Есть несколько направлений в работе руководства Чечни в отношении Дагестана.

1) Первый — этнический. Агитация чеченцев-акинцев из Ауха за отделение и присоединение к Чечне. Этой линии придерживаются Удугов, Яндарбиев и “Черный Хаттаб”, недавно вступивший в конфликт с официальным Грозным. Однако, очевидно, что такая позиция недальновидна, поскольку настраивает остальные дагестанские этносы (аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин и т.д.) против Чечни. В этом смысле, следует ожидать, что и “ваххабитское лобби” постарается втянуть Дагестан и его политические силы в более интегральный проект, контуры которого пока не ясны, но следует предположить, что в центре его станет идея “объединенного суннизма”, “чистоты ислама” (а ля “талибы”). Параллельно этому вероятно влияние Турции особенно на тюрков (кумыков) в том же направлении.

2) Второй — “фундаменталистский “. Эту концепцию развивает Шамиль Басаев, апеллируя к более общему геополитическому проекту создания “Общекавказского исламского государства”, антирусского и антизападного одновременно, ориентированного на Иран и представляющего собой самостоятельное геополитическое образование. Здесь речь идет о выстраивании сложной политической системы взаимодействия с дагестанскими политическими силами, особенно с аварским “Народным Фронтом имени имама Шамиля” в целях объединения “традиционного” суфийского, кавказского ислама в качестве консолидирующего элемента новой геополитической конструкции.