рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена

Работа сделанна в 2006 году

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена - Доклад, раздел Политика, - 2006 год - Тверской Государственный Университет Филологический Факультет Отделение Журн...

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ ДОКЛАД ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена ВЫПОЛНИЛА студентка 35 группы ОЖ Абрамова Надежда ТВЕРЬ 2006 Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден 1530 1596 гг Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении Шесть книг о государстве издано на французском языке в 1576 г по латыни для всей Европы в 1584 г. Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства Суверенитет это абсолютная и постоянная власть государства Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными.

Власть государства постоянна и абсолютна это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами.

Выше носителя суверенной власти только бог и законы природы. Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства.Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти.

Государство именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны. Семью Боден называет основанием и ячейкой государства.Государство совокупность именно семей, а не отдельных лиц если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает.

Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.Боден один из первых критиков Утопии.

Одобряя некоторые мысли незабвенного канцлера Англии Т. Мора о государственных порядках Утопии см. б, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, было бы прямо противоположно законам бога и природы. Частная собственность связана с законами природы, поскольку естественный закон запрещает брать чужое.Имущественное равенство гибельно для государств, неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим. Первостепенное значение Боден придавал форме государства.

Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств.Сторонники власти одного человека называют ее монархия, противники тирания.

Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть аристократия, недовольные ею олигархия и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть одному, немногим или большинству.На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства власть никак не разделить поровну, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе разум и справедливость, на юге религия.На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.

Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы востока ближе к южным, запада к северным. К демократии Боден относился отрицательно в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке толпа, народ зверь многоглавый и лишенный рассудка не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож.

По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве. Наилучшей формой государства Боден считал монархию.Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными он обладает властью по собственному праву вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования.

Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими. Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена.Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт монархии существуют тысячи лет и это никого не удивляет если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики.

Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах.В монархии обеспечены компетентность советуют многие и энергичность власти решает один. Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы.

В результате справедливой войны возникли господские вотчинные государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в законные монархии, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать законы бога и законы природы, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам.

Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания чем больше их будет, тем лучше, меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок, неприкосновенность имущества.Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными.

Боден считал наилучшей королевскую монархию государство, в котором верховная власть суверенитет целиком принадлежит монарху, а управление страной порядок назначения на должности сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных и демократические некоторые должности доступны всем. Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты.

Они соединяют сословия духовенство, дворянство, третье сословие, умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения.Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах.

Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации.Второй вид соединений государств основан на равенстве такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

– Конец работы –

Используемые теги: Теория, государственного, суверенитета, политическое, Учение, Жана, Бодена0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
update АНОНС КНИГИ...

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени и современные политические учения Запада
На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни,… Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и… Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение — отношение веры. Рационально-критическое…

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
update АНОНС КНИГИ...

Политические и правовые учения в Западной Европе в период средних веков
Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии:… Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой… Отсутствие резкой границы между рабовладельческим и феодальным обществами давало возможность использовать апологетику…

Политические и правовые учения в Древней Греции
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных… В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в… Богатые рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние классы, устанавливали в ряде…

Теория олигархизации политических партий
После революции 1905 годавернулся в Россию, где продолжал свою деятельность в рядах партии кадетов и отнее был избран в первую Думу. Умер вскоре… Он был также первым, кто подверг научному анализудеятельность партии как… Выводы, сделанные из этогоанализа, были пессимистическими. Поскольку Острогорскийотождествлял демократию с…

Предмет истории политических и правовых учений
Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как… На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала называлась… Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к…

Политическое лидерство, политические лидеры
Ее непременными предпосылками являются политический плюрализм, многопартийногсть, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность… Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторита- ризм. В условиях… Проры- вающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурым законам. В этих условиях нет явной…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период средних веков Согласно преданию, в 610 г. житель Мекки Мухаммед (ок. 570–632 гг.) выступил против древнеарабского многобожия, с проповедью покорности единому богу… Через несколько лет Мединская община мусульман (муслим – “преданный”, т.е.… Политическая обстановка в Арабском халифате была нестабильной.В борьбе лидеров мусульманской общины за власть…
  • Государственные финансы: методы формирования и использования государственного бюджета По экономической сущности государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной… К средствам, мобилизуемым через государственный бюджет и государственные… Методы формирования государственных доходов. Для производства общественных благ и регулирования хозяйства государству…
  • Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа. Основную… На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего… С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и…
  • Политический строй и государственное устройство КНР Ныне действующая Конституция КНР разработана на основе всенародного обсуждения.Она официально обнародована и принята к исполнению после утверждения… Конституция учитывает реальную ситуацию и исходит из перспектив развития… Главы Основного закона страны - "Общие положения", "Основные права и обязанности граждан", "Государственное…
  • Политическая реклама как средство политического воздействия Реклама информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг,их реализации и создания спроса на них популяризация произведений литературы,… Поэтому представляется возможным введение термина политреклама, вероятно,… Для полного определения объема термина политреклама мы считаем целесообразным рассмотреть возможные основания ее…