Политическое отчуждение личности и способы его преодоления

Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму, государству или всей политической системе принудительной гомогенности связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением функциональности такого процесса, как массовизация.Форсированное создание однородной национальной этническое государство национал-социалистов или социальной пролетарское государство коммунистов массы отрывает тоталитаризуемое гражданское общество от его корней и истоков, парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями общинной, первобытной гомогенности, провоцирует активизацию протополитических средств организации, прежде всего прямого принудительного насилия.

Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических образований эпохи архаики.Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности модерности, непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и с омассовлением - в политическом.

Высокая, в идеале предельная степень омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его сущностные признаки.Тенденции омассовления, нивелирования субкультурных, сословных, корпоративных, региональных, местных и прочих различий вполне определенно проявилась уже в ходе создания наций-государств и отвечающих им всеобщих гражданских обществ, когда для обеспечения целостности этих гигантских для своего времени образований потребовались специальные скрепы в виде общенациональных норм языка, культуры, права и т.п а также в виде новой общенациональной общности - массы равноправных граждан, образованной эмансипированными атомами-индивидами.

Надо было быть, конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в событиях английской революции и предшествующих ей десятилетий атомизацию индивидов и возникновение Левиафана, важность этих предпосылок для создания современной политической системы с одной стороны, их разрушительность и угрозу обернуться войной всех против всех с другой стороны.

Отсюда гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса, неустанного политического благоустройства перед лицом вечной угрозы тоталитаризации в измысленной им форме тотальной войны всех против всех. I. Бюрократия источники и сущность. Слово Бюрократия в буквальном переводе означает господство канцелярии от фр. bureau - бюро, канцелярия, власть аппарата управления БЭС М 1994 С. 184 Само по себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом.

При этом, вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.

Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом М 1988 С. 4. Исходя из буквального значения слова бюрократия, его часто употребляют как синоним административного управления.Кроме того, термином бюрократия нередко обозначается рационально организованная система управления, в которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне.

Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога Макса Вебера 1864-1920, оставившего заметный след в теории управления Гайденко П.П Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера.Вопросы философии. 3 В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а также в политической лексике термин бюрократия и все производные от него употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное контруправление.

То есть акцент смещается в сторону извращенных форм управления раздутость и запутанность аппарата управления, многописание, подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др Поэтому необходимо четко дифференцировать само понимание термина бюрократия, так как возникает возможность нивелировать различия самих принципов управления и отрицательных черт их проявления.То есть бюрократизм необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и хронический недуг органов управления, который свойственен любому обществу, не взирая на различия в социально-политическом устройстве.

Этот недуг всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к мутации и приспособляемости.Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и политической базой. 1. Источники появления и генезис бюрократии. В определении источников появления бюрократии есть несколько подходов, иногда диаметрально противоположных.

Это определяет и различие во взглядах на генезис этого явления и возможность его преодоления. Из-за недостаточного объема данной работы, представляется возможным представить только две крайние точки зрения на эту проблему.Если кратко определить сущность марксистского подхода, можно сказать бюрократия - это социальный организм-паразит на всем протяжении своего исторического существования, результат социально-классовых антагонизмов и противоречий и материализация политического отчуждения.

Бюрократия органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами и идеологическими формами сознания.Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм Ростов-на-Дону, 1989 С. 14. Марксистский подход имеет свою систему понятий бюрократическое отношение - государственный формализм - политический рассудок и ключевые принципы анализа целостность, конкретность, монизм, классовость и революционное отношение к классовому обществу и государству.

Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата, имеющая принудительный характер, может приобрести самостоятельность и встать над обществом, подчинив его своему диктату при этом возникает явление, известное как политическое отчуждение.Политическое отчуждение является одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются в нашу эпоху самые разные политические системы, следствием чего стали неоднократные попытки если не уничтожить, то смягчить его. Современная Россия рассматривается преимуществен но как общество переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к политической демократии.

В дальнейших разделах книги будет более подробно проанализирован вопрос об изменении в системе политической власти в российском обществе.Сейчас важно обратить внимание на то, что то талитарный политический режим с самого начала своего возникновения опирался на определенные стереотипы массового сознания, на широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и в своего рода политические потребности.

Тоталитаризм, сталинский политический режим, начиная с конца 30-х гг аккумулировал в себе худшие политические умонастроения и привычки.Он опирался на зависть, трактовавшуюся как требование справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в качестве здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск, доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений государственной лояльности и чувства общественного долга.

Иными словами, любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В этом и заключался феномен политического отчуждения - в формировании псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом.При этом государство могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в благородную и даже жертвенную мотивацию.

В этом заключался главный нравственный парадокс сталинского политического режима, который оказывается трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием. 4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима.С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

В процессе рассмотрения принципиально равличных видов дел с использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет следующие задачи, соответствующие ее природе рассмотрение споров между отдельными гражданами и государством по поводу нарушения конституционных прав. Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции индивидов в рамках государства, препятствует отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон.

Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные от проектов смешанной власти Полибий, Макиавелли, разделения властей Локк, Монтескье, сдержек и противовесов Джефферсон, Гамильтон до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин.

Ф. Гегель, определяя государственную власть как всеобщую субстанциональную волю. Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую вс в единую систему государственного механизма.

Там же. Во-первых, немало нареканий в адрес законодательства об ответственности вызывает такой больной для российского общества вопрос, как иммунитет верховной власти, в частности - народных депутатов. Отказ от нее, по мнению российских юристов, способствовал бы преодолению отчуждения между государством и гражданским обществом.Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства - протестантизм.

Это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение.Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека.

По представлению протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь, спасение достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное место.

Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум крещение и причащение, богослужение, как правила, состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты, священные книги.Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви.

Эти положения исходят из того , что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро. Суть протестантизма заключается в следующем божественная благодать даруется без посредничества церкви.

Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому.Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Сон приближает человека к естественному состоянию и будит дикие, первобытные инстинкты.Во время сна человек удаляется от усвоенных воспитанием идей и убеждений . По определению Большой Советской Энциклопедии, сон - это периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Субъективно у человека при этом угнетается сознаваемая психическая активность, периодически восстанавливающаяся при переживании сновидений, часто с последующим их забыванием.

Низшим животным свойственны периоды бездеятельного состояния. Однако еще не выяснено, в какой мере оно функционально соответствует сну высших животных. Но наш разговор главным образом о человеке. У него на сон уходит примерно треть отпущенного ему времени на жизнь.Когда он спит, ему присущи сновидения - субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох человеческой культуры, однако подход к ним существенно менялся на протяжении истории.

Многочисленные памятники древней письменности свидетельствуют о том, что толкование сновидений занимало большое место не только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении военных и государственных дел. Во сне видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с невидимым миром.

Дошедший до нас древнейший сонник около 2000 года до нашей эры, Древний Египет содержит истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для защиты спящего от вредоносных духов.Толкование сновидений с целью указания путей лечения играло большую роль в древней медицине, еще не отделившейся от религиозно-магической практики. Человек видит во сне то, что когда-то увидено, задумано, воспринято мозгом, оставило свой, пусть мимолетный, след в нервных клетках мозга.

Хорошо известно, что слепым от рождения не снятся зрительные образы. Иначе говоря во сне можно увидеть только то, что было. Но в каком виде Человек видит порой совершенно сказочные, невероятные сновидения. Чего только не бывает во сне Мы видим себя в далеком детстве, путешествуем по различным странам, сражаемся, без удивления встречаемся с умершими людьми, говорим с животными, как в сказках, летаем по воздуху.В мозгу спящего, как в кино, за короткое время проходит порой вся человеческая жизнь.

И какие бы фантастические картины ни развертывались во сне, все они кажутся подлинными, реальными.