рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - раздел Политика, ПОЛИТОЛОГИЯ 1. Политическая Культура: Понятие, Структура, Функции. 2. Основные Т...

1. Политическая культура: понятие, структура, функции.

2. Основные типы политической культуры

3. Особенности политической культуры в РБ

4. Сущность и основные этапы политической социализации личности.

1. Политическая культура: понятие, структура, функции. В широком смысле под культурой (от лат. сulturа – возделывание, вос-питание, образование, почитание) понимается творческая (материальная, ду-ховная, бытовая) деятельность человека. В обыденной жизниэто результат взаимодействия политики и культуры, сложившиеся в данном обществе представления о ценностях, добре и зле, нормах и правилах поведения, о многом другом, позволяющем людям рационально реализовывать свои права и обязанности.

Термин «политическая культура» впервые появился в произведениях немецкого просветителя И. Гердера (1744–1803), а ее теория концептуально оформилась в 50–60-е годы XX в., благодаря трудам американских политологов Г. Алмонда, С. Вербы и Г. Пауэлла, как совокупность знаний, представлений, оценок и образцов поведения, охватывающих взаимоотношения власти и граждан.

Теория политической культуры, раскрывающая механизмы детерминации политического поведения человека, помимо прочего, объясняет, почему в разных странах деятельность одинаковых по форме институтов власти приводит к различным результатам.

Политическая культура формируется с возникновением государства как часть общей культуры, когда на основе общепринятых норм в обществе складываются устойчивые отношения между социальными группами и отдельными гражданами, властью и обществом, закрепляются исторически сложившиеся политические представления, знания, убеждения, ценности, нормы поведения людей, а также способы функционирования политических институтов и образуемой им системы.

Следует отметить, что политическая культура является более емким понятием, чем политическая система, так как включает в себя не только сегодняшние, но также отжитые и, возможно, будущие образцы политического поведения и ценностные ориентации.

Следует различать субъекты (индивид с его установками и ценностями, социальные слои, классы, народы) и объекты (институты, партии, общественные организации) политической культуры. В ее структуре выделяют политическое сознание и детерминируемые им политические отношения.

Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры. Наиболее характерные ее элементы разработаны польским политологом Е. Вятром. По его мнению политическая культура состоит из: 1) знаний и убеждений о политике, законах ее функционирования, политической жизни, политических процессах (информационно-познавательный компонент); 2) оценки политических явлений, ценностное отношение к политике и политическим явлениям через соотношение с системами ценностей, личностной, семейной, групповой (нормативно-оценочный компонент); 3) эмоциональной составляющей, восприятие политических институтов, процессов, лидеров: уважение, гордость, равнодушие и т. д. (эмоцио-нальный компонент); 4) устойчивые образцы политического поведения, одобряемые в данном обществе (поведенческий компонент). Таким образом, политическая культура включает компоненты, относящиеся к сфере политического сознания (знания, оценки, чувства), и компонент, относящиеся к сфере политического поведения (образцы поведения), которые в реальной жизни сильно взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

Среди элементов политической культуры общества выделяют культуру взаимоотношения политических учреждений с массами.Политическая культура использует существующие в обществе и создает собственные знаковые системы (язык, понятия, символы), а также модели политического поведения (традиции, ритуалы, церемонии).

Эффективность политической системы во многом зависит от политической культуры и выполняемых ею функций. В их числе:

– идентификации, позволяющая человеку осознать свою принадлежность к определенному государству, политическому сообществу в целях выражения и отстаивания личных и общественных интересов;

– ориентации, предоставления возможности человеку ориентироваться в политических событиях, пониманию собственных возможностей в реализации своих прав и интересов в существующей политической системе;

– адаптации, или приспособления к изменяющейся политической среде;

– политической социализации – процесс приобретения, реализации и передачи индивидуумом определенных политических норм, ценностей и образцов поведения, приемлемых для данного общества в конкретных социально-политических условиях;

– интеграции – сохранение целостности государства и гражданского мира;

– коммуникации, или обеспечения взаимодействия всех политических субъектов и институтов власти на основе использования общепринятой терминологии, символов и других средств общения.

Таким образом, политическая культура — явление сложное и многоуровневое, активно взаимодействующее с политической системой и во многом обусловливающее ее развитие.

2.Основные типы политической культуры. Индикатором определения особенностей политического развития того или иного общества выступает политическая культура. В целях ее типологизации используется разные подходы. Так, если брать за основу идеологичес-кий признак, то можно выделить два типа политической культуры – тоталитарный и плюралистический. Первый основывается на идеях о единстве социально-экономической и духовной жизни общества, отсутствии особых целей и интересов различных социальных групп. Ему характерны вождизм, нетерпимость к инакомыслию, перманентная борьба против внутреннего и внешнего врага. Плюралистический тип политической культуры отличают консенсусный характер принципов организации и осуществления политической жизни для всех членов общества, высокий статус прав и свобод человека в системе ценностей, функционирование демократических институтов.

Более широкое использование идеологического критерия в типологизации политической культуры того или иного общества дает основания назвать либеральную, консервативную, коммунистическую, социал-демократическую, националистическую, клерикальную и другие ее типы.

На основании изучения способа осуществления политической власти в том или ином обществе можно говорить о тоталитарном, авторитарном и демократическом типе политической культуре. Тоталитарная (этатистская) культура предполагает наличие единой официальной идеологии обязательной для всех граждан, мобилизует экономику, политику, культуру, весь социум на построение идеального общества. По отношению к инакомыслию и его носителям проявляет воинствующую нетерпимость. Авторитарная культура концентрирует внимание на политической власти. Ее легитимации призваны способствовать все государственные институты и лояльные власти ор-ганизации. Инакомыслие и оппозиция существуют только до того времени и в той степени, пока они не представляют опасности для властной элиты. Наконец, демократическая (плюралистическая) культура предполагает наличие правового государства и гражданского общества, наличия в нем разнообразных идеологических концепций, отражающих интересы всех слоев населения и др.

Опираясь на признак «равенства–неравенства» членов общества, можно выделить эгалитарную и субэлитарную культуру. По социально-классовому признаку можно классифицировать пролетарский, крестьянский, буржуазный, дворянский и др. типы культуры.

Ряд политологов, применяя к политической культуре цивилизационный подход, называют два ее типа – западный и восточный. И на то есть твердые основания, поскольку, несмотря на национальные различия, каждому обществу, свойственны общие политические черты. Так, людям, относящимся к западному типу политической культуры, характерны приверженность правам человека, приоритету личности перед государством, идейному плюрализму, контролю над властными структурами и др. Восточный тип политической культуры объединяет людей, которые признают божественное происхождение власти и во взаимоотношениях с государством отдают ему приоритет. При этом права и свободы человека, даже сама его жизнь не являются безус-ловной ценностью. По сути, представители восточной и поддан-нической политических культур мало чем отличаются между собою.

Среди разработанных учеными типологий и типов политических культур наибольшей популярностью пользуется вариант, предложенный американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой в опубликованной ими в 1963 г. книге «Гражданская культура». В рамках их концепции отношение людей к политической системе явилось основанием для определения трёх «чистых» типов политической культуры. В их числе:

1) патриархальная – это политическая культура, свойственная неразвитому обществу, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система, а политические интересы членов этого общества не выходят за рамки религиозных и социальных.

2) подданническая («культура подчинения») отличается сильной ориентацией членов общества на деятельность власти. Кроме того, они, зная о существовании политической системы, не проявляют заметного участия в политической жизни. В таком обществе подданные ждут от власти готовых решений и не стремятся повлиять на их содержание через специализированные политические институты;

3) активистская, или гражданская (или культура участия) – ха­рактеризуется сильной ориентацией индивида на активное участие в политической жизни общества вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе. Ее отличает политический плюрализм, активное участие граждан в политической жизни, лояльное отношение к существующей политической системе.

Смешение этих типов культуры способствует появлению трех новых: патриархально-подданнической, подданническо-активистской и патриархально-активистской.

Первый из них характерен обществам, которые переживающим этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти. Второй тип характеризуется тем, что значительная часть населения ориентирована на более или менее демократическую политическую систему, в то же время оставаясь лояльными и по отношению к авторитарным формам правления. Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии и постигают и изыскивают приемлемые для себя формы политической жизни.

По мнению авторов, для оптимального политического развития общества самым приемлемым вариантом должен являться так называемый тип «культуры гражданственности», созданный на основе активистской культуры и вобравшей в себя элементы «чистых» патриархальной и подданнической культур. «От гражданина демократического общества, – пишут Г. Алмонд и С. Верба, – требуются противоречащие друг другу устремления: он должен быть активным, но вместе с тем и пассивным; включенным в политический процесс, но не чрезмерно; влиятельным, но и почтительным к властям. Другими словами, демократия покоится на примирении крайностей и соблюдении меры в политике».

Работа Г. Алмонда и С. Вербы вдохновила польского политолога Е. Вятра на разработку собственной типологии политических культур. В частности, он обосновал наличие традиционной политической культуры, характерной для рабовладельческих и феодальных обществ, которой свойственны: признание власти священной, господство традиций в отношениях между властью и подданными («так было всегда»), неизменность политической системы и ее морально-правовых норм.

По мнению Е. Вятра, буржуазное общество порождает два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Для демократического типа характерны активность граждан, признание прав и свобод человека, принцип контроля со стороны граждан деятельности правительства и т. д. Сам этот тип политической культуры имеет две разновидности: консервативно-либеральную и либерально-демократическую. Первая признает в качестве главных ценностей гражданские права и свободы, но отвергает государственные реформы, направленные на перераспределение национального богатства и др. В либерально-демократической, напротив, признанию основных ценностей и образцов поведения, типичных для буржуазной демократии, сопутствует ожидание социальных реформ в интересах трудящихся. Характеризуя автократический тип политической культуры, автор называет в качестве ее основного признака сильную и неконтролируемую власть государства, исключающую права и свободы граждан. Этот тип имеет две разновидности: авторитарную и тоталитарную. Первая не предусматривает активного участия масс в политической жизни и ориентирована на их безусловное подчинение власти. Тоталитарная же политическая культура характеризуется культом лидера, активным привлечением масс к контролируемому участию в политической жизни.

Помимо вышеназванной типологии, Е. Вятром предложена еще две: одна, основанная на различиях политических режимов, в соответствии с которыми следует различать авторитарный, тоталитарный и демократический типы политических культур. И другая, критерием которой является господствующая в обществе политическая идеология, может обусловливать существование либерального, консервативного, коммунистического, социал-демократического, националистического и т. д. типов политической культуры.

Таким образом, наличие различных подходов к изучению политической культуры дает возможность с большой долей вероятности определить наиболее характерные ее проявления в том или ином обществе, определить особенности тенденции его политического развития.

3. Особенности политической культуры Республики Беларусь. Современная политическая культура Беларуси характеризуется сочетанием разных ее типов, свойств и качеств, сформировавшихся в ходе истории. В своём развитии политическая культура прошла три этапа 1) традиционный (досоветский), 2) советский и 3) постсоветский (современный).

Традиционная (досоветская) политическая культура являлась продуктом многовековой истории белорусского общества. Со времен ВКЛ белорусам были характерны такие политические институты как городское самоуправление, сойм, соймики, суды, имевший черты конституции (Литовский Статут), что позволяет говорить о зачатках демократической культуры. Об этом же свидетельствует и наличие у белорусов их отличительной ментальной черты – толерантности. Межцивилизационный, пограничных характер государства и общества способствовал укреплению таких черт политического поведения, как законопослушание, согласительность, умеренность (памяркоўнасць).

Вместе с тем период нахождения белорусов в составе Речи Посполитой не способствовал упрочению демократических традиций. Сфера политики стала прерогативой высших классов, как правило, католического вероисповедания. Ополячивание белорусской шляхты и забвение государственного (во времена ВКЛ) и литературного языка стали тормозом на пути формирования белорусской нации и полному устранению основной ее массы из политической жизни. По отношению к власти в сознании толерантного народа зародилось и стало доминировать долготерпение, неуверенность в себе. После присоедине-ния в 1772–1795 г. к России его отношение к самодержавной системе власти характеризовалось внешней лояльностью, а с другой стороны, государственные институты (войско, суд, полиция, фискальные службы и др.) ассоциировались со злом и несправедливостью.

По мере формирования белорусской нации, ее политическая куль-тура (самосознание, национальная идея, национальные организации) в некоторых деталях продолжала базироваться на традициях ВКЛ и Речи Посполитой. С течением времени под влиянием русификации, а также в результате борьбы против католицизма и униатства русская политическая культура для белорусов, как и для всех проживавших в Российском государстве народов, стала доминирующей.

В условиях полного и безраздельного господства царизма тогдашняя политическая элита являлась рупором главенствующей идеологии, заключенной в триаде «Самодержавие. Православие. Народность». Сложившаяся авторитарная политическая культура не оставляла места даже таким ценностям, как «личность», «свобода», «справедливость» и др. Перманентное насилие со стороны государства формировало у большинства граждан подданническую психологию и соответствующее отношение к «власть предержащим». Опасение наказания, недоверие к судебным инстанциям и др. может быть сви-детельствовать о существовании у жителей империи подданнической культуры с элементами патриархальной. Патернализм (вера в отеческую заботу монарха), ожидание благ сверху, слабая ориентация на политические действия или даже полное отсутствие интереса к политической системе, замкнутость интересов на делах своей местной общины – таковы характерные черты господствовавшей в Российской империи во второй половине ХІХ в. политической культуры. В то же время, если в Великороссии создавались предпосылки для формирования политической культуры активистского типа (земское самоуп-равление, политические партии и общественные организации и др.) и все это способствовало эволюции политической культуры в направлении либерально-демократической, то общественность Беларуси (в особенности еврейская и польская) фактически проживала в условиях чрезвычайных законов, а ее политическая культура не переставала быть патриархально-подданической.

После крушения в марте 1917 г. авторитарного политического режима и его трансформирования в демократический, тип культуры белорусов несколько видоизменился в сторону большей общественной активности ее субъектов. Однако с приходом к власти большевиков эволюционный процесс политической культуры был прерван. С традиционной (досоветской) культурой ее сближали приоритет государства над личностью и низкий статус личных прав и свобод, а отличало – то, что она была ориентирована не на пассивное подчинение, а на активную поддержку власти, безграничную веру в абсолютную правоту правящей партии, готовность жертвовать насущными интересами во имя осуществления экономических, политических и др. проектов.

Монопольное господство коммунистической идеологии обусловило утверждение коллективистских, интернационалистических, этатистско-патерналистских ценностей, отказ от принципов индивидуализма и рыночных механизмов и замену их эгалитаристскими (уравнительными) настроениями.

С началом перестройки в СССР обозначился кризис политической культуры, который стал выражаться в утрате социалистических ценностей, норм и образцов, дававших человеку возможность ощущать свою принадлежность к обществу и государству (кризис идентичности). Вместе с тем большинство населения СССР, в том числе БССР, с надеждой встретили новые идеи (гласность, демократия, «социализм с человеческим лицом», рынок, суверенитет). Участие граждан в политической жизни стало более осмысленным. Результатом политических реформ начала 90-х годов прошлого века стало продвижение в общество ценностей и норм демократической культуры: прав и свобод человека, идейного плюрализма, многопартийности и т. д.

При этом следует признать, что в Беларуси продвижение этих ценностей осуществлялось при ожесточенном сопротивлении бывших партийных функционеров, оставшихся при власти. Не без их влияния после столкновения с негативными социальными последствиями распада СССР и экономического кризиса у части общества обозначилась «обратная тяга» к утраченным социалистическим ценностям и стремление их вернуть. Эти люди, представлявшие социально слабые слои – пенсионеров и инвалидов, а также служащих бюджетной сферы, коммунистов сталинской закваски, бывших советских функционеров, ветеранов и др. выступали против радикальных экономических ре-форм, за государственное регулирование цен, восстановление СССР. В целом, приобретенный опыт участия граждан в политической жизни, прежде всего в выборах, наложенный на предыдущую политическую культуру, породил специфический феномен переходной постсоветской политической культуры.

В период становления независимой Республики Беларусь в ее обществе пока не сложилось единой политической культуры. Наличествовали характерные для переходного общества элементы патриархально-подданической культуры. Можно даже говорить о формировании нескольких субкультур, складывающихся на основе определенных ценностей. В их числе – субкультура, основывающаяся на прежних, социалистических идеалах (общенародная собственность, коллективизм, личный труд, союзное государство и др.). Среди ее адептов – действующая политическая элита, бывшие коммунистические и советские функционеры, директоры предприятий и совхозов, пред-седатели колхозов, пенсионеры).

Вторая субкультура объединяет сторонников либеральных ценностей, выступающих за права и свободы личности, верховенство закона, рыночную экономику, развитое гражданское общество. Ее социальная база невелика: это предприниматели, ученые-правоведы и экономисты, фермеры.

Третья субкультура формируется вокруг национальных ценностей (белорусский язык, национальная система образования, суверенное государство). В определенной степени ей свойственен этноцентризм, т. е. признание в качестве высшей ценности своего этноса, этнонациональной, а не общесоюзной либо союзной (Беларусь – Россия) государственности. Ее носители – часть молодежи, предприниматели, интеллигенция, так называемые «сьвядомыя беларусы».

Заявляют о себе приверженцы социал-демократии, ратующие за специфическую модель развития общества с характерным для нее реформистским путем, плюрализмом различных форм хозяйствования с функционированием социально-ориентированной рыночной эконо-мики и гражданской (активистской) политической культурой.

Таким образом, общественно-политические и экономические процессы, происшедшие с момента провозглашения Республики Беларусь в целом благотворно отразились на формировании новой, демократической политической системы. В начале 1990-х гг. свободное участие граждан Беларуси в политической жизни породило специфический феномен постсоветской политической культуры со свойственными ей отходом от тоталитарных традиций (безраздельное господство коммунистической партии, командно-административная система, безальтернативные выборы и др.) в сторону формирования правового государства и гражданского общества. Массовое участие белорус-ского народа в обсуждении Конституции (1994), Референдумах (1995, 1996, 2004), Парламентских (1996, 2000, 2004, 2008) и Президентских (1994, 2001, 2006, 2010) выборах, помимо прочего, свидетельствует об осознании им своей определяющей политической роли. С другой стороны, за все время существования президентской республики граждане Беларуси связывают свое благополучие и надежды на лучшее с ее главой – А. Г. Лукашенко, что дает основания для идентификации сложившейся политической культуры как гражданско-подданической. В любом случае тенденции развития политических процессов позволяет надеяться на дальнейшее совершенствование политической культуры как средства и цели построения сильной и процветающей Беларуси.

4. Сущность и основные этапы политической социализации личности. Политическая культура определяет процесс усвоения индивидом политических ценностей и норм, укорененных в данном обществе и их последующее воспроизводство. Вступление личности в политику, формирование его политических представлений, ценностных ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, процесс врастания в определенную политическую культуру называют политической социализацией.

Становление теорий политической социализации связано с именем Д. Истона, в 1953 г. применившего понятие «политизация» как процесса формирования политических убеждений и мировоззрения. Немного позже, в 1959 г. термин «политическая социализация» был введен в научный оборот Г. Хайменом. В своей работе «Политическая социализация» он интерпретировал закономерности психологической теории для обоснования механизмов воспроизводства норм, ценностей относительно политической системы. Это послужило основой возникновения исследований политической социализации как направления политической науки.

Ученые называют два уровня политической социализации. Первичный, объединяющий ближайшее окружение, в первую очередь – семью, круг знакомых и т. д., и вторичный, на котором индивид включается в систему политических отношений в рамках государственных структур и различных общественных организаций.

В рамках всех политических культур существует объективная потребность в политической социализации, осуществляемая в целях привития людям устойчивых образцов поведения. Однако в тоталитарных и авторитарных обществах она предполагает жесткую зависимость индивидов от существующих социальных стандартов и поэтому в определенном смысле препятствует самостоятельному развитию личности. В демократических же обществах в этом смысле выработка политических ценностей и общепринятых моделей поведения происходит консенсусным путем, на основе согласования политических целей, интересов и приоритетов.

Отдельные политологи различают два вида политической социализации вертикальную и горизонтальную. Под первой они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколений к младшему, от дедов к сыновьям и т. д. Второй вид социализации предполагает передачу этих ценностей в пределах одного поколения – братьев, сестер, среди друзей, ровесников и т. д. Замечено, что если политическая система на протяжении долгого времени сохраняет стабильность, значит между живущими поколениями существует сильная духовная связь, обусловленная наличием и востребованностью общими политическими ценностями и моделями поведения.

Другая группа политологов называют три уровня личности, на которых осуществляется политическая социализация – биологический, психологический и социальный. К биологическому уровню они относят наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и др. элементы. Психологический уровень социализации предполагает опору на такие составляющие личности, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер. Наконец, социальный уровень политической социализации должен включать формирование мировоззрения личности, ее интересов и целей, ценностных ориентаций и поведенческих установок.

Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком постоянно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая в начале своего жизненного пути одни идеи и ценности, человек в зрелом возрасте способен существенно изменить их, вплоть до замены на противоположные. Таким образом, уровень политической социализации человека, особенно при качественных обновлениях политической системы, эволюции ее ценностей и норм политического поведения субъектов, не может оставаться неизменным.

Объем политических знаний и активность участия в политической жизни человека прежде всего зависит от уровня его образования, социального статуса, выполняемых в политике ролей, а также от воздействия на его сознание таких средств политической социализации, как учебное заведение (или несколько), институты власти, религиозные и общественные структуры, средства массовой информации и др. В этой связи ряд исследователей обращает внимание на важность семейного и школьного воспитания, которое составляет своего рода первичный этап политической социализации. Его суть заключается в первоначальном восприятии ребенком трехпятилетнего возраста отдельных политических понятий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.

По мнению Д. Истона, необходимо различать последовательность процесса социализации: 1 непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей; 2 «персонализация» политики, в ходе которой те или иные представители власти (например, президент или губернатор в телепередаче, полицейские на улице), становятся для него связующим звеном с политической системой; 3. «идеализация» на основе этих образов устойчивого эмоционального отношения к политике; 4. «институциализация» обретенных качеств в сознании ребенка и его переход к самостоятельному видению политики. Для сохранения естественного характера включения юного гражданина в политический мир предпочтительны те социальные формы, где политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером родителей и старших старших товарищей. Только на этой основе детское сознание следует подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими категориями.

Вторичная политическая социализация человека начинается после освоения им умения дифференцировать поступаемую информацию, обретения способности индивидуально оценивать идеологический смысл политических заявлений или поступков, а также переоценивать существующие норы и традиции. Формирование собственного видения мира политики позволяет противостоять групповому давлению и, как следствия, избегать втягивания в сомнительные акции. Наоборот, сам человек, овладевший комплексом политических знаний и норм поведения, получает возможность активно воздействовать на окружающих. В конечном счете в выигрыше оказывается все общество, заинтересованное в политической социализации сограждан, способное к выработке оптимальных методов взаимодействия с властью, способствующее самоусовершенствованию и дальнейшей стабилизации политической системы.

Политическая социализация личности происходит в рамках любой политической системы. Первым институтом, где происходит ее осуществление, является семья. Именно здесь происходит первое знакомство человека з миром политики, а также осуществляется передача основ политической культуры от одного поколения к другому. По причине высокого авторитета родителей на данном этапе политической социализации ее воздействие особенно значимо.

Следующим средством политической социализации является школа и иные учебные заведения, где процесс передачи политических ценностей, норм и традиции осуществляется как через обучение, в контексте образовательных программ, так и через коллективное, индивидуальное, неформальное воспитание. Осуществление политической социализации в учебных заведениях плодотворно еще и тем, что здесь при умело поставленной работе, с элементами состязательности и морального стимулирования создаются условия для самостоятельного освоения учащимися политической культуры.

Особую роль в политической социализации граждан, особенно, молодежи, играют сверстники («родственные» или «референтные группы». Их значимость друг для друга представляется довольно значительной, поскольку именно в «своей» среде молодые люди стремятся найти признание и поддержку, а, вместе с ними и заимствовать разделяемые всеми политические ценности и нормы. Разумеется, далеко не всегда эти ценности и нормы являются общепризнанными в обществе, поэтому во избежание конфликтов и радикализации молодежных субкультур необходимо усиление политической социализации на уровне семьи и системы образования.

Значительное влияние на процесс политической социализации оказывают партии и общественные организации. Наглядным результатом их деятельности, помимо прочего, является пополнение рядов сознательными гражданами, борющимися за достижение своих целей в правовом поле и демократическими средствами, способствуя в конечном счете совершенствованию всей политической системы.

На современном этапе все более возрастающую роль в плане политической социализации играют средства массовой информации, в особенности пресса, телевидение и Интернет. Их действенность обусловлена возможностью относительно быстрого и массового воздействия на умы, настроения и поведение огромных масс населения. Потребители продукции СМИ, по сути, проходят дополнительный этап социализации, в конечном счете обогащая свой теоретический и практический арсенал в сфере политики. В демократических обществах с устоявшейся политической культурой средства массовой информации являются дополнительной гарантией конструктивного взаимодействия общества и власти, заинтересованного участия граждан в политической жизни и, как, следствие, стабилизации политической системы.

Таким образом, во всех государствах, вне зависимости формы правления или типа политического режима, существует заинтересованность власти в том, чтобы их граждане разделяли господствующие в обществе политические ценности, традиции, нормы и модели поведения. При этом при авторитарных и тоталитарных режимах заинтересованность самих граждан может не браться властью во внимание. В связи с этим цели и средства политической социализации могут быть более или менее одинаковыми только в демократических обществах, где основное ее предназначение состоит в непрерывном приобщении новых поколений молодых людей к политической культуре в интересах всех граждан.

Кроме того, процесс политической социализации во многом зависит не только от господствующего режима, но от структуры общества. В зависимости от характера взаимодействия в нем индивида и власти различают типы политической социализации, в том числе гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский типы.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают консенсусный диалог индивида и власти. Подобный тип социализации характерен для британо-американской политической культуры, которая разделяется большинством населения обеспечивает бесконфликтное вхождение молодых поколений в политическую жизнь.

Плюралистический тип политической социализации преобладает в странах Западной Европы и базируется на равноправном взаимодействия консолидированной демократии с властью, при котором индивидуальная свобода не имеет ограничений. Общества незападной цивилизации в силу неравномерности их социально-экономического развития, неоднородного этнического состава, подверженности религиозным, национальным и клановым пережиткам характеризуются конфликтным типом политической социализации. Приобщение их представителей к политике осуществляется в условиях господствующих традиций, зачастую несовместимых с демократией, когда права и свободы человека и даже его жизнь не относятся к основным ценностям.

Ряду стран присущ гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса или политической идеологии. К их числу относят Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, где существует только одна коммунистическая идеология, а политическая социализация детей и молодежи осуществляется в обязательном порядке и под контролем государства. Такой тип социализации существовал в СССР до его развала в 1991 г.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловлены. С одной стороны, наличие в обществе сложившейся политической культура выступает действенным фактором вовлечения человека в политическую жизнь, а с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом. Уровень социализации людей обусловлен политикой власти и традициями общества в этой сфере. Он характеризуется их мировоззрением, интересами, целями, ценностными установками и ориентациями, политическим поведением, а также заинтересованностью в передаче своей политической культуры грядущим поколениям

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ПОЛИТОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов всех специальностей...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТОЛОГИЯ
    Учебное пособие для студентов всех специальностей   Минск 2011 УДК 32.01(042.4) ББК 66я73 П 50  

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В МИРЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1. Политические идеи Античности и Средневековья. 2. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового Времени. 3. Особенности политической мысли России. 4. Основные этапы разв

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
1. Понятие, отличительные признаки и функции власти. 2. Виды власти, ее структура и ресурсы. 3. Политическое господство и легитимность власти. 4. Бюрократизм как феномен

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
1. Политическая система: понятие, структура, функции. 2. Типы политических систем. 3. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь. 1

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
1. Понятие и типология политических режимов. 2. Тоталитаризм: истоки, сущность, разновидности. 3. Отличительные черты авторитарного режима. 4. Характеристика демократичес

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Происхождение и сущность государства. 2. Основные признаки и функции государства. 3. Формы государства. 4. Правовое государство и гражданское общество. 5. Пра

Тема 7. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия. 2. Исполнительная власть. Понятие, полномочия и функции правительства. 3. Место судебной власти в систем

Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1. Понятия, типология и функции политические партий. 2. Партийные системы и их типы. 3. Место и роль общественных организаций в политической системе общества. 4. Характер

Тема 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. Сущность и структура политического процесса, его стадии и виды. 2. Понятие и виды политической деятельности 3. Политическое участие: сущность, формы, типы и уровни.

Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1. Сущность политической модернизации и её типы. 2. Пути модернизации общества и политической системы. 3. Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модерниза

Тема 11. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ
1. Роль выборов в политической системе общества. 2. Избирательное право, его основные принципы и виды. 3. Понятие и типы избирательных систем. 4. Избирательная система Ре

И политическая идеология
1. Политическая психология и политическое сознание. 2. Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции. 3. Основные идеологические течения в современном мире.

Тема 14. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛИТИКА
1. Понятие и функции СМИ. 2. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. 3. Политический маркетинги политическое манипулирование. 1. Понятие и функци

Тема 15. Политические конфликты и кризисы
1. Понятие политического конфликта, его сущность и роль в политике. 2. Типы и функции политических конфликтов. 3. Понятие и виды политических кризисов. 4. Пути и способы

Тема 16. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ
1. Государственная политика и управление как категории политической науки. 2. Функции и виды государственного управления. 3. Критерии эффективности государственного управления.

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Экономическая политика государства. Современная экономи­ческая ситуация в Республике Беларусь. 2. Понятие и функции социаальной политики. Основные направ­ления социальной политики в Рес

Взаимосвязь политики и религии. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь.
Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволял

И внешняя политика
1. Международные отношения как система взаимодействия международных субъектов политики. 2. Внешняя политика: сущность, цели, функции. 3. Основные направления и приоритеты внешней

Тема 19. ГЕОПОЛИТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Геополитика: понятие, методология и основные концепции. Геополитическое положение республики Беларусь. 2. Понятие глобализации и глобальных проблем. 3. Пути решения глобальных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги