рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Информатизация общества

Информатизация общества - раздел Политика, Информатизация Общества - Это Процесс, В Котором Социальные, Технологические...

Информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Они представляют собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний.Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующее радикальное преобразование не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений в культуре, духовной жизни и в быту. При этом общество является информационным если 1 любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующее вознаграждение или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных социально - значимых задач 2 в обществе производится, функционирует и доступна каждому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта 3 имеющая развитые инфраструктуры, обеспечивающее создание информационных ресурсов в обьеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно - технического и социально - исторического прогресса.

Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию и прежде всего научную.

Последний пункт особенно важен для понимания концепции информационного общества, так как в настоящее время имеется ряд стран, например, в азиатском регионе, обладающих высоким уровнем информационной технологии, выдерживающих конкурентную борьбу на мировых рынках и обеспечивающих компьютерную насыщенность в быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научной информации и знаний главным образом из США, а также из Западной Европы и Японии. Поэтому в полном смысле слова они не являются информационными обществами 4 в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления 5 происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

В этой сфере трудится большинство работающего населения, по крайней мере не менее 50 общего числа занятых число занятых в традиционных сферах производства неуклонно снижается при столь же неуклонном повышении производительности труда и качества продукции.

Информационно - компьютерная революция существенно меняет темпы духовно - культурной жизни общества.

Вопреки довольно распространненым антисциентистским и антитехницистким клише, информатизация общества не обедняет, а обогащает духовно - культурный мир человека.Поэтому молодежь нового поколения в течении двух последующих десятилетий сможет сделать интеллектуально - образовательный рывок, и существенно оторваться от своих современников в некомпьютеризированных странах.

В этой связи особого внимания заслуживают хакеры, или одержимые программисты. Вряд ли можно назвать другую технологию, которая могла бы конкурировать с интеллектуальной технологией с точки зрения гипнотического или даже наркотического влияния на интеллект.В первую очередь это касается программистов, главным образом профессиональных. Уже компьютерные игры, как показывают исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним.

В сфере профессионального программирования это зачастую приводит к хакерству, т.е. такому направлению деятельности, когда совершенствование и самосовершенствование программного продукта становится самоцелью.Преодоление компьютерного сопротивления , борьба с ошибками, изобретение новых алгоритмов, нового программного дизайна, языков и осуществление чрезвычайно сложных и труднодостижимых целей в сфере интеллектуализации компьютерной деятельности становится содержанием всей жизни хакеров.

Хотя число хакеров в мире невелико, но пандемия хакеров может со временем оказаться столь же опасной и, во всяком случае столь же быстро нарастающей, как пандемия СПИДа в мире вирусных заболеваний.Здесь, кстати, уместно сказать и о компьютерных вирусах. Это фрагменты программ, введеные в плохо защищенные базы данных, вписанные в чужие файлы, тиражированные там и способные к изменению смысла других программ или машинно хранимых знаний.

Некоторые из таких вирусов в порыве компьютерной эйфории создаются хакерами из озорства или в порядке интеллектуального самоутверждения. Этот феномен далеко небезопасный, и с ним со временем придется считаться не только как с технической проблемой в сфере компьютерной культуры и компьютерной преступности. Появление новых информационно - технологических возможностей не означает в то же время, что все они будут реализованы.Одна из этих возможностей - концептуальная, общеинтеллектуальная, образовательная однородность общества.

В действительности такая возможность, хотя и в меньшем масштабе, возникла уже с изобретением книгопечатания и резко усилилась с появлением таких средств связи, как радио и телевидение. Тем не менее ни в одной стране и ни в каких реальных условиях эта возможность не привела к полной интеллектуальной и культурной изотропности общества.Дело в том, что культурная и вообще духовная изотропность предпологает в качестве своей предпосылки и основы, изотропность социальную, имущественную и т.д. В обозримом будущем ни в одной из существующих ныне социальных систем об изотропности подобного рода не приходится и мечтать.

Кризис социальных утопий XIX и XX вв крушение иллюзий социально однородного общества подводит нас к пониманию того, что и в информационном обществе будут существовать более или менее значительный перепад и духовно - культурные разрывы, интеллектуальные, мировоззренческие и другие диссонансы.

Более того, некоторые из таких разрывов могут даже увеличится. В современной литературе немало говорится о компьютерном одиночестве , об информационно - технологической изоляции индивида. Замыкаясь в системах современного видеовещания, телематики, в компьютеризованных системах связи и обработки данных, человек может постоянно изолироваться от непосредственного и живого общения с другими членами общества.Вряд ли серьезно можно говорить, что это приведет к распаду общественных связей.

Но бесспорно, что подобные процессы уже становятся некоторой, хотя и не вполне прорисованной реальностью. Их можно оценить как позитивные и негативные последствия информационно - компьютерной революции.Но они, несомненно, должны учитываться, как мощные факторы формирования новых личностных ориентаций, духовно - культурных ценностей, установок и форм поведения. Информационная технология позволяет сближать и в известных границах интернационализировать культуры, имеющие глубокие исторические, нравственные, религиозно - философские и мировоззренческие корни, но это не означает деиндивидуализацию и полную акультизацию.

Речь в действительности идет о переходе целой семьи европейских культур вместе с культурой США , Японии и некоторых других азиатских стран на новую ступень исторического развития, где их своеобразие не исчезнет, а может быть, даже сохранится и усилится, но на совершенно другой платформе - на платформе информационной цивилизации.Современная информационная технология не просто обладает культурогенной функцией, свойственной всем, в том числе и предшествующей информационная технология.

Но дает этой функции мощный импульс, позволяющий осуществить культурогенез в странах, идущих по пути информатизации, в крайне сжатые интервалы времени. Новые формы процессов структурной модификации традиционных систем социальных ценностей и представлений происходит с такой интенсивностью, воспринимаются не только массовым сознанием, но и многими философствующими теоретиками, как кризис культуры.

Этим интенсивным культурогенным процессам реакционный романтизм противопоставляет идею сохранения, восстановления и реанимации привычных традиционных культур. История знала попытки возрождения прежних культур. Стоит вспомнить хотя бы европейский Ренессанс.Действительность показывает, что самые искренние намерения возродить ушедшие в прошлое культуры обычно заканчиваются не их реанимацией, а созданием принципиально новой культуры, сохраняющей в рамках на начальных этапах некоторое внешнее подобие своим культурным прототипам.

Восстановить и возродить прежнюю культуру невозможно. Понятие движения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и духовной, может быть политическим популистическим лозунгом, но в действительности это может привести к культурной деструкции и культурному отставанию.Лучший и единственный способ удержать достижения культуры прошлого - это аккумулировать традиционные социальные ценности в корпусе новой информационной культуры - единственный способ сохранения жизнеспособности культурных традиций.

Будучи мощным генератором культурогенеза информационная технология, и особенно современная, в состоянии вызвать неоднозначные, противоречивые, а иногда и прямо противоположные последствия. Поэтому сам факт наличия современных информационных средств и систем не гарантирует автоматически однозначного ответа на вопрос, как именно будет происходить культурогенез.Воздействие информационной технологии на культуру опосредствовано реальными и государственными системами и структурами.

Можно зафиксировать и предохранить от всех адаптивных трансформаций существующее культурное ядро и тем самым в конечном счете обречь культуру на саморазрушение, и вместе с тем надолго закрыть путь перехода к информационной цивилизации.То, что часто называют информационным империализмом, в действительности представляет собой совершенно особый формационный процесс, детерминизированный самой природой современной информационной технологии.

Ее важнейшим свойством является высокий уровень автономного развития и автономной институцианализации информационных систем. Для институцианальных форм информационной технологии характерно стремление к неограниченному распространению информации, так как это единственный способ делающий ее эксплуатацию и производство экономически выгодным и эффективным.Создание новых мощных современных систем информационных технологий вообще несовместимо с традиционными политическими границами и идеологическими барьерами запретами.

Все они оказываются пористыми, проницаемыми, более или менее свободно и беспрепятственно пропускать потоки информации. В спектре последствий информатизации общества, как видно из таблицы Хессига, одно из центральных мест занимает проблема политических трансформаций. Естественно, что решается она неоднозначно.Внедрение современных высокоавтоматизированных баз данных и знаний, современных вычислительных центров в сферу государственного управления и контроля за деятельностью населения, предприятий, фирм и общественных организаций выдвигает на авансцену политической жизни две взаимосвязанные проблемы судьбу демократии и контроль над человеком, над индивидуальной групповой деятельностью. Здесь имеются две альтернативы усиление демократии, укрепление прав человека и индивидуальная свобода усиление тенденций к тоталитаризму и авторитаризму, к постепенной деградации демократии и усиленному контролю над личностью.

Многие исследователи подчеркивают, что государство обладает, несомненно большими, чем другой человек, технологическими возможностями для приобретения, оснащения и использования современных информационных систем.

Оно может располагать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, организаций или предприятия, полными сведениями о жизни и деятельности, болезнях, характере и иных особенностях, связях, знакомствах, деловых контактах и имущественном положении каждого человека.Это может сделать человека информационно прозрачным и совершенно беспомощным в столкновении с правовыми органами, аппаратом принуждения, полицией и другими управляющими и регулирующими системами.

Точно так же крупные компании и корпорации с помощью компьютеризованных систем контроля могут не только наблюдать за повседневной деятельностью служащих и рабочих, но и создавать на каждого полное досье, планируя людьми, их личностными установками, амбициями, взаимодействие и т. Это позволит корпорациям и фирмам держать своих служащих и работников в постоянном напряжении и страхе.

С одной стороны это может вызвать внутреннее сопротивление, раздражение и противодействие, но с другой стороны, что гораздо опаснее может привести к хроническим массовым депрессиям, деиндивидуализации личности, потере инициативы, массовой покорности, отупению, потере творческого импульса. Предельная заорганизованность и постоянный контроль с неизбежностью ведут к возникновению общества рабов.Однако ужасы антиутопий, написанные в первой половине или конце столетия, бледнеют перед реальностью.

Возможность перлюстрации корреспонденции, подслушивания, подглядывания, проверки банковских счетов, слежения за подробностями интимной жизни и т.д. в настоящее время так велики, что авторам добрых старых фантастических романов все это и не снилось.Любая деловая слежка в странах, где действуют пластиковые деньги, а денежные расчеты и торговые сделки полностью компьютеризованы, в любое время может стать известна в центральном полицейском управлении.

С помощью современных средств слежения без труда можно определить местоположение любого человека и т.д. В то же время существует немало доказательств того, что в информатизированном мире может быть разработана система активных технических и законодательных мер, ограничивающих и минимизирующих контроль за личностью.Демократические институты могут в значительной степени получить поддержку со стороны компьютеризованных систем подсчета голосов избирателей, системы телеконференций и механизмов свободной передачи информации.

Индивид, вооруженный компьютером и имеющий свободный доступ ко всем открытым базам данных и знаний, по уровню информированности не только уступает, но может превосходить государственных чиновников или служащих фирм. Наличие интегрированных систем связи открывает, по существу, неограниченные возможности для предпринимательской инициативы, контактов и взаимодействий, что само по себе представляет объективное социально - экономическое основание реальной демократии.

Самым уникальным достижением компьютерной революции является создание интеллектуальной технологии . Этим она радикально отличается от всех предшествующих технологических революций и инновационных процессов.Интеллектуальная технология охватывает артефакты различного рода. К ним относятся компьютеры, программы для них, системы знаний и представлений, позволяющих создать устройства, используемые для реализации деятельности человека.

Информационная система считается интеллектуальной, если она способна обрабатывать данные, воспринимать и различать внешние обьекты, общаться на естественном языке и понимать человека, создавать новые знания, автоматически конструировать и производить новые предметы, принимать рациональные решения или участвовать в их принятии. Создание интеллектуальной технологии - самый дерзкий вызов, который человеческий разум когда-либо бросал породившей его природе.Хотя скептики до сих пор считают, что интеллектуальная технология еще очень несовершенна и не имеет настоящее право претендовать на это название, действительно прогресс в этой области таков, что уже сейчас есть основания повторить об этой технологии как о реальности.

Ее развитие требует нового взгляда на человеческий интеллект. Возникают вопросы является ли интеллектуальная деятельность человеческого мозга и компьютера идентичной Каковы критерии такой идентичности Какова структура интеллектуальной деятельности, осуществляемой естественной и искусственной системами Можно ли вообще считать компьютеры органами интеллектуальной деятельности Поиск ответов на эти вопросы составляет цель новой дисциплины - информационной эпистемологии.

Термин информационная эпистемология не является общепринятым. В англоязычной литературе термин эпистемология употребляется как символ германоязычного понятия гносеология или теория познания . Под теорией познания или гносеологией, с этой точки зрения и функционирования готового познания вообще.

Эпистемология изучает, те же проблемы, но применительно к специальным видам научного знания.Поэтому можно говорить и о естественной эпистемологии и т.п. Аналогичным образом вводится и понятие информационная эпистемология. Возникновение интеллектуальной технологии и жгучий интерес к природе информации и возможностям машинного мышления, порожденной компьютерной революцией, привела к формированию нового, нетрадиционного раздела эпистемологии - информационной эпистемологии.

Она исследует не те или иные виды научного знания, а знания вообще, но под особым углом зрения, с позиции переработки и преобразования информации, анализируя способы и механизмы превращения информации в ее высшую форму - знания. Информационная эпистемология исследует различные способы представления и выражения знаний с помощью технических сил. В силу этого фокус информационной эпистемологии вновь перемещается на обыденное познание и здравый смысл, поскольку они являются изначальной формой познавательной деятельности, к этому же формой универсальной, всеохватывающей, энциклопедической, наиболее сложной, разнообразной и богатой.

Без, исследования обыденного познания оказывается невозможным понять механику превращения информации в знания.В рамках информационной эпистемологии интеллектуальная деятельность рассматривается особым образом существенна не физическая или физиологическая природа осуществляющего ее устройства, а лишь способность реализовать определенные операциональные структуры.

Процесс познания и мышления рассматривается под углом зрения инженерного фундаментализма как процесс материальной трансформации информации. Поэтому в информационной эпистемологии развиваются новые подходы и концепции, далекие от традиционной гносеологии. Информационная эпистемология рассматривает знания как высший уровень и формы информации. Поэтому все акценты, цели и задачи, сложившиеся в традиционной теории познания сдвигаются.Хотя у традиционной гносеологии и информационной эпистемологии есть зоны пересечения, основные проблемы последней нетрадиционны что такое информация как она передается, трансформируется каковы функции и соотношения сигналов и кодов какова эпистемическая функция компьютера могут ли они мыслить как из информации создаются знания какова связь информации и языка как осуществляется машинное понимание и взаимопонимание машины и человека можно ли редуцировать мыслительные процессы к вычислительным функциям или представить через них в чем сущность интеллектуального подхода к познавательной деятельности и, наконец, каково самомнение компьютера и мозга Благодаря этим новым проблемам информационная эпистемология становится самостоятельным разделом философии познания. Регуляризация знаний подводит нас к наиболее сложной проблеме информационной эпистемологии - вопросу о природе и создании искусственного интеллекта.

Термин искусственный интеллект был введен Джоном Маккарти в 1956 году, но вопрос о машинном интеллекте или о возможности компьютерного мышления возник почти одновременно с началом компьютерной революции.

Сам термин искусственный интеллект имеет два основных значения во-первых, под искусственным интеллектом понимается теория создания программных и аппаратных средств, способные осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимых с интеллектуальной деятельностью человека во-вторых, сами такие программные и аппаратные средства, а также выполняемая с их помощью деятельность.

Основная трудность искусственного интеллекта в том, что до сих пор не существует однозначного и общепринятого интеллекта естественного.

Поэтому большинство исследователей искусственного интеллекта, так же как и специалисты по информационной эпистемологии, вынуждены пользоваться паллиативом.На практике под искусственным интеллектом подразумевается набор программных и аппаратных средств, использование которых должно было бы приводить к тем же результатам, к которым при решении данного класса задач приводит интеллектуальная деятельность человека.

Это, по существу итоговая концепция искусственного интеллекта. Другой распространенный паллиатив определяет искусственный интеллект как полную или приближенную имитацию интеллектуальной деятельности человека.Поскольку человеческий интеллект до сих пор остается величайшей загадкой и даже специальном научном - психологическим, психиатрическим и логическим уровнях изучен лишь феноменологически, то ни одно из определений искусственного интеллекта не может считаться вполне приемлемым, а тем более окончательным.

По при решении практических задач чаще всего пользуются заданием их списка и принимают утверждение, что данная компьютерная система является системой искусственного интеллекта, если она в состоянии решать данные задачи. К этому добавляют еще требование, чтобы система решала эти задачи в режиме реального времен, режиме человеческой деятельности.Обычно в этот список включают игру в шахматы, доказательство теорем, решение диагностических задач по исходному набору данных, интерфейс общение с человеком на естественном языке, понимание естественного языка, перевод с одного языка на другой.

К числу интеллектуальных задач, подлежащих к выполнению на компьютере, относят также способность программ к обучению и самообучению, принятию решений, автоматическую коррекцию, испытание и самоконтроль, а также в максимальном варианте способность вырабатывать новые знания и данные, необходимые для диагностирования и принятия медицинских, экономических, социально - политических и других решений.

По существу центральная проблема искусственного интеллекта заключается в следующем. Если мы обладаем четкими подающим формальным эксипликации знаниям о решении определенного класса задач, то на основе регуляризации таких знаний могут быть получены четкие алгоритмы или эвристические правила. Используя их, можно сконструировать программы, реализация которых способна дать решение данных задач.Однако человек довольно часто решает задачи, не зная того, как именно он сам это делает.

Иными словами люди фактически не обладают полным исчерпывающим самопознанием. Это касается не только интеллектуальной сферы абстрактного логического мышления, но и сферы эмоциональной и физиологической. Мы видим, пользуемся зрительными образами и т.д не зная как именно возникают образы и каковы в точности закономерности их функционирования в нашем сознании.Мы часто ставим задачи, высказываем догадки, принимаем неожиданные, в том числе принципиально новые, творческие решения, не зная, как мы это делаем, не умея в точности представить алгоритм такой деятельности.

Из этого следует, что мы не всегда можем регулятивизировать процессы, процедуры и операции лежащие в ее основе, а следовательно, не можем поручить компьютеру выполнение соответствующих имитирующих или дублирующих действий.Здесь как будто бы берет реванш знаменитый тезис Лавлейс , согласно которому, машина никогда не сможет делать того, что ей не поручает человек, чего он сам делать не может.

Эти рассуждения служат основанием для компьютерного агностицизма. Его подкрепляют также определенные философские соображения, основывающиеся на ограниченной познавательности мира вообще и субъективно - духовного мира человека в особенности.В тоже время уже сейчас существуют гигантские базы данных, например экспертные системы, содержащие тысячи правил и способные решать некоторые задачи лучше, чем писавшие для них программы программисты или специалисты соответствующего профиля.

Уже сейчас имеются интеллектуальные компьютерные системы, читающие газетные листы любым голосом, и притом в режиме реального времени, и выполняющие переводы, по крайней мере, технической литературы.Эти и другие факты лежат в основе компьютерной эйфории, утверждающей, что трудности на пути создания искусственного интеллекта, превосходящего по возможности человеческий интеллект, носят временный характер и связаны лишь технической проблемами, принципиально устранимыми в обозримом будущем.

И компьютерный агностицизм и компьютерная эйфория имеют философские корни.И поэтому речь должна идти о выяснении принципиальной, а не технической стороны дела. С философской же точки зрения она заключается в исследовании того, является ли мышление исключительной прерогативой человека, точнее, человеческого мозга, или же такая деятельность не связана с ним однозначно и навеки и может осуществлятся не человеком, в том числе техническими, аппаратными системами.

Если первая - альтернатива, то следует далее ответить на вопрос, обладает ли человеческий мозг каким-то специфическими механизмами, уникальными, невоспроизводимыми с помощью других систем и в дополнение ко всему непознаваемыми, вследствии чего относительно сугубо гуманоидной природы мышления не могут быть получены адекватные знания.Если на этот вопрос может быть получен доказательный ответ, то это еще тоже не означает признание прямой практической возможности создания искусственного интеллекта, так как может, например, оказаться, что его создание упирается в техническую неосуществимость тех или иных интеллектуальных процедур.

Но все же такой ответ дал бы принципиальное основание если не для эйфории, то по крайней мере для ограниченного компьютерного оптимизма. Компьютерный оптимизм берет свое начало в признании машинно - операциональной природы интеллектуальной деятельности.Поэтому компьютерный оптимизм в конечном счете приводит к выводу, что для интеллектуальной деятельности важно, не чем она осуществляется природой или машиной, а какова операциональная структура когнитивной деятельности, включая в как интеллектуальную так и эмоциональную деятельность. Если бы относительно операциональной природы, набора и структуры интеллектуальной операции или, относительно, функциональной архитектуры естественным интеллектом была достигнута полная ясность и была бы получены идеальные значения, то с точки зрения компьютерного оптимизма регуляризация этих знаний была бы проблемой не принципиальной, не философской, а математической и интеллектуальной.

Все связанные с этим вопросы были бы, как это уже не раз случалось в прошлом, переведены из сферы философии в области интеллектуального мышления.

По скорости протекания, по многообразию и силе культурных, социальных и экономических последствий компьютерная революция и революция средств связи беспрецедентны, даже в масштабе сверхскоростного и сверхинновационного научно - технического прогресса.Если радикальное обновление машинного парка и смена технологических поколений в традиционных отраслях промышленности происходит от 15 до 5 лет, то появление принципиально новых моделей в сфере компьютерной индустрии и индустрии связи совершается в течении нескольких месяцев.

Внедрение систем автоматического проектирования, применения новой методологии и технологии создания технических средств делают технологии, образующие фундамент информатизации общества, главным инновационным механизмом научно - технического прогресса.

Это объясняется тем, что перманентно революционное инновационное развитие современных технологий возможно отнюдь не в любом социологическом контексте, не будет определенных социально - исторических и культурных традиций, особой социологической Среды. Каков же реальный такой тип развития, обеспечивающий быстрый рост благосостояния общества, его экономическую и военную мощь и дающий объективные возможности для его реальной гуманизации Анализ показывает, что к числу наиболее существенных характеристик этого контекста относятся наличие рыночной экономики, правовых и политических гарантий для индивидуальной и групповой инициативы, свобода предпринимательства как особой формы хозяйственной деятельности, наличие здоровой конкуренции, стимулирующей создание продукции, удовлетворяющей реальные потребности индивидуальных и групповых потребителей, но самое главное - свобода производства и доступ к информации и ее неограниченной циркуляции в качестве когнитивной основы всех форм деятельности и интеллектуального развития общества.

Исторический опыт показывает социальные системы, основанные на полной централизации и жестком регулировании всех форм общественной деятельности не допускающие самоорганизацию подлинной, несанкционированной инициативы и продуктивной конкуренции, обречены на застой.

С восстановлением систем, в которых основные средства производства стало собственностью государства, идея планирования, получившая широкое распространение в период промышленного капитализма, была абсолютирована и экстраполирована на все сферы общественной жизни.

В этих условиях ошибка, просчеты и недостатки планирования траслировались и делегировались сверху вниз по всем уровням иерархической системы управления, в то же время как несанкционированная индивидуальная и групповая инициатива получили право на жизнь лишь в той мере, в какой они соответствуют установкам и целям централизованных систем управления и, были полезны диктатуре абсолютной регуляции контроля над личностью.

Социалистическое общество не было изобретателем монополий. Они существовали и при капитализме. Его действительная инновация состояла в создании сверхмонополий в масштабе всего общества, парализовавших в конечном счете его живые силы, его способность к самоорганизации и развитию. В условиях же капитализма подобная система просто невозможна.Жесткая необходимость конкурентной борьбы показала, что все виды монополий, которые не отнюдь не следует отождествлять с феноменом крупного промышленного производства таят в себе зародыш и возможность технологического отставания в величайшем технологическом марафоне.

Непосредственным следствием компьютерной революции везде, где она происходит является радикальное изменение социальных структур. В этом отчетливо обнаруживается ее социогенные функции.Опыт стран уже сделавших первые шаги на пути создания информационного общества и вступившей на его начальную стадию, которую можно было бы назвать индустриально - информационное общество позволяет довольно точно охарактеризовать основные направления и содержание этих изменений. В первую очередь они касаются соотношения традиционных промышленных и сельско - хозяйственных отраслей, относимых к сфере информации и услуг.

Никакое общество не может обойтись без производства материальных благ одежды, обуви, жилищ, медикаментов, транспортных средств, машин, аппаратов, приборов и т.д. Оно не может существовать без производства продовольствия на всех стадиях развития человечества материально - производственная деятельность нуждалась в развитии информации и услуг. Мощным потребителем информации и услуг является также сфера управления, в которой вырабатываются и принимаются решения, осуществляется контроль за их выполнением и все виды деятельности, обеспечивающих и поддерживающих их реализацию.

На начальных стадиях развития индустриального общества, вплоть до периода расцвета промышленного капитализма сфера материального производства, охватывавшая добывающую и перерабатывающую промышленность, а также сельское хозяйство, требовали большого числа рабочих рук. Во многих странах люди, занятые в этих сферах составляли большинство населения.

У некоторых теоретиков социализма в XIX в это даже породило иллюзию, что промышленный рабочий класс и вообще люди, занятые в материальном производстве, всегда будут составлять большинство трудозанятого населения и навеки останутся определяющей социальной силой общества.

Жизнь показала, что эта точка зрения была такой же иллюзией, как и многие ей предшествовавшие. В обществе вступившей на путь научном - технического развития, производительность труда в сфере материального производства так велика, а рациональная организация производства столь совершенна по современным масштабам, что число непосредственно занятых в добывающей и перерабатывающих отраслях производства, а также в сельском хозяйстве непрерывно уменьшается.Одна из этих причин этого заключается в очень высокой степени механизации и автоматизации производства, другая же в развитии индустрии информации и услуг, освобождающих участников материального производства, почти от всех иных забот, кроме непосредственный трудовой деятельности.

Поэтому в современных условиях стремительный рост численности занятых в сфере услуг и информации оказывается принципиально важной предпосылкой совершенствования и развития машинного производства.Этим объясняется и то изменение количественных пропорций в социальной структуре развитых обществ, о которых уже упоминалось ранее.

Традиционное для марксисткой философии истории предположение о том, что классический промышленный рабочий является главной социальной силой общества, постепенно становится анахронизмом, так как сама фигура рабочего заметно меняет очертания, а его социальное положение, уровень защищенности и благосостояния принципиально меняют жизненные ориентиры и политические амбиции.Такой рабочий гораздо больше заинтересован в общенациональном и государственном процветании, чем в захвате политической власти, углублении классовой борьбы и в реализации других аксессуаров приписывающего ему классового сознания.

Таким образом, мощная перекачка трудозанятого населения в сферу услуг и информации вызывает целый ряд дополнительных социальных изменений в общественном организме и в сознании общества.Внедрение роботов, гибкого автоматизированного производства и автоматически линий в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте, погрузочно - разгрузочных и дорожных работах, в строительстве, в коммунальном хозяйстве колоссально повышает производительность труда. Там, где применяемые автоматы и особенно роботы требуют индивидуальной наладки и настройки возникают дружеские отношения между роботами и высококвалифицированными рабочими.

Создается обстановка для творческого поиска, оптимальной автоматизации процессов разработки новых управляющих программ и т.д. Традиционный для индустриального капитализма отчуждение производителя от произведенного им продукта и от участия в регулировании процесса труда постепенно уходит в прошлое, хотя и не изживается целиком, и это обстоятельство заслуживает особого внимания, так как социальные структуры, в которых такая отчужденность сознательно консервируется всей общественной системой, разделяющей общество на принимающих и контролирующих решения, с одной стороны, и выполняющих, с другой, оказываются невозможным адаптироваться к требованиям этой революции и становятся жертвами собственного стремления к стабилизации отживших форм производства и социальной ориентации.

Вместе с тем автоматизация, роботизация и компьютеризация традиционного производства создает несколько затухающих, по крайней мере для ближайшего будущего, проблем.

Первая из них - это компьютерная безработица, вызываемая сокращением штата работающих вследствие введения новых компьютерных и информатизированных технологий.Очевидно, это неизбежный этап на ранних стадиях компьютеризации и автоматизации.

Производственный опыт стран, далеко ушедших по этому пути, показывает, что на последующих этапах появляется компенсирующий эффект - острая нехватка высококвалифицированных специалистов, связанных с производством, программировании и эксплуатации, переналадкой и модернизацией современных гибких технологий. Это вызывает вторую социально значимую проблему, грозящую стать хронической на многие десятилетия.Она состоит в необходимости стремительной, постоянной и массовой переквалификацией.

В будущем непрерывное ученичество от школьной скамьи и до конца трудовой деятельности станет, по-видимому универсальным всеобъемлющим явлением. Оно вписывается в единый образовательный процесс повышения и смены квалификации почти все работающее население - от бизнесменов до наладчиков, от политиков до пилотов авиалайнеров.Быстрое устаревание накопленного производственного, профессионального и управленческого опыта если не во всех, то по крайней мере в ведущих отраслях, основанных на высоких наукоемких технологиях, радикально меняет структурные границы, делая их более гибкими, пористыми, выполняющими уже не роль традиционных демаркационных линий, определяющих один социальный слой или профессиональную группу от других, но реализующими особую функцию социально-профессиональной и интеллектуальной фильтрации.

Эта функция интенсивно закачивает вверх все ценное и творческое, что есть в составе данной нации и социума в целом, так как такая закачка есть условие полноценного рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности, качественно отличающейся от стабильности традиционного общества, таких, как, например, Древний Египет, которая была прологом к их исчезновению.

Фактор социального сопротивления связан с непониманием прямых выгод и преимуществ создаваемых роботизацией, автоматизацией информатизации общества, с нежеланием, неумением и непониманием необходимости изменять свои жизненные стереотипы, с определенными психологическими перегрузками и стрессами, вызываемыми последствиями постоянного напряжения во взаимодействии с компьютером или роботом, наконец, с традиционным человеческим консерватизмом.

Другая проблема, связанная с переходом к новым поколениям, касается еще более глубоких культурно - трансформационных процессов, и о них следует сказать особо. Но прежде чем перейти к этой проблеме, я считаю необходимым отметить следующее.Культурные и социальные трансформации сопровождавшие великие социально - технические революции прошлого, были стихийными, никто не планировал, не предсказывал и не направлял их течение сознательно и заранее. Не одному мыслителю не удалось присутствовать при зарождении и формировании зрелой культуры нового типа, ибо такие процессы были слишком длительны для одной жизни.

Уникальность нашей эпохи состоит еще и в том, что сжатая пружина времени позволяет сейчас на стыке двух поколений не только проследить процесс возникновения и формирования информационных культур, но и понять, что в экстремальных условиях отставания общество должно вполне сознательно содействовать становлению таких культур.

Культурная самоизоляция и противопоставление культурного традиционализма культурным трансформациям может послужить прологом для превращения некоторых современных культур в недалеком будущем в чисто музейное достояние.Можно с уверенностью утверждать, что в историческом соревновании различных социально - экономических систем выживет и победит в глобальном масштабе та, которая быстрее и энергичнее осуществит информатизацию общества, вступит на путь новой информационной цивилизации и культуры и создаст благодаря этому принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека, как творческого и свободного индивида.

Однако общество не есть простая совокупность индивидов, не будет ею и информационное общество.Его эффективность как социальной системы, основанной на знаниях, предполагает высокий уровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованного гармонического взаимодействия.

А это в глобальных масштабах возможно лишь при условии технологизации самой системы человеческого общения, если, конечно понимать ее не в узком техницистском, а в широком философском смысле. Информатизация общества, интегрируя, синтезируя и аккультируя в себе ряд технических и технологических подпроцессов, перерастает за рамки технологической проблемы.Она выступает как процесс, реализующий происходящую на наших глазах социально - технологическую информационную революцию.

И сам этап процесса, и его результат - информационное общество не только перемещаются в фокус философских исследований, но постепенно занимают, так сказать все поле философского зрения, ибо, по сути дела, речь идет об изменениях культуры и сущности человеческого бытия, системы личностей и безличностных отношений, уровня человеческого самопостижения и возможности проникновения в таинственные глубины человеческого мышления, в тайны творчества, тысячелетиями составлявшие главную загадку всякой серьезной философии.

– Конец работы –

Используемые теги: Информатизация, общества0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Информатизация общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Состояние информатизации украинского общества на 2003 год
Из этих позиций рассмотрен путь становления государственного регулирования сферы информатизации в Украине, существующие проблемы и достигнутые… Современный этап развития цивилизации тесно связан с интенсивным… Информатизация позволяет экономить основные виды ресурсов, обеспечивать эффективное административное и хозяйственное…

Понятие общества. Соотношение гос-ва и общества
Система права это внутренняя структура права строение организация которая складывается объективным образом как отражение реально существующих... Нормативные акты можно классифицировать по юридической силе на законы и... Закон это нормативный акт принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом выражающий...

Роль информатизации в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства
Условия развития информационного общества Информатизация и ее роль в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства. … Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:… Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы – с одной…

Информатика и Информатизация общества
Информатизация общества... Информатизация общества организованный процесс создания оптимальных условий... Информационный рынок...

Информатизация общества и молодежь
Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации.… При этом подходе рассматриваются информационные особенности существования … Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их…

Информатизация общества
Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных… Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в.… Роль и значение информационных революций В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций –…

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Состояние проблемы информатизации общества
При Правительстве также действует несколько структур информационного назначения.Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по… Государственная архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на… О повышении внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества в области правового регулирования…

Инновации и информатизация с позиции общества
На этом фоне всплывают соответствующие экономические, социальные, геополитические и др. проблемы.Венчурные фонды как институт развития инновационной… Венчурные фонды - это имущественный комплекс, состоящий из средств… Субъектами венчурного инвестирования могут быть: частные и институциональные инвесторы, инвестиционные фонды,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам