Реферат Курсовая Конспект
Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин - раздел Политика, Учреждение Образования Федерации Профсоюзов Беларуси...
|
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Международный университет «МИТСО»
Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин
Список используемой литературы.
Глоссарий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Изучение дисциплины «Политология» рассчитано на 102 учебных часа, из них 68 аудиторных. Их примерное распределение по видам занятий включает 38 лекционных, 20 семинарских и 10 часов – самостоятельная управляемая работа студентов.
В основу структурирования содержания учебной дисциплины положен принцип модульного подхода, который предполагает организацию научно-теоретического материала в относительно самостоятельные учебные модули. По каждому учебному модулю, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии: блочно-модульные системы; вариативные модели управляемой самостоятельной деятельности студентов.
Структура содержания учебной дисциплины включает: введение в дисциплину; разделы (модули); учебные темы; заключение. После изучения тематики модулей проводится контроль знаний в виде защиты рефератов, тестирования. Завершается курс сдачей экзамена.
ТЕМА 2. Этапы становления и развития политической науки.
Формирование политических взглядов и учений в различных регионах мира. Мифологические истоки политических воззрений древних народов, Древней Греции и Древнего Рима. Разработки христианско-теологической концепции политики мыслителями средневековья. Формирование гражданской концепции политики и разработка идеологии централизованного государства мыслителями эпохи Возрождения. Представители мыслителей Нового времени о сущности государства, политики и права.
ТЕМА 3. Институционализация политической науки в Беларуси.
Институализация политической науки и выделение ее в самостоятельную сферу знаний. Особенности развития политической мысли в Беларуси, её периодизация. Тенденции развития современной политической мысли.
ТЕМА 4. Политика как общественное явление.
Человек, общество, политика. Политика как отражение общественных потребностей. Понятие политики. Научное и обыденное понимание политики. Ценности политики. Политика как искусство. Многообразие подходов к определению политики.
Структура, уровни и функции политики. Специфика политического и границы политики. Связь политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью. Нравственные основы политических отношений. Гуманизм в политике.
ТЕМА 6. Структура и функции политической системы общества.
Понятие и структура политической системы общества. Институциональный и системный подходы к анализу сущности политической системы. Функции политических систем. Типология политических систем. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь.
ТЕМА 7. Демократия и политические режимы.
Политический режим как функциональный аспект политической системы. Сравнительный анализ типов политических режимов. Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Характеристика демократического общества Республике Беларусь.
ТЕМА 11. Политический процесс: понятие и структура.
Сущность и структура политического процесса, его стадии. Организация политического процесса. Режимы политического процесса: функционирование, развитие и упадок политической системы. Типология политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политические технологии.
ТЕМА 13. Политические изменения в переходных обществах.
Политические изменения как фактор общественного развития. Основные концепции развития теории политической модернизации. Переходные общества в процессе политической модернизации. Современные концепции модернизации политической сферы.
ТЕМА 17. Типы политических идеологий.
Понятие политического сознания, его уровни: политическая идеология и политическая психология.
Структура, функции, уровни функционирования политической идеологии. Основные идеологические течения современности. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Фашизм.
ТЕМА 18. Политические конфликты и кризисы.
Политические кризисы и конфликты, их причины и источники. Типы политических конфликтов. Разрешение конфликтов и управление ими. Понятие политического кризиса. Виды политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический. Формы политических кризисов. Пути преодоления политических кризисов.
ТЕМА 21. Внешняя политика Республики Беларусь.
Внешняя политика государства. Цели, функции внешней политики Республики Беларусь, её многовекторный характер. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Формирование союзного государства, содействие укреплению региональной и глобальной безопасности. Беларусь в условиях современной геополитики.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Конспект лекций по дисциплине «Политология».Конспект лекций подготовлен преподавателем кафедры Свиридовым А.В. Конспект лекций поможет студенту ознакомиться с основами политологии. Автор считает, что основным пособием для подготовки к сдаче экзамена или зачёта всё же должен быть учебник или учебное пособие. В соответствии с программой в конспекте отражены следующие темы и разделы:
Тема 1. Политология – наука и учебная дисциплина
1.1 Становление политологии как науки и учебной дисциплины
1.2 Объект, предмет, закономерности и категории политической науки
1.3 Функции и методы политологии
1.4 Политология в системе общественных наук
Тема 2. Этапы становления и развития политической науки
2.1 Политическая мысль классической древности и средневековья
2.2 Политические теории Нового времени
2.3 Основные направления современной политологии
Тема 3. Политика как общественное явление
3.1 Многообразие определений понятия политики
3.2 Функции и структура политики
3.3 Границы политики в обществе
3.4 Взаимоотношения политики с другими общественными сферами
Тема 4. Политическая власть
4.1 Понятие и структура власти.
4.2 Ресурсы власти. Способы ее реализации.
4.3 Легитимность и легальность власти. Типы легитимного государства.
Тема 5. Структура и функции политической системы общества
5.1 Понятие и структура политической системы общества
5.2 Институциональный и системный подход к анализу политической системы
5.3 Типология политических систем
5.4 Функции политических систем
Тема 6. Демократия и политические режимы
6.1 Политический режим как функциональный аспект политической системы
6.2 Классификация политических режимов
6.3 Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии
Тема 7. Государство как политический институт
7.1 Понятие государства. Основные концепции происхождения государства
7.2 Признаки, структура и функции государства
7.3 Формы государственного правления. Формы государственного устройства
7.4 Правовое государство: понятие и признаки
7.5 Гражданское общество
Тема 8. Политические партии
8.1 Политическая партия: определение понятия
8.2 Типология политических партий
8.3 Функции партий
8.4 Партийные системы
Тема 9. Политический процесс: понятие и структура
9.1 Базовые концепты и типы политических процессов
9.2 Структура и акторы макрополитического процесса
Тема 10. Политические изменения в переходных обществах.
10.1 Политическое развитие: понятие и критерии
10.2 Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
10.3 Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Третья волна демократизации
Тема 11. Представительство и выборы
11.1 Избирательная кампания
11.2 Основные типы избирательной системы
Тема 12. Политическая культура и социализация
12.1 Политическая культура: понятие, структура, функции
12.2 Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
Тема 13. Типы политических идеологий
13.1 Возникновение идеологии, ее содержание и назначение
13.2 Типы идеологий
Тема 14. Политическое поведение и участие
14.1 Типы политического поведения и участия
14.2 Теории политического участия
Тема 15. Политические конфликты и кризисы
15.1 Конфликт как социальное явление
15.2 Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы
Тема 16. Система международных отношений
16.1 Мировая политика
16.2 Природа международной политики
16.3 Теория и практика международных отношений
16.4 Особенности современного этапа международных отношений
Тема 17. Геополитика
17.1 Генезис геополитики
17.2 Теоретические основы геополитики
17.3 Геополитический анализ современных международных отношений
ТЕМА 1. Политология – наука и учебная дисциплина
Но если наука описывает только региональные процессы, касающиеся западного меньшинства человечества (да и то применительно к сравнительно ограниченному историческому периоду), то можно ли ее действительно считать наукой?
Эта проблема очень упрощалась политологами, пытающимися просто механически переносить политический опыт Запада на другие регионы, а специфику последних «выносить за скобки» как архаичную и не достойную сохранения экзотику. Надо признать, что этот прием «демократического сообщества» выглядит весьма недемократично: он основан на презумпции неравенства людей Запада и не-Запада и заново делит мир на ведущих и ведомых, авангард всего человечества и варварскую периферию мира, обязанную пассивно внимать и повиноваться.
В Беларуси политологии долгое время не везло. До 1917 года состояние науки о политике было такое, что позволило известному профессору В. Зомберу в 1900 примерно следующее: «Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии, находится, может быть, наука о политике». После 1917 года стало еще хуже. Вплоть до второй половины 80-х годов на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная учебная дисциплина не признавалась. Но это не означало, что политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.
ТЕМА 2. Этапы становления и развития политической науки
Политическая мысль классической древности и средневековья
Первые элементы рационалистической рефлексии о природе политики возникают в I тыс. до н.э. в древних культурах Индии, Китая, Греции в эпоху экономического и культурного переворота, трансформировавшего традиционные креационистские мифы, объяснявшие божественное происхождение государства и царской власти и их место в мироздании. Уже в мифах Древнего Востока (Египет, Месопотамия) “вечная царская власть”, дарованная богами людям при сотворении мира, представлена как гарант справедливости и порядка, являющихся отражением вечной божественной справедливости (в древнеегипетских мифах вечная справедливость “маат” одновременно ассоциировалась и с образом справедливого суда). Культурам древневосточных деспотий, представлявших самую раннюю форму перехода от первобытной общины к цивилизации, свойственен глубокий консерватизм и традиционализм. Отсутствию твердых сословных граней соответствовал мировоззренческий униформизм, предполагавший единство взглядов правите лей и управляемых. В идеологии древнейших традиционных обществ преобладают глубокий пессимизм в восприятии окружающей действительности, негативное отношение к самой возможности социальных изменений, пассивность, превращающая человека в пленника ритуала, закреплявшего существующий порядок вещей.
Вступление цивилизаций Средиземноморья в I тыс. до н.э. в период “осевого времени” (К. Ясперс) было обусловлено экономической и социальной трансформацией, вызванной распространением железных орудий. Новая городская цивилизация, развитие товарно-денежного обмена, быстрый процесс имущественной и социальной дифференциации способствуют возникновению не только новых типов религии (буддизма, зороастризма, а позднее и христианства), но и зарождению философии и науки. Наивысшее развитие эта тенденция получила в Древней Греции, ставшей родиной не только рационалистической политической теории, но в известном смысле и политической науки.
Основной непосредственной причиной, позволяющей объяснить, почему возникшие в рамках философии приемы научного анализа стали применяться в социальной области, является уникальный характер созданной греками в VIII -- VII вв. до н.э. политической организации демократического полиса. Главное отличие полиса от всех предшествовавших типов государства состояло в том, что гражданский коллектив, формирующий народное собрание, совещательные и судебные органы, побуждал практически всех свободных членов общества к активному участию в них, а следовательно, и в политической жизни. Ее до сих пор поражающий воображение динамизм охватывал не только внутригосударственные, но и внешние отношения, поскольку Древняя Греция представляла собой пестрый мир городов-государств с различным устройством, активно взаимодействующих друг с другом и с соседними “варварскими” народами.
Обсуждение законопроектов в народном собрании, требовавшее всесторонней аргументации, стимулировало развитие ораторского искусства. В период наивысшего расцвета полиса ( V -- IV в.в. до н. э.) в Афинах и других городах Греции возникли многочисленные школы риторики, в которых граждане могли обучиться основным приемам политического искусства. Первыми стали обучать принципам профессиональной политики “платные учителя мудрости” софисты (Протагор, Продик, Горгий, Гиппий и др.). В век софистов, нередко называемый периодом греческого просвещения, появляются многие идеи, из которых возникли различные направления политической теории не только поздней античности, но и средневековья и Нового времени. Рационалистической критике были подвергнуты как традиционные, освященные преданием, обычаи, так и установленные законы. Гиппий из Элиды путем сравнительного анализа греческих и “варварских” установлений пришел к выводу, что статуса универсальных заслуживают только два обычая - почитание богов и родственные связи.
Софистические идеи были направлены против традиционных идеологических ценностей античного полиса и не могли не встретить решительного противодействия со стороны представителей консервативного направления политической мысли. Именно в результате этого конфликта радикальных и консервативных идей в конечном итоге и были сформулированы многие понятия и представления о политике, лежащие в основе многих современных политических учений.
Крупнейшими представителями консервативной политической теории в Древней Греции были Платон и Аристотель. В споре с софистами Платон развивал идеи своего учителя Сократа (469- 399 до н.э.). Сократ рассматривал справедливость, добродетель и знание как абсолютные божественные истины, способные дать надежный ориентир и в политике. Демократической трактовке софистами политики как сферы, в которой компетентным может быть любой рядовой гражданин полиса, Сократ противопоставил основанное на “истинном знании” “царское искусство” государственного управления, присущее исключительно “мудрым пастырям”. К Сократу восходит и ставшее традиционным в политических теориях средневековья и Нового времени противопоставление правильных государственных форм неправильным (монархия - тирания, аристократия - олигархия, демократия - охлократия, т.е. разнузданная власть толпы, не связанная никаким законом).
Принимая это разделение, Платон (427--347 до н.э.) в диалоге “Государство” рассматривает как единственно правильное, истинное государственное устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях - мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на практике только при условии правления философов. Платона, правда, занимает не столько вопрос, возможно ли существование такого государства на земле, сколько выявление самих идеальных принципов, на которых должно основываться и государство, и управление. Такой подход к политике с позиции должного в конечном итоге приводит к созданию грандиозной политичес кой утопии, образ которой предопределил целое направление политической мысли, существующее и в наши дни.
Опровергая софистическую теорию общественного договора, Платон стремится доказать, что государство возникло с целью взаимного удовлетворения различных потребностей людей, возможного только в “совместном поселении”, полисе. Описывая эти потребности, он воспроизводит многообразную структуру общественного производства с целью выявить принцип разделения труда и специализации различных видов деятельности, политики в том числе. Отождествляемая с государственным управлением политика является достоянием только философов и частично воинов, объединенных в корпорацию стражей, противопоставленную “третьему сословию”, т.е. основной массе производителей.
Большая часть диалога посвящена проблеме воспитания правителей, определяемого принципами гомогенного абсолютного равенства, совместной жизни, в рамках которой нет места частной собственности, разделению полов и индивидуальной семье.
Проведение на практике этих принципов, по мысли Платона, должно было способствовать реализации в сфере политики идеи блага - ключевого понятия всей платоновской философии. Реальное положение дел в греческих государствах убеждало философа в неизбежности извращения любого государственного устройства, основанного на идеальных принципах.
Описывая такой процесс предполагаемой деградации идеальной аристократии в тимократию (власть честолюбцев) и далее в олигархию, демократию и, наконец, в тиранию, Платон дал замечательно яркие характеристики различных реальных типов государства, которые легли в основу политического учения Аристотеля (384- 322 до н.э.)
В аристотелевской философии политике отводится особое место. Развитие всех вещей в природе осуществляется как реализация их “изначальной потенции”, или цели, как движение от первичного к завершенному состоянию. Соответственно конечной целью развития человека как природного существа является достижение самодовлеющего существования (автаркии), возможного только в государстве. Таким образом, для Аристотеля понятия “природный” и “политический” совпадают в сфере общественных отношений.
Человеку как “политическому существу” свойственно безотчетное стремление к совместной жизни, реализуемое через ряд ступе ней “естественного развития”, т.е. через организацию в семью, в селение вплоть до государственного сообщества.
Жизнь в государстве является высшим благом. Соответственно политика является высшей наукой по отношению к другим наукам и определяет при помощи законов, “какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться”. Политика обретает истинную ценность только тогда, когда в ней теоретическое умозрение объединяется с практикой, направляя таким образом внешние действия людей.
В “Политике”, своем основном произведении, посвященном анализу этой высшей формы знания, Аристотель разрабатывает приемы исследования не только государства, его структуры, но и политических процессов, предвосхищая принципы аргументации и исследовательские методы современной политической науки. Одним из таких методов является заимствованный из биологии метод расчленения государственного организма на составные элементы с последующим их изучением. Рассматривая в первой книге последовательно структуру семьи, отношения господина и раба (господства и подчинения), Аристотель в дальнейшем неоднократно использует тот же метод для анализа полисных конституций во всем их многообразии.
Известно, что философ и его ученики собрали и описали 158 греческих и “варварских” конституций. В сравнительном их анализе в “Политике” была заложена основа современной политической компаративистики.
Принимая сократовско-платоновскую схему разделения государственных устройств на правильные и неправильные, Аристотель дополнил ее анализом всех многообразных форм демократии и олигархии, подробно исследовал причины “патологических изменений”, приводящих к политическим переворотам и потрясениям.
Аристотель первым сформулировал идеи о зависимости политического устройства от размеров территории, численности населения и характера граждан, о предпочтительности такого устройства, в котором “наилучшим образом смешаны все начала”.
Будучи, как и его учитель Платон, сторонником правления аристократии, он вместе с тем считал необходимым “иметь в виду не только наилучший вид государственного устройства, но и возможный при данных обстоятельствах, и такой, который всего легче может быть осуществлен во всех государствах” (Политика. IV . 1, 3). Такое устройство Аристотель называет средним, “смешанным”, или политией. В ней наиболее удачно сочетаются основные элементы демократии и олигархии.
Для античности, как, впрочем, и для других периодов истории, характерна та особенность, что наиболее важные в теоретическом отношении политические идеи появляются в период кризиса и ломки традиционной государственности или как попытка ее “критического преодоления” (ниспровержения) или в форме реставрации приходящих в упадок ценностей и норм. Политическая философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к реставрации полисных форм.
Эти же черты свойственны в период кризиса Римской республики политической философии Цицерона (106-43 до н.э.) - выдающегося римского идеолога, защитника римских институтов и политических нравов.
Политическое учение Цицерона основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) законы ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Он исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом “разумной установки”, существующей вне сиюминутных человеческих | устремлений в виде “непосредственного разума”, позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью. Развивая идеи греческих стоиков, Цицерон в сочинении “О Законах” отмечал, что “по истине существует только одно право, которое связывает воедино человеческое сообщество и устанавливает единый закон”.
Наилучшим является государство со смешанной конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и народную разновидности власти. Воплощение этой конституции Цицерон видел в римских институтах, соответственно, во власти консулов, сената и народного собрания. Отклонение от нравов предков несет угрозу тирании. Предотвратить ее может только сохранение духа законов, гарантирующих органическое равновесие между народной свободой, полномочиями магистратов и влиянием состоятельных людей. Высшим гарантом такого равновесия должен стать прйнцепс главное лицо в государстве, примиряющее конфликтующие интересы.
Реальность оказалась, однако, иной. Выдвижение на римскую политическую авансцену “сильных личностей” способствовало окончательному упадку республиканских институтов. “Спаситель отечества” - Октавиан-Август, объявленный принцепсом, создал основу для нового периода римской государственности, периода империи.
Одна из особенностей политического устройства римской империи заключалась в том, что она, будучи абсолютистским по характеру правлением, номинально базировалась на определенных правовых и политико-теоретических принципах. Если не на практике, то в сфере идеологии сохраняла силу идея, согласно которой императорская власть основана на добровольном согласии подданных, которые считались римскими гражданами. Хотя само право все больше становилось правом повиноваться распоряжениям правителя, тем не менее формула “что постановил прйнцепс, имеет силу закона” вытекала из представления, согласно которому правитель получил власть для того, чтобы творить закон, воплощающий в себе деятельность законодательных органов.
Эта традиция на протяжении нескольких веков закреплялась и оформлялась в трудах римских юристов и не претерпела (с точки зрения политической теории) значительных изменений и после признания христианства в качестве официальной религии.
Подтверждением этого может считаться политическая философия Августина (354--430), а в средние века - эпоху господства христианского учения - идеи Фомы Аквинского.
Необходимость государственной власти обосновывается Августином в рамках оригинальной философско-исторической концепции, выявляющей целенаправленное развитие человечества от грехопадения до страшного суда. Совершив грехопадение, люди стали несовершенными, что породило необходимость в контроле. Иначе тот, кто способен к добру, в раздираемом анархией мире не сможет использовать данный ему Богом шанс. Поэтому власть необходима, чтобы обеспечить порядок и преобладание справедливости. По этой причине следует поддерживать и защищать государство. Хотя государство и является результатом изначальной порочности человека и принадлежит миру зла, оно существует для сохранения порядка и тем самым для достижения благой жизни в будущем.
В трактате “О граде божием” светская власть и ее институт отождествляются часто с “земным градом”, который противопоставляется “граду божьему”, т.е. церкви и ее организации. Обосновав при помощи разносторонней аргументации идею превосходства божьего града над земным, Августин оказал огромное влияние на политических мыслителей средневековья и Нового времени, доказывавших в теории превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила себя земной частью божьего града, охотно выставляя себя в качестве верховного арбитра земных интересов.
Церковь не настаивала ни на том, что государство не имеет собственной сферы деятельности, ни на том, что она должна непосред ственно контролировать ход политических дел. Напротив, ее аргументация сводилась к тому, что духовная сфера существует и она выходит за пределы компетенции государства. Если государство переходит эти пределы, церковь должна этому воспрепятствовать всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.
Такая позиция, конечно, была весьма шаткой. Еще до Реформации идеологи церкви неоднократно обсуждали вопрос, нужно ли восставать против государства, если оно препятствует достижению моральных целей и своими действиями провоцирует анархию. Получают ли правители власть непосредственно от Бога или при посредстве церкви? Церковь утверждала, что данное свыше нравственное превосходство дает ей и право контроля над использованием государственной власти. Светская власть могла заявлять в ответ, что независимость основания ведет и к независимости авторитета.
Оригинальное решение этой дилеммы мы находим в политической философии Фомы Аквинского (1227- -1274), осуществившего синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека.
Для Аквината государство является не продуктом греха, но скорее результатом общественной природы человека. Аристотелев скую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Таким образом, оказывается возможным поддерживать церковные требования без того, чтобы сводить роль государства к некоей негативной власти, призванной только воспрепятствовать тому, чтобы человеческие вожделения не довели общество до анархии.
Но что является еще более важным, Фома Аквинский создал концепцию государства как органа положительного благосостояния, миссией которого является служба обществу. Такой переворот в представлении о роли государства мог быть осуществлен только в рамках томистской концепции человека как существа, наделенного общественными потенциями, которые нуждаются в реализации. Эта концепция шла вразрез с традиционной средневековой идеей, согласно которой жизненно важно ограничить деятельность людей, не давая им права самим решать свою судьбу в силу их приверженности греховному миру зла.
В политической философии Фомы сформулирована также оригинальная теория закона, дающая правителю широкий простор для реализации светских принципов. Закон - это веление разума, который должен быть направлен на общественное благо. Правитель (или правители), будучи ответственным(и) за благосостояние общества, также является(ются) провозвестником(ами) блага.
Таким образом, закон, хотя и ведет происхождение от универсальных принципов справедливости, в плане своей действенности зависит от того, в какой мере он усиливается и проводится в жизнь правительством в каждой отдельной стране. Закон содержит в себе элемент воли, выразителями которой являются и сам разум, и правитель.
Разделяя вслед за Аристотелем формы правления на монархию, аристократию и демократию, Фома Аквинский, вполне естественно, рассматривал первую как наилучшую из всех, полагая, что она в наибольшей степени воплощает единство цели и воли по сравнению с другими формами и поэтому лучше всего может служить задаче сохранения единства общества. К этому аргументу в Новое время будут обращаться все теоретики монархии.
Примечательной чертой политической теории Фомы является разработка им концепции “государства всеобщего благоденствия”. Философ совершенно отчетливо видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, защищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увеличению богатства своего народа.
Возможно, Фома Аквинский является первым теоретиком социального законодательства как основной функции государства. Он настаивает на необходимости того, чтобы король считал своим долгом обеспечение государства звонкой монетой и контроль над системой мер и весов.
Значение политической теории Фомы заключается прежде всего в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по вопросу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей. Тем самым было высказано предостережение против иллюзий, овладевших умами политических теоретиков последующих эпох, когда духовная монополия церкви была подорвана, а ее организационная мощь сломлена в процессе роста крупных национальных государств в Западной Европе.
ТЕМА 4. Политическая власть
ТЕМА 6. Демократия и политические режимы
Классификация политических режимов
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин “тоталитаризм” был введен в политический лексикон 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета “Тайм” употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием “тоталитаризм” режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, и странах “победившего социализма”. В 1956 г. два американских политолога - К. Фридрих и З.Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.
1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.
2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически “поглощает” государство, выполняя его функции.
3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за “врагами народа”, но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.
4. Партийный контроль над средствами массовой информации, жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой др.
5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.
6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это “реакция” общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождает стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.
Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из “атомизированных” индивидов, лишенных собственности, независимости собственного “Я”, является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обуславливающей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане. Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые разрушая прежние политические институты, создают поле для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его “творцом” (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.
Форма правления – это организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Существуют две формы правления – монархия и республика.
Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом – монархом. Он занимает свой пост по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения. Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.
В республике глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Источником власти являются граждане. Существуют три разновидности республики: президентская, парламентская и смешанная. В первом случае президент является главой государства и правительства, избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства избирается парламентом: его обязанности ограничиваются представительскими функциями.
В смешанной республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом.
Форма государственного устройства – это территориальная структура государства. По этому признаку различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Унитарными являются государства, для которых характерна высокая степень централизации государственной власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственного суверенитета. К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности – собственную конституцию, правительство, законодательную и судебную систему. Конфедерации – это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера.
Гражданское общество – это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов.
Среди основных функций, характеризующих жизнь ГО, можно выделить следующие:
· Оно независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить еловека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
· Защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.
· Являясь базой общественного и государственного строя, ГО способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Надо отметить еще и следующее. За последние два столетия классическая модель ГО претерпела существенную эволюцию. Это было связано прежде всего с тем, что его реализация на основе идей либерализма, приведя ко всему тому хорошему, что уже сказали, но одновременно привела к имущественной поляризации общества,ухудшению материального положения трудящихся, а права и свободы превратились в своем большинстве в формальные, так как реальная власть и права остались в руках богатой части общества. Идеи социального равенства истолковывались в духе «равенства возможностей» в предпринимательской деятельности, пропагандировалось и оправдывалось стремление личности к неограниченному обогащению, а массы все более отчуждались от участия в политической жизни общества. В этой обстановке в середине 19 века в Европе возникают левые общественно-политические движения, прежде всего социал-демократическое, ставящее своей целью достижение такого общественного устройства, в котором реализовывался бы принцип социального равенства и принцип индивидуальной свободы. Социал-демократы выдвинули идею построения такого общества, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечиваются основные общечеловеческие ценности и каждый человек может развивать свои способности, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав.
ТЕМА 8. Политические партии и общественные объединения
Понятие общественного движения и объединения
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные объединения и движения.
Под общественным объединением понимают добровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов.
Основные виды общественных объединений:
1. Общественная организация – добровольное объединение, имеющее внутреннюю организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.
2. Общественный фонд – не имеющая членства организация, целью которой является формирование имущества на основе добровольных взносов.
3. Общественные союзы (ассоциации) – это общественное объединение, созданное родственными общественными объединениями на основе учредительных договоров и уставов.
4. Общественное движение – совместная деятельность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих фиксированного членства и завершенной организационной структуры.
Политические интересы в обществе отстаивают не только партии, общественные объединения, но и группы интересов. В западной политологии уделяется большое внимание группам интересов, и в настоящее время признается бесспорным тот факт, что группы интересов являются неотъемлемым элементом демократии. Существуют теории, доказывающие, что политика, проводимая правительством, во многом является отражением существующих в обществе групп интересов и имеющегося соотношения сил между ними («теория групп, теория плюрализма и пр.).
Группы интересов – группы индивидов, которые создаются для реализации групповых экономических, социальных, профессиональных, общественно-политических и иных интересов, возникающих в гражданском обществе.
Типология групп интересов
· Институциональные группы интересов – формальные группы, складывающиеся в рамках учреждений, занятых выполнением других социальных или политических функций (корпорации офицеров, священнослужителей)
· Неассоциативные группы интересов – неформальные группы, складывающиеся по признакам родства, этнической, региональной, религиозной принадлежности
· Ассоциативные группы интересов – добровольные объединения, представляющие интересы социальных групп и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, объединения предпринимателей, группы борцов за гражданские права и пр.)
· Протестующие группы интересов – стихийные и недолговременные группы, находящиеся в состоянии социокультурного конфликта с властями и возникающие на основе реакции на ту или иную ситуацию.
ТЕМА 9. Политический процесс: понятие и структура
Возникновение идеологии, ее содержание и назначение
При всей кажущейся непредсказуемости политических взаимодействий, обусловленной различиями целей иинтересов участников политического процесса, существует некоторая заданность их действий, подчиненность определенной логике. Что же обеспечивает целостность общества и политический порядок при наличии разнородных, а подчас и противоположных интересов социальных групп, способность достигать консенсуса и продвигать общество по пути прогресса? Таким фактором являются политические идеологии.Деятельность человека всегда имеет цель и осмысленна, тем более деятельность политическая. Она конкретно ориентированна, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах.
Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества иприоритетных ценностях, которые определяют смысл человеческих поступков. Утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида, партии и выражающие их интересы, называются идеологией. Система утверждений и предпочтений социальной группы (класса, нации и т. д.) или отдельной личности представляет собой способ понимания и интерпретации действительности, идеальную форму выражения их притязаний на социальные блага, статусы и роли. Наделяя смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и составляют мировоззренческую основу политики.
Термин «идеология» был введен в научный обиход французским исследователем Антуаном Дестютом де Траси в конце XVIII в. иозначал «науку об идеях», выражая предпочтения определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно трансформировалось. В результате его содержание оказалось размытым, а востребованность практикой знала взлеты ипадения. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал, подготовив буржуазные революции. Однако в середине XX в. Д Белл заявил о «конце идеологии», бессмысленности их существования. Тезис о «конце идеологии» был пущен в оборот как реакция на развернувшееся в 60-х годах студенческое движение. На первый взгляд кажется, что деидеологазация общественных отношений вызвана к жизни усиливающимся прагматизмом, заметным многообразием социальных интересов, существующих без видимых элементов идеологии. Когда-то идеологии были созданы для выражения и защиты интересов социальных групп и классов, претендующих на власть или отстаивающих властные привилегии. Правящие классы использовали идеологии для манипулирования массовым сознанием. Сегодня уровень информированности населения заметно вырос, и потребность в идеологии вроде бы отпала. В частности, на этом настаивает правящая элита в России, которая сталкивается со значительными трудностями в модернизации общества, вызванными в том числе и отсутствием идеологии реформирования.
Политические идеологии возникли в эпоху Просвещения, выдвинувшую идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразований с предполагаемыми результатами. Для обоснования возможности целеполагающей деятельности людей потребовалась наука об идеях, выражающих представления об идеальном желаемом обществе. Однако природа этих идей трактовалась неоднозначно. В одних случаях содержание идеальных представлений объяснялось их обусловленностью материальными и социальными условиями жизни конкретных классов, в других случаях идеи рассматривались в качестве сознательно сформулированных идеалов и целей, способных объединить и мобилизовать различные общности на базе этнической, религиозной и культурной идентичности. Неоднозначность в понимании природы идеальных представлений о мире привела к различным трактовкам термина «идеология».
Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом, который рассматривал ее к контексте функционального подхода. Он акцентировал внимание не на природе и специфике идеологии, а на ее предназначении в обществе, поэтому считал идеологию системой ценностей конкретного общества, выступающей в качестве универсально заданных ориентации социальной деятельности.
Директивная трактовка идеологии с узкоклассовых позиций, представленная в марксизме, стремится, напротив, отделить идеологию от других форм политического сознания. Идеология рассматривается как одна из разновидностей научного знания, которая в систематической форме обосновывает претензии социального класса на политическую гегемонию. Лишь в случае с пролетариатом научность и объективность совпадают, поскольку интересы этого класса лежат в плоскости общественного прогресса. Соответственно идеология в классическом марксизме рассматривалась как система представлений, выражающая коренные интересы класса.
Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как такую систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк). Узкоклассовое понимание идеологии, на наш взгляд, снижает интегративные возможности идеологии, ее коммуникативные способности к созданию диалога власти и общества.
Более конструктивное объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры как важного элемента последней. Данная традиция была заложена работами М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма и состояла в выявлении природы и содержания идеологии как области субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение в понимании роли идеологии в конкретном обществе обусловлено, по М. Веберу, заданностью политических идеалов религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни и действия, являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни в конкретном обществе. Естественно, они могут разрушаться под воздействием прогресса общества, и тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.
Этот культурологический подход развивают современные исследователи Э. Шилз, У. Матц и другие. Их интересует роль идеологий в социальном прогрессе. Остановимся на теории Э. Шилза, ее основных положениях. Во-первых, понятие идеологии применимо только к такой системе убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во время серьезных общественных кризисов. Во-вторых, идеология как политическое мировоззрение представляет собой такую систему ценностей, которая имеет силу веры и поэтому обладает особенно большим ориентационным потенциалом. В-третьих, ориентационные возможности идеологии настолько значительны, что она в состоянии обуздать процессы социальной аномии, вызванные кризисом.
Всякая новая система смыслов и ориентации появлялась в ответ на возникающие несоответствия между растущими потребностями определенных социальных групп и существующими ценностями и нормами, регулирующими общественные отношения. Это происходит тогда, когда прежняя картина мира и присущая ей система смыслов человеческой деятельности утрачивает ориентационные и мобилизационные возможности и общество вступает в состояние социальной аномии. Более совершенное состояние общества, предлагаемое новой идеологией, обусловливает определенную политическую практику. К примеру, начиная с XVIII в. складываются, следуя друг за другом, наиболее влиятельные идеологии - либерализм, социализм, коммунизм, национал-социализм, предлагавшие такие интерпретации общественного прогресса, которые были актуальны для конкретных обществ в определенных исторических условиях. Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:
ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;
мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;
интегративную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;
амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;
5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, отличающим их от других форм политического сознания (например, политической психологии), - претензии на тотальную значимость (глобальность) и нормативности. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить освоем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям инормам, которые она культивирует.
Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендентных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому познанию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»). Смысл человеческой деятельности задавался религиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей воснове традиционного общества. Также их роль и значение оказывались возможными в условиях полной зависимости индивида от сил природы и общественных связей (общины, рода, племени). Следовательно, социальная ориентация общества происходили на основе иррациональных факторов (верований, чувств, традиций, обычаев). Развитие общественного разделения труда и связанный сним процесс становления автономной личности породили непреложную тенденцию эмансипации - высвобождения политической и культурной систем из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения (от слов «мир» - «земля», «мирской» - «земной») культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, перейдя в разряд светских дел. Первым шагом на пути эмансипации общества от сохранявшего еще свое влияние религиозного мировоззрения было провозглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание человека и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. (Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом). Это было значительным шагом вперед в рационализации общественных отношений, создании новой социально-политической реальности, формирующейся на принципах целесообразности, здравого смысла, пользы. Теперь уже признавалось, что политический порядок не задается нормами религиозной морали, а основывается на согласии всех граждан, которые для зашиты своих прав и свобод создают государство. Смена религиозной картины мира рациональным объяснением реальности породила состояние социальной аномии, для выхода из которого потребовалось создание новых идеалов и смыслов. Такие новые смыслы, призванные обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, и начали выдвигать политические идеологии. Они предлагали новые, земные идеалы, способные интегрировать и ориентировать индивидов. В числе первых появилась идея о приоритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Когда эта идея «завладела умами» широких слоев населения, она стала основой массового идейно-политического движения.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Тематические планы.Представленные планы могут отличаться по учебной нагрузке в зависимости от специальностей и специализаций.
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения.
ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ
(для студентов заочной формы обучения)
Задания для самостоятельной управляемой работы студентов и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2005.
2. За сильную процветающую Беларусь: материалы Второго Всебелорусского народного собрания 18 мая 2001 г. – Минск, 2001.
3. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. – Минск, 2003.
4. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу. – Минск, 2004.
5. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. – Минск, 2005.
6. Государство для народа: документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-3 марта 2006 г. / редколл.: А. Н. Рубинов [и др.]. – Минск, 2006.
7. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: Независимая Беларусь – наш достойный и надежный дом. – Минск, 2007.
8. Здоровье государства – это благополучие человека, согласие в обществе, целеустремленность нации: Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь //Беларусь сегодня. – 2008. – 30 апреля.
9. Благополучие родной земли – дело всех и каждого. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь //Беларусь сегодня. – 2009. – 24 апреля.
10. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы // Беларусь сегодня. Спец. выпуск.– 2006. – 24 февраля.
11. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №31. Ст.536.
12. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №11 (13). Ст.122. 1995; №15-16. Ст.169; 1995. №22-23. Ст.306; 1996. №7. Ст.85; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №15. Ст. 261; 1999. №3. Ст.34; 2000. №4. Ст.39, №22. Ст.268.
13 . Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. №11. Ст.120. 1996; №2. Ст.377; 1996. №21. Ст.380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №35. Ст. 514; 1998. №28. Ст.463; 2000. №22. Ст.267.
14. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. №17. Ст.179.
15. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466.
16. Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 2. Ст. 6.; 1998. №25-26. Ст. 428.
17. Закон Республики Беларусь «О народном голосовании в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 25. Ст. 364. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. Ст. 2163.
18. Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республике Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 20. Ст. 218.
19. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право. Сб. док. Т. 1. – М., 1996.
20. Международный пакт огражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. – М., 1990.
21. Хельсинский итоговый документ 1975 г. // Международное право в документах. – М.,1982.
22. Договор оСоюзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // Сов. Белоруссия. – 1997. – 26 мая.
23. Договор о создании Союзного государства (проект) //Сов. Белоруссия. –1999.– 8 октября.
24. Устав Содружества Независимых Государств. Принят главами государств Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г. // Международное публичное право. Сб. док. – М., 1996. Т. 2.
25. Антанович, Н. А. Методология политической науки: пособие для студентов / Н. А. Антанович. – Минск, 2001.
26. Антонова, Н. Б. Теория и методология государственного управления / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. Вечер. – Минск, 2004.
27. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. Мн., 2004. С. 7-15 (сущность идеологии и ее особенности).
28. Бондарь, П. И. Политология: учеб.-метод. комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск, 2003.
29. Бондарь П.И. Политология: наука о политике: учеб-метод. комплекс /П.И.Бондарь, Ю.П.Бондарь. – Мн., 2008.
30. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: учеб. Пособие для студентов вузов / К. П. Боришполец. – М., 2005.
31. Василевич, Г. А. Органы государственной власти в Республике Беларусь (конституционно-правовой статус): учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск, 1999.
32.Василевич, Г. А. Конституционное развитие и белорусское государство /Г.А.Василевич // Белорусская думка. – 2003. – № 2. – С. 24-31.
33. Граждан, В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления / В. Д. Граждан // Власть. – 2004. – № 3. – С. 22-29.
34. Данилов, А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А. Н. Данилов. – Минск, 1997.
35. Доган, М. Сравнительная политическая социология /М.Доган, Д.Пеласси.– М., 1994.
36. Ильин, В. В. Политология: учеб. для вузов / В. В. Ильин. – М., 2001.
37. Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 2000.
38. Князев, С. Н. Управление: искусство, наука, практика/С. Н. Князев. – Минск, 2002.
39. Лебедева, М. М. Мировая политика: учеб. для вузов / М. М. Лебедева. – М., 2003.
40. Мельник, В. А. Политология: учебник / В. А. Мельник. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2008.
41. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии /В.А.Мельник. – Минск, 2004.
42. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. Мн., 2000.
43. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов/под ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск, 2004.
44. Политология: хрестоматия / сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. – М., 1999.
45. Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент: учеб. пособие / Г.В. Пушкарева.– М., 2002.
46. Решетников, С. В. Политология/С. В. Решетников [и др.]; под ред. С.В.Решетникова. – Минск, 2005.
47. Решетников, С. В. Системный подход как методология анализа публичной политики/ С.В.Решетников, Н.А.Антанович. – Минск, 2000.
48. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии/А.И. Соловьев. – М., 2003.
49. Соловьев, А. И. Принятие государственных решений: учеб. пособие /А. И. Соловьев. – М, 2006.
50. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. – М.,2002.
Дополнительная:
51. Алмонд, Г. Политическая наука: история дисциплины / Г. Алмонд //Полис. –1997. – № 6. – С. 174-184.
52. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор /Г .Алмонд [и др.]; пер. с англ. – М., 2002.
53. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии /Полис. – 1992. – №4.
54. Аристотель. Политика / Соч.: в 4 т. Т.4. – М., 1983.
55. Бабосов Е.М. Конфликтология. – 2-е изд. – Минск, 2001.
56. Бжезинстй 3. Великая шахматная доска. Господство Америки иего геостратегические императивы. – М., 1999.
57. Боден Ж. Шесть книг о государстве. /Антология мировой философии. Т.2. – М.,1970.
58. Бондарь П. И. Политические системы «переходных» обществ игосударственное управление // Управление в социальных и экономических системах: Материалы XII межд. науч.-практ: конф. (г. Минск, 5 дек. 2004 г.). – Мн., 2004.
59. Бондарь П.И. Политическая модернизация как инструмент социального управления: концептуальные идеи и практика // Управление в социальных и экономических системах: Материалы XIII межд. науч.-практ. конф. (г. Минск, 12 июня 2005 г.). – Мн., 2005.
60. Бондарь П.И. Политическая система белорусского общества: опыт реформирования и перспективы демократизации // Управление в социальных и экономических системах: Материалы Х1Умежд. науч.-практ. конф. (г. Минск, 11 дек. 2005 г.). – Мн., 2005.
61. Бондарь П. И. Политическая система Республики Беларусь: вектор трансформации // Беларусь на пути преобразований: экономика, управление, право, образование: Материалы XI межвуз. науч.-практ. конф. (г. Минск, 23–24 апр. 2007 г.). – Мн., 2007.
62. Бондарь Ю.П. Политическая культура как социально-психологический феномен: концептуальные аспекты / Ю.П. Бондарь // Психол. журн. – 2005. – № 3.
63. Бондарь П.И. Мир после «холодной войны»: характер и тенденции геополитических изменений // Беларуская думка. – 1996. – №2.
64. Бреннингмейер, О. Предотвращение этнических конфликтов / О. Бреннингмейер // МЭМО. – 2000. – № 3. – С. 38-46.
65. Бутромеев, В.П. Символ власти: иллюстрированный энциклопедический справочник / В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев, Н. В. Бутромеева. – М., 2007.
66. Ватыль, В. Н. Государство как гарант человеческой свободы. (Интерпретация русской формы раннего политического либерализма) / В.Н. Ватыль. – Гродно, 2001.
67. Власть силы, сила власти: сб. науч. трудов. – М., 1996.
68. Вельский, К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты): учеб. пособие / К.С. Вельский. – М,1990.
69. Володин, А. Г. Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) / А. Г. Володин // Полис. – 2000. – № 3. – С. 104-116.
70. Вшивцева, М. Н. Глобализация как явление и ее роль в современном политическом процессе / М. Н. Вшивцева. – Екатеринбург, 2004.
71. Грейщак, С.Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект / С. Е. Грейщак // Общественные науки и современность. – 2000. – № 1. – С. 2-35.
72. Гречнева, Е. Ф. Общественная политика в системе государственного управления / Е. Ф. Гречнева, Б. Я. Мигас. – Минск, 2004.
73. Геополитика / под общ. ред. В. Л. Манилова. – М., 2002.
74. Данилов А.Н. Социология власти. Теория и практика глобализма. – Минск, 2002.
75. Даль, Р. О демократии / Р. Даль. – М, 2000.
76. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. – М., 2002.
77. Дегтярев, А. А. Основы политической теории / А. А. Дегтярев. – М, 1998.
78. Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. – М., 1993.
79. Дробязко, С. Г. Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) / С. Г. Дробязко // Вестн. Белорус. ун-та. – Сер. 3. Гісторыя, філасофія, паліталогія, сацыялогія, эканоміка, права. – 1996. – №2. – С. 45-48.
80. Дугин, А. Г. Философия политики/А. Г. Дугин. – М, 2004.
81. Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М., 1997.
82. Есин, Р О. Европа регионов: от идеи к воплощению (основные аспекты) /Р. О. Есин. – Минск, 2006.
83. Здравомыслов, А. Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов /А. Г. Здравомыслов // Общественные науки и современность. – 2000. – № 6. – С. 25-34.
84. Земляков, Л. Е. Технологии избирательных кампаний в политическом управлении / Л. Е. Земляков, И. А. Карпухина // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Вып. 7. – Минск, 2006. – С. 171-182.
85. Земляков, Л. Е. Религиозные процессы в Беларуси, проблемы государственно-правового регулирования / Л. Е. Земляков. – Минск, 2001.
86. Истон, Д. Новая революция в политической науке /Д.Истон // Социально-политический журнал. – 1993. – № 8. – С. 115-128.
87. Крадин, Н. Н. Политическая антропология: учеб. пособие. – М., 2001.
88. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. – М., 2002.
89. Коктыш К.Е. Трансформация политического режима в Республике Беларусь. 1990–1999. – М., 2000.
90. Кузьмина, А. Идеологическая компонента современного российского политического процесса и концепция справедливого общества Дж. Роулса /А. Кузьмина // Власть. – М, 1996. – № 8. – С. 40-43.
91. Колосов, В.А. Геополитика и политическая география / Н. С. Мироненко.– М.,2001.
92. Круглова, Г.А. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности и их место в христианстве / Г. А. Круглова. – Минск, 2004.
93. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование /Пер. с англ. – М., 1997.
94. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений /Общественные науки и современность. – 1996. – №5.
95. Мангейм, Дж. Б. Политология. Методы исследования/ Дж. Б. Мангейм, Р.К.Рич.– М., 1997.
96. Моргентау, Г. Международная политика / Г. Моргентау // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М., 1997. – Т. 2. – С. 501-507.
97. Местное самоуправление: проблемы и решения: материалы междунар. симпозиума, Москва, 1995 г. – М., 1996.
98. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства /Полис. – 1998. – №1.
99. Пикулькин, А.В. Система государственного управления/ А.В.Пикулькин. – М., 2000.
100. Политология:хрестоматия /сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. – М., 2000.
101. Решетников, С. В. Теория процесса принятия управленческих решений / С. В. Решетников. – Минск, 2003.
102. Решетников С.В., Антонович Н.А. Государственная политика и управление в Республике Беларусь. – Мн., 2001.
103. Розанов, А. А. Европейская безопасность и НАТО / А. А. Розанов. – Минск, 2002.
104. Современные международные отношения и мировая политика: Учебник /Отв. ред. А.В.Торкунов. – М.,2004.
105. Соловей, Т. Г. Политические партии и партийные системы: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Соловей. – Минск, 2003.
106. Становление многопартийности в Восточной Европе в 1990-е годы. – М., 1996.
107. Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая //Полис.–2002.–№5.
108. Улахович, В. Е. Международные организации: справочное пособие /В. Е. Улахович. – М.; Минск, 2005.
109. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Факуяма // Вопр. философии. – 1990. – №3. – С. 134-148.
110. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. – 1994. – № 1. – С. 33-48.
111. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века/пер. с англ.–М, 2003.
112. Хапипов, В. Ф. Кратология как система наук о власти / В. Ф. Халипов. – М, 1999.
113. Шинкарев, В. В. Местное самоуправление: проблемы реформирования: монография /В. В. Шинкарев. – Минск, 2005.
114. Эйзенштадт Ш.Н. Парадоксы демократических режимов: хрупкость и изменяемость // Полис. – 2002. – № 2, 3.
115. Эндрейн, Ч. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / Ч. Эндрейн; пер с. англ. – М., 2000.
116. Этин, М. Международное право и новые вызовы / М. Этин // Международная жизнь. – 2003. – № 12. – С. 32-44.
117. Яковлев И.Г, Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. – 1998. – № 2, 3.
Интернет-источники:
118. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.president.gov.by.
119. Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.government.by.
120. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://rec.gov.by.
121. Министерство статистики Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www. president.gov/Minstat.
122. Министерство иностранных дел [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
123. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.nlb.by.
124. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://wwvv.ncpi.gov. by.
125. Центр международных связей БГУ [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.centis.bsu.by.
Литература по политологии, имеющаяся в библиотеке УО ФПБ Международный университет «МИТСО»:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2005.
2. За сильную процветающую Беларусь. Материалы Второго Всебелорусского народного собрания 18 мая 2001 г. – Минск, 2001.
3. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. – Минск, 2003.
4. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу. – Минск, 2004,
5. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. – Минск, 2005.
6. Государство для народа: документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-Змарта 2006 г. / редкол.: А. Н. Рубинов [и др.]. – Минск, 2006.
7. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: Независимая Беларусь – наш достойный и надежный дом. – Минск, 2007.
8. Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 2000.
9. Абашидзе А.Х., Урсин Д.А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. – М., 2002.
10. Алмонт Г. и др. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М., 2002.
11. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Минск, 2004.
12. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. – М., 1999.
13. Бондарь П.И., Бондарь Ю.П. Политология. Учеб.-метод. комплекс. – Минск, 2003.
14. Борисов Л.П. История политических и правовых учений. – М. 2000.
15. Василевич, Г. А. Органы государственной власти в Республике Беларусь (конституционно-правовой статус): учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск,1999.
16. Восток- Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений/Учеб.пособие под ред. А.Д.Вознесенского. – М., 2002.
17. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М., 2001.
18. Глобализация: человеческое измерение. – М., 2002.
19. Дербишайр Дж. и др. Политические системы мира. В 2-х томах. Т.1. – М., 2004.
20. Дюверже Морис. Политические партии. – М., 2002.
21. Забелин П.В. и др. Политология. Учебно-практическое пособие. – М., 2002.
22. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск, 2004.
23. Идеология и молодежь Беларуси. Пособие. – Минск, 2005.
24. Калашников В.Л., Лугвин С.Б. Политология. /Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М., 2004.
25. Категории политической науки. /Учеб. под. ред. Мельвиля А.Ю. – М., 2002.
26. Кривогуз И.М. Политология. – М., 1999.
27. Кузнецов Н.В. Политические партии Беларуси. – Минск, 1996.
28. Макаев А.В. Политология. – М., 2000.
29. Мельник В.А. Политология /учеб. – Мн., 2003.
30. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 2000.
31. Мусиенко Т.В. и др. Политология. /Учеб. пос. – М-СПб., 2003.
32. Нартов Н.А. Геополитика. – М., 1999.
33. Основы социального партнерства. /Учебник. – М., 2001.
34. Политология для юристов. /Под ред. Матузова Н.И. – М., Юрист. 1999.
35. Политология. Курс лекций. /Под ред. М.Н. Марченко. – М., Зерцало. 2000.
36. Политология. Курс лекций. /Под ред. Бобкова В.А. и Браима И.Н. – Мн., 1997.
37. Политология. Учебник. /Под ред. Решетникова С.В. – Мн., 2001.
38. Политология. Учебник. /Под ред. Очкасова В.А. и др. – М., 2005.
39. Политология. Учебник. /Под ред. Бобкова В.А. – Мн., 2003.
– Конец работы –
Используемые теги: Кафедра, истории, права, гуманитарных, дисциплин0.077
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов