Днепр против Нила

Обрисовав в общих чертах сакральный гиперборейский круг Гардарики-Руси, можно снова обратиться к южному “египетскому” кругу с центром в Средиземном море. Сразу бросается в глаза тот факт, что в этот круг попадает все то, что принято называть средиземноморским культурным ареалом, включающим в себя Ближний Восток, Египет, Грецию, Анатолию, Север Месопотамии и т.д. Северным пределом этого круга будет являться Гиперборейская Дакия. Характерно, что именно эта сфера считается современными историками источником известной нам цивилизации, и именно отсюда любой ценой стараются вывести все основополагающие цивилизационные принципы —истоки письменности, мифологии, религии и т.д. В некотором смысле можно определить весь этот ареал как сферу “сакрально-географического Египта”, т.к. египетские культы и сакральная значимость Нила многими наделяются собственно примордиальным характером. Вспомним, в частности, что скандинавские карты из южных рек выделяли графически только одну — Великий Нил. Следует допустить, что данное сакрально-географическое видение было свойственно и самим древним средиземноморским цивилизациям, в которых северные народы — т.е. вся область сакрального круга Гардарики —чаще всего ассоциировались с варварством, примитивностью, опасностью, неизвестностью. В частности, в Библии Цари Севера — цари Гог и Магог из царства Рош — а также практически большинство “иафетических” (Иафет, согласно Библии, прародитель белой, северной расы) народов отождествлялись с врагами Веры и врагами Бога. Этот эксклюзивизм “египетского круга”, связанный с южной ориентацией, был характерен не только для древнейших сакрально-географических воззрений этого ареала, но сохранился и в сугубо современном мире через распространение религиозных и культурных архетипов ближне-восточного происхождения как в дохристианские, так и в христианские эпохи. В исторических науках Запада эта перспектива и до сих пор остается главенствующей, равно как в культурной и религиозной сфере: Папа Пий ХI даже высказал следующую максиму в отношении католического мира: “Все мы — духовно семиты”.

С другой стороны, такой фундаментальный автор, как Рене Генон утверждает, что ближне-восточные и, в частности, египетские сакральные формы — это пост-атлантические и весьма удаленные от Изначальной Традиции вторичные модальности, причем в отношении Египта, Генон подчеркивает, что эта традиция была совмещением западных (атлантических) и южных сакральных тенденций. (То же относится и к семитской традиции). Безусловно, это не отрицает традиционную аутентичность данной цивилизации, но лишь отводит ей подчиненное, второстепенное место в комплексе всей Традиции. Более того, Генон подчеркивает особенность египетской традиции как традиции по преимуществу космологической, утратившей в большинстве своем чистоту и ясность гиперборейской, аполлонической метафизики.

В истории тайных обществ последних веков также можно заметить одну странную особенность: в процессе антитрадиционной деятельности, направленной на разрушение западной сакральной цивилизации, особенно активную роль играют масонские обряды египетского типа — Масонерия Мемфис и Мицраим (Мицраим — это еврейское название Египта). Именно с египетской масонерией связано наибольшее число собственно контр-инициатических оперативных организаций и, в частности, знаменитый “Орден Восточных Тамплиеров” (О.Т.О.)”зверя 666" Алистера Кроули. Кроме того “египетская” масонерия изначально являлась самой анти-христианской из масонских сект, что привело, в частности, к ее резкому разрыву с Шотландским христианским масонством. Любопытно, что именно к Египту апеллируют в большинстве своем неоспиритуалистические и оккультистские круги, представляющие собой тревожную и опасную пародию на истинную эзотерическую традицию.

Как бы то ни было, противостояние северного круга южному заложено уже в самой сакрально-географической структуре их взаиморасположения, и эта парадигматическая оппозиция отразилась не только в легендах, мифах, сказаниях, но и в самой истории Европы и Средиземноморья, где конфликт по оси Север — Юг всегда был более фундаментальным и более принципиальным, чем конфликт по оси Восток — Запад.

В этой связи очень важно также замечание Генона в его критике некоторых алхимико-герметических течений, апеллировавших к “братству по Гелиополису” (линия Фулканелли — Канселье). Генон утверждает, что “египетский Гелиополис” был лишь отражением, субститутом истинного Гелиополиса, Гелиополиса нордического, гиперборейского, и те, кто обращаются к Древнему Египту в качестве своего традиционного ориентира, подвергаются риску прийти к результату, совершенно противоположному истинной инициации и духовной реализации. С этим Генон связывает и усеченную форму Великой Пирамиды, чья верхушка по его мнению была не утрачена со временем, но вообще никогда не существовала, т.к. египетские посвященные не владели тайной высшей гиперборейской метафизики, венчающей в нормальном случае “здание сакрального космоса”.

Учитывая симметрию в сакральной географии не просто между Севером и Югом вообще, но между двумя нашими кругами, связанными с 3О-м меридианом, можно предположить, что наиболее прямым сакрально-географическим антиподом египетского круга будет собственно Русский Круг, Световая Роженица Руси. И очень важна также связь Днепра как сакральной оси Гардарики с сакральными мифами о Туата де Даннан, “племенах богини Дану”, т.к. слово Днепр возводится к арийскому Дан-апру (“Вода Дану”). Но Туата де Даннан из кельтских саг согласно Герману Вирту означает не столько кельтский, сколько протоарийский сакральный гиперборейский народ, некогда обитавший в полярных регионах. (Вирт и само слово “тевтоны”,”teutschen”,”deutschen” возводит к слову “Thuata”, “Туата”). Русь с центральной рекой “Дан-апру”, Днепр, как Белая Земля, Света-Двипа, “Великая Швеция” противостоит Египту с его Нилом, т.е. Черной Земле, Kemi, как называли сами египтяне свою страну. И в таком случае, если Египет и Ближний Восток используются сознательными или бессознательными “египтофилами” или “филосемитами” как стратегическая парадигма, Weltanschauung в культурном, геополитическом и религиозном ключе, то естественно было бы сторонникам “иафетической”, арийской и нордической линии акцентировать именно Русский Круг как важнейший сакрально-географический ареал альтернативной “Египту” гиперборейской парадигмы. В частности, это может выражаться в радикальном пересмотре финикийской теории о происхождении письменности и в разработке идеи гиперборейского, нордического проторунического письма, впервые сформулированной Виртом. В этом смысле русские символические сюжеты в орнаментах, вышивках, архитектуре и иконописи явятся бесценным материалом для подтверждения этой теории, так как “русские резы” и некоторые особенности символизма кириллицы явно свидетельствуют о существовании древнейшего вербально-идеографического комплекса примордиального гиперборейского характера.