рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира

Работа сделанна в 2001 году

Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира - Дипломная Работа, раздел Политика, - 2001 год - Исламский экстремизм: роль в мировой политике Последствия Исламского Экстремизма Для Социального Развития Государств Мусуль...

Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира. НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социально-политическое развитие стран "третьего мира", однако, в любом случае влияние это со знаком "минус" в силу самой деструктивной природы экстремизма.

Деятельность исламистских организаций принимает наиболее опасный характер в условиях слабости государственного контроля над национальными территориями.

В результате образуются зоны, ситуация в которых реально контролируется исламистскими группировками.

В качестве примера можно привести районы на юге Ливана, контролируемые Хезболла, южную часть Филлипин, где действует исламистский "Фронт освобождения Моро", северную часть о. Суматра (Индонезия), контролируемые исламистским движением "Свободный Ачех", различные районы на Молуккских островах, подконтрольные исламистскому экспедиционному корпусу "Лашкар джихад" ("Воинство джихада"), Каратегинская долина, Таджикистан, Чеченская республика в период 1996-1999 гг. и т.д. 1 Пожалуй, наиболее ярким примером является Афганистан, где к власти пришло исламистское движение Талибан во многом благодаря политической анархии, царившей в стране. 2 В этих условиях исламисты присваивают себе функции органов государственной власти, юридическая система приводится в соответствии с шариатом.

Например, возникшая в 1991 г. в Намангане (Узбекистан) фундаменталистское движение "Адолат" ("Справедливость") наравне с официальными властями осуществляло охрану общественного порядка, наказывая виновных по законам шариата. 3 Подобной практикой занималась и "Хамас" на территории Палестинской автономии. 4 Преследованиям подвергаются не только преступные элементы: воры, проститутки, но и женщины, не закрывающие лицо, люди не выполняющие религиозных обрядов, подозреваемые в связях с Западом коллаборационизм, мусульмане, принявшие христианство.

На территориях, контролируемых исламистами, население активно вовлекается в производство и транспортировку наркотиков.

Так, руководители "Талибан" поощряют выращивание крестьянами опиумного мака, собирают с него специальный налог. 5 В Каратегинской долине Таджикистана, контролируемой боевиками исламской оппозиции производство и контрабанда наркотиков является самым прибыльным занятием местного населения. 6 Стоит упомянуть также о таком факторе как успешное использование исламистами нерешенных межнациональных противоречий результатом которого является дестабилизация ситуации не только в отдельных государствах, но и в целых гарнизонах. Фактически во всех судебных материалах по делу любой радикальной исламистской организации присутствует обвинение в разжигании межнациональной или межрелигиозной розни.

В Хартии - программном документе Хамас содержится призыв к уничтожению евреев: "Любого еврея можно с полным основанием считать военным поселенцем, и наша обязанность - убить его". 7 На севере Египта экстремисты из "Аль-гамаа аль исламийя" и " Таухид ва-аль-Хиджра" развернули террор против христиан - коптов.

Только за 9 месяцев 1992 г. в межконфессиональных столкновениях и в результате терактов погибло более 120 человек, за период с 1992г. по 1998г. число жертв составило 1200 человек. 8 Еще более кровавые столкновения между христианами и мусульманами происходят на Маллукских островах (Индонезия), где только за 1999 г. погибло более 1500 тысяч человек, 10 а также на севере Нигерии в штате Кадуна. 9 Крайне негативное влияние оказывают исламистские организации, такие как Хамас, Хезболла, Исламистский джихад, исламистские организации, на процесс ближневосточного урегулирования, провоцируя акты насилия со стороны Израиля, занимая по отношению к нему бескомпромисную позицию, затрудняя тем сасым переговорный процесс.

Особенно очевиден этот факт в свете последних событий на территории Палестинской автономии, где в конце прошлого года произошла очередная эсколация населения. 10 Другим регионом, где исламистские экстремисты выступают в качестве дестобилизирующего фактора, является Центральная Азия. С приходом к власти в Афганистане движения Талибан, здесь оразовался очаг распростронения исламизма, носящего ярко выраженный экспансивный характер.

В полной мере это ощущают среднеазиатские государства СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия - на территории которых действуют вооруженные формирования ИДУ, поддерживаемые Кабулам.

Данные государства рассматриваются лидерами лидерами движения Талибан прежде всего в качестве плацдарма расспростронения воинствующего исламизма, а боевики ИДУ совместно с нелигальными фундаменталистскими группировками, решают задачу "расшатывания" правящих режимов "изнутри".11 В этой связи нельзя обойти вниманием и сепаратистские движения, насящие исламистский характер, прежде всего в и. Индийском штате Джамму и Кашмир (Фронт освобождения Джамму и Кашмир) и на юге Филлипин (Исламский фронт освобождения Моро). Поддерживаемые извне, они препятствуют нормальному социально-экономическому развитию данных областей.

Кроме того, подчас служат причиной межгосударственных противоречий.

Так, поддержка Пакистаном кашмирских сепаратистов, крайне негативно сказывается на его дипломатических отношений с Индией. 12 Террористическая деятельность, экстремистских группировок, особенно практика "слепых" террористических акций в ряде случаев оказывает дестабилизирующее влияние на общество, порождая атмосферу страха и неуверенности.

Наиболее наглядным примером может служить Алжир, где запрещенный в 1991 г. ИФС совместно с Вооруженной исламской группой и близкими к ним исламистскими группировками фактически развернули в стране гражданскую войну, количество жертв по данным официальных алжирских властей составляет 60-80 тысяч человек, западные экстремисты называют цифру 100-200 тысяч. 13 Следует также упомянуть гражданскую войну на юге Судана, которая явилась следствием политики насильственной исламизации, проводимой с 1983 г. сначала правительством Д. Нимейри и реализуемой ныне генералом О.Х. аль-Баширом.

Помимо вышесказанного, необходимо отметить также экономический ущерб, наносимый экстремистами. За время войны в Алжире ВНП снизился в 2 раза, безработица составила 28%, разрушены отдельные отрасли народного хозяйства. 14 Террористические акции исламистов против иностранных туристов больно ударили по экономики Египта, где заняты около 15 млн. трудоспособного населения.

Число туристов из Западной Европы в 1993 г. по сравнению с предыдущим, сократилось в 2 раза, на 1/3 сократились поступления в казну. 15 Специалисты отмечают кризис в туристической трасли Пакистана вследствие сокращения потока туристов.

Из-за неоднократных угроз в их адрес со стороны фундаменталистов, обезлюдело некогда знаменитое на весь мир сафари Пишавар-Хайбер.

Эскалация насилия на Ближнем Востоке, террористические акции Хамас, вынудили Израиль ужесточить условия пребывания палистинцев на своей территории.

В результате число палестинцев, работающих в Израиле, сократилось - если в 1992 г. составляло 116 тыс. человек, то в 1995 г. оно сократилось до 32тыс.16 Действия экстремистов вызывают ответные "акции возмездия" со стороны Израиля, сопровождаемые людскими потерями и разрушениями.

В качестве ответа на обстрел израильской территории в июне 1999 г. боевиками "Хазболла", израильские ВВС совершили налет на территорию Южного Ливана. В результате погибли и были ранены десятки мирных жителей. кроме того было разрушено 5 мостов и электростанция, питающая Бейрут. Общий ущерб превысил 30 млн. долларов. 17 В заключении стоит упомянуть об экономических санкциях, налогаемых на государства, прежде всего Афганистан, поддерживающих международный, в данном случае исламистский терроризм.

Подобные меры крайне негативно сказываются на социально-экономическом развитии государства и, соответственно, на уровне жизни населения. 4.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВА ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МИР-СИСТЕМЫ (КМС) С крушением "мировой системы социализма" современная организация социального пространства в масштабах планеты сводится к капитализму, или если воспользоваться термином И. Валлерстайна к капиталистической мир - системе (КМС). Прежде чем говорить о функциональной роли исламского экстремизма в рамках современной КМС, следует обозначить основные ее противоречия.

С момента своего возникновения КМС имела два базовых функциональных противоречия и принципа функционирования. Одно из них - противоречие между общественным характером труда и частным присвоением капитала (наиболее острые формы данное противоречие принимает в конфликте "труда и капитала"). Другое - между системой международным разделением труда и межгосударственной организации мирового политического пространства, которое ярко проявляется в противоречиях между бедными (развивающимися) и богатыми (развитиыми капиталистическими) странами.

Если "конфликт труда и капитала" в странах "ядра" капиталистической системы примерно к середине ХХ века был более или менее разрешен посредством реализации концепции " государства всеобщего благоденствия", то противоречие между регионами "ядра" и "периферии" продолжает оставаться актуальным и сегодня: разрыв в уровне экономического и социального развития в большинстве случаев не уменьшается, а увеличивается, сохраняется механизм так называемого неэквивалентного обмена (когда одна сторона получает от обмена больше, чем другая), воспроизводится огромная разница в уровне потребления между странами богатого Севера и бедного Юга. Более того, сегодня Север посредством беспрецедентного давления на экосистему присваивает себе не только труд и богатства сегодняшнего населения Юга, но ресурсы следующих поколений всего человечества.

В настоящее время менее 10% населения потребляют более 90% используемых природных богатств.

Согласно подсчетам международных организаций, США привносят в среду обитания примерно столько же отравляющих веществ, сколько весь остальной мир. Уже второе десятилетие промышленные предприятия Соединенных Штатов сжигают больше кислорода, чем его вырабатывают растения, находящиеся на территории этой державы. в результате один гражданин США вносит в создание "парникового эффекта" такой же вклад, как 1450 граждан Индии. 18 Крушение иллюзий "постколониального" периода относительно возможности большинства развивающихся стран в рамках системы неэквивалентного обмена достичь уровня экономического развития Севера - с одной стороны, и невозможность ограничения материального потребления с целью ослабить давление на природную среду в рамках системы непрерывного капиталистического накопления - с другой делают актуальным для человечества пересмотр основных принципов современной мир - экономики.

Поскольку принцип международного разделения труда не подлежит отмене даже теоретически, следовательно, единственно возможный выход для человечества лежит в сфере преобразования системы международных (межгосударственных) отношений.

Другими словами, речь, при всей утопичности этой идеи, должна идти об уничтожении межгосударственных границ и создание единого всемирного государства.

Еще В. Ленин выдвигал лозунг «Соединенных штатов мира» 19 в противовес лозунгу западно-европейских социалистов «Соединенных штатов Европы», план которых он считал лишь средством для более успешного ограбления колоний империалистическими державами. Построение имперской системы социализма как раз и было своего рода попыткой построения мирового порядка на принципах, альтернативных системе капитализма. Дискредитация социалистической модели развития целого ряда стран Востока 70 - 80 -е гг. ХХ в а также ослабление самой системы социализма, и за тем ее крах на рубеже 80-90-х гг обусловили тотальный кризис социалистической идеологии в ее ленинистском варианте.

В результате на социалистический вызов сегодня по настоящему пытается дать ответ, пожалуй, лишь мусульманская зона "Юга". Недаром, нашумевшая десять лет назад статья японского философа Ф. Фукуямы "Коней истории"20, главной мыслью которой была идея об окончательном утверждении в мире с крахом СССР торжества либеральных принципов (т.е. ценностей западной цивилизации), сегодня воспринимается с гораздо большим скептицизмом.

И недаром, все большую актуальность приобретают идеи С. Хантингтона о том, что основная линия будущих конфликтов будет определяться столкновением различных цивилизаций.21 Именно ислам, а точнее исламский экстремизм, в своих крайних формах (проекты создания "всемирного исламского государства") предложил глобальную альтернативу современному капитализму в лице западной цивилизации, базирующемуся на межгосударственной системе организации мирового порядка.

Проекты создания всемирного государства дают некий аналог ленинской идеи мирового правительства («Соединенных Штатов Мира»). Многие исследователи отмечают антисистемность и революционность исламского фундаментализма. 22 По мнению Валлерстайна у развивающихся государств (т.е. государств Юга) есть два варианта борьбы за достойное место «под солнцем мирового капитализма». Один из них представляет собой «выбор Саддама Хусейна» или «выбор Бисмарка», который состоит в попытке создании крупного государства, способного проводить влиятельную внешнюю политику по защите «национальных» интересов.

По сути, Хусейн, развязывая агрессию против Кувейта (т.е. пытаясь положить «железом и кровью» начало создания мощной «арабской империи») стремился к тому же, что и Бисмарк, объединявший Германию. Это выбор базируется на признании принципа «национального» светского государства, которое лежит в основе современного международного порядка, а значит и современной капиталистической системы.

Этот выбор, не отрицает ценностей европейской цивилизации, согласно которому «экономические изменения требуют применения силы». 23 Другой выбор - это «выбор Хомейни», выбор в сторону фундаментализма, выбор в сторону борьбы за создание всемирного исламского государства. Но, как известно, мусульмане не составляют подавляющего большинства населения Земли, и к тому же мусульманские страны - это не самая развитая часть мирового сообщества.

Кроме того, поскольку исламский фундаментализм как религиозная идеология базируется на иррациональных основах и, значит, не способен к компромиссу (в отличие от марксизма, который в конце ХIХ - ХХ вв. трансформировался в социал-реформизм), его активизация неизбежно приведет к конфликту цивилизаций и способна лишь увеличить проблемы современного мира, а не способствовать их решению. Поэтому исламский экстремизм бесперспективен в качестве метода снятия системных противречий современного мира. ПРИМЕЧАНИЯ Игнатенко А.А. От Филиппин до Косово. //Независимая газета. 12 10 2000. См например, Дубнов А. Агрессоры и вегетарианцы. //Независимая газета. 29 11 2000. с.6. Ротарь И. Фундаменталисты активизируются. //Независимая газета. 15 08 2000. Супонина Е. Взрывчатка на обед. //Новое время. 1997. 22 июня. с 22. Федяшин Д. Санитарный кордон вокруг Афганистана. //Эхо планеты. 2000. 10 - 16 марта. № 11. с. 11. Ротарь И. В краю моджахедов //Независимая газета. 16 11 2000. С. 5. Боровой Я. Смерть приходит по воскресеньям. //Новое время. 1996. № 10. Елистратов А. Орестов Р. Экстремизм: власть Египта принимает вызов.//Эхо планеты. 1993. № 17. с.7. Игнатенко А.А. Зеленый Internetционал. //НГ - Религии. 7 04 1999. с. 4. См. например, Правов А. Палестинцы отвергают ультиматум Израиля. //Независимая газета. 10 10 2000. с.6.; Новогодняя интифада. //независимая газета. 3 10 2000. с.6. См. например, Плотников Н. Весной бои возобновятся. //Независимое военное обозрение. 24 11 2000. См. например, Томилин А. Мушарраф определился с целями. //независимая газета. 18 01 2000. с.6. Деннис М. Демократия со второй попытки. //Итоги. 1997. № 24. с. 38. Там же. Елистратов А. Орестов Р. Указ. соч. Супонина Е. Указ. соч. Павлов А. В Ливане и Израиле подсчитывают ущерб.// Независимая газета. 29 06 99. С. 6. Баландин Р. Если деградирует среда обитания.

Мечта о «золотом миллиарде». //Независимая газета. 12 01 2000. с 16. Ленин В.И. Соединенные штаты Европы.// Собр. соч. Т.3. М 1981. Фукуяма Ф. Конец истории.//Философия истории:антология.

М 1995. СМ. также Дилигенский Г.Г. «Конец истории или смена цивилизаций».//Вопросы философии. 1991. № 3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. //Полис. 1994. № 1. Никольский Д.В. Ислам и общество. //Вопросы философии. 1993. № 12. с. 16. Фурсов А.И. Мир - системный анализ: интерпретация И. Валлерстайном периода 1945 - 90 гг. //Восток. 1992. № 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Исламский экстремизм: роль в мировой политике

Террористические акции исламистских экстремистов давно перестали быть реальностью отдельного государства или региона. Религиозный, прежде всего исламский экстремизм к концу ХХ в утратил свой… Особую озабоченность вызывает его распространение "вширь": в последние годы эта проблема неожиданно остро встала в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социально-экономические факторы
Социально-экономические факторы. Одним из важнейших факторов исламского экстремизма являются, конечно, огромные социально-экономические проблемы мусульманских стран. По мнению Э. Сивана, про

Цивилизационный конфликт
Цивилизационный конфликт. Одним из основных моментов, серьезно влияющих на распространение в мусульманских странах не только экстремизма, но экстремизма именно в исламской форме, является цивилизов

Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма
Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм были «открыты» не в ХХ в, а существовали на протяжении более чем тысячелетней

Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами
Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами. Для идеологии исламского фундаментализма характерна опора непосредственно на Коран и Сунну, которы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги