рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая идеология и её основные типы

Политическая идеология и её основные типы - раздел Политика, Содержание: Введение……………………………………...

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...стр. 3

Глава I. Сущность политической идеологии

1.1.Возникновение, содержание и назначение политической идеологии...стр.4

1.2.Функции политической идеологии……………………………………...стр.6

Глава II. Основные идеологические течения

2.1. Либерализм и неолиберализм…………………………………………...стр.9

2.2. Консерватизм и неоконсерватизм……………………………………..стр.11

2.3. Коммунистическая идеология…………………………………………стр.14

2.4. Социал-демократия……………………………………………………..стр.17

2.5.Фашизм…………………………………………………………………..стр.19

2.6. Анархизм………………………………………………………………...стр.22

Заключение…………………………………………………………………стр.25

Список используемой литературы………………………………………стр.26

Введение

Актуальность темы заключается в том, чтобы исследовать основные течения политических идеологий.

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символ веры. Трактовка идеологий в тот период связывались с оторванной от действительности игрой мысли.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорно отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам.

Цель работы - выяснить, что такое политическая идеология, определить её место в политическом процессе.

Задачи работы - охарактеризовать общие черты политической идеологии; изучить функции политической идеологии; рассмотреть современные политические идеологии; охарактеризовать признаки политической идеологии;

Степень изученности проблемы. Данной проблеме посвящены труды таких ученых как Соловьева А.И., Гаджиева К.С. В работе использовались следующие методы: сравнительный, исторический.

Предмет исследования – политическая идеология.

 

 

Глава I. Сущность политической идеологии

Возникновение, содержание и назначение

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возро­ждения, когда возник первый общественный кризис. Этот пе­риод отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобожде­ния общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало обществен­ную жизнь, политический порядок в терминах трансцендент­ных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому позна­нию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»). Смысл человеческой деятельности задавался рели­гиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повсе­дневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей в основе традиционного общества. Также их роль и значение оказывались возможными в условиях полной зависимости ин­дивида от сил природы и общественных связей (общины, рода, племени). Следовательно, интеграция общества и его социаль­ная ориентация происходили на основе иррациональных, факто­ров (верований, чувств, традиций, обычаев).

Развитие общественного разделения труда и связанный с ним процесс становления автономной личности породили не­преложную тенденцию эмансипации - высвобождения полити­ческой и культурной систем из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения (от слов «мир» - «земля», «мирской» - «земной») культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, пе­рейдя в разряд светских дел.

Первым шагом на пути эмансипации общества от сохра­нявшего еще свое влияние религиозного мировоззрения было провозглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание челове­ка и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. (Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом). Это было значительным шагом вперед в рационализации об­щественных отношений, создании новой социально-полити­ческой реальности, формирующейся на принципах целесооб­разности, здравого смысла, пользы. Теперь уже признавалось, что политический порядок не задается нормами религиозной морали, а основывается на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создают государство. Смена ре­лигиозной картины мира рациональным объяснением реаль­ности породила состояние социальной аномии, для выхода из которого потребовалось создание новых идеалов и смыслов. Такие новые смыслы, призванные обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, и начали выдвигать политические идеологии. Они предлагали новые, земные идеалы, способные интегрировать и ориенти­ровать индивидов. В числе первых появилась идея о приорите­те ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Когда эта идея «завладела умами» широких слоев населения, она стала основой массового идейно-политического движения.

Как средство идейного обеспечения групповых интересов поли­тическая идеология является по преимуществу инструментом элитар­ных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объе­динения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают опре­деленную последовательность действий в политическом пространстве. Именно от тактики и компетентности элит зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов.

Выступая средством идейного воплощения интересов группы, иде­ология схематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способом образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации полити­ческого сознания граждан, манипулирования и даже обмана населе­ния. Но в целом позитивная направленность такой схематизации со­стоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности, создать нормативную модель восприятия мира политики, сделать сложную ситуацию политической динамики простой и понятной для обычного человека. Поэтому с помощью идеологий политические цели группы символизируются и получа­ют индивидуальные значения, а политические действия приобре­тают конкретную направленность. В результате снижается стихий­ность восприятия политики и хаотичность политического взаимо­действия в группе. Не случайно К. Дейч называл идеологию «картой действительности».

Таким образом, через идеологию канализируются массовые эмо­ции, чувства протеста или солидарности, негодования или поддерж­ки. Сопровождая процесс агрегирования и артикуляции, идеология концептуализирует представления людей о политической ситуации, встраивает эти оценки в их общую картину мира, стремится сделать понятными политические изменения. Посредством идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми пред­ставлениями о «родине», «чувстве долга», других коллективных веро­ваниях.

Функции политической идеологии

-теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или… -программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы… -актуализированный, который характеризует степень освоения граж­данами целей и принципов данной идеологии, меру их…

Глава II. Основные идеологические течения

Либерализм и неолиберализм

В соответствии с этими приоритетами ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа… С момента своего возникновения либерализм отстаивал кри­тическое отношение к… Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в ли­берализме многочисленных внутренних течений, в которых…

Консерватизм и неоконсерватизм

Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Вели­кой Французской революции… Консерваторы исходили из полного приоритета общества над че­ловеком: «люди… В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на…

Коммунистическая идеология

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кам-панеллой, а в конце XVIII… Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую… Знание законов позволяет безошибочно определить пути преобразования общества. Схема исторического прогресса была…

Социал-демократия

Э. Бернштейн от­верг выводы классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения… Вместо них он выдвинул положения о реформе как единст­венно возможном и… Теоретические новации Э. Бернштейна впоследствии соста­вили содержание политической доктрины международной…

Фашизм

Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XX в., стала одним из зна­ковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.

Сегодня в политологии сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности по­литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Пла­тона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправды­вающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему, населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, про­славляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась боль­шей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а так­же ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идео­логию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с при­знанием его привилегированности была провозглашена политика под­держки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских наро­дов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддер­живающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничто­жения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место за­нимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдыва­ла политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции кон­ца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Его наиболее характерные черты зримо проявляют­ся в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чи­стоты и идеале сверхчеловека); национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других бур­жуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представ­ления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь иде­ям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).

В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредствен­но связывается с описанием разного рода националистических и осо­бенно тоталитарных режимов. Так, французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализ­ма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Другой французский ученый П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволю­ции фашизма: I — фашизм существует как форма кризиса экстре­мистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, кото­рая выступала против капитализма и крайне левых сил; II — фа­шизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти; III — фа­шизм становится специфическим политическим режимом; IV — ста­дия полного тоталитаризма.

Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим ради­кализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством про­паганды против крайних форм политического участия, благожела­тельным отношением к историческим фактам сотрудничества с пре­ступными режимами или политическими деятелями, распростране­нием мессионерских идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политичес­ких сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использо­вания власти. Политическая линия такого движения неразрывно связа­на с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этни­ческих, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивнос­тью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. По­литическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечелове­ческими ценностями, безудержной демагогией в формировании обще­ственного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизацион­ного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

Таким образом, у всех идеологий, относящихся к фашизму, цели и задачи имеют антигуманистичес­кий характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерож­дения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни рели­гиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Анархизм

Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в… В основу теории идивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной… Идея обмена на базе "свободного договора", развивавшаяся в работах представителей индивидуалистического…

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, от­ражая конфликты социального бытия, находятся в по­стоянном развитии. Идеологии приобретают новые ис­торические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилиза­ции, организации определенных социальных слоев, на­правляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Совре­менные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эф­фективных программ общественного развития. Конку­ренция сил, претендующих на власть, как и конкурен­ция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демокра­тических тенденций.

 

 

Список используемой литературы:

1. Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М., 1993.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

5. Ойзерман Т. Принципиальные основы самокритики марксизма // Свободная мысль 1993. №7. 1994. №11.

6. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

7. Рормозер Г. Кризис либерализма. Пер. с нем. – М., 1996.

8. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

9. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

10. Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

11. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

12. Современный консерватизм. – М., 1992.

13. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Политическая, Идеология, основные, типы0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая идеология и её основные типы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Политическая идеология и её основные типы
Сущность политической идеологии... Возникновение содержание и назначение... Политическая идеология представля ет собой одну из наиболее влиятель ных форм политического сознания воздействующую...

Политическая идеология и её основные типы
На сайте allrefs.net читайте: "Политическая идеология и её основные типы "

Основные типы политических систем современности
Применительно к политике это означает, что все ее сосюбдлщш98тавляющие внутренне связаны между собой и взаимодействуют в рамках определенного общего… Выделим несколько таких типов, которые я рассмотрю подробнее: • Классический… Общество выступает в качестве первичного «базиса», складывающегося независимо от государства и задающего ему…

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

Раздел 1 Политические идеи России X-XVII вв. Тема1 Политическая мысль в России : специфика и основные этапы развития.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ... ХАНТЫ МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА...

Политический режим. Типология политических режимов
В своей работе мне хотелось бы выяснить , что стоит за этими терминами. Начну с определения политического режима.Каждое государство имеет свой… Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической… Правильные формы государства монархия власть одного человека , аристократия власть в руках немногих лучших , полития…

Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти
Введение... Сущность содержание и формы политической власти...

Курс лекций по Деловой информатике В каждом офисе при всем многообразии видов деятельности можно выделить два основных типа задач
Екатеринбург... В каждом офисе при всем многообразии видов деятельности можно выделить два основных типа задач...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
update АНОНС КНИГИ...

М. Вебер о типах легитимности политической власти
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. … Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы… В то время она может быть нелегитимна, не приниматься на¬родом. В обществе может существовать и нелегальная власть,…

0.077
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам