Геополитика

Геополитика (греч. γη — земля + πολι τική — государственные или общественные дела) — общественная наука о контроле над пространством.Геополитика является одним из влиятельнейших интеллектуальных направлений ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешнеполитическая и военная стратегия государств, национальные интересы, анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов. Более-менее общепринятого определения геополитики не существует, что связывается с относительной молодостью этой научной дисциплины и сложностью объекта ее изучения.

Критики считают, что такая неопределенность проистекает из паранаучного характера геополитики, перемешивающей реальные факты и концепции, уже изучаемые экономической и политической географией, политологией, теорией международных отношений, военной стратегией и т. д с мифологическими конструкциями и идеологическими установками.

Обычно слово «геополитика» употребляется в двух значениях - узком и широком. В узком значении это обладающая собственным методом, исследовательской традицией и научной "классикой" дисциплина, изучающая зависимость государственной политики, прежде всего - внешней, от географических факторов.В широком смысле это понятие обозначает сознательно проводимую или спонтанно формирующуюся политику государств, в той степени, в которой она связана с географическими и территориальными факторами. Предполагается, что геополитика как научная дисциплина изучает, прежде всего, геополитику в широком смысле слова.

Экскурс в историю становления и развития геополитических идей и концепций позволяет дать определение геополитике как науке и уяснить те ключевые понятия, которыми она оперирует. Все геополитические концепции в той или степени обращаются к идее контроля над пространством. Это есть главная проблема геополитики.Она, собственно говоря, тем и занимается, что изучает основы, возможности, способы и формы контроля пространства со стороны политических институтов, прежде всего государств и государственных союзов.

Хотя русские геополитики стали называть науку, которой они занимались, как таковой, только в 20-х годах XX в первыми сделали это евразийцы, геополитическая практика существует с давних пор, ещё ассирийские цари, завоевывая новые территории, предпринимали меры по их закреплению в составе Ассирии путем изменения этнического состава этих территорий. Но в целостную систему геополитика как наука сложилась в конце XIX - начале XX вв. В своём трактате «Об общественном договоре» (1762 г.) Ж Ж. Руссо написал, что размеры государства должны быть таким, «чтобы земли было достаточно для пропитания жителей». Позднее эта мысль получила развитие, что границы государства должны определяться необходимыми для нации материальными ресурсами.

Так, Ф. Ратцель полагал, что государство, как организм растёт и стареет, что если государство не растёт, то оно умрёт. Законы развития государства зависят от географических факторов.

Этим он подвёл теоретическую базу под продолжавшуюся колониальную экспансию европейских держав в Африке. Схожих взглядов придерживался Хэлфорд Макиндер, именно его публикация «Географическая ось истории» в 1904 г. расматривается, как начало геополитики как науки.Он предположил, что земля вечно разделена на две от природы враждебные сферы: сушу и море. В этой модели естественным лоном для мировой сухопутной державы является сердцевинная земля «HEARTLAND» Евразии – территория бывшей Российской империи. «Со стороны тех, кто владеет сердцевинной землёй писал Макиндер всегда, кто бы это ни был, будут предприниматься попытки получить преобладающее влияние на всей совокупности земель Евразии и, в конечном счёте, во всём мире». В 1899 г. географ Р. Челлен ввёл в употребление понятие геополитика, которое в дальнейшем развил К. Хаусхофер.

Под геополитикой понималась дисциплина, изучающая использование географических знаний для поддержки и направления политики государства.

Поскольку геополитика служила преимущественно для легитимизации колониализма и нацистской агрессии, после войны эта теория была сильно дискредитирована. Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика.У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод - системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко.

Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика. Геополитическая теория Макиндера не прошла незамеченой в самой сердцевинной земле, и сегодня быстро набирает приверженцев в России.Разделение планеты на «Мировой Океан» и «Мировой Остров» по Макиндеру привело к определению России как наиболее благоприятно расположенной территории на карте мира с точки зрения геополитики.

В течение «холодной войны» и в период после нее, представления о Евразии были основаны на геополитической структуре, которую выделил Макиндер. В годы, последовавшие за распадом Советского Союза, произошло возрождение геополитического мышления и в России.Одним из его проявлений стали акценты на сюжетах, связанных с Евразией.

Евразийство подчеркнуло геополитическую и культурную уникальность России в сравнении, как с Западным, так и с Азиатским мирами. Сегодня евразийская доктрина в России находит широкую поддержку в правительственных и военных кругах.Первой геополитической доктриной единого и централизованного русского государства стала политическая трактовка религиозной теории инока Филофея «Москва - третий Рим». Эта основная геополитическая концепция Руси была сформулирована после брака ИВАНА III (1440-1505 г.г.) с дочерью брата последнего византийского императора - Софией Палеолог, и сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России в мире. До XV века Россия считала себя покорною дочерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды.

Константинополь стал в глазах русских, как бы, вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена.

Флорентийская уния (1439 г.) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви, обаяние Византии, как хранительницы заветов православия исчезло, а с ним и право на главенство политическое. В 1453 году под натиском турок-османов пала столица Византийской империи, центр вселенского православия, город Константинополь - второй Рим, наследник славы и мощи великой Римской Империи.Падение Константинополя, понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд.

Монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к великим князьям Василию III, Ивану IV и дьяку Михаилу Мунехину сформулировал идею о высшем предназначении России, как последней хранительницы и защитницы вечных, надмирных истин.В одном из посланий он писал: «И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православный христианския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесней Христианом царь. и ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство инем не останется». Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать.

Освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха; б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа; в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.

Эти события, произошедшие в начале XVI столетия и стали предпосылками для появления концепции «Москва – третий Рим». Своё литературное выражение эта мысль и нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея.

К XVII веку, ко времени царствования Алексея Михайловича религиозно-историософская концепция «Москва - третий Рим» окончательно приобрела собственное политическое звучание и превратилась в официальную геополитическую доктрину Кремля.

Русское государство стало рассматриваться его руководителями не только как хранитель «древнего благочестия», но и как законный покровитель и защитник всех православных христиан. Именно такое самовоззрение русского общества позволило Москве осуществить важнейший исторический прорыв - воссоединить Украину с остальными русскими землями.

С практической точки зрения это было очень сложно: Россия еще не окрепла после Смутного времени.В этих условиях вступать в конфликт с сильной тогда Польшей, учитывая сохранявшиеся польские претензии на русский престол, было весьма рискованно. Поэтому для принятия решения по вопросу о воссоединении был даже созван специальный Земский Собор. Если бы политическое руководство страны, решая эту проблему, руководствовалась только интересами сиюминутной безопасности государства, то объединения с Украиной могло и не произойти.

Однако на соборе победу одержало представление о России как защитнице православия во всем мире, а самым решительным сторонником вмешательства России в ход антипольского восстания на Украине был как раз глава Русской Православной Церкви патриарх Никон. Следы влияния геополитической доктрины «третьего Рима» можно увидеть и в проведении патриархом Никоном в 1650-х — 1660-х годах церковной реформы «по древнему греческому (на самом деле византийскому) образцу», выдававшей стремление максимально унифицировать институт, являющийся духовной основой государства. Хотя концепция «Москва – Третий Рим» никогда не получала характера определенной политической программы, она нашла некоторое отражение в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове и более сильное — в воззрениях славянофилов.

Последствия опричнины Последствия опричнины многообразны.

Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор». Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа «„от гладу, и от мору, и от Басаргина правежу“. В духовной грамоте 90-х гг. автор отмечает, что его село и деревню в Рузском уезде „опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з двацеть“. Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: „Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Руской земли“».[5] Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов.

Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника.

Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой.

Попрание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении Церкви лишили смысла самопринятый догмат «Москва — третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе.

Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени». В плане военном, опричнина показала свою полную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.В плане политическом, опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие.

Это последствие, наряду с крепостным правом, оказалось наиболее долгосрочным.