рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХVII -ХУШ ВЕКОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХVII -ХУШ ВЕКОВ - раздел Политика, ПОЛИТОЛОГИЯ   1.1. Концептуально-Теоретические Дилеммы Европейской ...

 

1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк

Экономико-политические и социокультурные особенности "европейского" варианта развития традиционного общества стали причиной постепенного (в течение XII - XVI вв.) вызревания в его недрах новых механизмов экономического роста и властнополитического структурирования. В отдельных точках европейского пространства (Нидерландах, Англии, Франции) накопление предпосылок индустриально-рыночного типа развития достигает критической отметки, что инициирует осуществление процесса "обвального" прорыва-перехода к новому качеству: начинается эпоха европейской модернизации, преобразования структур традиционного в структуры современного.

 

Выход за тесные рамки сословного корпоративизма, слом машины феодальной и религиозной регламента (79) ции выдвинули на первый план в политической теории Нового времени вопрос о роли и месте индивида в обществе, пространстве и границах его гражданской свободы. Проблема соотнесения личности, общества и государства становится основной темой размышлений представителей нововременной политической мысли.

Общей концептуальной основой для выработки того или иного варианта решения проблемы стали теоретические конструкции "естественных прав" человека и "общественного договора". В соответствии с ними человеческая личность от рождения обладает суммой неотчуждаемых "естественных прав". Для создания определенных гарантий их соблюдения (и эффективной релизации) человеческое сообщество обычно заключает свободное соглашение ("общественный договор") о создании государства.

 

Непосредственный смысл идеи "естественных прав" человека и "общественного договора" состоит в попытке радикально изменить господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве. "Историческому праву" сословий, корпораций, цехов, абсолютной власти короля противопоставлены "природные права" индивидов на свободу действий и убеждений, 'обладание и распоряжение собственностью, равенство. "Естественные права" человека становились не только щитом, защищавшим от любого (королевского, сословного, религиозного) произвола и принуждения, но и превращались в фундамент для перестройки всей системы распределения власти. Идея же "общественного

договора", соответственно, предполагала новую модель устройства правильных (обоюдозависимых) отношений между властвующими и подвластными, устанавливала новый модус их отношений друг с другом.

В то же время общая концептуальная схема (с "естественными правами" и "общественным договором") в различных направлениях нововременной мысли получила весьма различные интерпретации. В зависимости от того, верховенство прав какого элемента признавалось первенствующим (личности, общества, государства), можно говорить об образовании трех векторов-направлений политического мышления: либерального, радикально-демократического и авторитарно-государственного.

(80) Основателем авторитарного направления нововременной политической мысли является Томас Гоббс (1588 - 1679). Свои политические взгляды он изложил в трактате "О гражданине" (1642) и в книге "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

По мнению философа, естественному человеческому состоянию присуща жестокая "война всех против всех". В интересах всеобщего благоденствия и социального мира людям необходимо отказаться от своих политических прав и перенести их на государство, которое, выражая общую волю всех, сможет заставить каждого не нарушать "статус кво", придерживаться принятого решения. Государство Гоббс определяет как "единое лицо", воля которого концентрирует в себе как бы волю всех. Это не значит, что "единым лицом" обязательно должен быть один человек, верховным сувереном может быть и "собрание лиц", главное, чтобы власть была абсолютной, единой и нераздельной.

Гоббс наделяет государство неограниченными полномочиями по отношению к своим подданным, кроме права на их жизнь. Он исходит из того, что верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) никаким договором со своим народом не связана, ибо подданные заключали договор не с ней, а между собой, "каждый с каждым" а потому она не несет никакой ответственности перед ними. Концепция Т. Гоббса полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества; нет никого, кто мог бы предъявить к ней какие-либо требования, а тем более привлечь к ответу за ее действия. Суверену принадлежат все виды власти, и он не подлежит суду, стоит выше законов, ибо последние установлены им самим.

Чтобы не получили распространения мнения и учения, которые подрывали бы общественную стабильность, одной из самых важных функций государства становится контроль и регламентация духовной жизни. Философ считает не только возможным, но и необходимым введение "в интересах всеобщего мира" цензуры над книгами, проповедями и обращениями к народу."... Чрезвычайно важно, чтобы гражданам не проповедовались никакие взгляды или учения, которые бы привели их к мысли, что они имеют право не подчиняться государст (81)венным законам, то есть приказаниям того человека или собрания, которым поручена верховная власть в государстве". Поэтому последняя имеет право "судить, какие взгляды и учения враждебны интересам мира, и запрещать их распространение" [Гоббс Т. О гражданине//Соч.: В 2 т.- М., 1989 - 1991.- Т.1.- С.338 - 339].

Смысл концепции Т. Гоббса состоит в теоретической разработке сценария авторитарной модернизации, подразумевающей жесткое ограничение политической свободы при сохранении и гарантировании свободы экономической (купли и продажи имущества, заключения торговых сделок, выбора местожительства, перемещения по стране и т.д.).Отказ индивидов от политической свободы и передача прав верховной власти над собой государству должны, по мысли Гоббса, как-то сдержать столкновения политических интересов различных партикулярных групп, обеспечить безопасность предпринимательской деятельности и собственнических прав индивидов, создать в конечном счете благоприятные условия для экономического роста.

Вьщающийся английский философ и политический мыслитель Джон Локк (1632 - 1704) разработал либерально-демократическую альтернативу авторитарной модернизации "железом и кровью". Она во многом восходит как к общим традициям английской политической жизни, сформированным под знаком "Великой хартии вольностей" 1215 г., так и к современной ему практике социальных компромиссов "Славной революции" 1688 г., закрепившей тенденции законодательного ограничения королевской власти и распределения общей властной компетенции между различными элементами политических структур (королем, парламентом и обществом). Возможность поступательного движения вперед без социальных потрясений и гражданских войн, "модернизации без революции" теоретически обосновывается ученым в "Двух трактатах о правлении" (1690) - его основном политическом труде.

Суть локковской концепции состоит в постулировании неразрывного единства и взаимозависимости основных политических и экономических прав человека. Выводя, как и Гоббс, общую необходимость государственной организации из потребности гарантии экономии (82) ческих прав индивидов, Локк решительно расходится с ним в трактовке вопросов о том, как государство обеспечивает выполнение этой гарантии (то есть в средствах достижения этой цели). В отличие от Гоббса, у Локка естественные права и свободы при переходе из естественного состояния в государственное не утрачиваются (переходя к государству), а сохраняются у индивидов.

Политические права граждан (вытекающие из их естественных прав) являются в концепции Локка ограничителем полномочий государства, преградой для любого покушения с его стороны на экономическую свободу и собственность частных лиц. В модели же авторитарной модернизации Гоббса отказ от политической свободы становится для индивида "платой" за экономическую и личную безопасность, полноценно гарантировать которую может только абсолютная (и неограниченная) власть государства. Экономический рост, особенно в переходные эпохи, возможен, по мнению сторонников авторитарной парадигмы власти, только при обуздании политических амбиций различных партикулярных групп общества, строгом ограничении и контроле политической и духовной свободы индивида.

Локк исходит из того, что полные гарантии индивидуальной экономической свободы возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Потеряв политические права, личность утрачивает и гарантии своей экономической самостоятельности, ставит под угрозу свою жизнь и собственность, ибо абсолютная власть может, если сочтет нужным, в любой момент покуситься на материальное благополучие граждан.

Поэтому образование государственности у Локка предусматривает отказ лишь от немногих, строго отмеренных полномочий, направленных на ту или иную охрану собственности, жизни и свободы. Но оно не связано с отказом от своих собственных прав как таковых (в том числе и от права контроля власти, свободного политического волеизъявления и т.д.).Дихотомия "личность - государство" решается Локком, несомненно, в пользу первого элемента. Права человека имеют верх над любыми государственными правами; само государство создается лишь с целью их лучшего выполнения и гарантированной защиты. И гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основным интересам.

Чтобы уберечь человека и общество от необоснованных посягательств со стороны государственной власти, гарантировать защиту от возможности деспотического ее использования, Локк предлагает разделить публично-властные полномочия государства между различными его структурными элементами, которые должны взаимоограничивать и уравновешивать друг друга. Законодательная власть должна быть вручена общенациональному представительному собранию (парламенту), а исполнительная - королю и (или) кабинету министров. При этом законодательная власть должна быть ограничена действием установленных парламентом законов, применение которых зависело бы не от нее, а от исполнительной власти.

 

Экстраординарной и крайней мерой против узурпации власти у Локка является право народа (большинства) на восстание и свержение зарвавшихся правителя или правителей. В этой локковской идее чувствуется влияние идей народного суверенитета (первичности и

верховенства власти народа над любой другой властью), выдвинутых в условиях английской модернизации Джоном Лилбёрном (ок. 1614 - 1657), вождем радикально-демократической группировки левеллеров.

Отмечая приоритет не только прав личности, но и прав общества, Локк в то же время никак не соотносит их между собой. Давая принципиальное решение дихотомии "личность - государство", он не решает другую, не менее важную проблему "личность - общество". Это придает его общему либерально-конституционному подходу некоторую противоречивость, ибо, допуская приоритет воли общественного большинства, Локк никак не решает проблему защиты прав меньшинства.

Идеи Д. Локка заложили концептуальную основу либеральной парадигмы политической мысли Нового времени. Впервые в нововременной теории столь отчетливо звучит тезис о том, что "социальный мир" может (и должен) быть достигнут не за счет тотализации государственной власти, а за счет ее внутренней дифференциации и самоограничения. (84)

 

1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"

 

Развитие российской политической мысли Нового времени начинается с разработки различных вариантов учений о "просвещенной" абсолютной монархии, призванной наиболее эффективным образом провести модернизацию общества и обеспечить "общее благо" всех подданных. Первые истоки этих учений восходят, пожалуй, еще к сочинениям Симеона Полоцкого (1629 - 1680) - блестящего выпускника Киевско-Могилянской академии и иезуитской Виленской коллегии, прибывшего в 1664 г. в Москву на должность наставника царских детей. В своих работах мыслитель последовательно обосновывал идеал просвещенного монарха, который, соединив веру с мудростью, правил бы "праведно, свято, щедро, божественно". Только такой правитель, в противоположность жестокому и несправедливому тирану, стойко "хранит правду" и "утверждает ее во всем царстве".

Непосредственное продолжение и развитие эти идеи получили в трудах Юрия Крижанича (ок. 1618 - 1683), родившегося в Хорватии видного деятеля западно-славянской и русской общественной мысли, католика-миссионера, оказавшегося в 1659 г. на службе у русского царя Алексея Михайловича (1661 - 1676 - ссылка в Тобольске, 1678 - покидает пределы России). Среди его произведений выделяется сборник трактатов, известный под названием "Политика" (1663 - 1666), который может рассматриваться в качестве первой попытки специальной разработки науки о политике в России. Следуя аристотелевской традиции, Крижанич делит государства на три правильные - "совершенное самовладство" (монархия), боярское правление (аристократия) и посадское правление (республика), - и три неправильные формы - тиранию, "младовладство" (олигархия) и "общеводство" (анархия). Лучшей формой является "совершенное самовладство", то есть просвещенная абсолютная монархия, которая обеспечивает соблюдение всеобщей справедливости, спокойствие и согласие в народе с вытекающим отсюда безопасным развитием общества и государства. Политический идеал Крижанича выражает просвещенный король-философ, (85) который умело и грамотно управляет государством во имя "всеобщей пользы", заботясь в первую очередь о мире, благополучии и процветании своих подданных. Противоположностью такого правления является, по Крижаничу, "людодерство", то есть тираническое правление во имя личных интересов, а не блага народа. Главной и основной гарантией против превращения "совершенного самовладства" в "людодерскую" тиранию является, кроме короля-философа на троне, при-

нятие и соблюдение хороших законов, которые обязательны не только для подданных, но и для правителей. Важным элементом этой системы законов должна, была быть нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, - правовое закрепление как политико-экономических прав каждого из сословий, так и их обязанностей по отношению к обществу. При этом "слободинам" (свободам) отдельных, преимущественно торгово-промышленных сословий и городов, по Крижаничу, предоставлялись определенная самостоятельность и права самоуправления в ведении всех своих дел. "Политика" Ю. Крижанича - выдающееся явление российской жизни XVII ст., первый обширный и подробный трактат по политической науке в России. По своему духу и развиваемым идеям "Политика" представляет собой своеобразную демократическую (по меркам тогдашней эпохи) версию абсолютистской государственности, намечающую пути "мягкой" модернизации общества на основе широкого социального консенсуса. В этом смысле "наука о политике" Крижанича продолжает соответствующую тенденцию развития русской средневековой политической мысли.

Радикальная и насильственная "европеизация" российского общества, осуществленная в конце XVII - в начале XVIII ст. в ходе преобразований Петра I, перевернув Россию, обозначила, однако, совершенно иную, более жесткую и конфликтную модель протекания модернизации: во-первых, главным и основным проводником модернизационных процессов выступило государство, что еще более закрепило уникальную роль государственного начала в жизни страны; во-вторых, домини-

рующей парадигмой модернизации стали преобразования "сверху", то есть реформационные преобразования, исходящие от правящей элиты, "господствующего клас (86)са", роль же импульсов "снизу", со стороны различных подсистем гражданского общества оказалась минимальной; в-третьих, динамика модернизации (и общественной эволюции вообще) стала определяться прежде всего изменениями самой правительственной политики (борьбой реформаторов и консерваторов внутри правящей группы), но никак не динамикой социально-политической борьбы в самом обществе. Поэтому те пружины социально-экономической и политической модернизации общества, которые в Европе нового времени были связаны с постепенным вызреванием предпосылок гражданского общества и правового государства органичным путем "снизу", в России оказались закрепленными за машиной военно-бюрократического государства, которое лишь в духе времени рационализировала и осовременила исходный византийско-азиатский архетип развития, заложенный в эпоху Московского царства.

Поэтому совсем не случайно то, что в ходе петровских преобразований, нацеленных на установление в стране военно-деспотического варианта абсолютизма, были востребо-ваны прежде всего патриархально-деспотические варианты теории абсолютистского госу-дарства, развиваемые в трудах главы "ученой дружины" Петра I Феофана Прокопо-вича (1682-1736). Опираясь на классические теологические доводы о сакрально-божест-венном происхождении царской власти и на новейшую аргументацию теоретиков "естественного права" и "договорного" происхождения государства, Ф. Прокопович попы-тался как бы с двух сторон, комплексно обосновать неограниченность власти российского самодержца. Обосновывая концепцию абсолютного характера такой власти, Ф. Прокопович при этом также использует тезис о патриархальном происхождении монархического господства: как неограниченный характер имела в догосударственном состоянии власть отца в семье, так и в государстве - большой семье - власть государя абсолютна и не ограничена.

 

Передавая всю полноту власти своему "новому" отцу - монарху, подданные тем самым навсегда отказываются от каких-либо прав и свобод; как и дети, они должны "без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить". В патерналистской логике Ф. Прокоповича, собственно, в свободе подданных нет (87) и никакой нужды, ибо единственным легитимным носителем "общего блага", выразителем и гарантом общих интересов (а следовательно, и интересов каждого) является "царь-батюшка" (или, как звучала официальная титулатура Петра I, "Отец Отечества"). Именно такая абсолютная власть, по мнению Ф. Прокоповича, в наибольшей степени отвечает огромным размерам территории и характеру Российского государства: уникальные условия последнего делают невозможной эффективную реализацию любых других возможных "образов высочайшего правления" - например, аристократии, потому, что она превращается в узкокорыстный олигархический сговор немногих и раскалывается из-за столкновения разногласных интересов; демократии же "вредительное многоначалие" приводит к тому, что в ней "часто бывают мятежи и смуты народные", кроме того, она может существовать только в небольших государствах. Теория Ф. Прокоповича развивает патерналистско-бюрократи-ческий вариант неограниченной монархии на новом витке эволюции, логически продол-жающей (уже с помощью доводов не только божественного, но и естественного права) авторитарно-деспотическую линию разработки сущности самодержавной парадигмы, начатую мыслителями русского средневековья.

Более мягкую версию абсолютистской государственности выдвигает видный государственный деятель и историк Василий Никитич Татищев (1686 - 1750). На основе использования теории естественного права им предложена оригинальная концепция происхождения государства и социального неравенства. По его мнению, естественный закон предполагает вольность человека, которая, однако, должна реализовываться с "разумом и рассуждением", то есть в социальном взаимодействии требует своего некоторого ограничения: "Воле человека, - отмечает Татищев, - положена узда неволи для его же пользы". По его мнению, эта "узда" бывает трех видов: "по природе", "по своей воле", "по принуждению". Первая узда означает подчинение своим родителям, ее разновидностью как раз и является монархическая власть. Вторая узда основывается на договоре, из которого проистекает, например, подчиненность холопа или слуги. "Договорный" тип подчинения носит двусторонний характер, его разновидностью являются "общенародия, или республики", (88) в которых "общее благополучие собственному предпочитается". Третий вид узды - это насильственное лишение воли в "рабстве или невольничестве", - является противоестественным. Следуя аристотелевской классификации государственных форм, Татищев, как и Прокопович, считает, что в России невозможна ни демократия, ни аристократия: первая эффективно осуществляется лишь в небольших городах-государствах или небольших общностях, вторая - в островных (или хорошо изолированных от вторжения извне) государствах с традицией соблюдения законов без принуждения и жесткого страха; Россия же, Франция или Испания, "как великие государства, не могут иначе правиться, как самовластием". При этом, по мнению Татищева, в силу "естественного закона", монархическая власть должна утверждаться "согласием всех подданных, некоторых персонально, других через поверенных", кроме того, вполне допустимо, что некоторые законодательные функции могут быть доверены "другим в законах довольно искусным и отечеству бескорыстно верным". Концепция В. Н. Татищева, по сути, намечает пути постепенной и осторожной адаптации военно-деспотической модели абсолютистской государственности к потребностям пробуржуазного развития страны: она создает теоретические предпосылки постепенного вызревания идей "дворянского конституционализма" второй половины XVIII - начала XIX в., в которых разрабатывался вопрос о "вспомогательных" органах управления, формирующихся на выборной основе и позволяющих дворянству через своих представителей как-то влиять на разработку и принятие монарших решений.

 

1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо

 

Концепция разделения властей получила дальнейшее развитие в творчестве французского философапросветителя Шарля Луи Монтескье (1689 - 1755). В своем основном труде "О духе законов" (1748) он утверждает, что* гарантией политической свободы индивида может быть только разделение и взаимная независимость законодательной, исполнительной и судебной властей. Любое соединение их друг с другом представляет непосредственную угрозу для политической свободы. Например, при соединении в одних руках законодатель (89) ной и исполнительной властей образуется возможность "создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их". И при соединении законодательной и судебной властей "жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола". Если же "судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем" [См.: Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избр.соч.- М., 1955.- С.290]. Даже в том случае, когда органы, представляющие различные власти, находятся в руках, хотя и различных, но принадлежащих к одному сословию лиц, свобода, по мнению Монтескье, находится в опасности.

Для обеспечения свободы, по мнению Монтескье, кроме институциональных, необходимы еще и дополнительные процедурные гарантии, состоящие в праве одной власти останавливать другую: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, - пишет Монтескье, - необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга" [Там же.- С.289].

Конкретный конституционный проект Монтескье заключается в том, чтобы законодательную власть предоставить парламенту из двух палат - верхней и нижней, аристократической и народной. Нижняя палата является представительством народа и базируется на практически всеобщем избирательном праве. В верхнюю палату входят представители знати, и это право представительства носит наследственный характер. Исходя из идеи разделения и равновесия властей, Монтескье рассматривает обе палаты как равноправные учреждения, которые должны сдерживать и умерять друг друга: высшее собрание знати, например, должно "будет иметь право отменять решения народа, как и народ имеет право отменять его решения" [Там же.- С.294]. Исполнительная же власть должна быть сосредоточена в руках монарха, "так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими" [Там же. - С. 295]. Равновесие между исполнительной и законодательной властью достигается тем, что первая должна иметь право приостанавливать законы, принятые законодательным собранием, а также определять время созыва и продолжительность заседаний этого собрания. В свою очередь, законодательное собрание должно иметь возможность опреде (90) лять границы деятельности исполнительной власти, контролировать исполнение принятых ею законов.

Ограничение властных полномочий каждой из властей состоит теперь не просто в осуществлении ими разных сфер деятельности, но и в том, что при необходимости они могут воспрепятствовать приведению в исполнение решений друг друга (но без права замены решения другого своим решением). Простое ограничение сфер деятельности дополняется контролем за действиями друг друга. Кроме того, относительная самостоятельность властей дополнительно гарантируется тем, что каждая из них имеет свой собственный, существенно отличный порядок формирования.

Общий смысл либеральной программы Монтескье состоит в разработке вариантов достижения широкого социального согласия на основе приемлемого компромисса между тремя основными силами общества: народом, королевской властью и дворянской знатью. Механизм разделения властей, предложенный им, не только умерял политические амбиции каждого элемента триады, но и предлагал оптимальный режим их сочетания, обеспечивающий внутреннее социальное равновесие и институциональную стабильность общественной системы. Хотя конкретный конституционный проект Монтескье так и не был реализован, "консенсусная парадигма" организации власти на основе внутренних "сдержек и противовесов" стали фундаментом либерального властно-политического концепта.

Выдающийся мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо (1712 - 1778) при решении проблемы соотнесения личности, общества и государства на первое место поставил общество, его интересы и потребности. В своем труде "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762) он представил радикально-демократический вариант договорной концепции происхождения общества и государства. Общественный договор, по его мнению, не может быть соглашением об избрании правительства либо соглашением, по которому одна сторона обещает подчиниться, а другая - властвовать. "Вместо отдельной личности каждого договаривающегося этот акт ассоциации немедленно создает моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько собрание имеет голосов, це(91)лое, которое получает путем этого самого акта свое единство, свое общее "я", жизнь и волю" [Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре.- М., 1938.- С.13].

Поэтому индивид должен подчиняться "общей воле", если его частный интерес расходится с общественным. Ибо если взять сумму изъявлений частных лиц и отбросить от них "взаимно уничтожающиеся крайности", то "в результате сложения оставпшхся расхождений получится общая воля". Общество в качестве универсального "морального и коллективного целого" становится источником и обладателем всякой власти.

Тут Руссо опирается на идею народного суверенитета, которая высказывалась многими мыслителями предмодернизационной эпохи задолго до него. Среди них следует особо выделить Марсилия Падуанского в Италии ("Защитник мира", 1324; изд. 1522), Дю-Плесси-Морнэ во Франции (псевдоним Юний Брут, "Защита против тиранов", 1579), Иоанна Альтузия в Голландии ("Политика", 1603), Джона Лилбёрна в Англии (памфлеты 40-50-х годов XVII в.). Руссо не просто воспроизвел эту идею, а превратил ее в целостную политическую концепцию, парадигму радикального демократизма.

Народный суверенитет для Руссо Становится прежде всего выражением коллектив-ной ("общей") воли, которая в принципе не может быть ни* поделена, ни перепоручена кому-либо. Отсюда следует резкое отрицание либеральных рецептов организации публично-властных структур (принципа разделения властей и депутатского представительства). По мнению Руссо, "суверенитет, будучи только осуществлением общей воли, не может никогда отчуждаться", а сам его носитель, "будучи не чем иным, как коллективным существом, может быть представлен только самим собой" [Там же.- С.21].Поэтому Руссо не приемлет все представительские формы правления. Суверенитет является общей волей, а "воля не может быть представлена", "это или та же самая воля, или другая" [Там же.- С.82].Поэтому народные депутаты "не могут быть представителями народа, они только его комиссары; они ничего не могут постановлять окончательно; всякий закон, который народ не ратифицировал самолично, недействителен; это даже не закон" 11ам же.]."Английский народ, - пишет Руссо - считает себя свободным; он горько ошибается; он сво (92)боден только во время выборов членов парламента, как только они выбраны, он становится рабом" [Там же]. Так же решительно Руссо отметает принцип разделения властей: "Воля либо является общею, либо ею не является; она являет собой волю народа как целого, либо - только одной его части" [Там же.- С.22].

Альтернативу системе либеральной государственности должна составить, по мысли Руссо, система последовательного народоправства. Поскольку институт представительст-ва может существенно исказить волю народа, принятие законов (реализация законодательной власти) должно опираться на непосредственное и всеобщее народное волеизъявление путем референдума (плебисцита). Ведь каждый гражданин обладает частичкой суверенитета. Если народ состоит из 10 тыс. человек, то каждому принадлежит одна десятитысячная часть суверенитета. Поэтому "общая воля" должна быть выражена голосованием всех.

Правительство как исполнительный орган не является чем-то самостоятельным. Оно выполняет волю общества, выступая лишь посредником между ним и народом как совокупностью подданных. Руссо, таким образом, существенно перестраивает общую композицию власти. Либеральная схема предполагает триаду "личность - общество - государство", где лимитированным (подчиненным) элементом является государство, посредствующим - общество, а определяющим - личность. Руссо же предлагает распределение ("общество - государство - личность"), в котором лимитированным элементом выступает личность, посредствующим - государство, а господствующим - общество.

Радикально-демократическая парадигма власти Руссо - антитеза парадигмы либеральной демократии. Она построена на отрицании самостоятельной роли личности в

обществе, всецелом подчинении ее "общественному целому". Руссо требует, чтобы каждый человек стал ничем и мог бы действовать только вместе с другими. Выявленная референдумом "общая воля" становится обязательной для всех, в том числе и для тех, кто оказался в меньшинстве. Последние должны "покаяться" за ранее исповедуемые взгляды

и унифицироваться с другими или покинуть страну.

Отрицание возможности любого плюрализма действий и мысли, выходящего за рамки "коллективного решения", ввергает индивиды под гнет не менее жестких (93) структур анонимного и обезличенного "народоправства". "Плебисцитарная демократия" вне либерально организованных структур власти (с разделением властей и представите-льскими институтами) неизбежно превращается в тоталитарную "демократию для большинства".

Авторитарная, либеральная и радикально-демократическая парадигмы власти стали общей концептуальной основой процесса европейской и мировой модернизации. Многие ключевые пункты этих учений были непосредственно использованы (в разное время и в разной степени) в конституционной практике XVIII-XIX вв. Уже во французской Декларации прав человека и гражданина (1790), первой американской (1787) и французской конституциях (1791) в том или ином виде закрепляются идеи разделения властей и верховного суверенитета народа.

 

1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации

 

Активное проникновение в Россию со второй половины XVIII ст. идей европейского Просвещения способствовало формированию самого широкого спектра политических концепций и проектов, направленных на трансформацию и "осовременивание" абсолютистской государственности. Начавшаяся с эпохи Екатерины II политика "просвещенного абсолютизма" опиралась, например, на идеи разумного законодателя и рационально-механического регулирования общественной жизни; в соответствии с ними считалось, что для оптимального функционирования общества необходимо лишь правильно сформулировать законы и с помощью организации - рациональной "машины" государственной бюрократии - последовательно провести их в жизнь. Представители же просветительской мысли либерального и демократического типа (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Я. П. Козельский, Н. Г. Курганов, А. Я. Поленов) в большей степени ориентировались на контрактную (основанную на договоре) модель общества, в которой формально равные субъекты обладают определенными правами и свободны от непосредственного государственного вмешательства; при этом представители более радикальных вариантов демократической мысли - от Радищева до декабристов - делали

акцент на священные права человека и гражданина.

 

(94) Наиболее полное развитие либеральная тенденция русской просветительской мысли второй половины XVIII ст. получила в произведениях профессора Московского университета Семена Ефимовича Дееницкого (ок. 1740 - 1789), который по праву считается отцом русской научной юриспруденции. В течение некоторого времени он обучался в университете г. Глазго в Шотландии, а в 1768 году направил Екатерине II "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи", которое намечало первый в России план введения отдельных элементов режима разделения властей. Сущность концепции Дееницкого состояла в передаче достаточно значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу - сенату, при сохранении за монархом верховного суверенитета и права абсолютного вето (такое же право имел тогда и имеет до сих пор, правда уже чисто формально, британский монарх). Кроме права издания, отмены и коррекции указов, а также некоторых судебных полномочий, сенат наделялся правом установления налогов, осуществления контроля за расходами, деятельностью административных и судебных учреждений страны, "войну продолжать и заключение трактатов с соседними державами наблюдать". В качестве представительного органа сенат являлся выборным бессословным законодательным собранием из 600 или 800 членов, избираемых на 5 лет, но не более чем на три срока. При этом избирательное право подданных устанавливалось не на основе происхождения человека, а определялось, главным образом, на основе имущественного ценза, в сенате все его члены должны были пользоваться равными правами, независимо от их сословной принадлежности. По мысли Дееницкого, каждая губерния, провинция и слой общества должны были иметь "в законодательной власти представителя, заступника и ходатая...". Политическая концепция Дееницкого - достаточно интересная и оригинальная попытка адаптации английской конституционной модели к российским условиям, по сути, намечающая конкретный путь становления и развития в России системы гражданского общества, основанной на правах частной собственности и личной независимости.

Демократический вариант развития русской просветительской мысли представлен работами Александра Ни (95) колаевича Радищева (1749 - 1802), который развивает собственную оригинальную версию классической политической доктрины Руссо о народном суверенитете. Разделяя идеи последнего о народе в "соборном его лице" как высшем источнике и носителе суверенитета, Радищев, однако, существенно уточняет способ его реализации, гарантирующий максимальную полноту и эффективность. По мнению писателя, такие гарантии не обеспечивают ни либеральный механизм депутатс-кого представительства, ни собственно руссоистская модель непосредственной демократии плебисцитарного типа. Подлинным гарантом свободы общества и верховенст-ва народа является только, по мнению Радищева, право народа на восстание, то есть проистекает из постоянной готовности людей к вооруженному выступлению и возможности незамедлительной смены зарвавшейся власти. Концепция перманентного народного плебисцита Руссо трансформируется в теорию перманентной народной революции, в ходе которой народ как истинный правитель постоянно утверждает (и под-

тверждает) свой высший суверенитет над любой властью. Режим республиканского правления как раз и отличается, считает Радищев, тем, что народ имеет действенную возможность сместить ту власть, которая не соответствует его интересам. Поэтому главной особенностью республики является, по Радищеву, право народа на восстание, то есть практическая возможность реализации народного верховенства, а не внешние конкретно-исторические формы "употребления" власти, которая может быть вручена одному лицу или многим: республика - это именно тип, а не форма правления, поэтому, например, монархическая власть также может (и должна) быть "республиканской".

Критерием легитимного исполнения "употребителем народной власти" своих обязанностей является обеспечение/необеспечение счастья отдельного индивида. Здесь намечается еще один пункт расхождений Радищева с Руссо: естественное эгоистическое стремление человека к счастью должно быть целью и совокупных общественных интересов, поэтому государство в качестве орудия достижения "общей пользы" не может посягать на счастье даже одного из своих граждан. По формуле Радищева, "гражданин, становясь гражданином, не перестает быть человеком", поэтому индивид (при заклюю (96)чении общественного договора) отнюдь не отказывается в пользу общества и его позитивных законов от своих естественных прав. Радищев, таким образом, фактически отходит от руссоистской идеи примата общества над индивидом, от позитивного права общественного целого диктовать человеку свои нормы и законы; этика разумного эгоизма и право личности на возможно большее счастье, в конечном счете возобладают у него над идеями о диктаторских правах "всеобщей воли".

Произведенная российской просветительской мыслью рецепция и адаптация классических просветительских идей имела далеко идущие последствия. По сути, теоретические конструкции Десницкого и Радищева оказались парадигмальными и заложили концептуальные основы собственного оригинального российского развития в XIX веке как либерального, так и радикально-демократического политического дискурса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХVII -ХУШ ВЕКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТОЛОГИЯ
Составление и редакция доктора философских наук, профессора, академика Украинской Академии политических наук Н.И.Сазонова   Рекомендовано Министерством образования Украины ка

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  Глава I ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ   Сегодня не только политика, но и политология почти у всех на слуху. Политики заигрывают с избирателями, сражаю

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. Возникновение политологии   Сам термин "политология" указывает на то, что это отражение особой сферы жизни общества - политики. Все так просто... Политология -

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
  Методы - арсенал, которым пользуется наука, то есть конкретные способы осуществления исследования. "Методы в наиболее общем виде - это приемы и способы достижения определенного

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
  В научном познании важнейшую роль играет язык. Без него оно, с одной стороны, вовсе невозможно, с другой - язык, если он "отравлен", способен запугать нас и увести в сторо

Специфика развития восточной политической мысли
Во II - I тыс.до н. э.в долинах великих рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ развиваются мощные государственные образования - Египет, Вавилон и Ассирия, древнеиндийские и древнекитайские государ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного Важнейшим фактором, определившим основные пути становлени

Концептуальные измерения европейской политической модели
  Общеевропейский экономический подъем XII-XIII веков, стимулированный в немалой степени политико-властными особенностями складывающейся новой модели европейского цивилизационного раз

Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
  Расширение горизонта интеллектуального поиска, экономический рост и интенсивная политическая жизнь итальянских городов-государств в конечном счете создали мощные импульсы для развит

Специфика византийско-азиатского синтеза
  Существенно иные факторы и детерминанты определили проблемное поле развития русской политической мысли. Специфика исторического развития Северо-Восточной Руси (Московии), которая ст

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XIX ВЕКА
  2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза Родоначальник немецкой классической философии, выдающийся философ-идеалист Иммануил Кант (1724-180

Политические альтернативы марксизма
  К концу XIX века получает концептуальное завершение и линия критического осмысления реалий индустриально-рыночной цивилизации. Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895

Русский либеральный конституционализм и его достижения
  Характерной чертой практически всех направлений русской общественно-политической мысли XIX века было отрицательное отношение к праву. Ведущие мыслители как правого, так и левого тол

Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
Развитие политической мысли непосредственно связано с историей украинского народа, его борьбой за свободу и независимость. На протяжении IX - X столетий протекал процесс объединения восточнославянс

Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII вв. определяется теми прогрессивными движениями, которые были связаны с перспективами социально-экономического прогресса и освободительным движени

Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
На протяжении всей своей истории украинский народ не имел другого учебного заведения, которое оказало бы столь большое влияние на развитие образования, науки и культуры, как Киево-Могилянская Акаде

Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
  Источником казацкой государственности была Запорожская Сечь, образование которой исследователи относят к середине XVI в. В конкретных исторических условиях она выполняла функции укр

Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции П. Орлика
  Важное место в развитии украинской политической мысли, формировании демократических основ государственности принадлежит проекту Конституции П. Орлика, одного из ближайших сподвижник

Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
Украинское национальное возрождение продолжалось в XVIII в. Оно было обусловлено политическим, социально-экономическим и культурным положением украинского народа, а также изменениями в общественно-

Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется кризисом и началом распада феодально-крепостнических отношений в Украине и во всей России. Это обусловливает значительный подъем развития обще

Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
  В 30 - 40-е годы XIX в. начинается важный период в развитии идей украинской госу-дарственности. Он связан в значительной степени с открытием в 1834 г. Киевского университета и появл

Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
Значительный вклад в развитие социально-политической мысли в Украине принадлежит представителям демократической интеллигенции второй половины XIX в. В Украине после аграрной реформы 1861 г. быстрым

РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  Значительное место в развитии украинской политической мысли принадлежит ученым, работавшим в эмиграции. Украинская политическая наука в первой половине XX в. получила свое развитие

Народническое направление о становлении национального государства
Основными представителями народнического направления в украинской политической науке были М. Грушевский (до своего возвращения в Украину), Р. Лащенко и С. Шелухин. Они исследовали историю украинско

Консервативное направление о становлении национального государства
Корни украинского консерватизма как политического течения берут свое начало в период гетманщины. Главное его содержание - сохранение традиционных форм государственного правления и жизнедеятельности

Сущность национально-государственного направления
Национально-государственное направление в украинской политической мысли, которая основывалась на идее безусловного признания права каждой нации на автономию и государственную независимость, наиболе

Макс Вебер и контуры новой теории демократии
  Значительное влияние на формирование современной парадигмы политических наук оказал выдающийся (168) немецкий социолог, историк, экономист, юрист Макс Вебер (1864 - 1920). Сущность

Теория консенсуса Р. Михельса
"Реалистическая" линия анализа политических институтов и идеологии классической представительской демократии была продолжена Робертом Михелъсом (1876 - 1936), который как бы объединил и д

Общие черты американской политической науки
Особенностью развития политической науки США является ее ярко выраженная эмпирическая направленность, упор на социологические и социально-психологические методы и подходы. Систематическое применени

Полемика элитистов и плюралистов
  Можно выделить две основные версии интерпретации "процессуальной" парадигмы демократической теории - плюралистическую и элитистскую. Сторонники первого варианта рассматрив

Происхождение и общая характеристика
По мнению большинства исследователей, политическая наука во Франции сложилась в известной мере, как итог развития науки государственного или конституционного права: ее развитие шло от "Курсов

Понятие политического института
Центральной категорией французской политической науки стало понятие "политического института", сформулированное М. Ориу в работе "Теория института и ее основания. Очерки соц

Авангардные стратегам политических исследований
  К теории П. Бурдье логически примыкают другие авангардные (постструктуралис-тские и постмодернистские) стратегии изучения сущности политических феноменов (М. Фуко, Ж. -Ф. Лиотара, А

Основные направления
Главной особенностью развития немецкой политологии является то, что она в зна-чительной степени сохраняет теоретико-философский характер, продолжая в значительной степени традиции немецкой классиче

Политическая философия К. Шмитта и немецкое государствоведение
  Второй блок политических теорий включает в себя различные теоретические конструкции и концепции государствоведения, которые традиционно рассматриваются немецкой политической мыслью

Общее определение политики
  Как социальное явление политика имеет почти такую же древнюю историю, как и само человеческое общество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия, при к

Происхождение политики
  С вершин современного знания о политике можно уверенно утверждать, что это явление возникло как своеобразный социальный заказ на особые посреднические органы в отношениях между людь

Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
Природа политики наиболее выразительно проявляется в ее связях с другими сферами общества. Функциональный характер политики, ее внутренняя способность служить социуму - такова объективная причина е

Политика и экономика
  Взаимодействие политики и экономики сложно и важно своими последствиями. Поэтому нельзя ограничиваться тем, что было сказано при рассмотрении внутренних свойств политики, в частност

Политика и мораль
Политика взаимодействует не только с экономикой, но и с другими сферами духовной жизни общества: культурой и наукой, правом и идеологией, этикой и моралью. Остановимся лишь на взаимоотношениях поли

ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
  Политику вообще можно определить как искусство руководства и управления социумом. Как подчеркнул М. Вебер, политика - это и есть деятельность по самостояте-льному руководству общест

Понятие власти
  Власть, как и политика, - одно из фундаментальных начал общества. Она повсюду, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в организациях и учреж

Концепции власти
Имеющиеся сегодня концепции власти исходят из фундаментального характера этого явления. В то же время многие из них, акцентируя внимание на том или ином аспекте проблемы, на отдельных проявлениях (

Природа господства и подчинения
Подробнее остановиться на этой проблеме необходимо еще и потому, что поли-тическая мысль знает резко отрицательное отношение к государственному принуждению, а соответственно и подчинению ему. Имеет

Понятие ресурсов власти и их типология
Социальная природа и сущность власти не могут быть раскрыты достаточно полно без уяснения вопроса о ресурсах власти. Последние, точнее их неравномерное распреде-ление, составляют одну из важнейших

Структура власти
  Власть - поистине многоаспектный феномен, она имеет довольно сложную струк-туру. Последняя может быть представлена классификацией власти в зависимости от ресурсов, уровней функциони

Основные условия эффективной реализации власти
  Реализация власти - стержневая проблема науки о политике. Она, так или иначе, раскры-вается почти во всех разделах книги, поэтому здесь наша задача довольно скромная и состоит в обо

Понятие и типы легитимности власти
  Власть - не просто грубая сила, она базируется на общем согласии о том, что человек или группа имеют право принимать распоряжения или законы, а законы и распоряжения должны выполнят

Этимологическое определение демократии
  Определение демократии - одновременно весьма простое и чрезвычайно сложное дело. В современном более или менее цивилизованном обществе феномен демократии как будто понятен чуть ли н

Нормативная и эмпирическая демократия
  Сказанное, однако, всего лишь очерчивает границы употребления формулы "демократия-народовластие", но никак не является ее отрицанием. Поэтому продолжим рассуждения относит

Основополагающие признаки и виды демократии
  Ответ на вопрос "что есть демократия" не может быть достаточен без определения наиболее общих признаков этого явления. Иногда еще говорят о принципах демократии (виды вооб

Рождение и генезис демократии
Демократия, как уже говорилось, имеет давнюю историю, демократические формы организации общества уходят в догосударственное прошлое - родовой строй. Некоторые ученые-этнографы даже считают демократ

Сущностное определение демократии
  Мы уже видели, что даже этимологическое определение демократии не такое простое, как кажется. Это тем более относится к сущностному определению данного феномена. Не случайно в рамка

Прямая и представительная формы демократии
  Сложность демократии (для многих, правда, это выражение стало общим местом) и в том, что она действует как прямая и представительная форма правления. Народовластие - это идеал, демо

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
"Политическая система" - одно из ключевых понятий в современной политологии. Впервые его ввел в научный оборот в 1953 г. американский политолог Дэвид Истон. Использование системного подхо

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  Д. Истон так описал классическую теоретическую модель механизма функционирования политической системы. Из среды на "вход" (или "ввод"; "inputs" - по

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
(по Д. Истону)   Окружающая среда Конверсия Окружающая среда     требования

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
  Понятие политической системы общества представляет собой высокий уровень абстракции. Вкаждой стране существует уникальная и неповторимая политическая система, специфика которой обус

Происхождение государства и его признаки
  Государство занимает в нашем сознании доминирующее место. Наша приналеж-ность к тому или иному государству определяет и наше отношение к нему. Причем степень осознания государства у

Государственное правление и устройство
  Форма правления - это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов. Она позволяет понять, как реально осуществляется власть и кто я

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  Это реальное воплощение в жизнь идей и принципов конституционализма. Правовому государству присущи те же признаки, что и государству вообще, но в его основе лежат основополагающие п

НЕОКОРПОРАТИЗМ
  Явление корпоратизма не новое, оно имеет давню историческую основу. Многие авторы полагают, что его история уходит в глубины феодального общества. В XIII в. в Европе (германские зем

Проблема распределения функций управления
  Основная характеристика административной системы вообще сводится к тому, как распределяются между ее органами власть и функции управления. Субъектами управленческих функций, разделе

О понятии местного самоуправления
  Что такое местное самоуправление? Очевидно, это самоуправление, осуществ-ляемое общностями людей на местах. Но какой смысл при этом вкладывается в термин "самоуправление"?

Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
  В результате децентрализации управления и передачи части полномочий государст-венных органов системе местного самоуправления возникает проблема оптимизации соотношения государственн

Три уровня управления в государстве
  Уровни Субъект управления Характеристика уровня государственный негосударственный

Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
  Стремление выработать унифицированные подходы к структуре местных органов публичной власти обусловливает и соответствующие тенденции в развитии и реформировании административно-терр

Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
  Думается, что из всех сопряженных, близких по смыслу понятий, характеризующих безраздельную причастность к политике и профессионалам в этой сфере, наиболее точное - "политическ

Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
    Лидер Администратор Думает, как заинтересовать персонал лучше работать и болеть о делах компании Легко сходится

Лидерство в социально-политическом аспекте
  В социально-политическом аспекте вопрос о политическом лидерстве "поворачивае-тся" другой стороной и соответственно освещается (вне зависимости от конкретного содержания п

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
  Под политическими элитами обычно понимают небольшие группы людей, чье поло-жение в обществе дает им возможность принимать решения, влияющие на жизнь, разви-тие общества, или существ

РАННИЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
  Термин "элита" возник в XVII веке для обозначения превосходного качества каких-либо предметов или товаров, чего-то наилучшего, совершеннейшего. Позже он стал применяться д

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ И РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
  Современная политическая наука выдвинула множество различных, часто противно-положных как по теоретическому содержанию, так и по идеологической окрашенности интерпретаций сущности п

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ
  Проблема качества политической элиты имеет особое значение для пост-тоталитарных стран, вступивших на сложный и трудный путь рыночных экономических реформ и демократизации политичес

Сущность, структура и функции политического решения
  Политические решения - это политические действия по преобразованию социаль-ных потребностей общества и многообразных интересов социальных групп в наиболее приемлемые формы отношений

Концепция и модели принятия политических решений
В основе многочисленных теорий принятия политических решений - классическая концепция социального действия М. Вебера, ориентированная на созна(421)тельность, рациональность. Это - фундамент типолог

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  Процесс принятия политических решений состоит из нескольких стадий: 1) получение информации о проблеме (проблемах), требующих решения, их иерархизация по уровню актуальности, то ест

Принятие политических решений в демократических режимах
  Процесс принятия политических решений в демократических режимах представляется по сравнению с тоталитарными и авторитарными более гибким, рациональным и сбалансированным. По мнению

Понятие политического поля
  Политическое мышление изначально является топологическим (мышлением пространством и границами). Любой, кто хоть немного знаком с политикой, мыслит пространственно, применяя простейш

Выбор позиций в политическом поле
  Поле является автономным полем сил, а также борьбы за позицию внутри него. Эта борьба может приводить к трансформации или сохранению поля сил, а также трансформации границ поля. Пол

Двойственная зависимость и легитимность политического поля
Как уже отмечалось, политическое поле, наряду с другими полями общества, является автономным полем (450) позиций и политических агентов. В то же время становление и автономизация поля политики сопр

Институционализация поля политики и политический капитал
  Вся история политического поля постоянно представлена в двух формах: материа-лизованной - в институциях (партии, профсоюзы, освобожденные работники партийного и профсоюзного аппарат

Законы политического поля
По ходу изложения уже были рассмотрены некоторые законы политического поля - закон реконверсии капитала и позиций, закон структурной гомологии позиций (эффекты гомологии позиций), закон политиче(45

Понятие медиа-поля политики
  Политика в большей мере, чем другие сферы, нуждается в специальных средствах информационного обмена и поддержания устойчивых связей между ее субъектами. Это характерная черта специф

Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
Общеизвестно, что знания и информация, а также средства их получения и распрос-транения составляют культурно-информационные ресурсы власти. В современном мире, как считает известный американский со

Медиа-демократия и символический рынок политики
  В настоящее время в связи с появлением на свет кассет и кабельного телевидения многие исследователи говорят об информационной или телекоммуникационной револю-ции. Следствием этого с

Мажоритарная избирательная система
  Общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства, называется мажоритарной избирательной системой. Основная цель,

Пропорциональная избирательная система
  Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов ч

Сравнительный анализ избирательных систем
Итак, мажоритарная и пропорциональная системы выборов основаны на разных принципах избрания, определения результатов и представительств. Систематизируем их преимущества и недостатки, напом

Избирательной системы
  Преимущества Недостатки Определенность результата, соревнователь-ный характер выборов   Монолитное большинство; однопарт

Избирательной системы
Преимущества Недостатки "Справедливость", представительность Способствует становлению многопартий-ности Более или менее четкие парт

Типология избирательных систем
Тип системы   Подсистема и ее характеристики Тип избирательного округа   Мажоритарная (83 страны) Относит

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ДЕМОКРАТИИ
  Мы уже говорили об определенном влиянии избирательных правил на формирование и функционирование институтов власти. Рассмотрим теперь специфику влияния избира-тельных механизмов на п

Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
  При сопоставлении известных нам избирательных систем под этим углом зрения выделяются три наиболее значимых критерия (фактора) сравнения:   - способ формирова

Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
  Можно сделать вывод: мажоритарные избирательные системы способствуют утверждению мажоритарно-соревновательного типа демократии, а пропорциональные - пропорционалъно-консенсусного. В

В соответствии с принятой избирательной системой
  Критерий сравнения   ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ мажоритарные пропорциональные Тип демократ

Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
В политологии есть ряд других классификаций демократических режимов в зависимости от применяемых избирательных правил. К примеру, в американской политологии (А. Лейпхарт, М. Уоллерстайн и др.) испо

Четыре основных типа демократии
    Президентская форма правления   Парламентская фор- ма правления   Выборы по мажоритарному

Модели избирателя
  В 60-70-е годы в политологии получила распространение модель электорального участия, названная "мичиганской парадигмой". В начале 80-х годов появилась парадигма "раци

Модели голосования
  Итак, граждане голосуют, руководствуясь скорее общепринятыми мнениями, долгом, идейными установками, чем тщательным (экономическим) сопоставлением и взвешиванием различных вариантов

Шенкса-Миллера
    - постоянные персональные характеристики - приобретенные персональные характеристики -идеологические установки - партийная принадлежно сть

Многофакторная модель голосования Снидермана-Гласера-Гриффита
  идеологические установки →партийная принадлежность → оцен

Понятие политической культуры
  Термин "политическая культура" был введен в научный оборот в XVII веке немецким философом Иоганном Готфридом Гердером (1744-1803). С тех пор он в различных интерпретациях

Место политической культуры в общественной системе
  Схема 1

Структура политической культуры
  В отечественной политологии к наиболее распространенным структурным компонентам политической культуры относят элементы политического сознания, мировоззрения, представлений, установо

Типология политических культур
  Политическая культура любого общества уникальна. Вместе с тем, в политических культурах разных обществ имеется немало общих черт, что дает основание для их объединения в определенны

Сущность и детерминанты политической социализации
В политически организованных обществах человек всегда вольно или невольно включен в систему полити (521)ческих отношений, является носителем политической культуры. Перманентный процесс включения че

Политическое воспитание
  Частным случаем политической социализации является политическое воспитание -процесс целенаправленного и систематического воздействия на политическое сознание и поведение граждан с ц

Этапы политической социализации
  Политическая социализация представляет собой непрерывный процесс, который начинается в раннем детском возрасте и продолжается всю жизнь человека. Его содержание составляет обретение

Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
Один из наиболее значимых показателей политической культуры любого общества - уровень интереса граждан к политике. Исследования подтверждают, что жители Украины проявляют достаточный интерес к по(5

Региональные различия политической культуры в Украине
  Регионалъностъ политической культуры Украины - важная определяющая ее совре-менного состояния. Ученые-политологи предприняли ряд попыток проанализировать политическую культуру регио

Понятие социальной напряженности и политического конфликта
Политический конфликт - состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценности, определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтр

Типы политических конфликтов
  Существует несколько подходов к типологизации конфликтов. Чаще всего указывают на три основных типа политических конфликтов в зависимости от уровня развития обществ, в которых они п

Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
  Выделение непосредственных факторов, приводящих к политической нестабильно-сти, зависит от конкретной политической ситуации и выбранного ракурса исследования. К факторам политическо

Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
  Государства, в которых долгое время господствовали тоталитарные режимы власти, отличаются от тех, где уже на протяжении многих лет развиваются демократические формы правления. К стр

Черты и условия политической стабильности
Политическая стабильность - одна из сторон социальной стабильности. Это - состояние такого соотношения социальных групп и политических сил, при котором ни одна из них не может существенно изменить

Динамичная и застойная политическая стабильность
Динамичная или застойная политическая стабильность устанавливается в зависимости от степени демократизации государства. При демократическом строе все ветви власти стремятся к достижению равновесия

Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
Прежде всего надо учитывать, что некоторые конфликты имеют и позитивные функции. В частности, они способствуют разрядке напряженности между антагонистами, особенно если такой конфликт соціально кон

СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
  Политические партии - важные субъекты политического процесса. Своим политическим полем они охватывают группы интересов и общественные движения, но спектр их политической деятельност

Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
Начальный период формирования партий в современной их природе относится, в основном, к концу XVIII г- началу XIX в. Это был период становлення политических систем раннебуржуазных государств Западно

Сущность и родовые признаки политических партий
  Сегодняшние партии существенно отличаются от зародышевых партийных группировок и других исторических партийных форм. На каждом этапе партийной (562) эволюции имелись свои феноменоло

Функции партий и их роль в политическом процессе
  Находясь в составе опорной институциональной структуры гражданского общества и обладая некоторыми чертами последнего, партии одновременно - "сосуществуют" и в сфере полити

Типология политических партий
  Проблемы типологии возникают во всех случаях, когда анализируются разнородные по составу объекты. Типология объясняет причины дискретности, позволяет упорядоченно описать г

Партийные системы и их разновидности
  В странах, где партии существуют длительное время, сложились партийные системы. Под партийной системой понимается политическое пространство, состоящее из политических партий и упоря

Становление многопартийной системы в современной Украине
Важнейшим показателем политической трансформации украинского общества служит возникновение многопартийности. В начале XX в. Украина была одним из политимиро-ванных ареалов. На территории Большой Ук

Понятие группы интересов
  В украинской учебной политологической литературе категория "группы интересов" еще не подвергалась глу (573)бокому теоретико-познавательному анализу, тогда как западная пол

Функции и типология групп интересов
  Группы интересов имеют такие функции: упорядочение политического взаимодействия людей в обществе. Когда совокупность людей становится группой, то у них формируются нормы и роли, на

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Понятие "общественные движения", причины их возникновения и основные этапы развития. Политическая жизнь складывается из собственных действий людей на глазах самих участников событии в рез

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ
  Одной из важнейших сфер политической деятельности является экономика. Последняя представляет собой сложное образование, которое находит теоретическое отражение в тысячах экономическ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
  Государство по отношению к экономике - надстроечное образование. Однако оно может воздействовать на экономику, ускоряя или замедляя ее развитие. Если экономи-ческая политика государ

Эгалитарное и элитарное понимание равенства
  Равенство - понятие, означающее одинаковое положение людей в общественно рядом с идеалом равенства в истории человечества присутствует идея неустранимости неравенства людей. Поэтому

Идея социальной справедливости
  На протяжении многих веков человечество привлекает идея справедливости. В понятиях справедливости и несправедливости существующее положение характеризуется как должное, соответствую

Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
  Среди социальных ценностей большое значение придается и такому феномену как свобода. Об этом свидетельствует хотя бы то, что среди принципов пра(614)вового государства многими полит

Различные подходы к социальной политике
  Можно выделить несколько подходов к определению понятия "социальная политика". Один из них характеризуется достаточно узким толкованием социальной политики как "социа

Социальное государство, его принципы и функции
Характеризуя либеральный подход к социальной политике, мы коснулись такого понятия как "социальное государство". В настоящее время по разным причинам, порой совершенно противоположным, ус

Выбор концепции социальной политики для Украины
  Переход Украины к рынку ставит перед нею в сфере социальной политики ряд вопросов: 1. Какой должна быть социальная политика государства в условиях рынка, как она должна фин

Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
  За годы независимого развития Украины Верховная Рада приняла рад законов, которые имеют самое непосредственное отношение к социальной политике. Рассмотрим некоторые из них. Закон Ук

Определение, структура и функции этнополитики
  Этнонациональная политика в сложных и неоднозначных условиях современных национальных процессов, роста национального самосознания приобретает новое содержание. Многонациональные гос

Политика и национализм
  Национальные движения за реализацию своих прав оцениваются неоднозначно. В политике колониальных, тоталитарных и иных недемократических государств такие движения квалифицируются как

Национальное государство
  Пестрой и противоречивой остается этническая картина мира начала XXI столетия. В мире насчитывается свыше двух тысяч различных этнонациональных образований, а государств - членов ОО

Национальный вопрос
  Национальный вопрос - это форма открытого выдвижения в повестку дня проблем этнополитического бытия. Марксистский подход предполагает решение всех националь-ных проблем на базе соци

Проблемы консолидации полиэтнического общества
  Декларация о государственном суверенитете (1990) и провозглашение независимости 24 августа 1991 г. стали закономерным результатом многовекового стремления украинского народа быть хо

Этнодемографическая структура Украины
Этническая общность Общее кол-во (тыс.) Характер расселения (компактный, дисперсный) Тип поселения   Религиозная

Актуальные вопросы национального возрождения
  Приоритетным в этнополитике Украины является сохранение гражданского мира и межнационального согласия. Эту задачу можно сформулировать таким образом: "Украина - это общий дом,

Национальные меньшинства и государство
  Эту и другие проблемы этнополитики следует связывать с проблемой миграции. Среди мигрантов, которые прибывают в Украину, можно выделить такие группы. Во-первых, мигранты из республи

Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
  Внешнеполитическая деятельность разворачивается в особой сфере общественных отношений - в сфере международных отношений. В чем же специфика этой сферы? Международные отношения - это

Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
Внешняя политика - это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, всемирными и региональными межгос

Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
  XX век богат международными событиями. Хозяйственное взаимопроникновение развитых государств, растущее финансовое переплетение и развивающееся политическое взаимодействие создавали,

Проблемы становления нового миропорядка
  Благодаря окончанию "холодной войны" для всех стран и народов открылись новые воз-можности в решении многих назревших проблем внутригосударственного, регионального и глоба

Украина как субъект международной политики
  После провозглашения 24 августа 1991 г. Акта о независимости и проведения 1 декабря 1991 г. республиканского референдума, убедительно подтвердившего провозглашение независимости Укр

Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
  В общественном развитии в прошлом и теперь велика и незаменима роль интереса. Еще Гельвеции отметил, что "если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее

Внешнеполитическая деятельность Украины
  Принятая Верховной Радой внешнеполитическая концепция Украины стала основой ее внешнеполитического курса, всей деятельности ее властных структур и, прежде всего, украинской дипломат

ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ЗАПАДНЫХ ДЕМОКРАТИЙ
  Либерализм - это идейно-политическое течение, которое ассоциируется с эпохой Просвещения, появлением современного светского государства и рыночной экономики. Основными исследователя

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
  Современная демократия, хотя и выросла из классической либеральной политической системы и имеет с ней общие фундаментальные черты, все же существенно от нее отли-чается. Главные осо

Соединенные Штаты Америки
  Особенности образования США. Демократия в Северной Америке утвердилась в конце XVIII в., а через 200 лет, в конце XX в. американское общество, а с ним и весь мир получают неопроверж

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
Специфический характер становления и развития демократии в стране. Политичес-кая система современной Великобритании в основных своих параметрах сложилась несколько столетий тому назад. Ее высшее до

Франция (Французская Республика)
  Первая - Пятая Республики - этапы становления и развития демократии. Политичес-кая система современной Франции - одна из наиболее демократических в мире. Своим местом в группе самых

Германия (Федеративная Республика Германии)
  Исторические условия и предпосылки возникновения германского демократического государства. Демократическая Германия - явление относительно новое на политической арене Западной Европ

Понятие политического режима
  Явление тоталитаризма, его предпосылки, генезис, практика становления, внутренние противоречия, проблемы и пути преодоления являются объектом изучения различных наук - истории, соци

Общая характеристика тоталитаризма
Если иметь в виду образно-эмоциональную характеристику тоталитарного режима, то, пожалуй, сделать это лучше, чем в произведениях Кафки, Оруэлла, Кестлера, Платонова, Солженицына, будет трудно. В да

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
  После Второй мировой войны на политической карте мира, преимущественно в Азии и Африке, в результате распада мировой колониальной системы появилось большое число новых независимых г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги