Религиозный аспект политической культуры

Немаловажную роль в формировании и функционировании политических культур играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, включаются в полити­ческую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясня­ется, тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, пронизывает его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере его полити­ческой культуры.

Показательно, что нередко формирование той или иной нации, ее вступление на общественно-историческую арену обосновывает­ся ссылками на некое Божественное провидение. В поисках аргу­ментов часто ссылаются на Библию, особенно на те ее места, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов только один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы этого мифа отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история того или иного богоиз­бранного народа. История дает много примеров/свидетельствую­щих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща чуть ли не каждому великому народу, особенно в период его восхожде­ния. Следует сказать, что в той или иной форме "Божественная идея" прошла через историю почти всех существующих на земле народов, способствуя их консолидации в самые трудные для них Времена.

Обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с соци­ально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Ре­лигия всегда служила источником традиционных ценностей. В кон­це концов религия тесно связана с культурной традицией как часть образа жизни в целом. Когда этот образ жизни подвергается опас­ности, его религиозные и моральные компоненты оказываются опор­ными пунктами защиты существующей системы привычного об­раза жизни. Поэтому вполне объяснима наблюдающаяся у отдель­ных категорий населения склонность сетовать в определенных си­туациях на упадок таких традиционных ценностей, как закон и порядок, дисциплина, сдержанность, консенсус, патриотизм и т.д.

Конфессиональный фактор зачастую перевешивал в прошлом и а некоторых странах продолжает перевешивать и в настоящее время социально-классовые приверженности. Именно влияние кле­рикализма и конфессионализма в общественном сознании и, соот­ветственно, в политической культуре обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий разных ориентации, роль и значение которых нельзя оценить однозначно. Были и есть консервативные и даже реакционные конфессиональ­ные партии и организации, но были и есть такие, которые выступа­ли с позиций социального реформизма (например, социальное хри­стианство). В наши дни христианская окраска помогла ХДС в ФРГ, ХДП в Италии и аналогичным партиям в других странах привлечь на свою сторону многих верующих трудящихся. В них, наряду с консервативными, есть и центристские и либеральные фракции, выступающие за реформы (например, так называемые "социаль­ные комитеты" в ХДС).

Зачастую религиозные ценности и понятия, особенно в усло­виях эрозии или догматизации осевой идеи или осевого идеала, лежащего в основе той или иной цивилизации, оказывают на зна­чительные категории людей облагораживающее воздействие. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, оставляя их привер­женными таким немеркнущим общечеловеческим ценностям, как "не убий", "не укради", "люби ближнего своего" и т.д. Чувство Приверженности чему-то более совершенному и благородному, чем сам отдельно взятый человек, поднимает его в собственных глазах, воспитывает в нем уважение к своему соседу, согражданину, со­племеннику, представителям других народов.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталки­ваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются от­чужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дают всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религи­озного сознания, открытие так называемых воскресных церковных школ и т. д. в нашей стране. Поэтому игнорирование при изучении политической культуры религиозного начала как важного фактора политической социализации было бы явным упрощением.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что политическая культура представляет собой весьма сложный и мно­гослойный феномен. Она характеризуется разнообразием и измен­чивостью составных элементов. Более того, в рамках одной и той же политической культуры могут быть существенные различия в установках, ориентациях, политических симпатиях и антипатиях граждан одного и того же государства. Этим во многом объясняется существование множества конфликтующих друг с другом идеоло­гических и идейно-политических течений.