рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исламский экстремизм: роль в мировой политике

Работа сделанна в 2001 году

Исламский экстремизм: роль в мировой политике - Дипломная Работа, раздел Политика, - 2001 год - Министерство Образования Российской Федерации Удмуртский Государственный Унив...

Министерство образования Российской Федерации Удмуртский государственный университет Исторический факультет Кафедра новой и новейшей истории международных отношений Маланьина Елена Фаритовна ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: РОЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ Дипломная работа Научный руководитель: Ижевск 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе 1.1 Социально-экономические факторы 1.2 Особенности ислама как религии 1.3 Цивилизационный конфликт 1.4 Внутриполитические факторы 1.5 Проблемы международных противоречий ГЛАВА 2. Идеология исламского экстремизма 2.1 Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма 2.2 Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами 2.3 Концепции политической борьбы за построение исламистского общества Глава 3. Организации и практика исламских экстремистов ГЛАВА 4. Исламский экстремизм в макроисторической перспективе 4.1 Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира 4.2 Функциональная роль и перспективы исламского экстремизма в рамках современной капиталистической мир- системы (КМС) ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Проблема исламского экстремизма далеко не нова. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий деятельность ряда религиозно- политических организаций является одним из дестабилизирующих факторов в ряде регионов.

Террористические акции исламистских экстремистов давно перестали быть реальностью отдельного государства или региона.

Религиозный, прежде всего исламский экстремизм к концу ХХ в утратил свой локальный характер и превратился в явление транснациональное.

Особую озабоченность вызывает его распространение "вширь": в последние годы эта проблема неожиданно остро встала в ряде регионов СНГ (прежде всего в Центральноазиатском), и в России (Чечня). Все это делает рассмотрение данной темы особенно актуальным.

Стоит отметить, что в отечественной историографии отсутствует единое понятие таких терминов как исламизм, исламский фундаментализм, исламский экстремизм. В связи с этим возникает необходимость более четко определить значение данных понятий, определить их соотношение друг с другом. В настоящей работе мы исходим из следующей терминологии.

Салафиты (салафийа) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, т.е. это религиозное течение, ратующее за восстановление чистоты ислама. Исламский фундаментализм - идеологии и политические движения, выступавшие под лозунгами салафийи (восстановления чистоты ислама). Главная декларируемая цель - захват власти и преобразование общества в строгом соответствии с принципами "чистого" ислама.

Исламский фундаментализм можно разделить на два направления - умеренный и радикальный фундаментализм - по некоторых теоретическим установкам (прежде всего принцип такфир у радикалов) и в зависимости от акцента на мирные или насильственные методы борьбы. При этом, отличительная черта современного исламского фундаментализма (фундаментализма ХХ века) состоит в том, что он отвечает на вызовы все более усиливающейся глобализации мира и мощной экономической, политической и духовной экспансии капиталистического Запада.

Исламизм - стадия в развитии фундаментализма, которая началась в 70-е гг. Отличается следующими параметрами: 1) выступая за укрепление ислама на официальном, государственном уровне, как правило, имеет относительно хорошо разработанную идеологическую доктрину и политическую программу; 2) его ядром являются хорошо организованные структуры (неправительственные религиозно-политические организации, партии); 3) он показал себя силой не только страновой и региональной, но и мировой (исламская революция в Иране, движение моджахедов в Афганистане) Исламский экстремизм - радикальное направление исламского фундаментализма, исповедующее насильственные формы политической борьбы.

Предметом данной работы является попытка анализа исламского экстремизма как особого идейного и социально-политического феномена в современных развивающихся странах. Ввиду объемности темы автор вынужден был ограничиться главным образом странами зарубежной Азии и Африки, оставив в стороне Россию и страны Запада. При этом необходимо отметить, что за кажущейся на первый взгляд монолитностью исламского экстремизма, выступает его разнородность, что обусловлено различными причинами, условиями, региональными особенностями возникновения, а также конкретными целями, которая ставит перед собой отдельная организация.

Кроме того, сам термин "исламский экстремизм долгое время не был сведен исследователями к единому знаменателю, что позволяло присваивать его довольно широкому спектру религиозно- политических организаций более или менее часто использующих террористические методы в своей деятельности.

К ним причисляли сепаратистские и автономистские движения, оппозиционные правящим режимам, использующие террор изредка, в качестве средства привлечения внимания к определенной проблеме, и избравшие насилие своим основным методом борьбы, нелегальные и действующие открыто в составе воинских подразделений, суннитские и шиитские и т.д. Проблема политического экстремизма советской историографии была представлена исследованиями Галкина А.А Грачева А. С Барыгина Р.Г. прежде всего по вопросам праворадикальных движений Западной Европы и США.2 Эти работы были не лишены идеологических клише и поэтому некоторые определения вряд ли можно назвать удачными.

Например, Грачев А.С. считал экстремизм “особой специфической извращенной реакцией отдельных представителей многочисленных ”средних” и “промежуточных” слоев на ухудшение их материального и общественного положения " 3 Современная формулировка данного термина звучит как "приверженность к крайним взглядом, мерам (обычно в политике и идеологии)".4 В целом исследователи выделили следующие признаки экстремистских идеологий: 1) неприемлимость теории для конкретного общества или значительной его части; 2) "черно-белый" взгляд на мир; 3) активизм; 4) редко самостоятельность и оригинальность; 5) глубинный примитивизм.5 70-80-е годы ознаменовались усилением роли "исламского фактора" в мировой политике.

В данный период появилось множество публикаций, посвященных изучению различных аспектов социально-экономического и политического развития стран распространения ислама.

Тогда же впервые возник интерес к феномену "исламского фундаментализма" (исламизма).6 Этот интерес, однако, не был лишен существенной доли идеологической ангажированности. Антишахская революция 1979 г. под исламистскими знаменами в Иране носила в значительной степени антиамериканский характер, что позволяло советским идеологам рассматривать иранскую революцию как в какой-то степени "национально-освободительную" и "антиимпериалистическую" и, следовательно, в целом "прогрессивную" 7. Однако, дальнейшее развитие революции показало относительность подобных оценок. Потребности более взвешенного подхода к оценке исламского фундаментализма и экстремизма вызвали к жизни целый ряд академических исследований данного фактора на материале отдельных стран мусульманского мира. Здесь следует выделить монографию З.А. Арабаджяна, посвященную исламской революции в Иране 8, работы Р.Г. Ланды по современному Алжиру 9. Вопросы, связанные с фундаменталистскими идеями организации исламского мирового порядка затрагиваются в монографии Н.В. Жданова "Исламская концепция миропорядка" 10 В 1992 г. появляется статья Д.А. Трофимова "Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии" 11. Эта работа носит не проблемный, а скорее ознакомительный характер, описывая исламский фундаментализм как идейное и политическое течение.

Вообще же, в 90-е гг. в связи с усилением роли исламского фактора в жизни Советского Союза, а после его распада и России, увеличивается число публикаций на эту тему; они проникают и на страницы неспециализированной печати.

Современные авторы по-разному оценивают основную природу исламского фундаментализма.

Так, например, А.В. Малашенко считает, что фундаментализм - это "форма выражения цивилизованной константы", а суть его - в стремлении воссоздать фундаментальные основы "свой" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций, вернуть ей "истинный облик".12 Другой российский автор Е.Трифонов даже трактует фундаментализм как не имеющий рационального объяснения феномен социальной психологии, как явление, генетически связанное с коммунизмом, с которым фундаментализм объединяет "ненависть к европейской цивилизации и христианским ценностям". 13 Р. Ланда полностью придерживается позиции египетского социополитолога А.А. аль-Малика, считающего фундаментализм "постоянной чертой всех зрелых цивилизаций, культур, наций в момент вызова, создаваемого конфронтацией, отречением, глубоко ощутимой угрозой так же как и тупиковой ситуацией".14 Многие авторы отмечают "революционный" характер исламского фундаментализма.

Еще Л.Р. Полонская в статье, опубликованной в 1985 г. в сборнике "Ислам: проблемы идеологии, права, политики, экономики" выделяла модернистов и фундаменталистов как реформаторские течения.15 Д.В. Микульский считает исламский фундаментализм прежде всего модернистской идеологией "ставящей на более прочную основу процесс модернизации общества, глубинной основой которого является ислам".12 Ионова А.И. связывает исламский фундаментализм с "разрывом с стратегией “догоняющего развития”, с поиском новых стратегических решений в сфере государственно-административного, национального, экономического и культурного строительства…”16 Во второй половине 90-х годов в связи с активным процессом политизации ислама и придания исламскому фундаментализму формы политической идеологии, стал чаще использоваться термин "исламизм", который Игнатенко А.А. определяет как "теория и практика политических движений, ставящих перед собой цели приведения общественного и государственного устройства в соответствии с установлениями ислама.17 Из последних собственно научных публикаций стоит выделить статью Д.А. Малышевой "Исламо-фундаменталистический проект в реалиях современного мира",18 которая представляет собой, по сути, общий краткий очерк современного состояния исламского фундаментализма.

Д.А. Малышева видит в качестве основного фактора исламского фундаментализма проблемы, возникающие в ходе модернизации мусульманских стран и России, сложности рыночных реформ.

Сюжеты, затрагивающие тему исламского фундаментализма, не могли быть не затронуты в фундаментальной монографии А.М. Васильева, посвященной истории государства Саудовская Аравия, где, одна из разновидностей исламского фундаментализма - ваххабизм как известно, является официальной религией.19 Интерес собственно к религиозному в данном случае исламскому экстремизму возник в 80-х годах и был связан не в последнюю очередь с событиями на Ближнем Востоке.

Кризис арабского национализма вследствие поражения арабо-иранских войнах вызвал всплеск фундаменталистских настроений в мусульманских странах, в том числе в наиболее радикальных формах (как, например, в Ливане). В западной литературе появились публикации, в которых делались попытки выделить из общей массы религиозно-политических организаций экстремистские и умеренные, где главным критерием выступали методы деятельности.

Так, Х. Ансари выделял из египетской "Аль-гаама аль-исламий" "воинствующих исламистов", основной обязанностью которых являлся "джихад" (в данном случае - вооруженная борьба) против неверных.

О. Карре выделял фундаменталистские организации: 1) поддерживающие власти и участвующие в какой-то мере в управлении страной (пр. суданские "Братья-мусульмане" в период правления Нимейри); 2) выступающие как группы давления (египетские "Братья-мусульмане" при А. Садате); 3) ведущие вооруженную борьбу против режима (сирийские " Братья-мусульмане" в конце 70-х гг.). Такой исследователь как Н. Айюби разделял фундаменталистов исходя из "интенсивности их эмоций" и тех методов, которые они используют чтобы добиться своих целей.20 Среди отечественных исследований на данную тему необходимо упомянуть работу А.А. Игнатенко "Халифы без халифата: неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке".21 В этой связи следует упомянуть также монографию А.В. Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах."22 Работа обращает на себя внимание прежде всего тщательным анализом сочинения С. Кутба “Вехи на пути”, а также критерием выделения собственно экстремистов.

В его качестве выступает понятие "такфира" ("Обвинения в неверии"). В отличие от "умеренных", которые считают "вестернизированных" мусульман правоверными, хотя и грешными, экстремисты полагают, что они утратили право называться мусульманами, являются неверными (кафирами). Т.о. понятие экстремизма, по мнению Коровикова А.В во-многом понятие идеологическое, нежели политическое.

Следует отметить, что работа А.В. Коровикова работа написана на материале ограниченного ряда стран- Египта, Иордании и Сирии. Следует отметить, что ряд авторов считают разделение исламистов на " умеренных" и "радикалов" нецелесообразным в силу единства их целей.

Например, Э. Сиван полагает, что проводить различие между умеренными и экстремистами означает упускать из виду то обстоятельство, что выбор "лекарственных средств" (т.е. методов борьбы) производится исключительно с точки зрения практического применения и зависит от обстоятельств каким ни был образ действий, цель одна - захват политической власти "23 Подобного мнения придерживается и Д.А. Малышева. 24 В 90-е годы в связи с актуализацией данной темы, появляется множество публикаций не только в научной периодике, но и в прессе.

Публикации в прессе содержат не только аналитический материал, но и порой достаточно аргументированное фактическое изложение событий, т.е. они, в каком-то смысле могут рассматриваться и как исторический источник.

Обращают на себя внимание статьи, посвященные отдельным религиозно-политическим организациям и движениям, истории их создания и практической деятельности.

Среди них можно упомянуть статьи Л. Млечина, П. Принина, Д. Зеленина, посвященные Хезболла ("Партия Аллаха")25, а также публикацию Я. Борового о Хамас ("Исламское движение сопротивления").26 В последние годы вследствие активизации исламистов в среднеазиатских государствах, СНГ, особое внимание СМИ уделяет Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), а также "Хизб-ут-тахрир", их дестабилизирующей активности в данном регионе, а также их связям с международным терроризмом.27 Необходимо отметить, что первоначально интерес СМИ к исламским организациям был связан прежде всего с террористической практикой, лишь в последнее десятилетие в связи с актуализацией для российского общества проблемы исламского фундаментализма, появилось более взвешенное и осмысленное отношение к данной теме. особое внимание стало уделяться в этой связи внутриполитическим фактором возникновения религиозного экстремизма, его конкретным целям и задачам.28 Следует сказать о том, что если в конце 80-х гг. некоторые исследователи говорили о бесперспективности исламского экстремизма вследствие поражения Ирана в военном противостоянии с Ираком,29 то в настоящее время ряд авторов прогнозирует долгое воздействие "исламского фактора" на мировую политику.30 В качестве источников при написании данной дипломной работы использовались материалы периодической печати: статьи, репортажи, интервью с деятелями ислама и отечественными специалистами.

Кроме того, был привлечен труд одного из теоретиков фундаментализма Абу аля-Маудуди31 Основная цель работы состоит в попытке дать обобщенный образ современного исламского экстремизма, опираясь главным образом на выводы исследования отечественных авторов, а также анализ материалов периодической печати в качестве источниковедческой базы. Задачи, вытекающие из поставленной цели состоят в том, чтобы: 1) выявить основные причины подъема современного исламского экстремизма; 2) проанализировать идеологию современного исламского фундаментализма, раскрыть его соотношение с таким явлением как исламский экстремизм; 3) дать характеристику главным направлениям практической деятельности исламских экстремистов; охарактеризовать роль исламского экстремизма в системе международных отношений.

Этим задачам соответствует структура работы: введение, четыре главы, заключение, библиографический список, примечания.

Основные методы, использованные в работе - аналитический и иллюстрированный.

ПРИМЕЧАНИЯ 1. Современный ислам.

СО. 1994. 2. Галкин А.А. Социология неофашизма. М 1971; Грачев А.С. Политический экстремизм. М 1986; Барыгин В.Н. Социальная база, движение крайне правых в Западной Европе.

М 1991. 3. Грачев А.С. Тупики политического насилия. Экстремизм и терроризм на службе международной реакции. М 1982. с. 84. 4. Словарь-справочник по социологии и политологии. Сост. Тадевосян Э.В. М 1996. с. 468. 5. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М 1990. 6. Показательно, что в капитальной монографии Л.Р. Полонской и А.Х. Ваффы «Восток: идеи и идеология (критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций «третьего пути развития») 7. Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революция (19 - 20 в.) М 1991 8. Арабаджян Указ. соч. 9. Ланда Р.Г. Есть ли будущее у исламского фундаментализма в Алжире? //Восток. 1993. № 1. с.138.; Исламизм в Алжире: апогей или спад? //Азия Африка сегодня.1991. № 9. с.6 10. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. международно-правовые и гуманитарные аспекты.

М 1991 г. 11. Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах // Восток, 1992 г. N 1 12. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М 1996 г. стр.10-11 13. Трифонов Е. Россия всегда была частью Европы.

Игра в Евразийское пространство противоестественны // НГ- сценарии N4 1998 г. стр.7 14. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории 1993 г. N1 стр.32 15. Ислам: проблемы идеологии, права, политики, экономики. М. 1986 г. 16. Микульский Д.В. Ислам и общество // Вопросы философии, 1993г. N12 стр.16 15. Указ.соч. стр.17 17. Там же. 18. Игнатенко А.А. "Зеленый Internetционал" // Нг - Религии 7.04.1999г. стр.4 19. Малышева Д.А. Исламо-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // МЭиМО 1999 г. N7, стр.110 20. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1754г конец ХХ в) М 1999г. 21. Коровиков А.Г. Указ.соч. стр.16 22. Игнатенко А.А. Халифы без халифата: неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке М 1988 г. 23. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах.

М 1990г. 24. Сиван Э. Радикальный ислам: причины и последствия террористического насилия // НЭБ 1999г. 25. Малышева Д.А. Указ.соч. стр.112 26. Млечин. Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни // Новое время 1992. N17 стр.11 27. Принин П. Партия Аллаха готова к войне. // Эхо планеты 1993 № 38 28. Зеленин Д. Пробил ли час освобождения? //Эхо планеты 1991. 24-30 августа N31 стр.21 29. Боровой Я. Смерть приходит по воскресеньям // Новое время 1996. N10 стр.24 30. См. например, Ротарь И. Фундаменталисты активизируются // Независимая газета 15.08.2000 г. стр.5 31. Князев А. Под знамением "зеленого интернационала" // Независимая газета 11.11. 2000 г. стр.5; Москалев Л. Драма под названием "джихад" // Независимая газета 18.08.2000г. стр.5; Ротарь И. Взорвется ли Центральная Азия? // Независимая газета. 29.11.2000г. стр.5. 32. См.например: Беляев И.П. Ислам: религия и политика // Диалог 1990г. N6 стр.90 33. См.например: Поляков С. Угроза исламистского экстремизма будет расти // Век 08.09.2000; Понамарев В. На грани начала войны // Независимая газета 11.10.2000г. стр.5; Игнатенко А.А. От Филлипин до Косово // Независимая газета 12.10.2000г. стр.6. ГЛАВА I.

Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе

Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе 1.1

Социально-экономические факторы

от 25 до 90% населения городов проживающего в трущобах, составляла в А... и 500 тыс.7 Рост населения этих городов в начале 90-х гг. Другая специфическая черта урбанизации в развивающихся странах заключа... 10 Таким образом, характерной чертой крупных мусульманских городов явл... С данным стереотипом тесно переплетается идеализация общины (уммы) пер...

Цивилизационный конфликт

обосновалась в мечетях во время проповедей. Особое значение предавалос... около 3 тыс. 44 В этой связи нельзя не упомянуть о роли движения Талибан в распрост... соч. Мечта о халифате // Эксперт 2.10.2000г.

Идеология исламского экстремизма

Идеология исламского экстремизма 2.1

Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма

Исламский фундаментализм и исламский экстремизм были «открыты» не в ХХ... н.э. Другое положение заключается в том, что правителя отступившего от запо... Помимо этого, многие экстремисты используют сочинения Муххамеда Ибн Аб... Кутба.

Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами

Стратегия, основываясь на трудах Маудуди, исходит из двух стадий борьб... соч. № 17. Феоктистов С. //Независимая газета.

Исламский экстремизм в макроисторической перспективе

Исламский экстремизм в макроисторической перспективе 4.1

Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира

Нимейри и реализуемой ныне генералом О.Х. Фукуямы "Коней истории"20, главной мыслью которой была идея об окончат... Федяшин Д. 1997. с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Среди причин, которые лежат в основе исламизма, и исламского экстремизма в частности, прежде всего стоит отметить так называемые «внутренние факторы», такие как: низкий темп экономического развития, безработица, аграрное перенаселение, демографический взрыв, политическая нестабильность, авторитарный политический режим, коррупция, резкая имущественная дифференциация.

Данные факторы можно с долей условностей назвать результатом провала модернизации по западному образцу (буржуазно-капиталистический и социалистический варианты), который наложился на пережитки традиционных структур развивающихся стран.

Данные факторы послужили возникновению оппозиции среди широких слоев населения официальной власти.

Особенности ислама как религии обусловили придание ей религиозного характера, а кризис светского национализма, слабость и разобщенность светского политического крыла в ряде государств послужило складыванию массовой социальной базы исламистских организаций. Подъему исламизма способствовала также политика ряда режимов, которые использовали фундаменталистские организации в политических целях, например, в качестве противовеса левому политическому крылу или в целях усиления собственной легитимности.

Следует также отметить другую группу причин, послуживших подъему исламизма - так называемые «внешние факторы», которые включают в себя прежде всего финансовую и идеологическую поддержку исламизма рядом государств (Афганистана, СА, Судана, Ирана и Пакистана), а также неразрешенность целого ряда межгосударственных, межнациональных, межэтнических конфликтов (например, ближневосточного, индопакистанского), которые стимулируют дестабилизирующую деятельность целого ряда религиозно-политических организаций. Безусловно, в качестве основополагающих следует рассматривать внутриполитические причины возникновения исламизма, однако, во многом, именно благодаря внешнему влиянию, фундаментализм радикализируется, приобретая форму экстремизма.

Протест широких слоев населения против разрушения традиционной структуры общества светскими политическими режимами приобрел форму отторжения ценностей западного, секулярного общества, т.к. подавляющее большинство населения оказалось неприспособлено к новым общественно-политическим и экономическим условиям.

Поэтому поиски собственного «третьего пути» развития приводили к исламу, предоставляющему готовые формы общественной, политической и экономической деятельности, более привычные и менее болезненные для традиционного общества.

Стоит упомянуть о наглядном примере нефтедобывающих монархий Персидского залива, где консервация общественно-политической структуры произошла на фоне гигантских поступлений от продажи углеводородного сырья, что и позволяет с успехом демонстрировать преимущества «исмамского образа жизни». Идеологи исламского фундаментализма рассматривают в качестве эталона общественно-политическое устройство раннюю общину времен Мухаммеда, современная интерпретация которой выглядит как социально-ориентированное авторитарное государство, основанное на принципах шариата.

Различия шиитского и суннитского направлений в исламе обуславливают различную форму правления в будущем государстве - имамат и халифат, все иные общественно-политические системы рассматриваются как враждебные истинному исламу и, следовательно, не имеющие права на существование. Поэтому первоначальной целью исламистов является захват власти в отдельном государстве, или создание плацдармов для реализации конечной цели - создание всемирного исламистского государства.

Для реализации своих задач фундаменталисты используют два основных метода - агитацию («метод убеждения») и террор («джихад» в его узком понимании). Именно по соотношению этих двух методов практической деятельности позволяют выделять в фундаментализме экстремистское и умеренное крыло. Умеренные используют в своей деятельности легальные методы, прежде всего благотворительность, просвещение, агитацию, таким образом им удается завоевывать большинство мест в органах местного самоуправления, профсоюзах, а подчас даже входить в правительственную коалицию.

Идеологи радикалов (например, С. Кутб) отличаются в первую очередь толкованием принципа «такфир» («обвинение в неверии»), т.е. большую часть общества они считают «неверными», что, следовательно, оправдывает для них насильственные методы борьбы. Данные методы заключаются в реализации террористических акций против представителей власти, иностранных граждан и гражданского населения, а так же проведения в ряде регионов военных операций в составе незаконных вооруженных формирований в целях дискредитации политических режимов и дестабилизации ситуации в обществе.

Экстремисты активно используют наркоторговлю и нелегальную торговлю оружием как источник своего финансирования. Собственно, на основе появления единых центров финансирования на современном этапе делаются попытки создания транснациональной террористической исламистской организации, которые характеризуются отсутствием четкой структуры, единством финансового обеспечения, идеологии и информационного пространства.

Конец ХХ в. отмечен качественным ростом исламизма как политической идеологии. Это связано прежде всего с усиливающимися в мире процессами глобализации, крахом "мировой системы социализма" как альтернативы капиталистической модернизации, увеличивающимся разрывом в доходах и распределении невосполнимых природных ресурсов между государствами промышленно развитого Севера и развивающегося Юга. В условиях невозможности сокращения этого разрыва, фундаментализм предлагает свой проект, пусть утопический, будущего «справедливого» общества.

В своих крайних формах (проекты создания "всемирного исламского государства") он по сути выступает как религиозная версия глобальной социалистической альтернативы современному капитализму, базирующемуся на межгосударственной системе организации мирового порядка. Однако в силу того, что исламский фундаментализм как религиозная идеология базируется на иррациональных основах и, значит, не способен к компромиссу (в отличие от марксизма, который в конце ХIХ - ХХ вв. трансформировался в социал-реформизм), его активизация способна лишь увеличить проблемы современного мира, а не способствовать их решению.

Поскольку в ближайшем будущем невозможно ликвидировать социальную базу исламизма, исламский экстремизм еще долгое время будут являться фактором мировой политики. В этой связи остро встает вопрос о борьбе в религиозным экстремизмом.

Практически все государства в той или иной степени сталкиваются с результатами дестабилизирующей активности целого ряда радикальных исламистских организаций. Однако, в связи с трансграничностью данного явления, меры по борьбе с ним в масштабах отдельного государства не дают желаемого эффекта. В этих условиях необходима координация действий на международном уровне, создание условий для эффективного взаимодействия в вопросах по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Но настоящим решением проблемы может явиться лишь последовательная (пусть постепенная) перестройка мирового политического и экономического порядка порядка на новых принципах. БИБЛИОГРАФИЯ Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в центральноазиатских новых независимых государствах. //Полис. 1995. № 3, С.31. Александров Ю.Г. Средняя Азия: специфический случай экономической слаборазвитости. //Восток. 1991. № 5, С. 142. Алиа Ж. Свет и тени ислама.//За рубежом. 1995. № 3, С.6. Арипов М.К. Социальный идеал ислама: мифы и реальность.

Ташкент, 1998. Бабкин С Шторх А. Ужас поселился в Алжире. //Эхо планеты. 1997. № 42, С.7. Бабкин С. Экстремисты проиграли.//Эхо планеты. 1999. № 18, С.18. Байба О. Ваххабитский ислам и власть. //Азия Африка сегодня. 1993. № 11, С. 32. Беляев И.П. Ислам: религия и политика. //Диалог. 1990. № 6, С.90. Беляков В. Кошмары каирского губернатора. //Труд. 10 июня 1998, с.4. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М 1991. Боровой Я. Смерть приходит по воскресеньям. //Новое время. 1996. № 10, С.24. Боровой Я. Ливанское болото. //Новое время. 1999. № 11, С.19. Гаджизаде А. Террористы получат по заслугам. //Независимая газета. 10 10 2000. С. 5. Ганкин Л. Суданский бумеранг. //Московские новости. № 6. 1996. С. 13. Ганковский Ю. В бой вступают талибы.//Азия Африка сегодня. 1995. № 7, С. 31. Джабер Х.А. Возрождение. //Азия Африка сегодня. 1996. № 6, С. 23. Долматова С.А. Развивающиеся страны: образование и занятость.

М 1993. Дэннис М. Демократия со второй попытки. //Итоги. 1997. № 24, С. 38. Егоров Ю. В Ташкенте судят исламских экстремистов. // Независимая газета, 31 10 2000. С. 5. Егоров Ю. Продолжение следует. //Независимая газета. 25 09 2000. С. 5. Елистратов А Орестов Р. Экстремизм: власти Египта принимают вызов. //Эхо планеты. 1993. № 17, С. 7. Жданов Н.В Игнатенко А.А. Ислам на пороге ХХ1 в. М 1989. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты.

М 1991. Жудро А. Палестинцы против палестинцев. //Эхо планеты. 1992. № 36, С. 12. Зеленин Д. Пробил ли час освобождения? //Эхо планеты. 1991. № 35, С. 21. Ибрагимов М.Д. «Исламский фактор» в 70-80-е гг. //Современный ислам.

М 1992. С. 66. Иванов С. Многопартийность на крови. //Новое время. 1997. № 24, С. 25. Игнатенко А. А. Халифы без халифата: исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. М 1988. Игнатенко А.А. «Зеленый» Internetционал. //НГ - Религии. 7 04 1999. С. 4. Игнатенко А.А. От Филиппин до Косово.

Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор. // Независимая газета. 12 10 2000. С. 6. Ионова А. И. Современный ислам, человек и общество. М 1991. Как рассматривают опасность исламизма в США. //США: ЭПИ. 1996. № 8, С. 19. Капель Ж. Сумерки одной утопии. //За рубежом. 1998. № 8, С. 6. Капитонов К. Отец террора.//НГ - Фигуры и лица. 3 -10 февраля 2000. Кифнер Д. Кашмир - главное яблоко раздора. //За рубежом. 19 - 25 июня. № 23. 1998. С. 3. Князев А. Под знаменем «зеленого интернационала». //Независимая газета. 11 11 2000. С. 6. Комаров О. Кто он, Джума Намангани? // Независимая газета. 24 09 2000. С. 4. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах.

М 1990. Красулин А. Алжирские фундаменталисты увеличивают свой кровавый счет. // Российская газета. 27 09 1997. С. 7. Крылов А. Истоки и надежды исламского сепаратизма. // Азия Африка сегодня. 1991. № 5. С. 15. Лакер У. Террор эпохи постмодернизма. //США: ЭПИ. 1997. № 2. С. 13. Ланда Р. Исламизм в Алжире: апогей или спад? //Азия Африка сегодня. 1991. № 9. С. 6. Ланда Р. Исламский фундаментализм. // Вопросы истории. 1993. № 1. С. 19. Ланда Р. Есть ли будущее у исламского фундаментализма в Алжире. // Восток. 1993. № 1. С. 138. Ланда Р. Маргиналы Востока: идеология отчаяния. // Азия Африка сегодня. 1994. № 7. С. 7. Левин О. Форпост фундаментализма в Африке? //Азия Африка сегодня. 1994. № 7. С. 17. Магда В. Госдеп США объявляет узбекских исламистов вне закона. //Независимая газета. 16 09 2000. С. 6. Малашенко А.В. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития.

М 1991. Малашенко А.В. 80-е: новый политический старт ислама. //Восток. 1991. № 5. С. 52. Малашенко А.В. Мусульманская цивилизация: движение и инерция. // Восток. 1994. № 4. С. 36. Малик Линда П. Феномен «исламского возрождения». //Азия Африка сегодня. 1995. № 12. С. 38. Малышева Д. Б. Алжирский конфликт: уроки для России? //МэиМО. 1996. № 10. С. 56. Малышева Д.Б. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира. //МЭиМО. 1999. № 7. С. 108. Мамаев Ш. Мечта о халифате. //Эксперт. 2 10 2000. С. 21. Мамаев Ш. Перевалы закрыты, переговоры идут. // Эксперт. 27 11 2000. Аль-Маудуди А. Образ жизни в исламе.

М 1993. Медведко О.И. Ислам и исламисты. //Эхо планеты. 1999. 15-21 октября. № 42. С. 5. Мендел М Мюллер З. Исламский фундаментализм в Египте.

Социальные и социально-психологические аспекты. //Мусульманские страны.

Религия и политика (70-80-е гг.). М 1991. С. 75. Микульский Д.В. Ислам и общество (материалы круглого стола). //Вопросы философии. 1993. № 12. С.16. Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира». М 1989. Млечин Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни. //Новое время. 1992. № 17. С. 31. Млечин Л. Ученики стреляют в учителей. //Новое время. 1992. № 19. С. 34. Морозов И. Международный терроризм. //США: ЭПИ. 1997. № 12. С. 24. Москалев Л. Драма под названием «джихад». //Независимая газета. 18 08 2000. С. 5. Николаев А. Конца внутриафганского конфликта не видно. //Независимая газета. 4 12 1998. С. 6. Николаев Д. Наступит ли мир на Миньдао? //Независимая газета. 11 04 1996. С. 2. Ньюмен Б. Рефах набирает очки. //За рубежом. 1995. № 13. С. 6. Пахомов Е. Мир в обмен на опиум. //Итоги. 14 11 2000. Петровский Б. Удар по исламистам. //Независимая газета. 14 02 1998. С. 6. Политическая культура ислама. //СО. Выпуск 1. М 1994. Полонская Л.Р Вафа А. Х. Восток: идеи и идеологи. (Критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций «третьего пути» развития). М 1982. Полонская Л.Р. Единство и многообразие ислама.// Восток. 1994. № 6. С. 5. Поляков К.И. Жизнь и смерть отца «мусульманского братства». //НГ -Религии. 21 10 1998. С. 4. Поляков К.И Хасянов А. Ж. Арабский Восток и проблемы терроризма. //Независимая газета. 4 10 1999. С. 6. Поляков С. Угроза исламистского экстремизма будет расти. //ВЕК. 8 09 2000. С. 21. Пономарев В. На грани начала войны. //Независимая газета. 11 10 2000. С. 5. Правов А. Ливанская трясина. //Независимая газета. 26 02 2000. С. :. Принин П. Партия Аллаха готова к войне. //Эхо планеты. 1993. 18 - 24 сентября. № 38. С. 16. Плотников Н. Очаг напряженности в Средней Азии. //Независимая газета. 25 09 2000. С. 5. Плотников Н. Исламские экстремисты объединяются. //Независимая газета. 29 09 2000. С. 5. Плотников Н. Весной бои возобновятся. //Независимое военное обозрение. 24 11 2000. С. 4. Плотников Н. Масуд сдаваться не намерен. //Независимая газета. 6 10 2000. С. 6. Ротарь И. Исламский радикализм на просторах СНГ. //НГ - Сценарии. 22 08 99. № 8. 84. Ротарь И. Фундаменталисты активизируются. // Независимая газета. 15 08 2000. С. 5. Ротарь И. В краю моджахедов. //Независимая газета. 16 11 2000. С. 5. Ротарь И. Взорвется ли Центральная Азия? //Независимая газета. 29 11 2000. С. 5. Сабов А. Генералы с имамами ищут общий язык. //Российская газета. 12 10 1999. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое? //Азия Африка сегодня. 1994. № 6. С. 2. Севостьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это совсем не одно и то же. //Международная жизнь. 1996. № 5. С. 31. Сиван Э. Радикальный ислам: причины и последствия террористического насилия. //НЭБ. 16 08 1999. Скляров Л.Е. Иран 60-80-х гг.: традиционализм против современности.

М 1993. Сокут С. Мир вступает в эпоху «мятежевойны».//Независимое военное обозрение. 20 10 2000. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (Х1Х - ХХ вв.). М 1982. Супонина Е. Взрывчатка на обед. //Новое время. 1997. № 24. С. 22. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах Арабского Востока. //Социально-политические представления в исламе.

М 1987. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.

М 1996. Томилин А. «Мы думали лучше о Шарифе». //Независимая газета. 29 06 1999. С. 6. Томилин А. Как экспортируется джихад. //Независимая газета. 19 11 1999. С. 6. Томилин А. Мушарраф определился с целями. //Независимая газета. 18 01 2000. С. 6. Томилин А. Тупик для Мушаррафа. //Независимая газета. 22 01 2000. С. 6. Угрожают ли России исламизм и исламский фундаментализм? //Азия Африка сегодня. 1996. № 2. С. 2. Федяшин А. Санитарный кордон вокруг Афганистана. //Эхо планеты. 2000. 10 - 16 марта. № 11. С. 11. Феоктистов С. Фундаменталисты делают ставку на террор. //Азия Африка сегодня. 1993. № 7. С. 29. Филиппова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении. //РЖ. Общественные науки в СССР. Серия 5. № 6. 1990. Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций. //Полис. 1994. № 1. Фукуяма Ф. Конец истории. //Философия истории: Антология. М 1995. Фурсов А.И. Мир - системный анализ: интерпретация И. Валлерстайном периода 1945 - 1990 гг. (основные идеи и оценки). //Восток. 1992. № 3. Шевченко М. Судан: фараоны, мессии, терроризм и санкции. //Независимая газета. 18 03 1998. Шевченко М. «Ленину из Хартума» Англия нравится больше Америки. //Независимая газета. 28 10 1999. Шестернина Е. В Кашмире людей убивают десятками. //независимая газета. 3 08 2000. Шестернина Е. У истории с заложниками на Филиппинах не видно конца. //Независимая газета. 14 09 2000. Юртаев В.И. Иран: студенты в исламской революции. //РЖ. Серия 5. Социальные и гуманитарные науки. № 4. 1994. Юсуфзода М. Современный «джихад» - война во имя…дискредитация ислама? //НЭБ. 1999.

– Конец работы –

Используемые теги: Исламский, экстремизм, Роль, мировой, политике0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исламский экстремизм: роль в мировой политике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роль женщин в мировой политике
Женская половина человечества ведет борьбу за свои права с древнейших времен, а не с XVIII столетия, как принято считать. Первое известное… Во 2-й половине XIX - начале XX вв. появились феминистские организации в ряде… В 1925г. был создан Объединённый постоянный комитет международных женских организаций (с 1934г Комитет связи…

Мировой кредитный рынок и его роль в глобализации мировой экономики
Этот рынок, являясь наиболее динамичным сектором международного рынка ссудных капиталов, в наибольшей степени подвержен влиянию изменений в мировом… Однако банковское кредитование продолжает играть значительную роль в операциях… Во времена финансовой нестабильности фондовые рынки имеют тенденцию к сужению и в некоторых случаях даже исчезают как…

Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой войны (1945-1980 гг.)
Турция накануне и во время войны подписала договоры о дружбе со всеми сторонами конфликта, объявив, затем, о нейтралитете. Вступив в войну 23 февраля 1945 года, Турция обеспечила себе участие в ООН, а… США уделяют огромное внимание восточному средиземноморью, и постоянно усиливает своё влияние на данном пространстве,…

Мир исламской культуры. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная… Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых… Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось…

Мировой энергетический баланс. Структура, эволюция. Роль нефти и газа, невозобновляемые источники энергии
Различные формы энергии... Механическая энергия... Работа Кинетическая энергия Термальная энергия...

Внешняя политика Советского государства в канун и в годы второй мировой войны
Декрет о мире,заключённый 25 октября 1917 года,провозглашал мир,пролетарский интернационализм,защиту угнетённых народов,равноправие и добрососедские… Был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с… До середины 1919 года Советское правительство находилось в полной дипломатической изоляции.В мае 1919 года удалось…

Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики России
Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода… Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь…

Лекция 8 Ценовая политика предприятия. Ценовая политика предприятия и этапы её формирования
Ценовая политика предприятия и этапы е формирования... Ценовая политика является составной частью общей политики предприятия и... Поведение предприятия на рынке может быть пассивным и активным что определяет и степень активности ценовой...

Международные природоохранные организации и их роль в современном мире
Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу и, по существу, должны спасти прежде… Ведь громкие заявления о том, что близится глобальная катастрофа и что если мы… И через сотни миллионов лет опять возродится в не меньшем, чем сейчас разнообразии Но человек этого уже не увидит…

РОЛЬ ИСКУССТВА В ПОЗНАНИИ МИРА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ
План... Искусство как феномен... Функции искусства...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПРЕДИСЛОВИЕ Была у меня знакомая артистка. Всю жизнь воодушевляла массы на фронте, после войны, при Хрущеве, Брежневе. Рассказывала, что жила всю… Профорг группы стал распостранять марки ДОСААФ. Как-то было принято всегда их… Так, не заплатив 10 коп мы лишились 240 руб. Ясно было, что нас воспитывали. Вопрос - чему и зачем? Лично я сделал…
  • Роль восточного фронта в ходе 1 мировой войны Для меня наиболее интересна тема первой мировой войны, но я хочу подробно остановиться на рассмотрении темы Роль Восточного Фронта в 1 мировой… А так же проследить роль Восточного фронта в войне, то есть роль России в этой… Первая мировая война была результатом острых противоречий, возникших между ведущими капиталистическими странами мира,…
  • ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ... Содержание Проблемы мировой политики и международных отношений в истории социально политической мысли...
  • Роль государственных инвестиций в условиях современного мирового экономического кризиса Этому предшествовал обвал рынка ценных бумаг на американской бирже.За пару дней до этого американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о… Это произошло после того, как Bank of America и британский Barclays прекратили… Буквально в первые секунды после перерыва индекс ММВБ (Московская Межбанковская валютная биржа) обвалился. По итогам…
  • Роль СМИ в современном мире (The mass media in the life of Society) It keeps you informed in the latest news, different events, home and foreign affairs, news of culture, science and engineering development. But… But with many papers magazines there exits a funny tradition to mystify their… Everyone knows that we get a great amount of information by mass media, especially TV. TV now plays an important part…