рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О типах легитимности политической власти

О типах легитимности политической власти - Реферат, раздел Политика, Политологическая концепция Вебера О Типах Легитимности Политической Власти. Но В Любом Случае Властвующие Пытаю...

О типах легитимности политической власти. Но в любом случае властвующие пытаются осуществить собственную власть через легитимное господство. Легитимность означает признание власти обществом, необходимость этой власти и её носителей, а так же её обоснованность.

Другими словами легитимность характеризует законность власти. Значит, признание народом законности и правомерности официальной власти является фундаментальной ее характеристикой. В политологии эта характеристика известна как "легитимность" (от латинского слова legitimus – законный). Сразу же необходимо отметить, что речь здесь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, оказываемой ей народом и обществом, а не формальном её закреплении в соответ¬ствующих государственных документах.

В принципе тем, кто взял власть в свои руки, совсем несложно получить юридическую и правовую законность. Но и цена этого формального признания власти не так велика как признание политической власти народом, т.е. легитимности этой власти. Соответственно, необходимо видеть различия между понятием "легитимность власти" (т.е. общественное призна¬ние ее законности) и понятием "легальность власти" (т.е. правовое, формальное закрепление власти). Макс Вебер впервые ввел понятие "легитимность власти". Он отмечал, что легитимация, т.е. обретение властью законности, не является во всех случаях однотипным процессом, который имеет одни и те же корни, одно основание.

Вебер выделял три основных принципа: традиция, харизма и легаль¬ность. Здесь говорится об идеальных типах, которые не существуют реально. В различных политических системах данные типы переплетаются при преобладании какого-либо из них. Традиционный тип легитимности Основой традиционной власти является вера в священный характер обычаев, норм, традиций, которые считаются нерушимыми.

Все это выступает как основа управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. При нарушении традиций лидерами, вождями, они сразу же теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные могут существовать ни один век без каких-либо существенных изменений. Люди снова и снова воссоздают отношения власти и подчинения в течении многих десятилетий.

Данный тип власти был характерен для древних восточных империй (Китай, Вавилон, Персия, Египет) для средневековой Европы. Да и в современных политических системах присутствует традиционная легитимность. Вообще она похожа на отношения в патриархальной семье, где младшие следуют указаниям старших. Поэтому, как полагал Макс Вебер, наследственную монархию необходимо сохранять даже в условиях демократии, для подкрепления государственного авторитета многовековыми традициями почитания власти.

Харизматический тип легитимности В изменяющемся обществе, пока не освоившем демократический тип управления, как правило возникает харизматический тип правления. Харизма представляет собой некий дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, в принципе, это сверхчеловек с особыми качествами (Соломон, Цезарь, Будда, Христос, Александр Македонский, Магомет и др.). Элементы харизмы были и у Гитлера, Сталина, Ленина, Мао, Де Голля, Тито, Черчилля, Неру, Троцкого, Рузвельта и др. За всю историю харизматическая власть существовала во множестве различных политических систем. Это и Римская империя Юлия Цезаря, режим Наполеона, фашизм Муссолини, гитлеровский нацизм, социализм Мао Цзэдуна, Ленина, Сталина.

Данный тип власти как правило получает развитие в революционных условиях, в условиях, где отсутствует свобода. Харизматический авторитет не связывается какими-либо нормами и пра¬вилами. Его основой является приверженность масс, их вера в особые качества вождя, их преклонение перед ним. Лидер же считает, что выполняет особую "историческую миссию", и для этого ему требуется поддержка и послушание.

Самообладание харизмой и какими-то особыми качествами вождя, не является столь важным для возникновения харизматической легитимности, сколь важным является признание ее со стороны других. Но данная власть является не особо -стабильной по сравнению с легальной или традиционной, т.к. для её удержания лидеру надо всегда показывать свою исключительность, решать какие-либо новые задачи. Понятие "харизма" в XIX в. использовалось применительно лишь к относительно небольшому числу лидеров.

Сейчас же харизматическое лидерство преобразовалось в организованный культ возвеличивания лидера. К разновидности харизматической легитим¬ности можно отнести вождизм, который возникает в нединамич¬ных, авторитарных и тоталитарных обществах. В условиях вождизма необходима личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе во главе клана. Данному типу не всегда чужда демократия, т.к в принципе, ему свойственно признание прав большинства, существует поддержка народом правящего режима; возникает любовь к "отцу" нации или народа, отсутствует оппозиция.

Для данного общества характерными чертами являются: тотальная идеологизация, гра-жданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Возникает ощущение особой мис¬сии, особого назначения режима, необходимости прорыва в соци¬альном и экономическом развитии.

От того, насколько он оправдает свое назначение, зависит прочность этого режима. Легальный или рационально-правовой тип легитимности Основой легальной власти является признание юридических норм и конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы могут быть изменены, для этого существуют процедуры, установленные законом. Элита, для обоснования своей власти, обращается к текущему законодательству, которым предусматривается свободное волеизъявление народа, выборность и равноправие всех политических сил, которые действуют в рамках закона, а так же локализация области деятельности государства.

Легальная легитимность является характерной для государств демократического типа. Необходимо строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в т.ч. и органами управления, доступ к политическим институтам всем слоям общества, доверие граждан не к отдельным лидерам, а к государственному устройству, подчинение закону, а не определенному руководителю. Во время серьезных социально-экономических переме обычно наблюдается кризис законности власти.

Предыдущий режим утрачивает легитимность, а новый режим её еще не приобретает. При этом его положение зависит в большой степени от того, какими способами он будет пытаться утвердить свою легитимность. Как правило, среди выделенных Максом Вебером "чистых" способов легитимности власти: традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать только из двух последних. Как показывает опыт – к стабильной легитимности может привести только рационально-правовой способ, основой доверия и уважени к власти при котором является признание законными ведущими к ней путями.

В обществе устанавливается согласие относительно "правил игры" на политической арене. Это согласие становится основанием стабильности режима. При данном режиме предполагается высо¬кая политическая культура населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому многие государства, возникающие революционным путём, изначально за основу берут харизму – как более простой способ.

Но культ харизматического лидера приводит к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К лидеру начинают обращаться все недовольные, на него начинают надеяться и оценивать его. Поэтому, чтобы поддерживать легитимность харизматического режима, надо постоянно либо демонстрировать свою эффективность, либо проводить репрессии. Возможен вариант появления этнической легитим¬ности, т.е. образование властных структур на основе на¬ционального признака.

Этническая легитимность получает развитие при активной деятельности лиц коренной национальности, выдвижении идеи национального государства, установления этнократии. Однако данный режим не может иметь исторической перспективы, т.к. ве¬дущей тенденцией мирового развития сейчас является консти¬туционный, рационально-правовой тип легитимности. Довольно хорошо видно, что первые два типа легитимности – традиционный и харизматический – являются характерными в основном для государств с очень слабо развитой полити¬ческой системой.

В экономическом отношении они тоже обычно развиты довольно слабо. Высокий эконо-мический уровень может возникнуть только вследствие особых обстоятельств (к примеру, богатство энерго¬носителей в таких странах, как Кувейт, Арабские Эмираты и др.). Форма правления здесь скорее всего монархи, или политические режимы, которые возглавляю харизматические лидеры. Что же касается третьего из названных типов легитимности, т.е. рационально-правовой власти, то она характерна для государств с высокоразвитой политической системой. Традиционный и рационально-правовой типы леги¬тимности являются более долговременными.

В случае традиционной легитимности наследники постоянно сменяют друг друга, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться десятилетия, а может быть и столетия. Легитимность власти, которая основывается на рационально-правовом критерии, также (а может быть, даже в большей степени) дает осно¬вание прогнозировать долговременность её существования. Это заключение можно сделать в связи с тем, что данная форма характерна для политической власти в государ¬ствах с современными демократическими политическими режима-ми, в которых преобладает высокий уровень развития политической и экономической си¬стем. Одним из примеров можно назвать президентскую власть в США. Харизматический тип легитимности не дает оснований для прогноза длительности существования политической власти.

Дело здесь не только в том, что после смерти политического лидера все изменяется. Существует и ряд других причин.

Этот тип легитимности власти выполняет особую функцию. Возникновение её связано чаще всего с периодами глубоких общественных перемен (революции, войны, крупномасштабные социальные реформы) когда для достижения поставленных целей становится необходимо "поднять", мобилизовать и повести за собой народ. Для этого просто необходимо уничтожить порядки, преобладающие в обществе, преодолеть общественную инерцию.

Для достижения целей, поставленных политическим лидером, нужны народные массы, которые не обладают высоким уровнем политической культурой, которые слепо верят в своего лидера. Относительная (в масштабах истории) не долговременность харизматической власти, определяется и используемыми ею средствами. Это стремление лидера к единоличной власти, поддержание культа его личности, мгновенное пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и многое другое. В итоге все эти проявления харизматической легитимности начинают осознаваться народом как проявление далеко не формы политической власти.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политологическая концепция Вебера

Так же вопрос взаимоотношений политических лидеров, бюрократии и народа приобретают все большую актуальность в наше время.Этим и объясняется интерес… Краткий анализ литературы. В качестве одного из основных источников для… Остальная литература была использована для более полного изучения и анализа трудов Вебера. Так в книге Р.Т. Мухаева…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О типах легитимности политической власти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политика как призвание и профессия
Политика как призвание и профессия. Правовое государство Вебер называет нетрадиционным: оно выступает у него как легальное господство. Но перед тем как выяснить, почему же это так, рассмотрим как с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги