рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма

Работа сделанна в 2001 году

Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма - Дипломная Работа, раздел Политика, - 2001 год - Исламский экстремизм: роль в мировой политике Идейные И Исторические Истоки Исламского Фундаментализма И Экстремизма. Ислам...

Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм были «открыты» не в ХХ в, а существовали на протяжении более чем тысячелетней истории ислама. влияние на формирование исламского экстремизма оказали положения.

Взгляды и базовые принципы теоретиков современного исламского экстремизма формировались на основе идейного наследия многих мусульманских мыслителей, живших в самые разные периоды истории.

Прародителями исламского фундаментализма не без основания считают хариджитов, отделившихся в 657 г. н.э. от войска четвертого халифа Али, посчитав его недостаточно твердым в борьбе.1 Идеологами экстремистов у хариджатов было заимствовано ряд положений, в частности, тезис о том, что о правоверии человека следует судить по его действиям (ортодоксальный ислам большое внимание уделяет намерению), следовательно, совершившие тяжкие грехи являются неверными. Другое положение заключается в том, что правителя отступившего от заповедей ислама, следует свергнуть, тогда как большинство улемов считало, что плохой правитель - наказание ниспосланное Аллахом на нечестивых мусульман.

Труды виднейшего богослова н XIV в. Таки ад-Дина Ибн Таймийи можно так же отнести к источникам, оказавшим значительное влияние на идеологию исламского экстремизма Ибн Тамийя привлекает прежде всего трактовкой двух основных вопросов: можно ли считать правоверным мусульманина, живущего не по законам шариата, и как относится к правителю, управляющему своими поддаными не в соответствии с исламом.

В обеих случаях Ибн Тамийя отошел от традиционной точки зрения, которой придерживалось большинство улемов его времени.

Он писал: "Исходя из корана, Сунны и единого мнения уммы (общины), было установлено против того, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться, даже если когда-либо он и произнес шахаду (т.е. п ринял ислам). По второму вопросу Ибн Тамийя придерживался позиции, что если правитель сам не выполняет основные обязанности ислама или же потворствует их нарушению в том государстве, которым он управляет (сура 5, аят 44), то он - неверный, которого надлежит свергнуть 3. Помимо этого, многие экстремисты используют сочинения Муххамеда Ибн Абд аль-Ваххаба, основоположника ваххабизма, крайнего течения в исламе, отрицавшего любые нововведения (Бида) и относившего на раннем периоде всех мусульман - неваххабистов к неверным.4 Определенной популярностью среди исламистских экстремистов пользуются труды мусульманских богословов XIX-нXX вв Джамиля ад-Дина аль-Афгани и Рашида Риды, которые также широко опирались на наследие Ибн Таимийи.

Стремясь побудисть исламские страны к активному сопротивлению "имперской" политике европейских государств, они призывали вернуться к первоначальной "чистоте" ислама, оправдывали политическое насилие.

Решающее влияние на формирование идеологии современного исламского экстремизма оказали работы Хасана аль-Банны основоположника движения "Братьев-мусульман". Вместе с тем необходимо отметить два принципиальных отличия "Братьев-мусульман" от современных экстремистов по вопросам о такфире (обвинении в неверии) и стратегии борьбы.

Аль-Банна считал современное ему общество неправедным погрязшим в грехе, но не считал его обществом неверных.

Свою политическую борьбу он рассматривал как борьбу правоверных мусульман с заблудшими единоверцами.

Стратегия борьбы за исламское государство, предложенная им, в корне отличалась от экстремистской.

Присвоение политической власти должно было быть заключительным этапом длительной работы по воспитанию населения в исламском духе, формированию у него "истинного" исламского мировоззрения.

Аль-Банна считал привлечение широких народных масс важнейшим фактором успеха. Из неарабских теоретиков ислама, повлиявших на идеологию современных исламских экстремистов нужно упомянуть пакистанца Абу-ль-Аля Маудуди 5, руководителя "Джамаат-и-ислами", труды которого оказали большое влияние на основополжника современного исламского экстремизма С.Кутба, который заимствовал из них понятие хакимийи (высшая власть Аллаха над миром) и идею двух стадий развития "истинно" исламского общества. наибольшее, выдвинутые в свое время идеологом египетских "Братьев-мусульман" Сейидом Кудбом (1906-1966 гг). Именно он является своего рода "классиком" экстремизма.

Его работа "Вехи на пути" почитается всеми мусульманскими экстремистами в качестве их манифеста.

Сам же он, казненный в 1966 г. по обвинению в антигосударственной деятельности, приобрел в глазах многих ореол "мученика веры" и духовного отца. Это не отрицается и исследователями. Профессор Каирского университета Али Б. Хиляль отмечал, что вся их экстремистов идеология содержится в "Вехах" на пути. М.Х. Хайкал писал, что труды С. Кутба стали "Библией исламских экстремистов".6 В связи с этим нельзя не сказать и о лидере иранской революции аятолле Р.Хомейни, под чье политическое и идеологическое влияние попало огромное количество шиитских религиозных группировок.

Нужно отметить, что радикальный исламизм представлен больше практиками чем идеологами, и тем не менее необходимо упомянуть известного богослова, автора ряда сочинений о джихаде и главного идеолога движения "афганских арабов" шейха Абделлу Аззама; духовного лидера египетской "Аль-Гамаа аль-исламийя" популярного проповедника шейха Омара Абдель Рахмана, ныне пребывающего в заключении в американской тюрьме по обвинению в организации взрыва в Нью-Йорском торговом центре в 1993 г.; а также скандально известного лондонского проповедника Абу-Хамзу аль-Масри (Мустафу Камеля), руководителя виртуальной организации "Стороники шариата". В этом ряду стоит упомянуть и о современных лидерах исламского фундаментализма, таких как генеральный секретарь НИФ Судана Хасан Абдалла ат- Тураби, руководитель ливанской Хизбалла Шейх Сейид Муххамед Фадлалла, духовный лидер афганского движения талибан Шейх Омар саудовского миллиардера Усаму бен Ладена, пожалуй самую одиозную фигуру современного фундаментализма, а также его ближайших соратников Шейха Мир-Хамзу, секретаря пакистанской организации Джаммат уль-Улема-е-Пакистан (Ассоциация улемов Пакистана), лидера движения " Джихад" из Бангладеш Абд-аль-Саляма и других лидеров крупнейших исламистских организаций.

По понятным причинам сочинения их известны только в определенных кругах, и к сожалению, недоступны для изложения в данной работе.

Поэтому основным источником послужили их высказывания в прессе, а также монография Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах", М, 1991 г где автор достаточно полно изложил основные идеологические положения радикальных фундаменталистов, изучая материалы судебных слушаний по делу ультраэкстремистских египетских организаций "Ат-такфир аль-хиджра" ("Обвинение в неверии и уход"), "Братьев-мусульман", сирийских "Братьев-мусульман", а также непосредственно анализируя "Вехи на пути" С. Кутба. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Исламский экстремизм: роль в мировой политике

Террористические акции исламистских экстремистов давно перестали быть реальностью отдельного государства или региона. Религиозный, прежде всего исламский экстремизм к концу ХХ в утратил свой… Особую озабоченность вызывает его распространение "вширь": в последние годы эта проблема неожиданно остро встала в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социально-экономические факторы
Социально-экономические факторы. Одним из важнейших факторов исламского экстремизма являются, конечно, огромные социально-экономические проблемы мусульманских стран. По мнению Э. Сивана, про

Цивилизационный конфликт
Цивилизационный конфликт. Одним из основных моментов, серьезно влияющих на распространение в мусульманских странах не только экстремизма, но экстремизма именно в исламской форме, является цивилизов

Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами
Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами. Для идеологии исламского фундаментализма характерна опора непосредственно на Коран и Сунну, которы

Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира
Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира. НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социаль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги