рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Целостность.

Целостность. - раздел Политика, Методология Целостного Учебного Процесса   Шар, Расширенный До Размеров Точки, Может ...

 

Шар, расширенный до размеров точки,

Может быть всем: каплей, ночью,

Улыбкой ребенка, лучом света,

Просто точкой, которой нету...

(В. Зайцева)

 

 

Целостность человека и мира -- вопрос, волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее Целостности обращены работы классиков гуманистической психотерапии, Целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос "Кто Я?".

Обращаясь к понятию Целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический опыт, т.е. опыт непосредственного переживания, на попытку этот опыт передать.

Существует множество прекрасных образов, которые в разные времена мистики использовали для передачи своего опыта. Вот, например, строки из поэмы суфийского Мастера Омара Ибн Фарида:

 

Да упадет завеса с глаз моих!

Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

Чтоб вечное расслышать и взглянуть

В саму неисчезающую суть,

Священную основу всех сердец,

Где Я -- Творение и Я -- Творец!

Я есть Любовь. Безгласен, слеп и глух

Без образа творящий образ Дух.

От века сущий, он творит любя

Глаза и уши, чтоб познать себя.

Я слышу голос, вижу блеск зари

И рвусь к любимой, но она -- внутри.

И внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,

Весь превратясь в безликую любовь...

... И там, внутри, как в зеркале немом

Я узнаю ее в себе самом.

В той глубине, где разделенья нет,

Весь сонм огней слился в единый свет.

И вот, лицо поднявши к небесам,

Увидел я, что и они -- я сам.

И Дух постиг, освободясь от мук.

Что никого нет рядом и вокруг,

Нет никого "вдали" и в "вышине"

Все дали -- я и все живет во мне!...

 

 

Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту подобных переживаний, единодушны в том, что передать их словами и сделать доступными для интеллектуального осмысления принципиально невозможно, ибо Целостность соединяет в себе одномоментно все возможные грани человеческого опыта во всей полноте и неисчерпаемости, являясь при этом иным качеством, чем просто сумма этих граней,

Наиболее емкое определение Целостности, как переживания Бога, восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: "Бог есть непостижимая для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия отсутствует."

Стать Целостным потенциально может каждый человек, но это требует незаурядных усилий, а так же знания как и куда идти, т.к. часто отдельные грани все время ускользающего целого можно принять за само целое, которое непостижимо, не входит ни в какие мерки и определения. Любое описание, любая метафора всегда будут лишь частичным намеком, тем не менее, можно привести некоторые критерии продвижения к Целостности, что субъективно переживается:

 

•как возрастающая полнота бытия;

•как соответствие Предназначению;

•как жизнь Здесь и Сейчас;

•как одномоментность осознания всего во всем;

•как снятие дистанции между собой и миром (поглощение любовью);

•как растворение, исчезновение в бытии без потери сознания;

•как становление "прозрачным", "проницаемым" (полное разотождествление со всем, c чем бы человек себя не отождествлял); •как нарастание творческих возможностей во всех аспектах жизни.

 

Целостность не может быть целью, так как не является состоянием. Это и не разовое переживание. Мир меняется каждое мгновение и человек тоже должен непрерывно меняться, чтобы соответствовать себе самому и Миру. Стать целым, это совершенно не значит прекратить всякое движение. Человек, действительно живущий Целостно, каждое мгновение Целостность теряет и тут же, творческим актом обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.

Для сравнения приведем пример канатоходца, который бежит по двигающемуся канату, причем движения каната непредсказуемы и происходят во всех плоскостях. Можно себе представить, какие для подобного балансирования необходимы внимание, степень расслабления и алертности и самое главное -- вдохновленность... Целостная жизнь требует никак не меньшего Мастерства, чем у такого канатоходца.

Один из сложных для понимания моментов заключается в том, что то, что Гермес Трисмегист назвал бесконечной Сферой -- уже существует и задача человека, стремящегося к самопознанию -- проявить ее в своем восприятии и, тем самым, через себя в Мире. Человек, становящийся целым, собой дополняет Мир до целого. Через такого человека Мир проявляет в данной точке пространства -- времени ту информацию, которая актуальна здесь и сейчас (актуальна -- значит необходима для того, чтобы сохранялся динамический баланс в меняющейся ситуации). Иными словами, Целостный человек всегда вносит в Мир то качество, которого на данный момент не хватает.

Если соединить теперь рассуждения этого параграфа и п.1, то получится довольно простой вывод: Целостность существует как потенциальная возможность для любого человека, который самой своей жизнью может либо реализовать ее, проявив в Мире, либо нет -- это вопрос свободы его выбора. Для того чтобы потенциальная возможность стала реальностью, человеку необходима информация, актуальная именно для него, т.е. позволяющая ему в каждый момент времени быть в процессе обретения Целостности. Предоставить ему такую информацию -- это и есть задача обучения, учебного процесса.

Сам по себе данный вывод не является чем то принципиально новым в педагогической практике. Новизна появляется, если учесть, что реализация Целостности -- задача предельной для человека степени сложности. Тем не менее, нам необходимо было обыграть определение учебного процесса с разных сторон, чтобы далее, опираясь на него, перейти к вопросам технологическим "Как?".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методология Целостного Учебного Процесса

На сайте allrefs.net читайте: "Валерий Агеев, Владислав Лебедько"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Целостность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учебный процесс
  ...Ты -- время по своей текучей сути И будешь им в любой его минуте... (Х.Л.Борхес)   Сейчас все чаще можно услышать

Факторы учебного процесса.
  В процессе движения от потенциальной возможности к реализованной Целостности участвует практически бесконечное число факторов. Фактором является все, что прямо или косвенно влияет н

Индивидуальность учебного процесса.
  Мы не случайно разделили в п.3 факторы учебного процесса на общие и индивидуальные. Из этого деления далее последует несколько ключевых принципов, на которых строится обучение.

Группа, как фактор в учебном процессе.
  Кроме индивидуальных факторов существуют факторы общие. Существуют также законы и закономерности, общие для всех или хотя бы для какой-то группы людей. В разные периоды обучения, по

Подгрупповой принцип в обучении.
  Как мы отметили в п.5, одной из основных задач групповой работы является "показ" переживания Целостности. Как это сделать, если у каждого учащегося в группе своя ДА, подча

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги