ПОЛЮС РУССКОГО КРУГА

(место Москвы в сакральной географии России)

§ 1. Контуры страны в “психологии глубин”

§ 2. Русские гусли Киевского периода

§ 3. Колесо Москвы

§ 4. “Российский Вавилон” господ Романовых

§ 5. Большевицкая реставрация сакральной географии

§ 6. Антимосковский характер реформ

§ 7. Москва сегодня: негативный имидж на трех уровнях

§ 8. Борьба пространств — конфликт социальных рельефов

§ 9. Кто восстановит Священный Круг?

1. Контуры страны в “психологии глубин”

Вопросы географии теснейшим образом сопряжены с психологическими архетипами. Каждый народ, каждая цивилизация, каждая культура видит и понимает пространство своим особым уникальным образом. Всегда существует некоторый код, который служит отличительным признаком национального мифа о территории.

Реконструкции современных историков религии, социологов и антропологов позволяют говорить о целой науке, — сакральной географии, — которая предопределяла у наших предков восприятиt окружающего мира в его пространственном измерении. Нормы этой сакральной географии легли в основу эпосов, житий, преданий, легенд, мифов и волшебных сказок.

По мере развития рациональных сторон жизни эта сакральная география уходила в сферу бессознательного, предопределяя глубинные психические архетипы, рудиментарные реакции, типологию оговорок и сновидений. Исчезнув с дневного уровня, география мифа переходила в сферу бессознательных реакций, но от этого отнюдь не утрачивала своей гипнотической силы.

Есть народы, которые воспринимают свою родину, свою страну как остров. Иные видят ее как равнину, окаймленную горами. Третьи — как пространство между двух или более великих рек. Четвертые — как непрерывную чреду гор. Пятые — как береговую линию. И так далее. И на основании этой сакральной географии родного края формируется представление о всей вселенной.

По мере развития обыкновенной (несакральной) географии эти представления отходят в прошлое, но — как показали исследования школы “психологии глубин” Густава Юнга — сохраняют свое влияние на структуру человеческой души. И даже в современном обществе, основанном на точных знаниях и технологическом рационализме древние представления дают о себе знать с полной силой.