рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность характеристики политической культуры

Сущность характеристики политической культуры - раздел Политика, Политическое лидерство Концепция Политической Культуры И Политико-Культурный Подход Впервые Были Вве...

Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые были введены в политическую науку американ­скими политологами в середине 50-х гг. С тех пор они получили широкое распространение в мировой политической науке. Их соз­датели Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай и другие исходили из того, что традиционный подход к политике в терминах исследования госу­дарственно-правовых институтов и т. д. не в состоянии определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические ин­ституты действуют по-разному в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемыми для других стран. Они ставили сво­ей целью разработать комплексный подход, основывающийся на ор­ганическом соединении эмпирического и теоретического, микроуровневого и макроуровневого аспектов исследования. С этой точки зре­ния, политико-культурный подход представляет собой стремление интегрировать социологию, культурантропологию, социальную пси­хологию в единую политологическую дисциплину. Он призван со­единить изучение формальных и неформальных компонентов политических систем с рассмотрением национальной политической пси­хологии, политической идеологии и т. д.

Политическая культура — это система отношений и одновре­менно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся истори­ей в своем содержании и конфигурациях, явление, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная революция, научно-техническая, компьютерная, информационная или иные революции.

Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представ­ляет собой своего рода "субъективный объект". В узком понимании она составляет не политику или политический процесс в их подлинном воплощении, а комплекс суждений о той или иной нацио­нальной или социально-политической общности, о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Как пра­вило, в политической среде зачастую важность получают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они пода­ются и т. д. Формы их реализации, их принятие или непринятие подавляющим большинством населения во многом обусловливают­ся основными характеристиками политической культуры.

Политическая культура включает в себя те элементы и фено­мены общественного сознания и в более широком плане духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и ока­зывают значительное влияние на формы, формирование, функцио­нирование и формирование государственных и политических институ­тов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в част­ности. Вслед за Г. Алмандом и С. Вербой вполне аргументированно можно сказать: "Мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре".

Подобно тому, как культура устанавливает и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных областях жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и пред­писывает нормы поведения и "правила игры" в политической сфе­ре. Политическая культура дает отдельному человеку руководя­щие позиции политического поведения, а коллективу — "систематическую структуру ценностей и рациональных доводов". Она представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаи­модействие институтов и организаций, придавая целостность и интегрированность политической сфере, подобно тому, как общена­циональная культура придает неделимость и интегрированность общественной жизни в целом. Первостепенные ценности полити­ческой культуры имеют важнейшее значение для жизнеспо­собности и сохранения преемственности любой общественно-поли­тической системы, поскольку их задача состоит в вырабатывании приверженностей данной системе, нормы служат цели интегриро­вания социальных систем. Они включают в себя не только ценност­ные компоненты, но и особые формы ориентации людей в опреде­ленных функциональных и ситуационных обстоятельствах.

Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широ­кой общенациональной культуры. Соглашаясь с К. Гиртцем в том, что культура представляет собой некую структуру определенной совокупности значений, с помощью которых люди вырабатывают свой опыт, и исходя из того, что политика представляет собой одну из главных публичных сфер, в которых раскрываются эти значения, можно вычленить значения, имеющие отношение к миру политики. Эти "значения", составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-пси­хологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, ус­тановками и т.д. и т.п. Фундаментальные компоненты националь­ной культуры оказывают большое влияние на формирование сис­темы политических принципов и политической культуры в целом.

В качестве составных элементов политическая культура вклю­чает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политиче­ской практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т. д. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее ин­ститутов и важнейших "правил игры", принципов взаимоотноше­ний отдельного человека, общества и государства. Это компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культур­ными, общественно-историческими и другими долговременными фак­торами, характеризуются относительной устойчивостью, живуче­стью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.

Политическую культуру можно характеризовать как ценност­но-нормативную систему, которая разделяется большинством на­селения в качестве субъекта политического сообщества. Она вклю­чает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обра­щенные на политическую систему. Политическая культура, как отмечает американский политолог Д. Дивайн, это "историческая сис­тема широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических ценностей", которых придерживаются члены данной общественно-политической системы'. Она охватывает как полити­ческие идеи, ценности, установки, так и действующие нормы поли­тической практики. Она предполагает изучение таких категорий, как политическая идеология, легитимность, суверенитет, правле­ние закона и т. д. Политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя по­литически дееспособными, выражают согласие с действующими "правилами игры". Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент поли­тической культуры.

Цементирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей оказывают господствую­щая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом.

Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политическая система? При по­исках правильного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Тесная связь су­ществует между политическим поведением и политической куль­турой, Более того, политическая культура реализуется через поли­тическое поведение.

Хотя политическая система и политическая культура состав­ляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не ме­нее провести между ними четко очерченную линию разграничения весьма трудно. Они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются и не могут существовать друг без друга. Например, либерально-демократическая система характеризуется существовани­ем в обществе множества социальных групп и слоев, организаций, объединений, заинтересованных групп, религиозных, профессио­нальных, молодежных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотруд­ничестве друг с другом. Такое положение получило название "со­циальный плюрализм". В политической сфере плюрализм проявля­ется в наличии множества партий и институтов, в существовании разных идейно-политических ориентации, установок, идеологиче­ских течений и направлений и т. д. В этом случае мы имеем "поли­тический плюрализм". Причем социальный плюрализм стимулиру­ет и политический плюрализм и наоборот.

Правильно понять эти проблемы можно лишь в том случае, если рассматривать политическую культуру не как основной де­терминирующий фактор партийно-политических отношений и про­цессов, а как определенное опосредующее звено между социально-экономическими интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами и т. д. отдельного челове­ка, социальных групп, классов, вовлеченных в политический про­цесс, с одной стороны, и их политическим поведением — с другой, Воздействие на практические дела не означает их детерминацию Иначе говоря, политическая культура способствует формированию определенных типов политического поведения, она придает ему определенную направленность, но не является детерминирующим фактором в последней инстанции. Дело в том, что решение избира­телей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандида­та определяется целым комплексом факторов, среди которых соци­альная структура и политическая система, состояние экономики, просто конъюнктурные факторы, сиюминутные внутри- и внешне­экономические и внешнеполитические условия и т. д. Зачастую общ­ность быта и уклада жизни, непосредственность впечатлений сами по себе могут служить фактором стандартизации сознания, форми­рования разного рода иллюзий, типологически родственных пред­ставлений.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Более того, в системе ценностей, ориента­ции, установок, стереотипов, составляющих политическую культу­ру, центральное место занимают элементы, способствующие фор­мированию и сохранению политической системы. Количество раз­деляемых всеми членами общества "позитивных" ценностей опре­деляет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.

Вместе с тем было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в общест­ве ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь "пози­тивными" установками в отношении существующей политической системы, как это делает ряд политологов. Концентрированние вни­мания исключительно на разделяемых всеми убеждениях, уста­новках и ценностях чревато игнорированием политических убеж­дений, установок и ценностей, присущих тем или иным социаль­ным группам, выступающим за изменение существующего положе­ния вещей. Зачастую сам факт, что они не разделяются большинст­вом членов общества, может служить важным показателем сущно­сти и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэтому важное значение имеет также выделение расхождений в политических убеждениях раз­личных групп в рамках каждой политической системы. В против­ном случае совершенно невозможно было бы объяснить такие важ­нейшие явления в истории капиталистических стран, как левый и правый вариант радикализма, которые и в наши дни продолжают выступать за изменение существующего там положения вещей.

Человеческая деятельность, требующая совместных коллек­тивных усилий, предполагает соответствующую организацию и ко­ординацию таких усилий людей, как на индивидуальном уровне, так и в масштабах всего общества. Как показали Г. Алмонд и С. Верба, межличностное доверие является необходимым условием формирования вторичных' ассоциаций, которые, в свою очередь, имеют важное значение для эффективного политического участия в любой демократической системе. Чувство доверия необходимо и для функционирования демократических правил игры. Например, важно оценивать оппозицию как лояльную оппозицию, которая в случае прихода к власти не будет преследовать своих противников и способна управлять страной, оставаясь в рамках закона.

Устойчивость и жизнеспособность любой политической систе­мы зависит от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической культуры. Количество разделяемых все­ми членами общества "позитивных" ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирова­ния, утверждения и жизнеспособности политической культуры и принятия ею основных элементов большинством населения являет­ся принятие им идеи легитимности существующей системы и дей­ствующего в каждый данный период политического режима. Лорд Брайс как-то говорил, что даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных. В Правовом государстве жизнеспособность юридическо-правовой системы и подчинение ей подавляющего большинства населения зави­сит в большей степени от уважения к закону, нежели от страха применения санкций. Раз такое уважение потеряно, презумпции справедливости закона брошен вызов. Обеспечение легитимности, или легитимизация — это форма обоснования, которая призвана интегрировать разрозненные институты, отношения, процессы, под­системы и т.д., тем самым придавая смысл всему социальному по­рядку.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политическое лидерство

На сайте allrefs.net читайте: Политическое лидерство...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность характеристики политической культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политический лидер и его функции
Политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского

Теория черт лидера».
Первая из четырех теорий – «теория черт лидера» -- объясняет феномен лидерства выдающимися качествами личности, Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Политический лидер должен

Ситуационная концепция лидерства.
Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает не только черты личности, но и соответствующие им обстоятельства. Согласно ей, не существует некоего универсального набора личностных ка

Теория «свиты, делающей короля».
Свои обстоятельства предлагает и третья концепция – с условным названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или и

Психоаналитическое объяснение лидерства.
Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ – это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856

Традиционные, рациональные и харизматические лидеры.
Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе легитимации власти лидера в обществе, т.е. о

Авторитарные, либеральные и демократические лидеры.
Эти типы лидеров отличаются друг от друга по стилю руководства и управления. Так, авторитарное лидерство предполагает единовластие и директивное10 (т. е. Категорически прик

Имидж и призвание лидеров.
Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и с

Политические лидеры
    По способу утверждения лидерства в группах и организациях     »формальные »неформальные    

Лидер-популист
1) спекулирует на недостатках и проблемах общества 2) подчеркивает свою непричастность к их возникновению 3) беспощадно бичует своих соперников 4) говорит что делать, но

Факторы влияния политической деятельности на личность.
Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все боле

Мотивация участия в политическом процессе.
Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки

Предпосылки для участия личности в политическом процессе.
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что д

Формирование политических взглядов личности.
Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформи

Политико-правовые факторы.
Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической поли

Права и свободы личности.
Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образовани

Политическая культура
Несмотря на очевидную важность политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самы

Политическая символика
Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроиз­водства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государ­ственные символы и идеа

Религиозный аспект политической культуры
Немаловажную роль в формировании и функционировании политических культур играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, включаются в полити­ческую культуру той

Типологизация политической культуры
Простая констатация факта существования того или иного ком­плекса элементов, которые можно было бы объединить в категорию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос о том, как эти элемен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги