Политические идеи алашординцев

Гуманитарно-техническая академия Кафедра: Социальные гуманитарные дисциплины Самостоятельная работа студента по дисциплине «Политология» На тему: Политические идеи алашординцев Выполнил: студент 2-го курса, специализации «Информационные системы» Садвакасов Диас Проверил: Касенов Т.А. г. Кокшетау 2011 Содержание: Введение Политико-правовые взгляды руководителей партии «Алаш» Заключение Список использованной литературы Введение На современном этапе развития Республики Казахстан, как суверенного государства нацеливает нас на сохранение духовных ценностей, культурного наследия нации.

Замечательно то, что многие интересные факты истории нашего края тесно увязаны с личностями великих просветителей Казахстана, а также партий, такие, как «Алаш», о которой, и пойдет речь. «Алаш» образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г. Руководители партии — А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов (см. фото). Политические идеи алашординцев Изменения социально-экономического положения в крае, усиление колониального гнета, наглядно выражавшиеся в массовом изъятии земель и переселенческом движении, произвол чиновников царской администрации, происходящих в России, в корне изменили тактику борьбы в национально-освободительном движении.

На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма.

В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости. Руководителями национально-освободительного движения стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и многие другие. Революция 1905-1907 гг. в России, способствовали оживлению политической жизни в казахском обществе.В формировании мировоззрения представителей алашского движения и накоплениями политического опыта и закалки важной вехой явилась организация петиционных акций, в ходе, которых, отрабатывались основные политические и социально-экономические требования казахского народа, а также борьба за представительство в Государственной Думе. Дулатов участвовал в разработке программных документов партии "Алаш" и правительства Алаш Орды совместно с А.Байтурсыновым, в которых они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

В 1905 г. А. Букейханов выступил на съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически требуя равных прав для 5 млн. казахов. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, он в своей речи поднимал и проблемы языка, свободы выбора: " ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка.

Первая попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Одним из его организаторов был А. Букейханов.

Не имевшая социальной опоры Казахская конституционно-демократическая партия тогда была обречена на неудачу.Национальная политика кадетской верхушки вызывала недовольство членов той же партии - представителей народов России.

Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А. Букейханов, по всей вероятности, осознавал ее политическую сущность, что и сказалось в его последующих действиях. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении царизма.Окончательный же разрыв А. Букейханова с кадетами произошел в декабре 1917 г. Политические взгляды А. Букейханова отражала характерные черты общественно-политической деятельности казахской интеллигенции - его последователей - основными среди, которых были постоянные поиски компромиссов.

Подобная поведенческая линия была обусловлена национальной идеей, направленной на отстаивание интересов казахского этноса.В 1905-1907 гг. были созваны I-III съезды мусульман России, образовано "Общество мусульманской партии". Но идея мусульманского единства всех народов, способствовала объединению тюрко-мусульманского населения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений.

Ведущая роль в разрешении межнациональных конфликтов принадлежала лидерам Алаш, которые, как и прежде, руководствовались принципами миротворческой политики, выраженными ими в 1916 г. Однако достижение гражданского мира было невозможным без проведения коренных реформ в вышеуказанных вопросах.Замедленность и непоследовательность в политике Временного правительства объективно способствовали усилению социальной напряженности, росту революционной нетерпимости и экстремизма.

Нарастающее противоречие между центральной властью и местными казахскими комитетами стало особенно заметным в вопросе о форме отношений между ними. Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы". Проходивший 21-28 июня 1917 г. в Оренбурге I-й Всеказахский съезд, высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а так же признал необходимость создания отдельной политической партии.

Вскоре во главе 30 представителей от казахов А.Н. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске.На съезде было принято решение о создании казахской автономии в составе будущей Сибирской республики.

Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения "Алаш" в сложившихся условиях. 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А.Букейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым и др. А. Байтурсынов с общенациональной газеты «Казах», являлся активным членом партии «Алаш». После октябрьского переворота 1917 года вместе со своими соратниками также преследовал исключительно цели национальных интересов казахского народа.

Царский режим лишил его права работать и жить на родной земле, в 1910 году был сослан в Оренбург. Ненавистен был Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными экспериментами.В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции, в том числе и М. Дулатовым, вынужден перейти на сторону Советской власти.

Поскольку новая партия стала влиятельной силой, и руководствовалась общенациональными интересами, поставив задачу общественно-политической деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа.В декабре 1917 года по инициативе Алихана Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена «Алаш-Орда», т.е. автономия казахов, имеющая единую территорию, историю, культуру и язык, гарантирующая права национальных меньшинств и пропорциональное представительство во всех учреждениях автономии.

В программе партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное государство в 1918 году. Позже достигнутый между «Алаш-Ордой» и большевиками компромисс был попран, и лозунг «алашординец – националист, враг народа» стал синонимом тотальных репрессий против тех, кто составлял интеллектуальный потенциал казахского народа.В 1920-е годы пресекается деятельность альтернативных партий, свободные органы печати уничтожаются, а лидеры республики взяты под особый контроль.

Не избежал этой участи Алихан Букейханов.Он, трижды осуждавшийся царским режимом за политическую деятельность и высылавшийся за пределы Казахстана, неоднократно подвергался аресту и в советское время, а с 1922 года, вплоть до расстрела, был лишен права посещать родной край. Главенствующая в политическом наследии Алихана Букейханова идея национально-государственного самоопределения была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее осуществление, а в конечном итоге поплатились за это собственной жизнью.

Политические репрессии 20-30-х годов прошлого века вырвали из рядов современников А.Байтурсынова, А.Букейханова, М.Дулатова. Три значительные фигуры, каждая по-своему выделявшаяся в массе идеологов «Алаша», искавшие пути к национальной идентичности, были очернены и оболганы перед собственным народом.Заключение Таким образом, анализ общественно-политической деятельности казахской интеллигенции накануне революции и в годы гражданской войны показал ее ярко выраженный антиколониальный характер, направленный на национальное освобождение и всестороннее развитие казахского народа в новых общественно-политических условиях.

Список использованной литературы: www.freeas.org - Свободная Азия www.kazpravda.kz – газета Казахстанская правда www.pricom.kz - Общественно-политическая газета Атырауской области www.ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия www.km.kz - Образование.