рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Народы мира:чеченцы

Народы мира:чеченцы - раздел Политика, Чеч Енцы, Нохчий Самоназвание, Народ В Российской Федерации 899 Тыс. Человек...

ЧЕЧ ЕНЦЫ, нохчий самоназвание, народ в Российской Федерации 899 тыс. человек, основное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии 734 тыс. человек.Живут также в Дагестане около 58 тыс. человек, Ставропольском крае 15 тыс. человек, Волгоградской области 11,1 тыс. человек, Калмыкии 8,3 тыс. человек, Астраханской 7,9 тыс. человек, Саратовской 6 тыс. человек, Тюменской 4,6 тыс. человек области, Северной Осетии 2,6 тыс. человек, Москве 2,1 тыс. человек, а также в Казахстане 49,5 тыс. человек, Киргизии 2,6 тыс. человек, на Украине 1,8 тыс. человек и др. Чеченцы - самый многочисленный этнос Северного Кавказа. Общая численность - около 1 000 000 человек.

Плотность населения - 52,8 чел.кв. км В зависимости от места расселения и непосредственных контактов с различными народами, чеченцы известны у осетин - как цацаны, у кабардинцев - шашаны, у лезгин - чачаны, у кумыков - мичигаш и др. Верующие Чеченцы - мусульмане-сунниты.Распространены суфийские учения двух толков - накшбанди и надири.

Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространн также русский язык свободно владеют 74. Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с 1938 - на основе русского алфавита. Антропологический тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа.Древние Чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром.

В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в 8-12 веках сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия 1222 и 1238-1240 степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу 14 века население Чечни объединилось в государство Симсисм.

В 16-17 веках Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи с е вассалом - Крымским ханством, Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения Чеченцев.Со времени Персидского похода Петра I 1722 политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер.

В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе.Это привело к росту освободительного движения Чеченцев в конце 18-1-й половине 19 века. К 1840 на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселнным ауховскими Чеченцами и кумыками, в Терскую область.

В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещ ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у не в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования.Вместе с тем начавшаяся в 1920-х годах коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Чеченцам.

В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 - Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тыс. Чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упраздннная в 1944, была восстановлена.Но при этом для Чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах.

Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан. В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику. Традиционные земледельческие культуры - ячмень, пшеница, просо, овс, рожь, лн, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество.Пахотные орудия - плуг гота, полозное орудие нох. Была распространена трхпольная система.

В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация получая хлеб с равнины, горные Чеченцы сбывали взамен излишки скота.Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах.

Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий.Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др гончарного - селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шлка, обработка кости и рога. Горные селения имели беспорядочную скученную планировку.

Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат жиль. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей.Поселения на равнине были крупными 500-600 и даже до 4000 дворов, растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище - турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи.

Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для не ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели сундук, низкий столик на трх ножках, несколько скамеек.Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками.

Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов.Высшего качества считалась ткань исхар из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 века Чеченцам было известно производство шлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом.

Мужская одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой.Черкески шились отрезными по талии, расклшенными книзу, до пояса застгивались металлическими застжками, на грудь нашивались газырницы.

Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка верта. Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание е влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны.Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли.

Ворот с разрезом на груди застгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила гIабли из шлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застжками до пояса, из которых застгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти тIемаш. ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника.Женские головные уборы - большие и малые платки, шали кортали, один конец которых спускался на грудь, другой - закидывался назад.

Женщины преимущественно пожилые под платок надевали чухту - шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины замужняя, незамужняя или вдова. Пища весной преимущественно растительная, летом - фрукты, молочные блюда, зимой - в основном мясные.Повседневная пища - сискал-берам чурек с сыром, супы, каши, блинчики , у более состоятельных - къалд-дяттий творог с маслом, жижа-галнаш мясо с галушками, мясной бульон, лепшки с сыром, мясом, тыквой и др. Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения.

Она объединяла жителей одного крупного или нескольких мелких поселений. Жизнь общины регулировалась сходом кхел - совет, суд представителей родовых подразделений тайп. Он решал судебные и другие дела общинников.Сход всей общины общинный кхел регулировал пользование общинными угодьями, определял сроки пахоты и сенокоса, выступал посредником при примирении кровников и др. В горах сохранялись и родовые поселения, подразделявшиеся на более мелкие родственные группы гар, а также крупные объединения тайпов тухумы, различавшиеся особенностями говоров.

Существовали рабы из невыкупленных военнопленных, которые за долгую службу могли получить от хозяина землю и право заводить семью, но и после этого оставались неполноправными общинниками.Большое значение сохраняли обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи белхи - от болх, работа, кровной мести.

Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощнного кровника, изнасилование и др. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами общины, возможность и условия примирения решались на общих сходах.Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив платок с головы в середину сражающихся, женщина могла остановить кровопролитие.

Сохранялись обычаи избегания в отношениях между мужем и женой, зятем и родственниками жены, снохой и родственниками мужа, родителями и детьми. Местами сохранялись многожнство, левират. Родовые объединения не были экзогамны, браки запрещались между родственниками до третьего колена. Разнообразны формы фольклора предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др танцы.Музыкальные инструменты - гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т.д. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты - Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с 13 века через Золотую Орду и Дагестан.

Полностью Чеченцы обращены в мусульманство к 18 веку. В 20 веке сформировалась чеченская интеллигенция.По данным Переписи населения 2002 года численность чеченцев, проживающих на территории России, составляет 1 миллион 361 тысячу человек.

– Конец работы –

Используемые теги: Народы, мира, чеченцы0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Народы мира:чеченцы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры
Актуальность изучения этой темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях перехода России из одного государственного строя в другой,… Для этого нужно изучить исторические корни религии. Дело в том, что язычество… Стоит отметить, что в обыденном сознании утвердилось мнение, что язычество - полный антипод христианства.

Мир исламской культуры. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная… Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых… Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось…

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА
На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА"

Освобожден народ, но счастлив ли народ? по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"
А народ- это и есть те самые только чтоосвобожденные крестьяне. Крестьяне- самый бедный и бесправный класс, и искатьсреди них счастливого более чем… Но тем не менее назватькрестьян счастливыми, даже чуть-чуть, сложно. Поскольку… Само счастье свалилосьдостаточно неожиданно, многие были к нему не готовы и, оказавшись на воле, былиптичками,…

Мировой кредитный рынок и его роль в глобализации мировой экономики
Этот рынок, являясь наиболее динамичным сектором международного рынка ссудных капиталов, в наибольшей степени подвержен влиянию изменений в мировом… Однако банковское кредитование продолжает играть значительную роль в операциях… Во времена финансовой нестабильности фондовые рынки имеют тенденцию к сужению и в некоторых случаях даже исчезают как…

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир
Цель моей работы - по возможности окрасить эти пятна. Российская история уникальна своими загадками. Отчасти это связано с политикой… Предметом исследования моей работы является политическая обстановка в России и за ее пределами в период с конца 1917…

Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом мире
Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных… Их значение возрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в… Точно не известно, сколько раз за обозримый период времени наша цивилизация стояла на грани катастрофы.

Народ и личность в романе Толстого "Война и мир"
Этоозначает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни.Он утверждает, что все решают чувства, а не разум, что есть рок,судьба.… Наполеон - захватчик, поработитель народов Европы и России.Как полководец, .он… Воплощением всего этого является Кутузов.Толстой отмечает в нем не только мудрого наблюдателя событий ,но и талант…

Мировое хозяйство и его эволюция. Место России во всемирном мировом хозяйстве
Мировая экономика, или мировое хозяйство это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими… Идеология недавнего прошлого привносила во все сферы познания непременные… В связи с этим, традиционно в литературе по проблемам международных экономических отношений фигурировало понятие…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам