рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этико-политические идеи Эразма Роттердамского

Работа сделанна в 1999 году

Этико-политические идеи Эразма Роттердамского - Реферат, раздел Политика, - 1999 год - X Этико-Политические Идеи Эразма Роттердамского Реферат Научный Руков...

X Этико-политические идеи Эразма Роттердамского реферат Научный руководитель x Xx 1999 Содержание. 1. Введение. Библиография и постановка задачи рефератаc.2. Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов.c.4 a. Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и анти- схоластицизм Эразма.c. 4 b. Теологические идеи Эразма Роттердамского c.9 c. Политическая концепция Эразма.c. 3. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского.c.4. Выводы.c.5. Список литературы c.1. Введение. Библиография и постановка задачи реферата.

Тема данного реферата Этико-политические идеи Эразма Роттердамского пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изученной нами литературы, можно заключить, что личность Эразма Роттердамского привлекала и будет привлекать внимание исследователей, хотя бы потому, что из идей Эразма во многом выросло реформационное движение о влиянии Эразма на Лютера будет упомянуто в тексте реферата.

Очевидно, что без знакомства с текстами самого философа, написание данной работы не имело бы смысла. Однако, мы не позволили себе выносить собственные суждения о прочитанных нами произведениях В ходе подготовки к написанию настоящей работы автор реферата ознакомился со следующими произведениями Эразм Роттердамский.Похвала Глупости БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М Художественная литература, 1976 С. 119-208, Он же. Оружие Христианского Воина Эразм Роттердамский. Философские произведения.

М. Наука, 1986, С.90 218, Он же Диатриба, или рассуждение о свободе воли. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218 290 , предоставив это право профессиональным исследователям.Особое внимание хотелось бы обратить на монографию известного советского историка М.М. Смирина Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии.

М. Наука, 1978. Эразма Роттердамского. Кроме того, именно из этой монографии можно почерпнуть немало сведений о том, как на протяжении веков менялось отношение исследователей к личности и деятельности Эразма Роттердамского.Кроме того, в подготовке реферата были использованы вступительные статьи, предварявшие публикации произведений мыслителя, как то статья В.В. Соколова Философское дело Эразма из Роттердама Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский.

Философские произведения.М. Наука, 1986 С. 5-69 и работа Б. Пурищева Немецкий и нидерландский гуманизм Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М Художественная литература, 1976 С. 5-25 . Основной задачей нашего реферата, таким образом, становится описание основных этико-политических идей Эразма Роттердамского с точки зрения исследователей российской советской исторической школы второй половины XX века. 2. Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов. Как известно, возникший в XIV веке в Италии, гуманизм к концу XV века утверждается и в других европейских странах, в том числе в Германии и Нидерландах.

Подобно итальянским предшественникам, немецкие и нидерландские гуманисты обращали сво внимание на культурные завоевания античного мира, а также выступали против средневековой схоластики. Однако, в отличие от итальянцев, северные гуманисты уже опирались на достижения ренессансной Италии.

Это вовсе не было простое копирование итальянского гуманизма.Для севера было характерно более критическое отношение к католической церкви, отрицательно относящейся ко всем нововведениям немецкие и нидерландские гуманисты обвиняли церковь в том, что в свое мирской практике последняя отошла от первоначального христианства, сделав человека рабом церковного догматизма. Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм C.5 Наиболее общим для разных течений в северном гуманизме было то, что их идеал постижения истины и обновления жизни побуждал их стремиться к согласованию обретенной ими светской античной образованности с особым универсально-теистическим пониманием христианской веры. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение C. 8 В числе северных гуманистов фигура Эразма Роттердамского 1469 - 1536 сегодня считается одной из наиболее интересных.

Пожалуй, в начале XVI века в Европе не было другого мыслителя, ученого и писателя, который бы пользовался такой известностью и влиянием.

Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм С. 10 В самом деле, Эразм был наиболее ярким и влиятельным из северных гуманистов. Родился в Роттердаме в 1469 году исследователи называют и другие даты. Важно подчеркнуть незнатность его происхождения он был незаконнорожденным сыном священника.Вероятно, именно последнее обстоятельство, а также то, что при отсутствии финансовых возможностей у него не было других вариантов, молодой Эразм поступает в школу братьев общей жизни города Девентера, где испытывает значительное влияние начавшегося в Нидерландах в XV в. гуманистического движения.

По завершении школы Эразм в 1487-1488 годах становится монахом одного из монастырей, где получает возможность изучать труды античных и христианских авторов. В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский. Философские произведения.М. Наука, 1986, С.5 После Эразм поступает на службу к одному из епископов, и в начале 90-х годов добивается разрешения на поездку для совершенствования в богословии в Парижский университет.

На становление этико-политических идей молодого Эразма также повлияли его неоднократные путешествия в Англию с 1499 года. В Англии Эразм становится членом небольшого кружка английских гуманистов, критически относящихся к католической церкви.В число членов этого кружка, помимо самого Эразма, входили такие известные личности, как теолог Джон Колет и будущий автор Утопии Томас Мор, ставший одним из ближайших друзей Роттердамца.

Там же. С.6 Принятие идейного пути гуманистического кружка Колета, по сути, было подготовлено для Эразма его воспитанием в Девентерской школе братьев общей жизни. Там же. С.26 Дальнейшую духовную эволюцию Эразма в кружке Колета нельзя понять без учта воздействия на кружок идей флорентийских платоников.Особо значительную роль сыграла при этом идея Фичино и Пико делла Мирандола о всеобщей религии, основывавшаяся на плптоновском представлении абстрактного бога, тяготевшем к пантеизму.

Там же. С.29 Эразм активно путешествует. Помимо Англии, он посещает Италию и другие страны Западной Европы. К началу 20-х годов Эразм Роттердамский становится широко известен в гуманистических и церковных кругах, а также при дворах некоторых европейских монархов, как писатель, свободный литератор.Несмотря на сво влияние и известность, мыслитель вс де предпочитал оставаться свободным от любых официальных обязательств.

Писательская деятельность сделала его одинаково уважаемым как католиками, так и протестантами, сам же Роттердамец не высказывал своих симпатий ни к одной из этих партий. И вс же события Реформации не обошли Эразма Роттердамского стороной. После того, как 6 июня 1535 года был казнен ближайший друг Эразма Томас Мор, глубоко потрясенный Роттердамец прожил чуть больше года, и скончался 12 июля 1536 года в Базеле, где и был похоронен.Там же. С.6 Исследователи жизни и творчества Эразма Роттердамского неизменно отмечают его трудолюбие и творческую плодовитость.

Роттердамец стал мастером латинского языка и справедливо считается крупнейшим латинистом эпохи возрождения. В самом деле, в своей творческой деятельности Эразм из Роттердама опирался как на латинскую, так и на древнегреческую литературу. Как отмечают исследователи, история и современность постигалась им через филологию в самом широком смысле этого слова.Там же. С.7 Пожалуй, следует обозначить основные направления литературной деятельности Эразма Роттердамского.

Отметим, что культурно-историческая и социальная наполненность деятельности гуманистов определялась в первую очередь их интересом к судьбе духовного наследия античности, с которым европейское средневековье было знакомо плохо. В своем творчестве Эразм внес огромный вклад в это дело гуманистов.Например, первая его книга Пословицы Agagia, впервые изданная в 1500 году, содержала изречения и пословицы античных авторов, и завоевала огромную популярность.

Эразм стремился подчеркнуть живую связь античности с современностью и многие из опубликованных им пословиц и изречений были снабжены комментариями, иногда перераставшими в остропублицистические эссе. Там же. С.8 Несомненно то, что издание и переводы античных авторов оказали большое влияние на формирование творческой манеры и мировоззрение самого Эразма.Например, такую роль сыграли знаменитые диалоги древнегреческого сатирика Лукиана, во II в н.э. едко высмеивавшего религиозные представления своей эпохи. Впрочем, Эразм издавал не только античных авторов.

В 1516 году им была издана знаменитая Утопия, написанная современником и другом Эразма Томасом Мором. Как и большинство ренессансных гуманистов, большое внимание Эразм уделял трудам и идеям отцов христианской церкви. Глубокое изучение их произведений возбудило у него весьма серьзный интерес к проблемам религии, а также породило довольно критическое отношение к католической церкви.В частности, последовавшее критическое эразмово издание Нового Завета в конкретных социально-исторических условиях Ренессанса сильно расшатывало позиции господствовавшей католической церкви и схоластической философии.

Там же. С.10 Помимо произведений идейно-религиозного характера, из под пера Эразма Роттердамского вышли и художественно-сатирические произведения.Самая философская из сатир Эразма - Похвала Глупости законченная в 1509 году в Лондоне и посвященная Томасу Мору. Нельзя называть Эразма антирелигиозным мыслителем.

Однако он активно переосмысливал и перетолковав религию как таковую и ее конкретную христианскую форму, а значит просветительские мотивы в мировоззрении Роттердамца играли порой главенствующую роль. Говоря о просветительстве Эразма, необходимо отметить, что фундаментальную идею любого просветительства составляет убеждение в принципиальном равенстве всех людей, одинаковости человеческой природы.Для XVI века вопрос необходимости социального равенства еще не стоял столь остро, как в XVIII века, и находил сво воплощение лишь в утопических идеях, что наглядно показала Утопия Томаса Мора. Находясь в русле просветительских идей, Эразм высмеивает идею природного неравенства людей, лежащую в основе любого феодально-иерархического общества.

По его глубокому убеждению, не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание формирует подлинного человека никому не дано выбрать себе родителей и родину, но в принципе всякий может сформировать свои нравы и характер.

Там же. С.13 Другой момент просветительской деятельности Эразма Роттердамского связан с его резко отрицательным отношением к суевериям, которые, к тому же, были тесно связаны с христианской религией. Особенно Эразм ополчился против астрологии и алхимии, влиявших на умы и поступки огромного количества людей.Там же. С. 14 Следует отметить, что ранний этап просветительства, несмотря на неприязнь гуманистов к суевериям и возмущение паразитирующими на них жульничествами, имел под собой весьма незначительную социальную базу. По крайней мере, низшие слои общества, коих было большинство, никак гуманистам не сочувствовали и не выражали никакой заинтересованности в постижении просветительских идей. Эразм не мог этого не понимать, однако уделял внимание и религиозно-просветительской деятельности.

Несмотря на определнный страх перед народом, в своих произведениях Призыв к изучению христианской философии, Параклеза, Эразм настаивал на том, что Священное писание в силу своей нравственной сущности должно быть читаемо и простым народом.

Необходимая предпосылка к тому - перевод Писания на живые языки. Там же. С.15 Эразму Роттердамскому, как и большинству ранних просветителей, был присущ определенный интеллектуальный аристократизм.Мировоззрение Эразма в первую очередь определялось умонастроениями интеллектуальной аристократии. Рассматривая себя в качестве представителя образованных верхов общества, в народе Эразм видел лишь чернь, толпу, далекую от просвещенности и ближе всего стоящую к неразумию.

Там же. С.16 Подытоживая вс вышесказанное, следует отметить, что личность, творчество, этико-политические идеи Эразма достойны глубокого изучения.В то же время, не нужно забывать, что Эразм был человеком позднего средневековья, а значит жил и работал согласно духу своего времени. Тем не менее, исходным пунктом расхождений между исследователями оказываются вопросы об отношении Эразма к раннехристианским и средневековым теологическим концепциям, об источнике и характере его философии Христа, а именно, содержатся ли в ней идеи, которые могут рассматриваться как зародыши идеологии нового времени, как открывающие путь к рационалистическим воззрениям последующих веков.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение C. 9 2. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского. a. Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и антисхоластицизм Эразма.Стремительно трансформировавшееся традиционное феодальное общество породило противоречие между официально провозглашаемыми духовными ценностями, формально наиболее чтимыми и рекомендуемыми правилами и нормами жизни, поведения и действительными поступками людей, и прежде всего тех, кто такие нормы и правила провозглашал.

Эразм критично и остро осуждал сложившуюся ситуацию повсеместного фарисейства.Наиболее известно в этом отношении его произведение Похвала Глупости, где автор поднимается до максимально возможного обобщения, говоря о бесчисленных ликах Глупости, от которых неотделима любая жизнь.

В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 17 Особо следует отметить пацифизм Эразма, не раз выражавшего свое отвращение к войне. В Похвале Глупости война представлена как одно из наиболее тяжких и всемогущих проявлений Глупости.Там же. С.19 Не война ли рассадник и источник всех достохвальных деяний А между тем, что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.

Похвала Глупости, глава XXIII Эразм Роттердамский. Похвала Глупости C. 140 Как философ, Эразм прежде всего критиковал схоластику, в особенности современные ему проявления этого философского течения.Оно и немудрено - схоласты и гуманисты находились в прямой оппозиции друг к другу.

Следует отметить и бунт против формализма, укоренившегося в течение многовекового господства догматов религиозной идеологии, обоснованию которых служила схоластическая философия. С точки зрения гуманистов, да и по своему существу, обосновываемое схоластикой католическое благочестие доходит до практического абсурда, когда иконы и статуи почитаются больше святых, которых они изображают.Констатируя этот факт, Эразм выдвинул весьма дерзкую формулу, согласно которой вся христианская вера рассматривалась как определенный вид глупости.

В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С.22 Но разве просят люди у всех этих святых чего-нибудь, не имеющего отношения к глупости Похвала Глупости, глава XLI Эразм Роттердамский.Похвала Глупости C. 180 Главная философско-теологическая ситуация, в условиях которой обязан был самоопределиться Эразм, сводилась к проблеме соотношения веры и знания - основной гносеологической проблеме средневековой философии, выражавшей ее сложные взаимоотношения с вероисповедными догматами христианства.

Эразм был решительно против их разлучения или тем более противопоставления. В своих произведениях см например, Книга антиварваров Эразм постарался отразить два основных направления гуманистической мысли антиковедческое, противопоставленное средневеково-схоластическому догматизму, и интерес к человеку, а следовательно и к моральной стороне его существования.В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 24 Современные Эразму враги гуманистических наук, противопоставляя веру знанию, старались скомпрометировать и обесценить его, Позиция Роттердамца была прямо противоположной.

В Книге антиварваров, написанной в первом варианте в середине 90-х годов XV в Эразм Роттердамский основное внимание уделил реабилитации античного знания - наук и искусств, отвергавшихся современными ему богословско-схоластическими реакционерами.Книга антиварваров начинается с постановки вопроса о причинах упадка наук и искусств, которые в древности процветали.

В ходе изложения Эразм стремится показать, что античная светская образованность составная часть самого христианского совершенства, мировой гармонии в его понимании, причем роль образованности заключается в стимулировании сознательной активности людей в процессе их нарвственного совершенствования в реальной действительности.Таким образом уже в этом трактате был поставлен вопрос о значении свободы воли человека.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение C. 58 Эразм примыкает к концепции двух истин, считая, что учность пользуется доказательствами в свом исследовании вопроса, а благочестие опирается на веру. Для него более характерна ориентация благочестия, то есть всей сферы морального поведения человека, и на знание. Отсюда максимальное приближение зафиксированного в Библии вероучения к знанию, а по возможности, даже к философии.В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 28 Мы уже упоминали о презрительном отношении Эразма к толпе, черни. Из ряда мест Оружия христианского воина нетрудно понять, что под этими словами он всегда имел ввиду не конкретные социальные группировки, а определенные качества, не отвечавшие его нравственным требованиям.

Подобными отрицательными терминами Эразм определяет тех, чей разум подвластен низким страстям и порокам, которые, по его мнению, не дают права на звание человека, тех, кто не имеет своего убеждения и бессознательно следует мнениям невежественной толпы и своим природным страстям. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение С. 63 Можно констатировать, что в Книге антиварваров Эразм пошел по пути включения античной культуры в христианскую.

Это прежде всего и предопределило его философские симпатии. Особую роль для него играл платонизм.Вернее, важна косвенная зависимость его мировоззрения от платонизма, проявлявшаяся, например, в высокой оценке богослова-неоплатоника Оригена.

В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 31 Вопрос о социальных взглядах Эразма требует особого рассмотрения.Как мы видим, в Оружии христианского воина он дат яркие примеры резких контрастов в обществе, однако имеет ввиду не социальные проблемы, а проблемы нравственного совершенства христианина. Вместе с тем, Эразм указывает и на то, что исходным пунктом для выполнения христианином закона любви должно служить достигнутое им уже до того достоинство человека идеал требуемой от человека христианской нравственности основан на понимании собственного нравственного сознания человека, на сознании высокого значения человеческого достоинства.

Только в применении к человеку, достигшему этого сознания, как считал Эразм, можно говорить о его дальнейшем христианском нравственном совершенствовании. Там же. C. 67 Это очень важный пункт в нашем анализе этико-политических идей и гуманистического мировоззрения Эразма. b. Теологические идеи Эразма Роттердамского Умозрительно-богословские построения схоластики были глубоко чужды и враждебны Эразму.

Он оставался в стороне от построений естественной теологии, и тем сильнее сосредоточивался на моральной проблематике. В этих условиях проявились адогматизм и рационализм Роттердамца. Эразм восстал против богословской архаики , и в качестве одного из самых эффективных орудий против не видел предельное заострение аллегорического, иносказательного истолкования образов и изречений Писания.Это и определило выбор названия для одного из самых знаменитых его философских произведений Оружие христианского воина, в котором Эразм переосмыслил образ оружия, кинжала, из военного, в последовательно моральное понятие.

В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С.37 Хотя в работе над этой книгой Эразм ставил перед собою особые задачи, проясняя свое понимание самого содержания христианского совершенства, вопрос о значении и месте светских знаний в концепции христианской веры решается в этом трактате так же, как в Книге Антиварваров раскрытие содержания христианской любви, по Эразму, невозможно без осознания того нравственного начала, которое проявляется в научных знаниях. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение C. 61 В числе срединных вещей знание занимает первое место потом идут здоровье, умственная одаренность, красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела. Эразм Роттердамский.

Оружие христианского воина C. 137 Идея господства высшего, духовного начала в человеке , поднимающего его до божественных высот одна из главных гуманистических идей , сформулированных Пико делла Мирандолла в Оружии христианского воина занимает значительное место.

В качестве доминирующей, признатся необходимость самораскрытия духовно-психологического мира как принцип самопознания.Требование самопознания в этической доктрине Оружия следует считать ключевым, причем подлинным источником великого принципа самопознания следует признать воззрения Сократа - одного из главных философских героев Эразма.

В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 42 Принцип самопознания как стержень личностного сознания и поведения становится основным в проницательных психологических анализах Эразма.Для правильной оценки некоторых социальных идей, следует указать на неоднократное осуждение Эразмом излишеств в пище, а также погони за другими наслаждениями при полном игнорировании материальных и духовных бедствий.

В годы зрелости Эразма как мыслителя и писателя, его литературная деятельность оказалась переплетена с деятельностью Мартина Лютера. Например одно из произведений Лютера, О рабстве воли, расценивается как полемический ответ Эразму на его сочинение О свободе воли. Многие этико-политические взгляды Лютера явились продолжением идей Эразма.Просветительские устремления Эразма, и реформационные идеи Лютера сходились на признании необходимости совершенствования религиозной жизни.

С другой стороны, мировоззренческие взгляды богослова Лютера и философа Эразма были диаметрально противоположны. Если Эразм звал к подлинному рационализму, к углублению образованности, связанному с широким использованием античного культурно-философского наследия, то Лютер прежде всего стремился к реформе богословия, исходя из позднесредневековой мистики, а также из иррационалистического по отношению к религии компонента - теории двух истин Оккама и других поздних номиналистов.Там же. С. 49 Проблему человеческой свободы, поднимавшуюся в полемическом споре Эразма Роттердамского и Мартина Лютера, по существу, можно считать центральной проблемой любой морально- социальной проблемы.

О свободе Воли Эразма, и последовавшая вслед за этим сочинением работа Лютера О рабстве воли насыщены теологическим содержанием, ибо оба мыслителя прежде всего трактовали Священное Писание.Там же. С. 54 Предположим, что именно тот, в ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но как он меня уверит, что он понимает Что мне делать, если многие люди предлагают разные смыслы и каждый из них клянется, что в нем есть дух Эразм Роттердамский.Диатриба, или рассуждение о свободе воли C. 229 Эразму была присуща определенная философская гибкость, совершенно непримемлемая для Лютера, стремившегося к однозначной определенности и догматизму.

Как бы то ни было, но Эразмова концепция свободы - необходимая основа его моральной доктрины.Полемический спор с Лютером показывает принципиальное неприятие Эразмом любой догматической религиозности, сколь бы она ни апеллировала к положениям христианского вероучения, зафиксированного в Библии, особенно в Новом Завете.

Следует признать несомненный и закономерный исторический результат полемики.Дело в том, что субстанцию эразмианского гуманизма составляла моральная проблематика а социальная в силу идеализма Эразма осмысливалась лишь в зависимости от не. В осмыслении и решении вопросов морали Эразм весьма приблизился к чисто природному истолкованию человека - вплоть до предпочтения язычника христианину вернее, псевдохристианину в его понимании, если первый отличается добрыми нравами, а второй только выдат себя за их приверженца.

Было бы совершенно неоправданным преувеличением утверждать, что суть эразмианства составляла полная натурализация человеческой морали.Тем не менее, аморфно-неопределенное понимание Бога закономерно сочеталось у Роттердамца с минимизацией догматическо-обрядовой стороны христианства и отрицательным отношением к жесткой иерархической организации его церквей.

В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 62-63 Из всего вышеизложенного нетрудно понять причину того, что Эразм не раз говорил о том, что если в бога верить не только нужно, но и должно, то в церковь, даже если она состоит из добрых и достойных людей, верить совсем не обязательно.В таком контексте в своей философии Христа Эразм Роттердамский формулирует едва ли не основное противоречие - противоречие между подлинно моральным содержанием, к которому сводится глубочайший смысл Священного Писания, и его реализацией в догматике, организации и деятельности конкретных христианских церквей.

Невозможность полноценной реализации моральной глубины Нового Завета в вероисповедальной практике церквей, самим Эразмом четко не осознанная, нашла сво воплощение в трудах его многочисленных последователей, в числе которых на протяжении XVI-XVII веков были многие свободомыслящие европейские философы. c. Политическая концепция Эразма.

Для понимания представлений Эразма о сложности задач государственного управления, о высшем значении общего и путях его реализации, необходимо иметь в виду, что для Эразма разум, который должен лежать в основе руководства государством, неотделим от нравственного сознания.Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение C. 76 В своей работе Воспитание Христианского Князя, Эразм, ссылаясь на Платона, утверждает, что воля граждан, не направляемая мудрой политикой правителя, может иметь отрицательные последствия для дела общего блага.

Однако, с одной стороны Эразм рекомендует правителю руководствоваться принципом добровольного, а не принудительного послушания сограждан и заявляет, что там, где нет доброй воли, князь мало чего может добиться.В то же время он требует, чтобы добрый князь направлял волю сограждан, и решительно предостерегает от того, чтобы предоставлять законы человеческому произволу. Там же. C. 77 Разумное управление, служащее залогом верного направления воли граждан, Эразм связывает с личностью правителя, которому он напоминает о требовании Платона быть философом.

Необходимыми условиями правильного государственного управления Эразм считал не одни только личные качества правителя, но и такое объективное для него обстоятельство, как свободная воля граждан, которая в сочетании с разумом и мудростью правителя действует в направлении достижения общего блага.Там же. C. 79 Идея государственной целесообразности не отвергалась Эразмом вообще, но понималась им как необходимость подчинения всех частностей общему началу, как необходимость, вытекающая из сложного характера государственного организма, в котором мудрая т.е. разумная и в то же время проникнутая нравственным сознанием направляющая деятельность правителя сочетается с доброй волей управляемых.

Утопизм политической концепции Эразма заключается в его вере в то, что сочетанием этих двух моментов в современном ему обществе может быть достигнута внутренняя гармония государственного организма.

Там же. C. 86 Очевидно, что для Эразма речь шла о том, чтобы гуманистической политикой, законодательством, основанным на принципе человечности, предотвращался распад сложного и согласованного на основе свободной воли государственного организма чтобы все его части признавали необходимость служения общим интересам государственного целого.Там же. C. 88-89 В государственной теории Эразма особого внимания заслуживают поставленные им важнейшие внешнеполитические проблемы, а также предложенные мыслителем пути их решения, при этом внешнюю и внетреннюю политику у Эразма связывает общая нравственная свобода.

Основное значение внешнеполитической концепции Эразма исследователи видят в выдвинутой им идее международного арбитража, которая затем получила широкое распространение.Там же. C. 100 3. Выводы Современные исследователи жизни, творчества и философской мысли Эразма Роттердамского сходятся на том, что сегодня очевидна несостоятельность конфессионального перетолкования и тем более присвоения наследия Эразма католическими церковными кругами.

Сущность его мировозрения глубоко моральная, этическая.Там же. С. 67 Опираясь на многовековой моральный опыт человечества - от античности до его дней - Эразм Роттердамский сформулировал ряд глубоких этических принципов и ценностей, вполне актуальных по сей день. Едва ли не в фокусе этической доктрины Эразма стоит принцип ничего сверх меры, сформулированный ещ в античности, но трансформированный применительно к человеку его эпохи.

С точки зрения Эразма, только на этом пути и становится возможной действительная свобода в отличие от мнимой свободы удовлетворения различных при хотей. Для реализации этого принципа необходим тяжелый повседневный труд. Не случайно, тема труда становится одной из ведущих не только в моральной доктрине, но и во всей системе мировоззрения Эразма.Его просветительские идеи базировались на фундаментальной идее, согласно которой врожденные способности человека , сколь бы ни были они глубоки и блестящи, могут быть реализованы только посредством самого тяжелого труда.

Именно труд является для Эразма наиболее важным компонентом человеческой личности. В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама С. 68 Итак, идеи северного гуманизма нашли у Эразма Роттердамского наиболее полное выражение в трактовке этических основ человеческой деятельности.С точки зрения Эразма, следовать этичесикм основам человечности означает владеть собственным характером и целеустремленной волей, так чтобы человек во всех сферах личной и общественной и общественной жизни руководствовался не природными стимулами и влечениями, а общими нравственными принципами.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение С. 111 4. Список литературы.Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М Художественная литература, 1976 Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии.

М. Наука, 1978 Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69 Эразм Роттердамский. Похвала Глупости БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М Художественная литература, 1976 С. 119-208 Эразм Роттердамский. Оружие Христианского Воина Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С.90 - 218 Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. Эразм Роттердамский. Философские произведения.М. Наука, 1986, С. 218 290.

– Конец работы –

Используемые теги: Этико-политические, Идеи, Эразма, Роттердамского0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этико-политические идеи Эразма Роттердамского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»
Ему изумляется, его воспевает и превозносит писал Камерарий каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз . Как писатель Эразм Роттердамский… Оружие христианского воина только при жизни автора выдержало болеем пятидесяти… Сразу же после выхода в свет была переведена на европейские языки и разошлась в десятках тысяч экземпляров Похвала…

Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера о свободе воли
Эти два выдающихся деятеля создали целый пласт европейской культуры, стали родоначальниками явления реформации и изменили ход размеренной жизни… Эразм Роттердамский (28 октября 1467, Роттердам — 11 июля 1536, Базель),… Эта проблема актуальна и сейчас. В Европе до сих пор не произошло какой-либо унификации мнений на отношения между…

Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»
Ему изумляется, его воспевает и превозносит писал Камерарий каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз . Как писатель Эразм Роттердамский… Оружие христианского воина только при жизни автора выдержало болеем пятидесяти… Сразу же после выхода в свет была переведена на европейские языки и разошлась в десятках тысяч экземпляров Похвала…

Свобода воли человека: Мартин Лютер против Эразма Роттердамского
Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об… Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея… Целью данной работы является рассмотрение политической жизни России XI – XVII веков. Поставленная цель реализуется…

Философия Христа Эразма Роттердамского
Эразм часто представляется пишущими о нем мыслителем наилучшим образом отражающим североевропейский гуманизм. Хотя в поддержку такого предположения… Другие гуманисты, особенно в Германии и Швейцарии, считали, что развитие… Другие гуманисты, напротив, считали себя борцами за утверждение национального самосознания. В то время как Эразм…

Германский гуманизм в идеях Эразма Роттердамского
Проявляется эта актуальность в установлении связующей преемственности эпох, в более многогранном исследовании наследия Возрождения, как прямого… На этой стадии европейского развития происходили значительные изменения как в… Все это сплеталось в сложнейший комплекс с политическими, социальными, культурными, хозяйственными и другими крупными…

“Дидактические идеи Льва Николаевича Толстого. Идея свободы выбора содержания в образовании”
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем… В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы… Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих…

Эразм Роттердамский. Соотношение веры и знания
Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако, Писание требует правильного прочтения.Таким образом, неизбежно… Для решения этой проблемы был необходим соответствующий инструментарий. И, в качестве такого инструментария…

Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры
Ничто не может быть большей гарантией от умственной деградации и стимулом к развитию, чем изучение Библии. Как средство развития мышления Библия… Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не… На ее страницах можно найти историю глубокой древности, рассказы о благородной жизни, принципы правления государством,…

Идея всеединства В. Соловьева и его этическое учение
Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает… Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть философию… Контуры всеобъемлющей философской системы, намеченной в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Отражение лингвистических взглядов Л.В. Щербы и А.А. Шахматова в идее реформирования школьного обучения русскому языку О рубеже двух столетий было подмечено неспроста. Именно в это время научные поиски формируют определённые проблемы, к решению которых после и… К такой же проблеме пришёл и молодой учёный Л.В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна… Возможно, именно эта практическая часть дала ему возможность сделать выводы, которые после были высказаны в докладе «О…
  • "Анализ философских идей Фридриха Ницше" Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.Читая… Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляет вопрос открытым… Мы заметили, что понятия вечное возвращение и сверхчеловек служат для раскрытия смысла воли к власти.Невозможно…
  • "Рождение трагедии из духа музыки" – первая манифестация идей Ф.В. Ницше" Кроме того, Ницше рассматривает идею преемственности западноевропейского мировоззрения от греческого и способы смены мировоззрения.Говоря о разных… Но совсем по-другому ведёт себя третий тип мировоззрения – сократический.Он… Появление духа Сократа Ницше связывает с началом классического периода в греческой культуре и считает, что именно этот…
  • Культурологические идеи Н. Я. Данилевского Окончив полный курс лицея, в котором преподавание естественных наук, с точки зрения Н.Я.Данилевского, было недостаточно полным, и “чувствуя горячее… Материальное положение Н.Я.Данилевского во время обучения в университете было… О годах учебы в университете он писал: “Имея лишь малые средства как для жизни, так и для учебных пособий, необходимых…
  • Теория идей Платона В 388 г в свои 40 лет, он посетил Италию. По возвращению в Афины Платон основал Академию. В 367 г. он посетил Сицилию.В 360 г. Платон вернулся в… В философии Платона существует момент, относительно которого все философские… Платон прибегнул к образу, им же и созданным -"вторая навигация". Это привело к пониманию двух планов бытия:…