рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Другие прикладные аспекты биополитики. Био-культура

Другие прикладные аспекты биополитики. Био-культура - раздел Политика, Конспект лекций по биополитике 7.5.1. Био-Юриспруденция.Проблемы Биоэтики Тесно Связаны С Б...

7.5.1. Био-юриспруденция.Проблемы биоэтики тесно связаны с биоцентрическим представлением об абсолютной ценности всякой формы жизни, о юридических правах, которыми должна быть защищена любая форма жизни – будь то подопытное животное или человеческий эмбрион, растение или даже микроорганизм.

Речь идет о создании новой юрисдикции, в которой в «некоем высшем смысле» человек, амеба и вирус оспы будут обладать равными правами. Причем, всякая другая логика «приведет к тому или иному виду дискриминации, к так называемой переделке природы, что для нашей страны в свое время означало лысенковщину, проекты поворота рек и прочие беды, а для многих других стран - зримые опасности индустриализованного общества потребления» (Гусев, 1991, С.4). М.В. Гусев предлагает положить в основу био-юриспруденции закон о «презумпции виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия».

Биополитик и юрист Маргарита Грутер (Грутеровский институт права и поведенческих исследований, США) ставит вопрос: как добиться того, чтобы люди шли на достаточно большие затраты в интересах охраны живого на планете без каких-либо выгод для себя? Грутер (Gruter, 1991) видит возможное решение в создании законов, предусматривающих суровые наказания для тех, кто причиняет природе вред; в разработке системы «соблазнительных поощрений» для друзей био-разнообразия; в предоставлении достаточной финансовой поддержки активистам в области разработки и реализации норм био-юриспруденции. И тем не менее, все эти юридические и экономические меры по принципу «кнута и пряника» (негативные и позитивные санкции в области защиты био-окружения, по терминологии А. Влавианос-Арванитис), по мысли Грутер, дадут лишь краткосрочный эффект. Выработка устойчивой мотивации в поддержку интересов биоса «на всех фронтах» – от борьбы с загрязнением планеты до прекращения мучительных опытов с животными – требует не одного только метода «кнута и пряника», но и долговременного изменения ментальности человека с культивированием в социуме биополитики и биоэтики.В этой связи М. Грутер возлагает надежды на систему образования(см. 7.6. ниже).

Помимо прав различных форм живого, био-юриспруденция наделяет самого человека некоторыми новыми правами:

 

· право распоряжаться своим телом, органами и тканями.

· право жить в соприкосновении с многообразным биосом; право избежать последствий экологической катастрофы - например, ультрафиолетового излучения при разрушении озонового экрана;

 

Как показывает последний пункт, био-юриспруденция тесно связана сзаконодательством по проблемам окружающей среды, и мы уже подчеркивали выше важность этой проблематики с точки зрения биополитики.

В последние годы Биополитическая Интернациональная организация активно стремиться к созданию международного суда по вопросам окружающей среды (International Court for the Bio-Environment) с арбитражными функциями, в задачи которого входила бы реализация признанного в международном масштабе юридического механизма разрешения конфликтов, связанных с проблематикой био-окружения человечества. Этой теме, в частности, была посвящена конференция Б.И.О. в Афинах в янвапре 2001 г., где высказана надежда, что «глобальный мир, охрана здоровья и уважение к среде обитания человека станут реальностью» (см. информацию на сайте Б.И.О. Ошибка! Закладка не определена..

 

7.5.2. Био-культура. Биополитика наряду с биоэтикой входят как неотъемлемые составляющие в важный для современного человека и общества багаж связанных с биологией знаний и ценностей, который можно назвать био-культура (Vlavianos-Arvanitis, 1993; Влавианос-Арванитис, Олескин, 1993). В очень близком смысле представители Комитета по биологическому образованию (СВЕ) употребляют термин «интегративная биология». Интегративная биология разрабатывается в настолящее время коллективом под руководством проф. М.В. Гусева на биологическом факультете МГУ и, как и био-культура , включает в себя биополитику и биоэтику и демонстрирует людям связь между науками о живом и нашей повседневной жизнью.

Био-культура опирается на мировоззрение, признающее первостепенную важность всех форм жизни и включающее в себя как существенную компоненту «художественное восприятие биоса». Слова о «художественном восприятии биоса» (жизни) означают, что био-культура включает в себя, наряду с биополитикой и биоэтикой, также био-эстетику (см. 7.5.3.) -- восприятие красоты живого.

Био-культура включает в себя также и религиозный (теологический) компонент – био-теологию (в терминологии А. Влавианос-Арванитис). Речь идет об осознании биоса (жизни) как священного дара, углубленное познание и этическое отношение к которому помогают человеку приблизиться к Творцу. Единство жизни и единство человечества трактуется с био-теологических позиций как свидетельство единства воли сотворившего все это Бога. Данные взгляды еще в 1971 г. предвосхищены в книге «Христианская биополитика» К. Котена (Cauthen, 1971). Котен интерпретировал биополитику как «теоретическое и практическое предприятие» и в то же время «религиозно-этический взгляд, сосредоточенный на жизни и на поисках радости в технологическую эпоху». Подчеpкивая, что есть «один мир, одна человеческая семья, одна связная ткань живого», Котен связывал свое истолкование биополитики с «теологией Духа, интерпретируемой как власть Бога над будущим, позволяющая ему создать среди людей новое царство справедливости и радости», которое он называет «ноосферой», подобно В.И. Вернадскому и П. Тэйяру де Шардену.

По убеждению А.Влавианос-Арванитис, в состав био-культуры должен войти и био-бизнес как новая стратегия предпринимательской деятельности: изыскиваются способы получения прибыли не в ущерб интересам биоса, а, напротив, на базе уважения к его интересам. Так, на конференции Б.И.О. в январе 2000 г. «Био-окружение: новый Ренессанс в бизнесе» сделан особый упор на экологически чистые технологии с использованием альтернативных источников энергии, а также на охрану морской среды.

 

7.4.3. Био-эстетика. Если биоэтика есть часть этики вообще (точнее, ее составной части под названием «прикладная этика»), то био-эстетика представляет собой часть эстетики, всеобщего учения о прекрасном. Это учение тесно связано с законами симметрии, определяющими красоту форм и гармонию движений. В более точном математическом смысле симметрию можно определить как понятие, описывающее превращение фигур или тел в самих себя или друг в друга при определенных преобразованиях (преобразованиях симметрии). В таком понимании симметрия (и связанная с ней эстетика) существует как среди живых, так и неживых объектов. Для обоих типов объектов характерны, например, поворотные симметрии порядка 2,3, 6. Например, в случае кристалла это означает, что кристаллическая В таком понимании симметрия (и связанная с ней эстетика) существует как среди живых, так и неживых объектов. Для обоих типов объектов характерны, например, пов– представление о важности численных (безразмерных) отношений для самых разных форм бытия. Как писал древнегреческий философ Пифагор, «числа управляют миром». Эти слова до сих пор не утратили актуальностии в том плане, что числа фигурируют в «горячих» точках современной науки: при изучении распределения планет в Солнечной системе, генетического кода, периодической природы музыкального ряда и таблицы Менделеева» (Урманцев, 1974).

Одно из важных численных соотношений, возникающих при анализе структуры или ритической динамики разнообразных объектов – пропорция золотого сечения, возникающая при делении отрезка прямой единичной длины в соотношении примерно 0,618:0,382. В этом случае частное от деления длины целого отрезка на длину большей части (1:0,618) равно частному от деления длины большей части на длину меньшей части (0,618:0,382) и составляет 1,618... Это частное обозначают Ф в честь греческого скульптора Фидия, использовавшего пропорцию золотого сечения в своих произведениях. С золотым сечением связан ряд чисел Фибоначчи: 1,2,3,5,8,13..., в котором каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Отношение двух соседних членов ряда стремится в числу Ф.

Эстетическая привлекательность биоса связана с симметрией входящих в его состав структур. Примерами могут служить животные с радиальной симметрией - морские звезды, кальмары, осьминоги, кораллы, которые запечатлены на критских фресках, картинах, вазах (см. рис. 1 в начале книги). Биос характеризуется также динамической (функциональной) симметрией, так что динамика биоритмов оказывается зеркально-симметричной[112]. Некоторые типы симметрии характерны только для живых существ, например, поворотная симметрия пятого порядка (пятилучевые морские звезды, рис. 21; идеальный образ человеческого тела в виде пятиконечной звезды). Как отмечал В.И.Вернадский, симметрия пятого порядка невозможна в мире кристаллов. Живому свойственна также конформная симметрия, при которой обьект состоит из двух частей, зеркально-симметричных относительно дуги окружности, эллипса или иной фигуры. Часто встречается у живых организмов также фрактальная симметрия, ситуация, когда часть системы напоимнает по форме и сложности узора целую систему. Таковы сложные листья растений, состоящие из многих листовых пластинок, каждая из которых напоминает по форме уменьшенную копию всего сложного листа. Нельзя забывать и того, что симметрия присутствует в мире живого наряду с асимметрией, и то и другое представляет неотъемлемый аттрибут живого. За асимметрию отвечают всевозможные дисфакторы, которые и обусловливают, например, неполноту зеркальной симметрии человеческого тела, отличие правой половины от левой. В соответствующем месте мы уже указали на то, что правое и левое полушарие мозга, несмотря на очевидную структурную зеркальную симметрию, тем не менее не полностью симметричны на функциональном, микроструктурном, нейрохимическом уровнях.

В мире живого распространены пропорции золотого сечения, которые заложены в соотношениях частей тела человека и многих животных (предмет исследований немецкого ученого прошлого века А. Цейзинга). Ряд Фибоначчи задает винтовое расположениии листьев на побегах, семянок в головках подсолнечника, чешуек в шишках сосны. Симметрия форм живого, роль безразмерных отношений для анализа живых объектов была в центре внимания ученого начала ХХ века Томпсона д’Арси. Выдающийся русский биолог А.А. Любищев предполагал, что преобразование форм в ходе эволюция живого подчиняется законам эстетики, и тогда наше способность восприятия красоты – следствие того, что и мы представляем собой продукт эволюции, воплощение гармонии мира.

Все сказанное выше о законах симметрии и золотом сечении не только служит для нас ориентиром при различении прекрасного и безобразного, но и порождает в человеческом обществе различную символику.Например, притягательная сила христианских икон усиливается особенностями их композиции, сочетающей в себе симметрию и асимметрию (как живое существо). Картина на иконе (Рис. 20) симметрична относительно оси, проходящей через центральную фигруру с наибольшим сакральным значением, но сама эта фигура несколько нарушает симметрию (например, Христос изображен с книгой по левую руку). Специфически биополитическое значение имеют био-эстетические мотивы, воплощаемые в политической символике. Не будет преувеличением сказать, что политическая история ХХ века во многом шла под знаком противоборства древних, первоначально сакральных политических символов (пятиконечная звезда, свастика, шестиконечная звезда, пентагон – пятиугольник -- и др.). На био-эстетическую роль свастики, расположенной на зонтике некоторых медуз, указывал Г. Вейль[113]; он же говорил об ее функцию как декоративного элемента, например, в композиции перил собора в Ватикане.

Достаточно важными представляются также цветовые образы. Цвета и их комбинации несут определенную информационную нагрузку, воспринимаемую мозгом. Так, мы подсознательно связываем зеленый цвет с растительностью, с ландшафтом, окружавшим первобытных людей Зеленый участок спектра оптимален для зрения, зеленый цвет приятен для глаз. Воздействие других цветов на нас может быть положительным или отрицательным. Цвета могут вызывать неожиданные эффекты, например, ощущение тепла (оранжево-красный) или холода (синий). Практическое применение био-эстетики, создание на ее базе архитектурных композиций (био-архитектура) предполагает исследование биологических основ восприятия и практическое применение результатов исследований.

Перед архитекторами и дизайнерами стоит важная задача - добиться соответствия между проектируемыми конструкциями и биологическими и психологическими потребностями людей. Био-эстетически привлекательные структурные схемы фактически издавна использовались при строительстве и декоративной отделке церквей и храмов. В этом био-архитектурном ключе русский архитектор и член Биополитической интернациональной организации (Б.И.О.) А.Крюков создал ряд шедевров (здание гостиницы в форме древесного пня, рис. 21; древовидный монумент в честь первооткрывателей Аляски и др.).

Как компонент био-культуры, био-эстетика тесно взаимодействует и с биополитикой, и с биоэтикой, в ряде случаев давая людям наглядные критерии оценки успеха или неуспеха тех или иных инициатив. Например, как оценить, удался ли такой проект по восстановлению нарушенного промышленной деятельностью людей ландшафта или нет? Можно измерить концентрации загрязнителей в почве, воде, воздухе, подсчитать растительную биомассу, оценить видовое разнообразие восстановленного участка и дать комптентную экспертную оценку результатов природоохранного проекта. Но часто достаточно бросить взгляд на ландшафт и спросить себя: Красив ли он? Вызывает у нас чувства, обычно возникающие при общении с живой, не подавленной человеком природой? Био-эстетическая привлекательность ландшафта выступает здесь как один из важнейших критериев его хорошего экологического состояния. Например, достаточно взглянуть на современный облик Рурской области в Германии, чтобы сказать, что программа ФРГ по его «рекультивации и ренатурации» была достаточно успешно реализована. Правда, зеленые утверждают, что это впечатление лишь вершина айсберга, а до подлинного восстановления нетронутого ландшафта еще достаточно далеко...

С древних времен существует идея о четырех аспектах пути к самосовершенствованию, к восхождению к Богу, к Абсолюту. Эти аспекты суть стремление к истине, добру, красоте и практической пользе. Получается пирамида с четырьмя боковыми гранями (наподобие египетской пирамиды), и восхождение по любой из четырех граней в пределе приводит нас к одной и той же вершинной точке, где сливаются все четыре выделенные жирным шрифтом категории. На схеме эта пирамида обращена к читателю своей все объединяющей вершиной. Био-культура подобна именно такой пирамиде, только все категории рассматриваются в приложении к миру живых существ. Грань, ориентированная на достижение красоты, соответствует био-эстетике, а на достижение добра – биоэтике. Биополитика ориентирована на практически полезные (с точки зрения биоса) шаги и потому соответствует грани, ориентированной на пользу. Однако, кроме практической пользы, биополитикаориентирована и на достижение истины, так как включает в себя большой багаж знаний и методов его получения (о чем и шла речь в большей части этой книги). Поэтому ориентированная на истину грань био-культуры включает биополитику в ее концептуальном аспекте. Но не только ее…

 

       
   
 

 

 

 
 

 


Восхождение био-образования, биополитики, биоэтики и био-эстетики по четырем граням пирамиды к ее вершине, объединяющей истину, добро, красоту и практическую пользу. Важное примечание: био-образование в более широком смысле (преподавание интегративной биологии) охватывает все четыре грани пирамиды.

 

 

Движение к истине в плане постижения живого предполагает овладение хотя бы частью багажа знаний различных биологических наук, и, конечно, без этого немыслима био-культура (биологическая грамотность, термин СВЕ). Поэтому, соответствующая грань пирамиды должна быть отведена биологическому образованию,соответствуюшему более широкому спектру биологических заний, нежели только биополитика. Впрочем, все грани пирамиды взаимосвязаны, и биологическое образование, конечно, лишь тогда будет выполнять свою функцию в создании био-культуры, когда, кроме фактических знаний о живом и его связи с человеком, будет также направлять учащихся в путь вверх и по граням, соответствующим стремлению к красоте, добру и практической пользе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по биополитике

Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты. УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО ПО БИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРО­БЛЕМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИ­ЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ. ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ И АВТОР­СКИХ РАЗРАБОТОК ПО БИОПОЛИТИКЕ... · КНИГА ДЛЯ ВСЕХ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ А.В. Олескин, Сектор Биосоциальных Проб­лем Биологического фа­культета...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Другие прикладные аспекты биополитики. Био-культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БИОПОЛИТИКА
  Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты     · УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО П

Биологические предпосылки биополитики.
  В данном подразделе мы покажем, как сравнительно краткая (пусть бурная и насыщенная событиями) история биополитики в ХХ веке была связана с более долгой – многовековой – историей на

История биополитики
Пионерская статья Л. Колдуэлла по биополитике вышла в свет в 1964 г. (интересно, что автор ссылается в ней на статью по биополитике в газете Herald Tribune, опубликованную еще в 1963 г.). Колдуэлл

Основные направления биополитики
  Были предложены различные классификации весьма широкого спектра направлений современной биополитики. Например, А.Сомит (Somit, 1968, 1972) предпочитал следующую классификацию: 1) со

Биополитика и натурализм
  Природа человека представляет одну из основных проблем для всякого политического мыслителя. Значительная часть собственных исследований американского политолога и б

Коэволюция
  Коэволюция (от лат. со -- с, вместе и evolutio – развёртываться, развиваться) – согласованное, «взаимно пригнанное» развитие частей одного целого. Понятие «коэволюц

Биоцентризм
Рассмотренный выше натурализм – философская подоплёка большинства биополитических изысканий – утверждает родство человека со всем остальным биосом. Некоторые из поклонников биополитики (и не только

Гуманистика
Термин «гуманистика» предложен автором данной книги; подход объективно существует. Это важный для биополитики и других стыковых биосоциальных и биогуманитарных научных направлений концептуальный ин

Уровневая структура живого и биополитика.
В предшествующих подразделах книги мы говорили о различиях между «биосоциальными» и «психокультурными» компонентами человека. Уже было указано на огрублённый характер такой классификации. Философы

Вехи истории жизни на Земле
  Предполагается, что 15—20 млрд. лет назад произошел «Большой Взрыв», который дал начало Вселенной. Земля сформировалась примерно 4.5 млрд. лет назад; вид «человек разумный», подвид

Био-разнообразие
  Дальнейшая эволюция живого привела к формированию существующего ныне на планете био-разнообразия.На Земле обитает не менее 30 000 000 биологичес­ких видов, составля

Дарвиновская теория эволюции в современную эпоху.
Каковы механизмы биологической эволюции, давшей планетарное био-разнообразие, включая человека? Как известно, теория эволюции Чарлза Дарвина исходила из следующих основных положений:  

Этапы эволюции гоминид
В свете данных последних десятилетий представляется весьма вероятным, что «те­леономический отбор» на уровне целых биосоциальных систем сыграл существенную роль в формировании такого важного с биоп

Социогенез
Изложенные факты оставляют в тени вопрос о том, каковы были движущие силы происхождения человека. На этот вопрос было дано немало ответов в литературе. Существуют взгляды о ведущей роли смены эколо

Первобытная социальная организация
Как указано в предшествующем подразделе, приматы различаются по социальному устройству – низшие обезьяны в основном тяготеют к жёстким иерархиям доминирования-подчинения, а человекообразные – к бол

Возникновение развитых политических систем.
  Рассмотрим теперь вопрос о том, как первобытная социальная организация трансформируется в ходе истории в более развитые политические системы. Отмеченный ранее (см. 3.4.) переход от

Этапы социально-политической истории с точки зрения организационных форм.
В развитии человеческого общества можно выделить ряд стадий, упрощённо представимых в форме схемы: Традиционная ® Индустриальная ® Постиндустриальная. На схеме опущены этапы внутри

Сетевые структуры
Постиндустриальное общество включает организации разных типов – как бюрократические, так и не-бюрократические. Однако новым «знамением времени» можно считать сетевые формы организаций. Сете

Крупные сетевые структуры. Их политический потенциал
Крупные сетевые структуры состоят не непосредственно из индивидов, а из организаций, причем особенно подходящими компонентами являются малые сетевые структуры. Некоторые организации, входящие в сос

Кратко об этологии
Для целей настоящей книги достаточно упрощенно определить этологию какобласть биологии, ведающую поведением живых организмов(уточнения будут внесены чуть ниже).

Инстинкт и другие врожденные формы поведения
  Инстинкт представляет собой генетически детерминированный комплекс фиксированных действий – «наследственных координаций» по К. Лоренцу, включающих

Обучение
Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида – природа (генетические задатки) или воспитание,

Социальное поведение
Социальное поведение -- предмет социальной этологии (социоэтологии), а также социобиол

Закодированный сигнал
        К

Агонистическое поведение
  Агонистическое (от греч. agonizomai - я борюсь) поведение связано с конфликтами между живыми организмами. Это понятие включает: а) агрессию; б) изоляци

Лояльное (неагонистическое) поведение
  Речь пойдет о «дружественнных», сплачивающих биосоциальную системы взаимодействиях между организмами. К наиболее важным формам такого поведения принадлежат афилиация и кооперация. В

Кратко о социобиологии
Говоря о кооперации и особенно о «дилемме заключенного», мы фактически вторглись в «вотчину» социобиологии с характерными для нее концепциями родственного и реципрокного альтруизма. Понятие «социоб

Родственный альтруизм. Совокупная приспособленность и ее биополитическое значение.
Родственный альтруизм (термин введен У. Хэмлтоном) определяется как самопожертвование особи ради близкого родича. Уступая питательные или иные ресурсы родственнику, воздерживаясь от собстве

Взаимный (реципрокный) альтруизм
Взаимный альтруизм – понятие, введенное Триверсом (Trivers, 1996/1971) -- предполагает, в отличие от родственного альтруизма (см.), ту или иную степень самопожертвования да

Эволюционно-стабильная стратегия
  В различных ситуациях живые существа ставятся эволюцией перед выбором (например, в плане поведения, стратегии размножения). Что лучше - производить мало детенышей и тщательно оберег

Биосоциальные системы
Биосоциальные системы -- объединения особей, в той или иной мере характеризующееся афилиацией и кооперацией между ними.Биосоциальные системы состоят из индивидов одного вида (

Иерархии доминирования
  Биосоциальные системы могут быть, теоретически, построены по принципам эгалитаризма - т.е. полного равенства всех особей в плане распределения ресурсов и уп

Биосоциальное пространство и конвенции
  А.А.Захаров (1991 и другие работы) предложил понятие биосоциального пространства как особой многомерной системы координат. Она отображает характеристики биосоциальн

Подходы к интерпретации политических проблем на базе этологии и социобиологии
В предшествующем тексте фактически уже шла речь о приложении этологии и социобиологии к решению проблем политологии (например, проблемы власти). Данный раздел посвящен избранным конкретным аспектам

Раздел шестой. СОМАТИЧЕСКИЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ
Основной вопрос, решаемый этим биополитическим направлением: Как влияют на политическую деятельность индивидов и групп людей их физиологические (соматические) характеристики? В час

Кратко о генетике
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов, охватывает следующие основные исследовательские направления: 1) раскрытие закономерностей наследования и изменен

Генетика поведения и биополитика
Биополитиков и социобиологов нередко упрекали и упрекают в завышенной оценке роли «эволюционного наследия», отраженного в генах, в репертуаре политического поведения человека и в принижении роли ку

Генетическое разнообразие человечества. Расовые различия
Этот подраздел посвящен биополитическим аспектам генетического разнообразия человечества. Данная проблема может быть рассмотрена в контексте генетического многообразия биоса в целом (ср. выше 3.2.)

Кратко о нейрофизиологии
Изучение нервной системы имеет биополитическое значение, так как она выступает как важнейший соматический фактор политического поведения. Влияние генетических факторов на поведение, о котором шла р

Модульная организация нервной системы
Нервная система позвоночных (включая человека) подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую, распространяющуюся по всему телу. Перифери

Биополитический подход к экологии и охране живой природы (био-разнообразия)
7.1.1. Взгляды Л. Колдуэлла.Это направление привлекало значительное внимание некоторых биополитиков с самого начала существования биополитики как таковой. В пионерской работе Л. Ко

Биотехнология
Существенное значение в рамках «biopolicy» в последние десятилетия приобрела биотехнология,одна из составных частей так называемого шестого экономического уклада, включающего в себ

Современные генетические разработки и их биополитическое значение
7.3.1. Общие моменты.В разделе 6 (6.2 – 6.3) были рассмотрены некоторые биополитические грани современной генетики. После ознакомления с ситуацией в биотехнологии в целом, в данном

Биоэтика и ее взаимоотношения с биополитикой
  Как отмечено выше, многие биополитические аспекты генетических разработок (особенно клонирование, генетическая терапия) имеют важную этическую грань. Этическая компонента несомненно

Био-образование
Смена общенаучной парадигмы в пользу гуманитаризации естественных наук, изменение экономического уклада (переход от пятого к шестому, как указано выше), создание, по мнению Дж. Рифкина, новой «опер

ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
  1. Alexander R.D. Darwinism and human affairs. Seattle: University of Washington Press. 1979. 2. Anderson W.T. To govern evolution: further adventures of the

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  Абсолютизм 28; 38 Автопоэз 69 Агрессия биополитическое значение 177 варианты определений 171 влияние генов и среды 251 дис

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1. Критская ваза с осьминогом. Середина II тысячелетия до н.э. Гераклейон, Музей.   Рис. 2. рН-Зависимость величины мембранного потенциала в искусственных мембранах (про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги