Буржуазные концепции справедливости

Критика современных буржуазных концепций справедливостиДанную рецензию мне бы хотелось начать с общегоописания рассматриваемого произведения. Темой данной монографии, как явствуетиз названия, является рассмотрение такого собирательного понятия как справедливость показано соотношение более или менее современных буржуазныхконцепций справедливости с теориями справедливости прошлого.Главное место вкниге занимает развернутая критика концепций, наиболее распространенных вкапиталистических странах с позиций диалектического материализма.Предпринимается попытка вскрыть антинаучный характер капиталистическихконцепций справедливостиВ первой главе книги рассматривается эволюция теорий инаучных концепций справедливости на разных этапах развития общества сдревнейших времен и дается и дается их теорий оценка.

Основная мысльавтора в этом разделе - продемонстрировать зависимость развития философскоймысли о справедливости от развития общественных, и в первую очередь,производственных отношений. Он показывает, что философские теории того илииного времени являются закономерным продуктом того общества и его структуры, врамках которого они возникли.

Автор говорит о том, что история категориисправедливости показывает необходимость рассмотрения философско-социальногознания в двух неразрывно связанных плоскостях - как выявления его внутреннегологического движения, приращения и обогащения и как отражения определенныхсоциальных потребностей.Указывается так же на ущербность буржуазных теорийсправедливости так как они отказавшись от прогрессивных традиций общественноймысли деформируют ее историю, вычленяя и используя в своих целях лишь теэлементы проблемы справедливости которые могут непосредственно служитьклассовым целям и защите эксплуататорского строя.Во второй главе ставится целью глубокий анализструктуры философии справедливости а так же поиски ее идеальной формулыбуржуазными философами.

Автор подвергает критике сложившиеся в буржуазнойфилософии мнения о том, что справедливость либо не может быть познана с помощьюнауки вообще, либо возможности ее познания распространяются лишь наформально-логическую структуру справедливости.

Основным пороком поисковуниверсальной формулы справедливости является отрыв формально-логическойструктуры данной категории от ее социального содержания. Такой отрыв основан наприменении лишь принципов формальной логики и игнорировании социального фактораи стремится подчинить сферу бытия сфере сознания.Итогом данного утвержденияявляется то, что рассуждать о равенстве и справедливости не замечая конкретнойобщественной ситуации, а именно основных борющихся в обществе сил - значитставить знак равенства между отжившими социальными порядками и потребностямиобщественно-исторического процесса.Третья глава посвящена в основном кризисуестественно-правовой доктрины, а так же проблеме соотношения права исправедливости.

Кризисестественно-правовой доктрины по мысли автора выразился в стойкой неспособностирешить ряд важнейших для нее вопросов. Прежде всего, речь идет об обоснованиитех требований, которые составляют содержание естественного права и естественно-правовойсправедливости.

В качестве краеугольного камня буржуазных концепцийсправедливости выступает идеалистическая трактовка бытия.Согласно приводимымавтором аргументам ошибка буржуазных философов состоит в том, что они стремясьпреодолеть противоположность между материей и сознанием, материализмом иидеализмом, отделяют бытие от материи и рассматривают его вне материи, лишь какпредпосылку последней. Так же в категоричной форме утверждается, что в ученияхо справедливости, пронизанных идеями идеализма ссылки на природу вещей призванывыявить не подлинный источник справедливости, а, наоборот, показать вечность инеизменность буржуазной справедливости в реальной общественной жизни.

Впротивопоставление идеалистическому приводится диалектико-материалистическийподход к природе вещей как источнику социальных норм, который прежде всегопредполагает выявление основных закономерностей общественного развития.Рассмотрение вопроса о соотношении права исправедливости в сущности сводится к выяснению их взаимного расположения.

Прощеговоря право над справедливостью или справедливость над правом? Утверждается,что буржуазная философия имеет две соответственно противоположные позиции,причем ни одна из них не является научно обоснованной.В монографии этообъясняется неразрешимыми в рамках буржуазных общественных отношенийпротиворечиями между правом и подлинной справедливостью. И об эти противоречияразбиваются все концепции справедливости, выдвигаемые буржуазными философами.Четвертая глава монографии посвящена рассмотрениюпроблемы социальной справедливости и ее рассмотрению в буржуазной теории.Основному изучению подвергается вопрос справедливогораспределения благ в обществе и та модель, при которой распределение будетистинно справедливым.

Капиталистическое общество, основанное на свободе частнойсобственности и предпринимательства порождает несвободу не только трудящихся,но и мелких предпринимателей, раздавленных монополистическим капиталом, чтоведет в свою очередь несправедливое распределение благ в пользу буржуазии.Предпринимается попытка обоснования того, что в рамках капиталистическойсистемы государство не способно и не заинтересовано в разрешении вопросовсправедливого социального распределения.

Сколько-нибудь значительного улучшениясвоего положения способны добиться лишь сами рабочие, так как только они в этомпо-настоящему заинтересованы.Пятая и последняя глава книги носит название Марксизм-ленинизм - единственная научная альтернатива буржуазным концепциямсправедливости.В этом заключительном разделе наряду с критикомкапиталистического подхода философии к изучению справедливости автор показываетпревосходство марксистско-ленинского подхода.

Со ссылкой на К. Марксаприводятся два понятия справедливости 1. Понятие справедливости в узком смысле, в которомсправедливость понимается как признание того, что человеку принадлежит по правутрудового вклада или заслуг2. Понятие справедливости в широком смысле, в которомсправедливость понимается как признание каждой человеческой личности и принадлежащихей прав независимо от какого ни было ее вклада, в силу ее принадлежности кчеловеческому роду. Речь идет о том минимуме благ, который необходим каждомуисходя из родовой принадлежности его к человечеству.

В конечном итоге размышления автора приходят к тому,что основой справедливого распределения благ является равное отношение людей ксредствам производства.

Приводится основной принцип социалистическойсправедливости От каждого по способности - каждому по труду .В заключении рассмотрения в рамках произведенияпроблемы справедливости автор пришел к двум основным выводам 1. Жизнь убедительно доказала несостоятельностьбуржуазной социальной теории и ее неспособность выработать последовательнуюнаучную концепцию справедливости, что явилось закономерным следствиемсоциальных и духовных процессов, присущих капиталистическому обществу.2. Марксизм-ленинизм, выявляя объективное содержаниесправедливости, делает ее предметом всестороннего научного анализа, основанномна анализе классовом.

Его основным выводом является положение о том, чтоподлинная справедливость эпохи связана с прогрессивной стороной существующих вданном обществе экономических отношений, выразителем которой являетсяпрогрессивный класс.При подготовке издания было обработано большое количествотеоретического материала и его явное преобладание над фактическими данными.Это, очевидно, обусловлено, прежде всего целями настоящего рассмотрения, а также его методом.

Основной упор делается на сравнивание исторического наследияфилософской мысли о справедливости, современных на том этапе книга издана в1977 году капиталистических концепций, и их сравнение сдиалектико-материалистической концепцией.Разумеется, в этом сравнении у авторавсегда очевидное превосходство оказывается на стороне марксистско-ленинскойтеории.В подведение итогов можно сказать, что данная книгаявлялась в свое время, как и тысячи подобных изданий, типичным плодом советскойпропаганды, рассчитанного на подготовленного интеллектуального читателя научных работников, преподавателей ВУЗов.