Политические взгляды Платона

Политическиевзгляды Платона. Платон 427-347до н.э ученикСократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимыи формы правления в своем известном произведении Государство .Чтобы понять политические взглядыПлатона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения.Мир , сточки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей эйдосов и вещей прагм .Идеипредставляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцывещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи всилу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама ихматериальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечаетсвоей сущности.В своих воззрениях на государствоПлатон исходил из того ,что существует идеальное государство,идеальный образеци его многократные повторения искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона,высказанному им втрактате Государство ,главной основой идеального государства являетсясправедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину было отведено особоезанятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е. справедливость естьсоответствие реальной вещи своей идее,ведь государство тогда является идеальным отвечающим идее государства ,когда каждый гражданин действует в согласии сосвоей собственной сущностью.А поскольку междулюдьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества насословия философов правителей, воинов стражей иремесленников производителей.

Эти сословия Платон отождествляет с тремяначалами в человеческой душе,а именно разумным,яростным и вожделяющим.

Вподкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушатьгражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов в душитех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, вдуши их помошников серебра, а в души земледельцев и ремесленников железа имеди.Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, тоего перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.Для Платона идеальный строй тот,гдекаждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому,непредставляет собой еще личности, претендующей на индивидуальнуу самоценность иполную автономию в поступках.

У него государство и гражданское обществопредставлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном понятии.Для сохранения сословий Платонпредлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей.В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства.Мусическоеукрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело иготовит граждан к защите своего государства.

После окончания обучения этимдисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинаютготовить к деятельности правителей.Они изучают искусство рассуждения и веденияспоров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.Целью государства, которое Платон считал идеальным , как раз и являетсяобеспечение для максимального числа их граждан условий для добродеятельнойжизни.Платон выделяет следующие формыправления царский строй монархия , аристократия, тимократия , олигархия ,демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй иаристократию.

Остальные формы правления являются последовательным отклонением отидеального государства.Сперва аристократия как власть лучших вырождается втимократию.Аристократия это правлениелучших содобрением народа.

Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным имудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнениюПлатона , на роль правителя идеально подходит лишь тот,кто добровольно незахочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков.Наименееподходят люди , руководствующиеся честолюбием , деньгами , почетом.Чтобы достигнуть единомыслия исплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражейгосударства,Платон устанавливает для них общность имущества и бюта. Преждевсего никто не должен обладать никакой частной собственностью,если в том неткрайней необходимости.

Затем ни у кого не должно быть такого жилища иликладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий . Стражам запрещается иметьсемью , для них вводится общность жен и детей.Гражданам третьего сословияразрешалось иметь частную собственность, деньги , торговать на рынках Гениально предугадав значениеразделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее выступалза ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства .Вырождение аристократии мудрых,по егословам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабовсвободных землевладельцев из третьего сословия.

Так возникаеткритско-спартанскй тип государства, или тимократия тиме - честь ,господство сильнейших воинов.Государство с тимократическим правлением будетвечно воевать.Следующий вид государственногоустройства олигархия появляется в результате скопления богатства у частныхлиц . Этот строй основан на имущественном чензе.

Власть захватывают немногиебогатые,тогда как бедняки не участвуют в управлении.Олигархическое государство,раздираемое враждой богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.Следующей формой государственногоправления, является демократия,которая логически вытекает из олигархии.Победабедняков приводит к установлению демократии власти народа.Здесь царятсвоеволие и безналичие.

Наконец, чрезмерная свобода обращаеся в своюпротивоположность чрезмерное рабство.Устанавливается тирания ,наихудший видгосударства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии.Главной причинойсмены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов.Выход изпорочных состояний общества он связывал с возвратом к изночальномустрою правлению мудрых.Диалог Законы является последним сочинениемПлатона. В нем он изображает второй по достоинству государственный строй,приближая его к реальной действительности греческих полисов.Основные отличия диалога Законы отдиалога Государство таковы.Во-первых,Платон отказывается отколлективной собственности философов и воинов и устанавливает для гражданединый порядок пользования имуществом.

Земля является собственностьюгосударства.Она делится на равные по плодородию участки.Каждый гражданинполучает земельный надел и дом , которыми пользуется на правах владения.Всеостальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность ,но ее размеры ограничены.

Во-вторых, деление граждан насословия заменяется градацией по имущественному цензу.Политические праваграждане приобретают в зависимости от размеров имущества, звписавшись в один изчетырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс.Всевместе граждане образуют правящую верхушку.Помимо занятий в собственномхозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иныхгосударственных должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения В-третьих, производственныепотребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счетрабского труда.

Вместе с признанием рабства у Платона появляется иипренебрежительное отношение к производительному труду . Предвидя выступленияневольников,Платон советует землевладельцам приобретатькак можно меньше рабоводной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением.В-четвертых, Платон подробноописывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшегостроя.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, гдесовмещены начала демократии и монархии.К таким началам относятся демократическийпринцип арифметического равенства выборы по большенству голосов имонархический принцип геометрического равенства выбор по заслугам идостоинству . Демократические начала государства находят свое выражение вдеятельности народного собрания.Все выборные государственные органы и правителиобязаны действовать в точном соответствии с законом.В диалоге Законы Платон писал Явижу близкую гибель того государства,где закон не имеет силы и находится подчьей-то властью.Там же ,где закон владыка над правителями, а они его рабы, яусматриваю спасение государства и все блага,какие только могут дароватьгосударствам боги . Изложенные в диалогах Платонасоциально-политические программы являлись с точки зрения консервативными.