Изобразительное искусство.

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.