рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типология политической культуры

Типология политической культуры - раздел Политика, Основы политической культуры Типология Политической Культуры. Политическая Культура Под Влиянием Обществен...

Типология политической культуры. Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов.

Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной общности вводится понятие тип политической культуры.

С помощью данного понятия можно фиксировать наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на политические события. Поскольку оснований для выделения типов достаточно много, то естественно существуют различные классификации типов политической культуры. В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная американцами Г. Алмондом и С. Вербой.

Они выделяют три основных типа политической культуры: 1. Патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы для этих изменений. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности свойственны этому типу политической культуры. Такая культура может сразу стать господствующей в молодых государствах, но она присутствует и в развитых странах, когда кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания. 2. Подданическая, отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и результаты ее деятельности. Но одновременно отмечается низкая индивидуальная активность граждан, их слабое участие в функционировании политической системы.

Достоинством этого типа политической культуры является ее способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования.

Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности. Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация управления, келейность процессов принятия политических решений, Происходит постепенное истощение, деградация инициативы граждан. Государственная власть представляется в плане спускания сверху норм, которые необходимо выполнять, и регламента, которому нужно подчиняться.

Людьми руководит боязнь наказания или ожидание благ. 3. Активистская (культура участия) - ей присуще высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность. Граждане пытаются оказывать влияние на процесс выработки и принятия решений. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Авторы данной типологизации подчеркивают, что эти три типа на практике взаимодействуют между собой, образовывая смешанные формы с преимуществом тех или иных компонентов. Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры. Она является как бы синтезом подданической и активистской культур, обеспечивая характерные для демократии примирение крайностей, баланс постоянства и развития, политической активности масс и профессионализма политиков, лояльности граждан к политическим элитам и контроля за ними, автономии правительства и его подконтрольности; самостоятельности политической позиции граждан и их политической ответственности Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, с точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, ибо она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективности функционирования власти, нарушений ею конституций и т.п. Однако гражданская культура в целом наиболее соответствует природе современной представительной демократии. Своеобразную типологию политической культуры предложил российский ученый Э.В. Баталов.

Он считает, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества.

Эти механизмы - рынок и государство.

Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. Рынок регулирует не только экономические отношения. Он во многом предопределяет характер и особенности возникающих и существующих политических институтов и отношений. Он порождает и определенную политическую культуру, которую можно условно назвать “рыночной культурой “, не вкладывая в это понятие никакого ценностного смысла - позитивного или негативного.

Государство также выступает не только в качестве “машины подавления”, но и выполняет регулятивные функции в сфере экономики, политики, культуры. При этом оно как и рынок формирует определенный тип личности, поведения, социальных отношений, отличающихся от тех, которые порождает рынок. Создает оно и определенный тип культуры -“этатистскую”, существенно отличающуюся от рыночной.(Этатизм - от фр.etat - государство - засилие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др.деятельности). Рыночная политическая культура есть культура рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности.

Политика есть разновидность бизнеса, сам политик или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения - результат “торговой сделки”. Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Этатистская политическая культура - это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде практически не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тяготея то к одному, то к другому полюсу, реальные политические культуры. 3. Формирование политической культуры Политическая культура - продукт естественно-исторического развития.

При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции, особенности национальной культуры и национальной психологии.

Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса.

Основные пути формирования политической культуры: - деятельность государства, - деятельность политических партий, - воздействие церкви на политическую жизнь, - информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации, - деятельность общественно-политических организаций и движений, - воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д. На характеристике некоторых из перечисленных путей следует остановиться особо.

Так, деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры.

Весьма активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Бывает и так, что государство на протяжении многих десятилетий может ограничиваться функцией “ночного сторожа”, как, например, в США. Однако и в этих условиях национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, другие законы, свод общенациональных символов, официальные праздники с символическим подтекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры создавались под эгидой этого самого “ночного сторожа”. Другой, не менее важный путь формирования политической культуры - политическая, идеологическая и организационная деятельность политических партий.

Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношениях между партиями и государством, о возможностях партий в представлении и защите интересов граждан и т.п. На политическую культуру многих стран оказала, а в ряде стран оказывает и в настоящее время глубокое воздействие церковь.

В некоторых государствах этот орган активно участвует в политической жизни, но даже там, где деятельность церкви не столь высока, она все равно оказывает ощутимое влияние на политическое мышление и особенно политическое поведение граждан.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации (СМИ). К СМИ относится пресса, массовые карманные справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковых средств связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков). СМИ часто называют “четвертой властью”. За этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения.

Эффективность влияния СМИ на формирование политической культуры граждан определяется во-первых, их способностью воздействовать на максимальное число людей, во-вторых, возможностью воздействовать в кратчайшие промежутки времени.

Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и телевидение. Стихия общественно-политических движений, как показывает опыт многих стран, нередко рождает идеи, установки, модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры.

В качестве примера можно привести влияние майдана на принятие политических решений во время президентской избирательной кампании в Украине 2004 г. На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь, предопределяя тем самым ее культурное содержание. Стихийное воздействие на формирование политической культуры личности на уровне обыденного сознания происходит в кругу друзей, родственников, в трудовом коллективе и т.п. Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека.

В формировании политической культуры граждан особая роль отводится политической символике. Символ в широком смысле слова - это образ, Он предназначен для воздействия на человека на какой бы стадии политической социализации тот не находился. В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах.

К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие: 1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры. К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др. Цель подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. 2.Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место.

С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента Украины или коронации королей в Англии. В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами.

Высоким уровнем символичности отличаются также и празднование исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процессе возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д. 3. Скульптурно-архитектурная политическая символика. В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.

Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Кремль и Красная площадь в России. После помаранчевой революции в Украине к таковым можно отнести и майдан Незалежности (площадь Независимости) в Киеве. Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур. 4.Условно-графическая политическая символика.

В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др. Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения.

Голубой цвет - символ общности мира, защиты. Зеленый - символ жизни и экологии. Красный цвет - символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный - символ скорби, потери, поражения и т.д. Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах. 5. Наглядно-агитационная политическая символика. Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии.

В обществено-политической жизни такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др. Наиболее интенсивно подобная символика применяется в период выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки. 6. Политико-музыкальная символика.

Она выступает музыкальным эквивалентом политических эмоций, пристрастий, позиций и традиций общества либо его отдельных классов и социальных групп. К такой символике, прежде всего, относятся государственные и партийные гимны. Политико-музыкальная символика имеется практически в любом государстве нашей планеты. Ее эмоциональное, патриотическое воздействие на людей является важным фактором, влияющим на формирование их политической культуры.

Данная символика способствует консолидации общества и его граждан вокруг определенных политико-культурных, патриотических ценностей. 7. Политическая мода. В общественно-политической жизни страны она представлена чрезвычайно многообразно. Политические пристрастия людей могут демонстрироваться: а) через их одежду (например, через подражание манере одеваться и вести себя конкретных политических лидеров и деятелей); б) через предпочтение отдельных цветов - белого, оранжевого, голубого, красного и т.п.; в) через дополнения своего облачения значками, эмблемами, надписями и прочими символами политического толка; г) через использование в процессе общения особой политической терминологии (например, начиная с обращений: "господин,” “товарищ” и т.д.); д) через жестикуляцию.

Политическая мода, как правило, концентрирует в себе несколько форм политической символики. Она позволяет уже на визуальном уровне предпринимать начальную политическую идентификацию (определение) политических позиций гражданина или групп граждан. 8 . Политический язык. Известно, что язык, как таковой представляет из себя особую знаково-символическую систему.

Когда возникает необходимость его использования в мире политики - это делается с помощью специальной политической терминологии и жестикуляции. Политический язык может придавать политическую окраску очень многим словам, изначально не относящимся к миру политики. Это такие слова как “борьба”, “насилие”, “равенство”, “объединение” и др. Cоставной частью политического языка является политическая жестикуляция.

Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни. К подобным жестам, например, относят: а)аплодисменты; б) голосование; в) приветствия в различных вариантах - поднятие руки со сжатым кулаком, рукопожатие и др.; г) выражение неодобрения и протеста посредством свиста, топота, забрасывания какими-либо предметами источника, вызвавшего недовольство и т.п.; д) демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; е) демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов - флагов, партбилетов, портретов и т.д. Таким образом, политическая символика, с одной стороны, фиксирует определенную политическую культуру, как в материальных предметах, так и в духовных формах.

С другой стороны, данная символика играет значительную роль в процессе сближения, объединения граждан и социальных групп вокруг определенных политических ценностей и идеалов.

Политическая символика заметно способствует утверждению в обществе идей патриотизма, гражданственности и государственно-политической идентичности. 4. Политическая культура Украины Политическая культура нашей страны формировалась под влиянием сложных исторических обстоятельств. Она отягощена многими реликтами тоталитарного прошлого. Процесс ее формирования опирается на историческую память народа, на демократические традиции христианской культуры и нравственности, которые неизменно живут и в наследии украинских классиков, и в устном народном и песенном творчестве.

Политическая культура, как указывалось выше это продукт исторического развития и опыта народа. В случае Украины этот опыт был горьким, что и отразилось на развитии политической культуры украинцев. На ее формирование влияли такие факторы: · Долгая, многовековая безгосударственность, то есть отсутствие возможности обрести опыт правления, быть субъектом в отношениях с другими народами и чувствовать себя свободным хозяином на своей земле. · Расчленение украинской территории и включение отдельных ее частей в разные государства с собственными культурами, политическими системами, что неизбежно должно было привести к психологическому, бытовому и политическому отчуждению между разными частями украинского народа. · Многократная денационализация правящих слоев Украины.

В ХУ11-ХУ111 веках боярские и шляхетские слои ополячились. В ХУ11и Х1Х потомки казацких старшин обрусели. В ХХ веке пролетарские руководящие слои были либо уничтожены, либо пошли на службу интересам СССР Эти утраты правящих слоев означали утрату способных, образованных, динамичных и амбициозных элементов, которые, желая продвижения по службе и власти, покидали Украину.

Последняя не могла дать им возможности проявить политические, военные или административные способности и амбиции. Это, кроме утраты ценных людей, привело также к отчуждению массы от своих руководящих слоев, породило недоверие к своей элите и сделало невозможным длительное влияние правящей элиты на поведение всего общества.

Политическая культура современной Украины представлена разными типами. Она включает в себя элементы разнородных культур, что обусловливает ее фрагментарность. В фрагментарной политической культуре нет согласия относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества, между носителями разных субкультур. Наличие фрагментарной политической культуры - не только результат своеобразия исторического прошлого страны, но также следствие глубокого раскола в украинском обществе, результат все углубляющегося социального неравенства.

Повышенная конфликтность и социальная напряженность, характерные для сегодняшнего украинского общества, обусловливают и его политическую нестабильность. Население мало доверяет государственным институтам власти как из-за неэффективности правительственного курса, так и из-за явной коррумпированности власти. Общенациональные интересы отступают в глазах многих украинских граждан на второй план по сравнению с местными и региональными интересами, которые к тому же далеко расходятся по многим важным проблемам настоящего и будущего страны.

Региональность политической культуры Украины - важная определяющая ее современного состояния. Ученые-политологи предприняли ряд попыток проанализировать политическую культуру регионов Украины после обретения независимости. В отдельных регионах Украины наблюдаются различные проявления особенностей политической культуры.

По большинству проблем опросы общественного мнения дают существенную разницу в политических воззрениях граждан. Это прежде всего относится к таким коренным вопросам, как участие в ЕЭП, унитарное или федеративное государство, взаимоотношения с Россией, вхождение Украины в европейские структуры (НАТО и ЕС), сфера распространения русского языка и др. По-разному в регионах представлен идеологический спектр партий, общественных организаций и движений, неодинакова вовлеченность населения в политическую жизнь.

Так, в Центральной Украине, доминируют умеренные политические взгляды, склонность к консенсусу в отношениях с Россией. На Западной Украине доминируют радикальные настроения по вопросам языковой политики, в отношениях с Россией, ориентация на страны Западной Европы и США, в политическом пространстве активно представлены партии правого крыла. Восточная Украина представлена в большей части русскоязычными украинцами и ориентирована на сближение с Россией. Здесь более активно представлены партии левого и лево-центристского спектра.

В современной Украине развитие политической культуры будет зависеть от суммы факторов, прежде всего от уровня национального сознания, от позиции и защиты интересов личности и групп в демократической правовой системе, от фактического благосостояния населения, от качества образования, от стабильности и защищенности общества и его государства, от развития общей культуры в Украине.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы политической культуры

Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы.Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан,… Политическая культура - явление сложное и многогранное.Поэтому существует… В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типология политической культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги