рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вольтер о свободе и равенстве

Работа сделанна в 2004 году

Вольтер о свободе и равенстве - Доклад, раздел Политика, - 2004 год - Министерство Образования Рф Московский Государственный Горный Университет Каф...

Министерство образования РФ Московский государственный горный университет Кафедра Истории и Социологии Доклад по дисциплине Политология На тему Вольтер о свободе и равенстве Выполнил ст. гр. ПМ 04 Алексеев А.В. Принял доц. Кузьмин К.К. Москва 2004 План. I. Биография Вольтера. II. Идеи о свободе и критика феодального общества. III. Вольтер о свободе и равенстве. IV. Вольтер о государстве. V. Заключение. I. Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер псевдоним, настоящее имя Франсуа Аруэ, 1694 1778 гг В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды.

Другое выразительное отличие пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны Философские письма первоначальное название Письма об англичанах, стяжавшие ему европейскую известность.В Письмах он пропагандировал передовые английские учения Дж. Локка и др а также либеральные порядки и государственное устройство Англии.

Философские письма явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах.Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума.

Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм. Вольтер был сторонником философии деизма.Христианство и разум не могут существовать одновременно, писал Вольтер.

Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным черни, а равно неразумным правителям нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение Вольтера Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать. Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией.Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг Раздавите гадину.

II. Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность.

Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Свобода у него в первую очередь свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости.Весьма глубокой была оценка Вольтером достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей эпохи свободы труда характерного знамения Нового времени.

Эта свобода предстает как право каждого продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга они становятся автономными субъектами.Это, однако, совсем не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных воль. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Но теперь такие отношения приобретают совсем другой смысл.

Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея господства права. Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству.Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп.

В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось его стремление к компромиссу с дворянством. Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, это не для портных и сапожников. Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что если чернь начнет думать, то все погибло.Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания.

Скорее даже наоборот. III. В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека.Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства эгалитаристом и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом либо отсутствие такового должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе.В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.

Эти представления о свободе и равенстве Вольтер использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, неизменно вызывавшего его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов.Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией.

Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т. п. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть. В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах.При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии.

Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности.Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций например, казни английского короля Карла I, мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии либеральной буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал просвещенным.

Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется просвещенный монарх. Самое счастливое время, когда государь философ. Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых просвещенному монарху.Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных.

Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле. Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец.Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей.

Ее возникновение итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т. е. конституционную монархию. Английская нация единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении.

В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система.

Наилучшие законы в Англии правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы.IV. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур.

Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Политическую организацию будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства.Вполне ясно ему было одно управлять государством должны только собственники.

Признавая естественное равенство мы все в равной степени люди, Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса один класс богатых, которые приказывают, другой бедных, которые служат. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ.

Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II. V. Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии.Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии.

По своему объективному значению его идеи имели революционный характер они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений.Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.

– Конец работы –

Используемые теги: Вольтер, свободе, равенстве0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вольтер о свободе и равенстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Правовое регулирование свободы слова в РФ
Конституция провозглашает Российскую Федерацию - правовым и демократическим государством.Что подразумевает под собой наличие в таком государстве… Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием… О ней вновь говорят после длительного затишья.Российская Федерация, претендующая на звание "правовое государство",…

Лишение свободы
Соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших… Нужно отметить, что та же статья 22 Конституции РФ предусматривает возможность… В своей курсовой работе я попыталась рассмотреть сущность и содержание такого вида ответственности за уголовные…

Права и свободы граждан при производстве обыска
Итак, казалось бы, что в преддверии перехода в третье тысячелетие в России сложилась универсальная и успешно действующая схема, позволяющая каждому… Но так ли это? Безусловно, уголовно-процессуальное законодательство… С принятием в 1993 г. Конституции РФ ряд норм уголовно-процессуального законодательства оказался противоречащим…

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод гражданина
Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно, это касается прав и свобод человека и… Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора… И сели они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод…

Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации
Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в которые выдвинули не только широкий набор прав… Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите… Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения…

Понятие прав и свобод человека и гражданина
При изучении прав человека неизбежно пересечение с такими юридическими науками, как теория государства и права, история государства и права, всеми… Как известно из курса теории государства и права наряду с концепцией… С этой точки зрения позитивные права – те, которые закреплены в законе. Естественные права не совпадают с…

Свобода заключения договора
Имея свободу в данной области, стороны получили возможность самостоятельно выбирать своих будущих контрагентов, выбирать условия договора и порядок… Именно поэтому в ГК РФ закреплена норма об обязательном заключении договоров.… Но в то же время это не должно нарушать гражданские принципы по отношению к обязанной стороне. Случаи обязательного…

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права… Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –… Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью…

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Можно выделить факторы, от которых зависит выбор той или иной формы закрепления прав и свобод: 1. Значимость данного конституционного права и данной… Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав и… Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются совокупной деятельностью людей во всех сферах их…

Политические права свобода граждан
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные… Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен… В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Конституция РФ-гарант реализации прав и свобод граждан в российском обществе Еще п эпоху античности так именовались различные пра­вовые акты. Первые конституции н современном смысле этого слова возникли в XVIII веке как… Принятие подлинно народной конституции - показатель зрелости гражданского… Будучи результатом, социально-экономического, политического, духовного и пра­вового развития общества, конституция…
  • Свобода последнего слова И первые книги Бродского выходят на его родине. Одна из них перед вами. Удивляться вроде бы нечему: такое время на дворе, что справедливость… Как это еще никому не пришло 8 голову пересмотреть и отменить результаты… Перед нами пока что далеко не все. К моменту вынужденного отъезда Бродского за границу (1972 год) основной корпус…
  • Свобода в деятельности человека При этом свобода традиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью. Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость»,… Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой… Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный…
  • «Хочу воспеть Свободу миру...» (вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина) Уже в 1814 году юный Пушкин в довольно шутливом стихотворении «К сестре» вскользь затрагивает тему свободы.Он представляет , себя узником, который… В дальнейшем Александр Сергеевич все более серьезно будет подходить к этой… Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить с ними: море — «свободная стихия», ветер, который гонит…
  • Проблема свободы в экзистенциализме Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании.Суть экзистенциалистского подхода заключается в… Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом… При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких…