рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуманистика

Гуманистика - раздел Политика, Конспект лекций по биополитике Термин «Гуманистика» Предложен Автором Данной Книги; Подход Объективно Сущест...

Термин «гуманистика» предложен автором данной книги; подход объективно существует. Это важный для биополитики и других стыковых биосоциальных и биогуманитарных научных направлений концептуальный инструментарий, тесно связанный со способностью человека сочувствовать, сопереживать, проецировать себя, перевоплощаться в другое живое существо – т.е. с эмпатией. Отметим, что Н.Ф. Реймерс (1992) использовал термин «гуманистика» в ином, хотя близком смысле – как обобщённое название совокупности наук о человеке.

Гуманистика тесно связана с биоцентрическим представлением о единосущности познающего человека и познаваемого им живого существа, глубоком сходстве человеческого социума и других биосоциальных систем. Последний аспект эволюционного родства Homo sapiens и остального биоса в наибольшей мере соответствует компетенции биополитики. Гуманистика согластуется с рассмотренной выше парадигмой натурализма.

Гуманистика вдохновляет учёного на:

 

· создание объединительных концепций, охватывающих и биос, и человеческое общество;

· перенос на H.sapiens идей, концепций и методов, первоначально разработанных при исследовании других форм биоса (путь, характерный для биополитики в ее поведенческом аспекте);

· приложение идей, возникших в русле социальных и гуманитарных наук, к наукам о живом (как исторический прецедент напомним, что теория биологической эволюции Дарвина сформиро­валась под непосредственным влиянием взглядов Мальтуса на эволюцию народонаселения).

 

Однако, для того чтобы созданные в русле гуманистики идеи стали серьезными научными концепциями, их обязательно нужно подвергнуть двойному "испытанию на разрыв" - в опытах как с животными (растениями, микроорганизмами...), так и с человеком. Такое испытание выдержала выдвинутая профессором Г.Шэфером (1997) концепция "12 принципов жизни", примененная им как к человеческому обществу, так и ко всему многообразию жизни. Концепция Шэфера была независимо проверена как на биологическом, так и на социологическом материале.

Итак, гуманистика понимается здесь как своего рода крайний вариант коэволюционной стратегии: как коэволюция самого учёного и его объекта – вплоть до эмпатического отождествления учёного с этим объектом, взгляда на мир его глазами. Приматолог Ф. Де Ваал говорит в этой связи, что, например, поведение обезьян легче понять на базе сходства с поведением человека, чем считать обезьяну механизмом или компьютнером, как это делают сторонники механицизма (de Waal, 1996).

Однако наряду со сходством нельзя упускать из виду и существенные отличия человека от прочих форм живого. Гуманистика не должна вести к социальному биологизму. Как указано в предшествующем подразделе, любое живое существо есть уникальностьсо своим особым поведением и восприятием окружающего мира (умвельта). Уподобление поведения собаки, воробья, тем более амёбы человеческому поведению может привести к неправильному истолкованию поведенческих реакций изучаемого живого существа. Так, без специального изучения языка мимики медведя человек может неправильно истольковать то, что ему хочет «сказать» медведь. Человеку кажется, что медведь имеет добродушно-расслабленное выражение лица, в то время как на деле «Топтыгин» зол на этого человека и вот-вот ударит его лапой.

Поэтому исследования на базе подхода гуманистики необходимо подкреплять также данными, полученными в рамках более традиционных подходов, не предполагающих сопоставления с человеком. При всём, что сказано об ограничениях и недостатках физико-химической парадигмы в биологии, последняя имеет тщательно отработанные методики и «ритуалы» эксперимента, позволяющие смягчить присущий гуманистике антропоморфизм (уподобление объекта познания человека).

Преодоление антропоморфизма связывают также с заявленной в начале настоящего раздела способностью к эмпатии[9]. Гуманистика, открыто включая эмпатию в арсенал средств познания живого и его поведения, порождает непростые проблемы, например: как и в какой мере можно обучаться эмпатии? Как выражать полученные эмпатическим путём знания на нашем человеческом языке, который, с одной стороны, приспособлен для чисто логического пути познания (особенно если это научный, а не художественный язык), а с другой стороны – часто грубо антропо – и социоморфен? Подобные проблемы можно рассматривать как неразрешимые, но можно и, по-видимому, более правильно, считать их «точками роста» нового подхода, способствующим его дальнейшей разработке.

При всех своих ограничениях и ещё не решенных проблемах, гуманистика имеет особенный потенциал при исследовании 1) биосоциального аспекта жизни (формы социального поведения, пути формирования биосоциальных систем, био-коммуникация) и 2) ментального аспекта жизни (память, обучение, внутренний мир живого существа). Оба аспекта весьма важны для биополитики.

Эмпатия как путь проникновения во что-то иное, чем Я сам (в данном контексте – в обезьяну, медведя, осьминога и др.) с психологической точки зрения тесно связана со сферой эмоций (это эмоциональное со-переживание, со-чувствие в противоложность отстранённому логическому рассуждению) и поэтому эмпатия предполагает участие не только коры мозга, но и важного для эмоций древнего слоя – лимбической системы. Для обозначения того эволюционно-древнего состояния, которое связано с эмоционально-эмпатическим восприятием живого, один из основоположников социобиологии Э.О. Уилсон предложил термин «биофилия» (Wilson, 1984). Речь идёт об ощущении сопричастности с оттенком любви к одушевлённому биосу, радости от контакта с ним.

Придавая существенное значение эмпатии для биологического познания, гуманистика фактически дополняет характерное для традиционных естественных наук знание, полученное логическимпутем, непосредственнымпониманием объекта,основанным на вере, что объект познания (шимпанзе, крокодил или даже амеба) отождествимы со мной; Я могу в некоторых состояниях переживать за объект – точно знать, что с ним происходит. Так понял Клингель внгутреннее состояние осьминога.

Вплетая в логически обоснованное знание эмпатическое понимание объекта как подобного мне, исследователю,существа, гуманистика не только помогает выявить сходство между человеком и другими существами[10], между человеческим социумом и сообществами биологических индивидов (биосоциальными системами). Гуманистика, дополняя знание пониманием и верой,способствует также современной эпохальной тенденции к сближению наукии религии.Обе эти исторически разделенные в Новое Время формы освоения мира фактически пересекаются на таком объекте как человек – обе предлагают нам свою интерпретацию. Поэтому указанное в сноске в начале подраздела интерпретация «гуманистики» как совокупности знания о человеке (Н.Ф. Реймерс) фактически не столь далека от авторского понимания гуманистики как очеловечения живого. Ведь включение знания на основе веры в орбиту биологии (и биополитики) меняет наше представление о человеке – и именно в сторону большей открытости по отношению к религии как мощного многовекового пласта знаний, основанных на вере, и обоснованных этой верой ценностей и регулятивов поведения.

Внося свой вклад в научно-религиозный диалог, гуманистика, конечно, способствует также диалогу науки (в частности, биологии) и политики.Это вытекает из ее вклада в развитие стыковой биолого-политической области, которой и посвящена в целом эта книга. Итак, гуманистика стимулирует объединение трех важных сфер человеческой активности – науки, религии и политики. Эти сферы были исторически разделены на протяжении многих веков, более того, можно показать, что в разные исторические периоды различные из этих областей доминировали в социуме. Так, Раннее Средневековье – несомненно, период безраздельного доминирования религии -- «идеальная культура» в понимании Питирима Сорокина[11]. Конец Нового Времени (конец XIX – начало ХХ века) характеризуется значительной степенью преобладания науки («сенситивная культура») с ее эмпирико-логическим путем получения знаний о мире. Наше время, предоставляя человеку объективные предпосылки синтеза науки, религии и политики (в том числе и через развитие биополитики), приобретает черты смешанной эпохи («идеалистической культуры» по Сорокину). В такой культуре имеется, по убеждению Сорокина, возможность гармонического сплава знания на базе веры (религия) и знания на основе эмпирической данности (наука).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по биополитике

Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты. УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО ПО БИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРО­БЛЕМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИ­ЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ. ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ И АВТОР­СКИХ РАЗРАБОТОК ПО БИОПОЛИТИКЕ... · КНИГА ДЛЯ ВСЕХ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ А.В. Олескин, Сектор Биосоциальных Проб­лем Биологического фа­культета...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуманистика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БИОПОЛИТИКА
  Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты     · УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО П

Биологические предпосылки биополитики.
  В данном подразделе мы покажем, как сравнительно краткая (пусть бурная и насыщенная событиями) история биополитики в ХХ веке была связана с более долгой – многовековой – историей на

История биополитики
Пионерская статья Л. Колдуэлла по биополитике вышла в свет в 1964 г. (интересно, что автор ссылается в ней на статью по биополитике в газете Herald Tribune, опубликованную еще в 1963 г.). Колдуэлл

Основные направления биополитики
  Были предложены различные классификации весьма широкого спектра направлений современной биополитики. Например, А.Сомит (Somit, 1968, 1972) предпочитал следующую классификацию: 1) со

Биополитика и натурализм
  Природа человека представляет одну из основных проблем для всякого политического мыслителя. Значительная часть собственных исследований американского политолога и б

Коэволюция
  Коэволюция (от лат. со -- с, вместе и evolutio – развёртываться, развиваться) – согласованное, «взаимно пригнанное» развитие частей одного целого. Понятие «коэволюц

Биоцентризм
Рассмотренный выше натурализм – философская подоплёка большинства биополитических изысканий – утверждает родство человека со всем остальным биосом. Некоторые из поклонников биополитики (и не только

Уровневая структура живого и биополитика.
В предшествующих подразделах книги мы говорили о различиях между «биосоциальными» и «психокультурными» компонентами человека. Уже было указано на огрублённый характер такой классификации. Философы

Вехи истории жизни на Земле
  Предполагается, что 15—20 млрд. лет назад произошел «Большой Взрыв», который дал начало Вселенной. Земля сформировалась примерно 4.5 млрд. лет назад; вид «человек разумный», подвид

Био-разнообразие
  Дальнейшая эволюция живого привела к формированию существующего ныне на планете био-разнообразия.На Земле обитает не менее 30 000 000 биологичес­ких видов, составля

Дарвиновская теория эволюции в современную эпоху.
Каковы механизмы биологической эволюции, давшей планетарное био-разнообразие, включая человека? Как известно, теория эволюции Чарлза Дарвина исходила из следующих основных положений:  

Этапы эволюции гоминид
В свете данных последних десятилетий представляется весьма вероятным, что «те­леономический отбор» на уровне целых биосоциальных систем сыграл существенную роль в формировании такого важного с биоп

Социогенез
Изложенные факты оставляют в тени вопрос о том, каковы были движущие силы происхождения человека. На этот вопрос было дано немало ответов в литературе. Существуют взгляды о ведущей роли смены эколо

Первобытная социальная организация
Как указано в предшествующем подразделе, приматы различаются по социальному устройству – низшие обезьяны в основном тяготеют к жёстким иерархиям доминирования-подчинения, а человекообразные – к бол

Возникновение развитых политических систем.
  Рассмотрим теперь вопрос о том, как первобытная социальная организация трансформируется в ходе истории в более развитые политические системы. Отмеченный ранее (см. 3.4.) переход от

Этапы социально-политической истории с точки зрения организационных форм.
В развитии человеческого общества можно выделить ряд стадий, упрощённо представимых в форме схемы: Традиционная ® Индустриальная ® Постиндустриальная. На схеме опущены этапы внутри

Сетевые структуры
Постиндустриальное общество включает организации разных типов – как бюрократические, так и не-бюрократические. Однако новым «знамением времени» можно считать сетевые формы организаций. Сете

Крупные сетевые структуры. Их политический потенциал
Крупные сетевые структуры состоят не непосредственно из индивидов, а из организаций, причем особенно подходящими компонентами являются малые сетевые структуры. Некоторые организации, входящие в сос

Кратко об этологии
Для целей настоящей книги достаточно упрощенно определить этологию какобласть биологии, ведающую поведением живых организмов(уточнения будут внесены чуть ниже).

Инстинкт и другие врожденные формы поведения
  Инстинкт представляет собой генетически детерминированный комплекс фиксированных действий – «наследственных координаций» по К. Лоренцу, включающих

Обучение
Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида – природа (генетические задатки) или воспитание,

Социальное поведение
Социальное поведение -- предмет социальной этологии (социоэтологии), а также социобиол

Закодированный сигнал
        К

Агонистическое поведение
  Агонистическое (от греч. agonizomai - я борюсь) поведение связано с конфликтами между живыми организмами. Это понятие включает: а) агрессию; б) изоляци

Лояльное (неагонистическое) поведение
  Речь пойдет о «дружественнных», сплачивающих биосоциальную системы взаимодействиях между организмами. К наиболее важным формам такого поведения принадлежат афилиация и кооперация. В

Кратко о социобиологии
Говоря о кооперации и особенно о «дилемме заключенного», мы фактически вторглись в «вотчину» социобиологии с характерными для нее концепциями родственного и реципрокного альтруизма. Понятие «социоб

Родственный альтруизм. Совокупная приспособленность и ее биополитическое значение.
Родственный альтруизм (термин введен У. Хэмлтоном) определяется как самопожертвование особи ради близкого родича. Уступая питательные или иные ресурсы родственнику, воздерживаясь от собстве

Взаимный (реципрокный) альтруизм
Взаимный альтруизм – понятие, введенное Триверсом (Trivers, 1996/1971) -- предполагает, в отличие от родственного альтруизма (см.), ту или иную степень самопожертвования да

Эволюционно-стабильная стратегия
  В различных ситуациях живые существа ставятся эволюцией перед выбором (например, в плане поведения, стратегии размножения). Что лучше - производить мало детенышей и тщательно оберег

Биосоциальные системы
Биосоциальные системы -- объединения особей, в той или иной мере характеризующееся афилиацией и кооперацией между ними.Биосоциальные системы состоят из индивидов одного вида (

Иерархии доминирования
  Биосоциальные системы могут быть, теоретически, построены по принципам эгалитаризма - т.е. полного равенства всех особей в плане распределения ресурсов и уп

Биосоциальное пространство и конвенции
  А.А.Захаров (1991 и другие работы) предложил понятие биосоциального пространства как особой многомерной системы координат. Она отображает характеристики биосоциальн

Подходы к интерпретации политических проблем на базе этологии и социобиологии
В предшествующем тексте фактически уже шла речь о приложении этологии и социобиологии к решению проблем политологии (например, проблемы власти). Данный раздел посвящен избранным конкретным аспектам

Раздел шестой. СОМАТИЧЕСКИЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ
Основной вопрос, решаемый этим биополитическим направлением: Как влияют на политическую деятельность индивидов и групп людей их физиологические (соматические) характеристики? В час

Кратко о генетике
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов, охватывает следующие основные исследовательские направления: 1) раскрытие закономерностей наследования и изменен

Генетика поведения и биополитика
Биополитиков и социобиологов нередко упрекали и упрекают в завышенной оценке роли «эволюционного наследия», отраженного в генах, в репертуаре политического поведения человека и в принижении роли ку

Генетическое разнообразие человечества. Расовые различия
Этот подраздел посвящен биополитическим аспектам генетического разнообразия человечества. Данная проблема может быть рассмотрена в контексте генетического многообразия биоса в целом (ср. выше 3.2.)

Кратко о нейрофизиологии
Изучение нервной системы имеет биополитическое значение, так как она выступает как важнейший соматический фактор политического поведения. Влияние генетических факторов на поведение, о котором шла р

Модульная организация нервной системы
Нервная система позвоночных (включая человека) подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую, распространяющуюся по всему телу. Перифери

Биополитический подход к экологии и охране живой природы (био-разнообразия)
7.1.1. Взгляды Л. Колдуэлла.Это направление привлекало значительное внимание некоторых биополитиков с самого начала существования биополитики как таковой. В пионерской работе Л. Ко

Биотехнология
Существенное значение в рамках «biopolicy» в последние десятилетия приобрела биотехнология,одна из составных частей так называемого шестого экономического уклада, включающего в себ

Современные генетические разработки и их биополитическое значение
7.3.1. Общие моменты.В разделе 6 (6.2 – 6.3) были рассмотрены некоторые биополитические грани современной генетики. После ознакомления с ситуацией в биотехнологии в целом, в данном

Биоэтика и ее взаимоотношения с биополитикой
  Как отмечено выше, многие биополитические аспекты генетических разработок (особенно клонирование, генетическая терапия) имеют важную этическую грань. Этическая компонента несомненно

Другие прикладные аспекты биополитики. Био-культура
7.5.1. Био-юриспруденция.Проблемы биоэтики тесно связаны с биоцентрическим представлением об абсолютной ценности всякой формы жизни, о юридических правах, которыми

Био-образование
Смена общенаучной парадигмы в пользу гуманитаризации естественных наук, изменение экономического уклада (переход от пятого к шестому, как указано выше), создание, по мнению Дж. Рифкина, новой «опер

ВАЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
  1. Alexander R.D. Darwinism and human affairs. Seattle: University of Washington Press. 1979. 2. Anderson W.T. To govern evolution: further adventures of the

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  Абсолютизм 28; 38 Автопоэз 69 Агрессия биополитическое значение 177 варианты определений 171 влияние генов и среды 251 дис

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1. Критская ваза с осьминогом. Середина II тысячелетия до н.э. Гераклейон, Музей.   Рис. 2. рН-Зависимость величины мембранного потенциала в искусственных мембранах (про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги