Естествознание как отрасль научного познания

Негосударственное образовательное учреждение «Столичная Финансово-Гуманитарная Академия» Волгодонский филиал СФГА (г.Москва) Заочное отделение Факультет государственной службы и финансов Специальность: Государственное и муниципальное управление Контрольная работа По дисциплине: «Концепции современного естествознания» Тема: «Естествознание как отрасль научного познания» Студентка 4 курса Кашина Елена Васильевна Студенческий билет № 33Г4Вк05 г. Волгодонск 2007г. Содержание Введение стр. 1. Понятие культуры стр. 1.1 Материальная и духовная культура стр. 2. Наука как компонент духовной культуры стр. 3. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству стр. 4. Структура естественно-научного познания стр. 16 Заключение стр. 24 Список литературы стр. 25 Введение Наука — один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний.

Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений.

Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов. 1. Понятие культуры Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой.

Необходимые, закономерные связи индивида с окружающей средой определяют его потребности, т.е. такие вещи природной и культурной среды, которые необходимы человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития. Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда.

Система человеческой культуры — это мир вещей, предметов, созданных человеком для удовлетворения его потребностей, одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности. Таким образом, под культурой в самом широком смысле этого слова принято понимать все то, что создано человеком (его деятельностью, трудом), человечеством в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений, т.е. главная отличительная черта системы человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом.

А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Значит, культура — это «опредмеченный» мир человеческой духовности. Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается. Многими поколениями людей создан грандиозный мир человеческой культуры.

Все, что созидается и используется человеком в производстве (сельскохозяйственном и промышленном), на транспорте, сооружено строителями, все, что достигнуто человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке, искусстве, религии, философии — все это принадлежит миру человеческой культуры. Поля и фермы, выращенные человеком леса и парки, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т. д.), линии связи, политические, правовые, образовательные и другие учреждения, научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы — все это вещи человеческой культуры.

Сейчас на Земле не просто найти такое место, которое бы в той или иной мере не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа. Мир культуры окружает каждого.

Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает (выработанные предыдущими поколениями людей) формы деятельности по производству и использованию предметов культуры. В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, «распредмечиваем» ее для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие. 1.1

Материальная и духовная культура

Понятие культуры очень широкое. В таком случае человек становится творцом культуры, а его деятельность... Иначе говоря, он судит о том, насколько глубоки его знания, хорошо или... . Анализ системы духовной культуры как целого позволяет выделить следующ...

Наука как компонент духовной культуры

Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без поз... Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов... Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность кото... Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объе...

Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству

Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки ... Цель естествознания — описать и объяснить свой объект, ограничить свою... Например, в XX в. Естественно-научные методы познания все в большей мере используются в ...

Структура естественно-научного познания

В широком смысле метод — это способ организации средств (инструментов,... По словам одного из основоположников методологии естествознания Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в т... Метод объединяет теорию и практику, поскольку аккумулирует обобщенный ... Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в на...

Заключение

Заключение Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается.

Многими поколениями людей создан грандиозный мир человеческой культуры. В ходе человеческой истории многими поколениями создан мир материальной культуры. Особенно контрастно он проявляется в условиях городов. Составные элементы материальной культуры — дома, улицы, заводы, фабрики, транспорт, коммунальная инфраструктура, учреждения быта, снабжение продуктами питания, одеждой и т.п. — являются важнейшими показателями характера и уровня развития общества.

Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека — в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др. Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Естественно-научные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. Научное познание — это особая форма человеческой деятельности.

Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. В эволюционный период развития наука опирается на сложившийся в ходе научной революции новый способ познания (парадигму, фундаментальную теорию), основания которого принимаются учеными без существенной критики как новый и действенный инструмент познания.

Список литературы

Список литературы : 1.Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов.

СПб, 2004; 2.Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ_ДАНА, 1999; 3.Бор М. Основы экономических исследований: логика, методология, организация, методика. – М.: ДИС, 1998; 4.Фейнберг Е.Л. Две культуры.

Интуиция и логика в искусстве и науке. М 1992; 5.Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методологический анализ. М 1987.