рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины

Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины - Реферат, раздел Политика, Реферат По Дисциплине «Политология» По Теме: «Идеи Народовластия И Государств...

Реферат по дисциплине «Политология» по теме: «Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины» Содержание 1. Истоки социально-политических учений в Украине 2. Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX веке 3. Социально-политическая мысль и национальное возрождении и государственности Украины начала XX века 1. Истоки социально-политических учений в Украине XII в.в - это время формирования и развития древнерусской государственности и утверждения на международной арене самостоятельного государства Киевская Русь. Теоретическая мысль этого периода в сфере политики была направлена на утверждение сильной монархической власти киевского князя, величия и независимости Руси как единого государства всех восточных славян.

Во второй половине XII в. Киевская Русь распалась на отдельные княжества и земли. В этот же период на территории Руси начинается формирование трех отдельных народностей: на северо-востоке русской, получившей название Великая Русь, на юго-западе - украинской, которая получила название Малая Русь, или Украина (название "Украина" встречается в письменных источниках с 1187 г.), на западе формировалась белорусская народность с названием Белая Русь. В XII-XVII в.в украинские земли были разделены и разграблены сначала татаро-монголами, затем Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, крымскими татарами.

История общественно-политических идей на Украине имеет особенности, связанные с отсутствием на протяжении многих веков своей государственности, национально-территориальной раздробленностью, национальным и религиозным угнетением и непрекращающимся национально-освободительным движением.

В истории социально-политической мысли в Украине период с XVI ~ начало XVII в.в. определяется развитием прогрессивного движения, связанного с социально-экономической жизнью и освободительным движением украинского народа. В конце XVI ~ начале XVII в.в. Украиной прокатилась волна крестьянско-казацких восстаний, которые в последствии переросли в освободительную войну украинского народа под предводительством гетьмана Богдана Хмельницкого.

В начале XVII в. в условиях польско-шляхетского господства в Украине, украинцы не имели собственной государственности, власть на землях украинских принадлежала польскому королю Единственная тогда сила, противостоящая польскому владычеству, православная церковь. В 1620 г. гетьман Войска Запорожского Петр Сагайдачный восстановил Киевскую метрополию и всю православную иерархию.

Тогда же возрастает роль Киево-Печерской лавры - очага ученых и политических деятелей, духовенства. Позже создаются Братская школа, Киевская Лаврская школа, Киевский коллегиум, основателем которого стал архимандрит Петр Могила (позже был преобразован в Киево-Могилянскую академию). В творческом наследии Петра Могилы (1597 - 1647 г.г.) значительное место занимают социально-политические проблемы и учения. Рассматривая государство и общество, Петр Могила не отделяет их друг от друга.

Государство возникает из необходимости обеспечения естественных потребностей людей на базе закона, наделяет граждан материальными благами, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает людей и защищает их своими средствами. Взгляды Петра Могилы на соотношение церкви и государства по-разному воспринимали и развивали деятели Киево-Могилянской академии -Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Стефан Яворский профессор Киево-Могилянской академии, а позже - блюститель патриаршего престола в России.

В его трудах находят отражение события, происходящие в общественной жизни в Украине и России, решительный протест против социального и национального угнетения. Под влиянием идей Платона и Аристотеля он рассматривает проблему государственности и права, наблюдается его отход от теологии светской власти. Значительное место в творчестве Феофана Прокоповича занимали и проблемы государства, абсолютной монархии, соотношения светской и церковной власти.

Просветительская философия в Украине в XVIII веке отражала изменения в общественно-политической и экономической жизни. Просветительство общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. Среди просветителей Украины заметной фигурой на политическом небосклоне выступал Григорий Сковорода (1722 - 1794 г.г.). В философских концепциях и просветительской деятельности Григорий Сковорода уделяет главное внимание человеку и его сущности, резко осуждает пороки современного ему общества, клеймит царизм как опору зла, критикует духовенство, чиновников феодального государственного аппарата, страстно отстаивает равенство между людьми, право каждого, независимо от социального положения, на счастье, считая свободу наивысшим достижением человека.

Просветителями были также Яков Козельский, Владимир Капнист, Петр Лодий, Василий Каразин и др. Просветительство в Украине в XVIII веке развивалось в русле требований общественно-политической жизни, осмысливая самые острые и самые важные проблемы. 2. Основные направления развития общественно-политической мыслив XIXв В 40-х годах XIX в. в Украине оформляются два основных направления в общественно-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое.

Идеологами либерально-демократического направления выступали: Николай Костомаров, Владимир Антонович, Михаил Драгоманов и другие, а революционно-демократического - Сергей Подолинский, Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка и другие.

Четкое размежевание на два ведущих направления проявилось и в деятельности первой тайной политической организации в Украине - Кирилло-Мефодиевском товариществе. Эта организация возникла в Киеве в конце 1845 - начале 1846 гг. и ставила своей целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной.

Учредителями товарищества были профессор Киевского университета Николай Костомаров, студент Василий Белозерский и чиновник, генерал-губернатор Николай Гулак. Активное участие в деятельности товарищества принимал Тарас Шевченко. Организация просуществовала недолго. Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло- Мефодиевское товарищество, а Тараса Шевченко за революционную деятельность арестовали и в 1847 г. отдали в солдаты. Основные идеи организации и программные положения изложены в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия». Товарищество ставило задачей национальное и социальное освобождение Украины: ликвидацию крепостничества, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т.д. В состав славянской федерации предполагалось войти Украине и России, Польше, Чехии, Сербии, Болгарии.

Высшая законодательная власть должна принадлежать двухпалатному сейму, а исполнительная - президенту.

Члены товарищества стремились раскрыть политический идеал, осуществление которого принесло бы прежде всего свободу Украине. Во второй половине XIX в. в истории общественно-политической мысли в Украине видное место занимает творчество Михаила Драгоманова (1841-1895 гг.). Его общественно-политическая концепция сочетала социалистические идеи социального равенства и справедливости с буржуазно-демократическими идеями конституционного права, широкого местного самоуправления, необходимостью политической борьбы и т.п. Суть его программы политической борьбы для украинцев состояла в том, чтобы добиваться политических реформ, демократизации и федерализации в рамках России и Австро-Венгрии, а центром этой национальной борьбы должна была стать Галичина.

Он считал, что национальные права могут быть достигнуты на основе политических свобод -чем больше политических свобод, тем больше национальных прав. Идейными последователями М. Драгоманова выступали: С. Подолинский (1850 - 1891 г.г.), М. Павлик (1853 - 1915 г.г.), И. Франко (1856 - 1916 г.г.), С. Петлюра (1879 - 1926 г.г.) и др. Следует указать, что С. Подолинский и М. Павлик в своих учениях кристализировали именно социалистические аспекты драгомановской программы.

В то же время И. Франко, С. Петлюра в своих взглядах эволюционировали от социализма к социал-демократии. 3.

Социально-политическая мысль и национальное возрождении и государственности Украины начала XX века

Грушевский сделал попытку воплотить свои политические идеи в жизнь, в ... Но и противоречивость этих документов, и неспособность правительства о... После разгрома Центральной Рады М. эмигрировал в Австрию. В 1924 г. В 20-х годах в Украине еще существовала определенная свобода политичес...

Выводы Таким образом, Украинские земли на протяжении всей своей истории находились в разробленном состоянии и под влиянием других соседних держав, что не способствовало развитию политической мысли и идей народовластия.

Тем не менее идея независимого ни от кого государства Украинского постоянно была на устах представителей украинской нации среди интеллегенции и государственных мужей, которые поддерживались и народом.

Результатом стало провозглашение независимости Украиныв 1991 году, что открыло новый этап в развитии Украинского общества и государственности. Литература 1. Антология мировой политической мысли М 1997, Т 2 2. Горелов А.А. Политология М.: ЭКСМО, 2008 3. Грушевский М.С. Очерки истории украинского народа К 1990. 4. Мухаев Р.Т. Политология М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008 5. Політологія. Кінець XIX - перша половина XX ст. Хрестоматія / За ред. O.I. Семйова Львів, 1996 6. Потульницький В. Історія української політології К 1992 7. Трубецкой Н.С. История.

Культура. Язык М 1995.

– Конец работы –

Используемые теги: Идеи, народовластия, государственности, истории, политической, мысли, Украины0.101

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Генезис политической мысли в древнем мире. Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения
Генезис политической мысли в древнем мире Политическая мысль Средневековья эпохи Возрождения и... Этапы политической социализации Типы политической социализации Результат... Политическая социализация включает несколько основных стадий Стадии или этапы политической со циализации прежде всего...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

История возникновения и развития политической мысли в Украине
Появление собственности, распределение общества на классы, борьба за землю, сосуществование и войны с аланами, гуннами, готами, печенегами,… Поскольку Украина очень долго входила в состав России, то и развитие… Оно пришло на смену идолопоклонническим формам религии, отвечая потребности общества в новом типе идеологии и…

Раздел 1 Политические идеи России X-XVII вв. Тема1 Политическая мысль в России : специфика и основные этапы развития.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ... ХАНТЫ МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА...

История политической мысли
Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Следуя принципу историзма, рассмотрим идеи… Иррациональная система земледелия обусловила господство деспотических форм… Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный…

История политической мысли
Но представления древних еще нельзя назвать, строго говоря, собственно политическими идеями, это были скорее мечты об идеальном государстве,… Прошло немало веков, прежде чем ранние политические учения были освобождены от… Существовавшие тогда представления об общественном порядке при некоторых особенностях и различиях исходили из тезиса о…

История развития политической мысли в России
Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой. С XI по XX век… Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья,… Третий этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. Он в начале обозначается рождением русской классической…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политические и правовые идеи Реформации Главным очагом европейской Реформации была Германия. Сторонники Реформации разделились на два лагеря.В одном собрались имущие элементы оппозиции -… В другом лагере объединились народные массы крестьяне и плебеи. Они выставили… Были они согласны в том, что миряне должны оправдываться одною верой без посреднической роли духовенства в спасении…
  • Политика, политические партии, политическая борьба Любаяпроблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемойвласти.Политикаобладает большой степенью… Для практической деятельности обширныйспектор видов, зависящий от конкретной… Cоперничество политических групп, объедененныхвокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течении многих…
  • Искусство политики, управления государством в индийском брахманизме и в китайской политической мысли (конфуцианство, даосизм, легизм) Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли - в Упанишадах, возникновение которых… Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве… Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного…
  • Политические и правовые идеи в России Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновение… Важными факторами были образования к 882 году государства - Киевской Руси и… Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической…
  • Г. АЛМОНД Политическая наука: история дисциплины.. 1 2. К. ШМИТТ Понятие политического. 3 Г АЛМОНД Политическая наука история дисциплины... К ШМИТТ Понятие политического... Вебер М Харизматическое господство...