Она выражала глубокое убеждение в исторической, Божественной, миссии, представляя собой могучий духовный стимул, игравший важнейшую роль в будущем страны.

Там же, С. 59-60 1.1

Источники доктрины

Источники доктрины. Доктрина "Москва - Третий Рим" возникла не сразу: она имела "скрытый" ... Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Доктрина Руси: “Москва - Третий Рим”.

Суть доктрины

Зеньковского Там же теорию Филофея характеризуют полный провиденциализ... Говоря об упадке религиозно-нравственного состояния мира и, в частност... «Совращение России с пути добродетели и чистоты веры угрожает благосос... Учение Филофея вначале рассматривалось как религиозно-философская теор... (Отметим, что Стоглавый собор не вводил новых традиций, но лишь подтве...