рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типы политических культур

Типы политических культур - раздел Политика, ВВЕДЕНИЕ в Политологию ...

На протяжении развития разнообраз­ных государств и народов выработа­но множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического по­ведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложив­шихся под доминирующим воздействием географических, духов­ных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, спе­цифику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целост­ность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические раз­личия (Е. Вятр и др.).

Особую известность в науке получила классификация полити­ческой культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопостав­ляя основные компоненты и формы функционирования полити­ческих систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выде­лили три «чистых» типа политической культуры:патриархальный,для которого характерно отсутствие интереса граждан к политичес­кой жизни;подданический, где сильна ориентация на политичес­кие институты и невысок уровень индивидуальной активности граж­дан;активистский, свидетельствующий о заинтересованности граж­дан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные фор­мы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспече­ния стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические ус­тановки и соответствующие формы участия людей в политике.

В то же время типы политической культуры могут опреде­ляться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического по­ведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить орыночной политической культуре (где политика пони­мается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государ­ственных институтов в организации политической жизни и опре­делении условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Существуют и более общие критерии типологизации, задан­ные, в частности, спецификой цивилизационного устройства осо­бых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции кото­рых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы политической культуры запад­ного типа восходят к полисной (го­родской) организации власти в Древ­ней Греции, предполагавшей обяза­тельность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личнос­ти. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католи­ческой его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных струк­тур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воз­действием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих цен­ностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:

Запад — убежденность, что власть может покоиться на физичес­ком, духовном или ином пре­восходстве человека над чело­веком; — отношение к политике как к разновидности конфликт­ной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граж­дан перед законом;   — осознание самодостаточ­ности личности для осуществле­ния властных полномочий, от­ношение к политическим пра­вам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной сво­боды; — признание индивида глав­ным субъектом и источником политики, отношение к госу­дарству как к институту, зави­симому от гражданского обще­ства, гаранту прав и свобод лич­ности, орудию предпринима­тельской деятельности индиви­да и группы; — предпочтение личностью множественности форм поли­тической жизни, состязатель­ного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной ор­ганизации власти (наличия пар­тий, разнообразных групп дав­ления и т.д.);   — рациональное отношение к исполнению правящими эли­тами и лидерами своих функ­ций по управлению обществом, понимание необходимости кон­троля за их деятельностью и со­блюдения правил контрактной этики; — примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правила­ми поведения, понимание раз­личий в моральной и правовой мотивации политических дейст­вий граждан;   — достаточно ощутимая идеологизированность полити­ческих позиций граждан. Восток — уверенность в божествен­ном происхождении власти, не связанном ни с какими челове­ческими достоинствами; — отношение к политике как к подвижнической, недо­ступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам боже­ственного правления; отрица­ние случайности политических событий и понимание полити­ки как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира; — отрицание самодостаточ­ности личности для осущест­вления властных полномочий, потребность в посреднике в от­ношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности; — признание главенствую­щей роли в политике элит и государства, предпочтение пат­роната государства над личнос­тью; признание приоритета над личностью руководителей об­щин, сообществ, групп; доми­нирование ценностей корпора­тивизма;   — предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллек­тивных форм политического участия, лишенных индивиду­альной ответственности; тяго­тение к авторитарному типу правления, упрощенным фор­мам организации власти, поис­ку харизматического лидера; — обожествление (сакрали­зация) правителей и их деятель­ности по управлению общест­вом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля; — приоритет местных пра­вил и обычаев (местного права) над формальными установ­лениями государства, тенден­ция к сглаживанию противоре­чий между нравственными тра­дициями общности и законода­тельными установлениями как мотивами политического пове­дения; — менее выраженная идео­логизированность позиций, ве­ротерпимость (за исключением исламистских течений).

В классическом виде названные ценности и традиции взаи­модействия человека и власти формируют органически противо­положные политические культуры (например в США и Иране, во Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней куль­туры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно раз­витую партийную систему, парламентские институты и проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные про­граммы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристо­кратических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышен­ный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.

Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, на­пример, технологический рывок Японии в клуб ведущих инду­стриальных держав, а также политические последствия послевоен­ной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических цен­ностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в по­литической жизни стран, занимающих срединное геополитичес­кое положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов по­литического участия граждан.

И все же качественные особенности вышеназванных миро­вых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не пре­образуемые основания политических культур, сближение кото­рых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граж­дан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и элек­тората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где суме­ли выработать единые базовые ценности либерализма и демо­кратии, сформировать плюралистическую организацию влас­ти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к ис­пользованию легитимных форм политического участия, зако­нопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую поли­тическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности влас­тей и ответственности элит за свои действия, особая почти­тельность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между полити­ческими силами. Политико-культурный облик Германии от­личает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюде­нию процедур, ответственность элит за исполнение своих обя­занностей и т.д.

В России также сложились определенные особенности полити­ческой культуры, прежде всего обусловленные ее геополитичес­ким положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от ре­альных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие цен­ностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообщест­вом. В целом же такая политика послужила усеченному воспро­изводству и развитию российской цивилизации.

В результате ведущее на сегодняшний день положение в по­литической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обу­словливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политичес­кой и социальной жизни). В то же время по преимуществу персо­нализированное восприятие власти, а также нравственный ха­рактер требований к ее деятельности предопределяют стремле­ние большинства граждан к поиску харизматического лидера («спа­сителя отечества», способного вывести страну из кризиса), недо­понимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной от­ветственностью. Причем явная непопулярность контроля за влас­тями сочетается у людей со слабым уважением законов государ­ства и предпочтением своей, «калужской законности» (Ленин) перед понятиями кодифицированного права.

Неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обы­чаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идей­ных, не допускающих компромисса ориентиров граждан поддер­живает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных взаимооппони­рующих субкультур не дает возможности выработать единые цен­ности политического устройства России, совместить ее культур­ное многообразие с политическим единством, обеспечить внут­реннюю целостность государства и общества.

В настоящее время политическая культура российского обще­ства являет собой культуру внутренне расколотую, в которой пре­обладают нормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Ха­рактерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным фор­мам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинте­ресованность граждан в использовании консенсусных техноло­гий властвования.

Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации влас­ти, а в ряде случаев способствует активизации политических дви­жений националистического и фашистского толка. В целом же сформировавшиеся черты массового стиля политического пове­дения поддерживают и воспроизводят в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности, являются прекрасной почвой для распространения социальных мифов, служащих ин­тересам старой и новой элиты.

Таким образом, одна из насущных задач реформирования рос­сийского государства и общества — преобразование полити­ческой культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти.

Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения граж­данского статуса личности, создания властных механизмов, пере­дающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» док­трин, а последовательное укрепление духовной свободы, реаль­ное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя обра­зованию политических ориентаций, объединяющих, а не проти­вопоставляющих позиции социалистов и либералов, консервато­ров и демократов, но при этом радикально ограничивающих идей­ное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского до­стоинства, самоуважение, демократические формы взаимодейст­вия человека и власти.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ в Политологию

А И Соловьев... ВВЕДЕНИЕ... В...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типы политических культур

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие политики
«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в рус­ском языке, да

Структура и функции политики
  Политика существует в различных ипос­тасях (формах) — в виде мышления, р

Границы политики в обществе
  Ответ на вопрос о распространеннос­ти политики в обществе прямо зави­сит

ИССЛЕДОВАНИЯ
  Люди осознают политику двумя главными способами: через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и через научное знание, являющееся результатом иссле­дователь

Возникновение и предмет политологии
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплете

Структура политической науки
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутрен­не дифференцирована и включает целый ряд более частных дис­циплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с общ

Методы политической науки
Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нер

Прикладная политология
В XX в. из всех методов наибольшее влияние на развитие политологии, придание ей современ

Политическое проявление гуманизма
Наиболее полно и ярко служение по­литики и любой другой обществен­ной деятельности лично

Мораль и политика: общее и специфическое
Мораль и политика как специализи­рующиеся на регуляции поведения людей секторы

Возможна ли нравственная политика?
В мировой социальной жизни выделить четыре главных подхода к взаимоотношению политики и

Соотношение целей и средств в политике
Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, чт

Насилие и ненасилие в политике
  Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уж

Понятие и история прав человека
  Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечив

Основные подходы к правам человека
Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопро­се об определении прав человека по­служила основанием длятрех основных подходов в их трактовке, получивших широ

Их реализации в современном мире
  В наши дни для большинства стран права человека являются высшей цен­ност

Понятие, структура и агенты власти
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она су­ществует везде, где е

Ресурсы, процесс и виды власти
  Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим яв­ляется не

Политическое господство и легитимность
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для тог

Социальная стратификация
В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожд

Каждая из этих разновидностей групповых различий обладает собственными источниками политической активности граждан.
Политически значимым является не только характер социальной диффе­ренциации, но и способ

Динамика социальной структуры в современном мире
Колоссальное многообразие социаль­ных связей в обществе порождает столь же богатейшие от

Возникновение понятия и теории элит
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В по

Основные направления современной элитарной теории
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким тео­ретическим, а впоследств

Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты
  Каждое из рассмотренных выше основных направлений элитарной тео­рии отра

Понятие лидерства
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с анг

Природа политического лидерства
  Феномен лидерства пытаются объяс­нить многие теории. Пожалуй, старей­шей

Понятие и типы политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвяза­ны и составляют определенную целостность, социальный орга­низм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свой­ство и отражает понятие по

Истоки и предпосылки тоталитаризма
  Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же каса­етс

Тоталитарных политических систем
Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенно­го идеологического о

Авторитаризм
  Одним из наиболее распространенных авторитаризма в истории типов политич

Понятие и измерение демократии
В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление

Древняя и средневековая демократии
  Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-госу

Коллективистская демократия
Преодолеть недостатки либерального государства и осущест­вить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии тео­ретически достаточно

Плюралистическая демократия
Демократия западного образца вырос­ла из либеральной политической сис­темы и наследует е

Роль масс в современных демократиях
Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и недостатков. Однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей политических систем сегодня не суще­ствует. Поэтому конц

Нужна ли обществу демократия?
Распространение демократии в мире — сложный и противо­речивый процесс. С момента возникновения Афинской респуб­лики демократические государства всегда оставались в меньшин­стве. В истории человечес

Предпосылки и пути демократизации
Хотя идея демократии получила в современном мире широ­чайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия слу

Сущность государства
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности кон

Правовое социальное государство
Правовое государство — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его

Устройство современного государства
Строение государства традиционно характеризуется черезформы правле­ния и формы т

Группы интересов
  В каждой сложнорганизованной политической системе, как правило, су­ществ

Политические партии
Партия, будучи таким же посредни­ком в отношениях населения с госу­дарством, как и групп

Типы партий и партийных систем
  Многообразие исторических и социокультурных условий политического развит

Понятие политической идеологии
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политическог

Основные идеологические течения в современном мире
Унаследовав ряд идей древнегречес­ких мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как с

Идеологический дискурс
Реальное сосуществование и посто­янное взаимодействие разнообразных идеологических течен

Понятие политической культуры
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической куль­туре, описывало

Политическая социализация
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осу­ществляется через усв

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Сущность и особенности политической психологии Роль духов

Полиструктурный характер политической психологии
Участвуя во всех реально существую­щих политических процессах, поли­тическая психология

Функции политической психологии
Роль и влияние политической психо­логии в политике проявляются преж­де всего в осуществл

Понятие и функции СМИ
  Неотъемлемой составной частью по­литики являются массовые коммуни­кации.

Основные каналы и особенности политического влияния СМИ
Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в

Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственно­го устройства предста

Сущность и значение конфликтов в политике
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А.

Управление политическими конфликтами
В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способо

Сущность и структура политического процесса
  Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специ

Политическое участие
В каждом государственно организован­ном обществе складывается та или иная вовлеченность

Процесс принятия политических решений
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политически

Подготовительный этап принятия решений
На этом этапе из общего социального контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политичес­кий характер. Таким образом формируется т.н. повестка дня, т.е. совокупность проблем, котор

Роль выборов в демократической политической системе
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собойспособ

Основные принципы свободных демократических выборов
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае,

Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политич

Основные стадии избирательного процесса
Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содерж

Политическое развитие
Эволюция политических систем и ре- жимов правления в каждый отдель­ный момент

Политическая модернизация
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наибо­лее полно оп

Кризисы политического развития
  Кризис идентичности наступает тог­да, когда распад идеалов и ценностей,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги