рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В МИРЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В МИРЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ - раздел Политика, ПОЛИТОЛОГИЯ 1. Политические Идеи Античности И Средневековья. 2. Политические Иде...

1. Политические идеи Античности и Средневековья.

2. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового Времени.

3. Особенности политической мысли России.

4. Основные этапы развития политической мысли в Беларуси.

5. Основные направления в современной западной политологии.

1. Политические идеи Античности и Средневековья. Мировая политическая мысль стала развиваться с пе­реходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антагонистическими классами и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Платон (427–347 гг. до н.э.) cвои политические взгляды изложил в диа­логах «Государство» и «Законы». Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное – воинам, вожделеющее – земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Для того чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечи­вать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

Лучшими формами государственного устройства философ считал аристократию и монархию, наихудшими же – демократию и тиранию, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на и насилии.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои политические взгляды изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Аристотель обследовал 156 греческих и варварских государственных устройств и выделил три правильные и три неправильные государственные формы. К правильным формам, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы основаны па власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково деспотически относятся к гражданам. Наиболее правильной формой государственного правления он считал политию, в которой сочетались бы черты олигархии и демократии.

Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (конец V – XIII в.) – характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием па духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225–1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монар­хии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Выступая против еретических движений XI–XII вв., поколебавших у многих веру в святость и незыблемость феодальных устоев, Ф.Аквинский отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Он был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством, божествен­ности феодального права.

2. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового Времени. Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. Этот процесс сопровождался развитием техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и прояв­ление творческих способностей и т. д.

Родиной Возрождения была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469–1527). В сочинении «Государь» и других книгах он противопоставлял теологической концепции теорию светского государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека. Одна из главных функций государства – защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т. е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением. К этому выводу он пришел исходя из необходимости объединения раздробленной в то время Италии.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного центра­лизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица – волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы. Впоследствии безнравственная политика стала называться «макиавеллизмом». Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478–1535) «Утопия». Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению – утопическому социализму. Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

Период Нового времени (XVII–XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем в политической пауке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики бы­ла посвящена теория «естественных прав».

Теория «естественных прав» была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения соб­ственностью, гарантий от произвола и т. д.

Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора», согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории «естественного права» и «общественного договора» интерпретировали и развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители эпохи.

Большой вклад в политическую науку внесли англичанин Джон Локк (1632–1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689–1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведаю­щую международными отношениями. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.

Свой вклад в политическую науку внес и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724–1804). Он теоретически обосновал выдвинутую античными мыслителями Платоном и Цицероном идею правового государства, в котором верховенствуют юридические законы. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества.

Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789– 1794) характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались современные формы государств (конституционные монархии и республики). Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и в политической науке.

Теоретики политики этого периода наряду с рассмотрением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям.

Особое место в политической мысли ХІХ ст. занимает марксизм. Марксистское политическое учение возникло в период перехода от мануфактурного производства к промышленному, вызвавшему формирование двух основных классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на выражение и защиту интересов рабочего класса, которому он отводил главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации.

Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к социальному неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или невладением ими. С целью реализации интересов этих классов между ними идет борьба за власть, т. е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет политический характер. Политику же они определяли как организованное насилие одного класса над другим. В основе политических отношений, т. е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм так же, как и предшествующие ему формации, преходящ. Конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими это развитие частнособственническими отношениями, обострение классовых противоречий приведут общество к признанию необходимости замены старых общественных отношений новыми, базирующимися на общественной собственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате социалистической революции, которую совершит рабочий класс, самый революционный и сознательный класс, руководимый коммунистической партией.

К. Маркс и Ф. Энгельс предложили и свое видение происхождения государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. Государство есть орудие господства классов, владеющих средствами производства, над неимущими.

В конце XIX в. наметилось размежевание и среди политических мыслителей, отстаивающих идею социализма. В частности, одна часть из них придерживалась марксистского, революционного подхода к переходу от капитализма к социализму, другая – отрицательно относилась к социалистической революции и предлагала эволюционный, реформистский путь к социалистическому строю. Ярым сторонником второго пути был один из идеологов современной социал-демократии Э. Бернштейн (1850–1932). По его мнению, в процессе развития буржуазной демократии классовая борьба все больше будет приобретать мирные формы, революционные способы борьбы уступят место пар­ламентским, борьбе за реформирование капиталистического общества. Такая борьба будет способствовать врастанию социализма в капитализм. Основой социалистических отношений он считал кооперацию. Вместе с тем социализм им рассматривался не столько как практика, сколько как этический идеал.

В заключение следует отметить, что в XIX в. были заложены теоретические основы политических течений, которые определили развитие человечества в ХХ столетии. Речь идет прежде всего о социалистической идеологии, либерализме и консерватизме.

3. Особенности политической мысли России. История политических учений России берет свое начало в древнерусских летописях, в которых на основе устных сказаний делались попытки восстановить историческое прошлое Руси. К первым письменным памятникам политического характера относится «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI в.). Главные идеи этого произведения – обоснование независимости Киевской Руси от Византийской империи и укрепление княжеской власти.

В условиях феодальной раздробленности в летописях появляется тема соединения русских земель и их борьбы с внешними врагами. Эта проблема, в частности, была одной из ключевых в таких известных письменных памятниках XII в., как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

В период борьбы с татаро-монгольским игом и образования Русского централизованного государства (XIV–XVI вв.) на первый план выдвигаются сюжеты, связанные с решением этих политических проблем. Так, необходимость укрепления централизованного Русского государства, борьбы с засильем бояр обстоятельно обоснована в челобитных Ивана Пересветова царю Ивану IV (Грозному). Эти челобитные по существу представляли собой политическую программу назревших преобразований. Вместе с укреплением Русского государства, особенно при Петре I, основной темой произведений русских политических мыслителей была проблема укрепления царской власти.

В XVIII ст. в Россию стали проникать и находить своих сторонников идеи европейских политических мыслителей. Так, сторонником теории «естественного права» был русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев (1686–1750), который, опираясь на нее, выступал против крепостничества. Так же, как и передовые политические мыслители Европы, он обосновывал необходимость развития науки и просвещения. Вместе с тем, выступая против крепостного права, Татищев был ярым сторонником самодержавия и считал, что эта форма государственного правления необходима для такой большой страны, как Россия.

В XVIII в. появляются первые защитники зарождающегося в России класса буржуазии, в частности купечества. К ним относится И. Т. Посошков (1652–1726). Одна­ко, защищая интересы купцов, он выступал за регламентацию их деятельности, за строгое выполнение ими царских указов, за установление цен на товары и определение стоимости денег. В этот период разворачивается критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций гуманизма и просветительства. Особой остротой отличалось обличение существующего экономического и политического строя А. Н. Радищевым (1749–1802) в его произведении «Путешествие из Петербурга в Москву». Не веря в то, что крепостное право можно отменить, уповая на пробуждение совести у помещиков (на это рассчитывали многие противники крепостничества), Радищев пришел к выводу, что единственным средством ликвидации крепостнических порядков может быть народная революция. Она приведет к распаду Российской империи на части, которые впоследствии объединятся в добровольный союз республик. Власть в этих республиках будет осуществляться народными избранниками.

XIX ст. в истории политической мысли России характеризуется широким спектром политических идей, касающихся будущего страны. Нередко взгляды на пути и характер развития государственного и экономического ус­тройства России носили диаметрально противоположный характер. Особенно выразительно это проявилось в идей­но-политических и философских течениях «западников» и «славянофилов».

Западники (П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин) выступали за принятие Россией западноевропейских политических ценностей, в частности парламентаризма и конституционных порядков Англии и Франции. Они призывали к более быстрому развитию в России промышленности, транспорта, торговли, предлагали освободить крестьян с небольшими наделами земли (за денежный выкуп).

Славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.) в отличие от западников считали неприемлемым для России западноевропейский опыт политического и социально-экономического развития. Они обосновывали неприятие идей Запада специфическим для России миропониманием, традиционными общественными устоями, стилем и укладом жизни русского народа. При обосновании этой специфичности они обращались к патриархальной старине допетровского времени, идеализировали его, представляли его как время, характеризующееся отсутствием деспотизма, гармоническим взаимодействием общества и власти. Славянофилы, уповая на нравственное превосходство православной России, доказывали, что она соберет под знаменем православия всех славян, а затем и европейские народы, исповедующие католицизм, в результате чего будет образована мировая цивилизация, ядром которой будет Россия.

В середине XIX в. в России в период кризиса феодальной, крепостнической системы развернулась деятельность революционеров-демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Будучи диалектиками-материалистами, они пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Разрешить основные противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, по их мнению, возможно лишь в результате борьбы, восстания, крестьянской революции.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский положили начало движению разночинной интеллигенции, получившему название «народничество». Виднейшими идеологами этого движения были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Все они являлись сторонниками крестьянской рево­люции, способной привести народ к общинному социализму.

С острой критикой народничества выступал марксист В. И. Ленин. Он, как и К. Маркс, был ярым сторонником пролетарской революции, в результате которой была бы установлена диктатура пролетариата и построено социалистическое, а затем и коммунистическое общество. Ленин, пропагандируя идею ведущей роли рабочего класса, большое внимание уделял роли революционной партии в его мобилизации на борьбу против буржуазии. Политику В.И. Ленин рассматривал с позиций взаимоотношений наций и отношений между классами. Классы, по его мнению, не только образуют основание политики, но и определяют ее содержание. Рассмотрение политики с точки зрения отношения всех классов к государственной власти, а также взаимоотношения между классами он считал важнейшим методом политического анализа.

4. Основные этапы развития политической мысли в Беларуси. На формирование политической мысли в Беларуси вместе с социально-экономическими факторами оказывала влияние ее историческая судьба, в частности пребывание в составе Древнерусского государства (IX–XI вв.), Великого княжества Литовского (XIII–XVIII вв.) и Российской империи. Однако это не означает, что история политических учений в Беларуси представляет собой эклектическое соединение социально-политических взглядов представителей других народов. История этих учений, как и история белорусской культуры в целом, испытывая влияние европейских и русских мыслителей, имела и имманентный, т. е. свойственный, присущий только ей, характер. Общее и особенное в истории политических учений в Беларуси диалектически взаимодействовало между собой.

Первые письменные памятники политического характера в Беларуси были посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, это было характерно для произведений таких древне-белорусских мыслителей, просветителей и общественных деятелей, как Ефросинья Полоцкая (1120–1173) и Кирилл Туровский (1130–1182).

Начиная с XIV в. формируется белорусская народность. Все более выразительные черты приобретает белорусский разговорный и литературный язык. Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь). Приобретает самобытный характер и белорусская культура в целом.

Наиболее интересными политико-правовыми памятниками данной эпохи являются Первый (1529), Второй (1566) и Третий (1588) Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов). В Статутах нашли отражение интересы разных слоев белорусского народа, и в первую очередь его шляхетской части – феодалов. Под воздействием гуманистического и реформационного движения в статутах появились новые для того времени статьи, декларирующие свободу вероисповеданий, свободу слова, а также статьи, приравнивающие преступления против частных лиц к антигосударственным, антиобщественным.

Как и в Западной Европе, так и в Беларуси в XV–XVI вв. в среде горожан возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Они были направлены против церковных догматов, средневековой схоластики и аскетизма и концентрировали свое внимание на человеке как существе земном. Гуманисты обращались к внутреннему миру человека, его правам, свободам, достоинству и материальному благополучию.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490 – 1541). В предисловиях, послесловиях и комментариях к переведенным и напечатанным на белорусском языке религиозным книгам он сформулировал свои гуманистические взгляды, стремясь доказать, что человек есть высшая ценность, пытаясь возбудить в народе стремление к знаниям, свободе и патриотической деятельности.

Политические воззрения Скорины были направлены на утверждение в народе правосознания, а в государстве – правосудия и справедливости. Закон, по мнению Скорины, должен быть основой, на которой существует общество. Отсутствие законности ведет к хаосу и разрушению единства общества, его гармонического развития. Вместе с тем закон должен базироваться на морали и в первую очередь на таких нравственных ценностях, как человеколюбие и справедливость. В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных социально-полити­ческих взглядов и выступало лишь за совершенствование, реформирование феодального общества при сохранении его основ. К сторонникам эволюционного направления, помимо Ф. Скорины, относились М. Гусовский, С. Будный, М. Литвин, А. Волан, Л. Сапега и др.

Часть же гуманистов выражала радикальные взгляды на изменение феодального строя, предлагая ликвидировать крепостное право, превратить городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Якуб из Калиновки, Павел из Винзы и др.

Следует отметить, что идеи Возрождения и Реформации в Беларуси выражались и поддерживались не только учеными и литераторами, но и некоторыми представителями правящей верхушки Великого княжества Литовского. В их числе был и Л. Сапега (1557–1633), занимавший посты подканцлера, канцлера государства, виленского воеводы, гетмана. Это был прогрессивный и здравомыслящий политик, выражавший прежде всего интересы шляхетского сословия. Он выступал за единое, централизованное, независимое и правовое государство, законы в котором защищают не только управляющих, но и управляемых. Суверенитет Великого княжества Литовского он отстаивал от посягательств как Польши, так и Московии. Свои взгляды он выразил, в частности, в предисловии и статьях Статута Великого княжества Литовского 1588 г., главным редактором которого являлся. Этот документ гарантировал экономическую, политическую и духовную самостоятельность государства, запрещал покупать земли, замки, поместья и должности в государстве иностранцам, закреплял белорусский язык в качестве государственного.

Развитие капиталистических отношений в экономике, оживление общественного движения в первой половине XIX в. активизировали развитие просветительства в Беларуси. Центром науки и культуры Северо-Западного края в это время был Виленский университет, в котором учились белорусы, литовцы и поляки. Развитие белорусской поли­тической мысли в данный период проходило в тесном взаимо­действии с прогрессивной мыслью России и Польши. Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был К. Калиновский (1838–1864). Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он попал под влияние идей русских революционеров демократов. Приехав в Беларусь, занялся революционной деятельностью, создал нелегальную революционную организацию, участвовал в подготовке издания революционно-демократической газеты «Мужицкая правда». В 1863 г. возглавил восстание в Беларуси и Литве, направленное против крепостничества и царского самодержавия. Политические идеи Калиновского были довольно прогрессивными. В частности, национальное освобождение он связывал с решением социальных проблем, с развитием национальной культуры, с введением обучения на белорусском языке, с демократизацией общественного строя. Землю, по его мнению, необходимо раздать крестьянам без выкупа, «потому что это их земля, их дедов и прадедов». Вла­дение землей обеспечит свободу земледельцев. Человек свободен тогда, писал он, когда он имеет кусок земли, за которую платит небольшие налоги.

Калиновский положил начало народническому движению в Беларуси. В 70–80-е гг. идеи народничества поддерживали и пропагандировали С. Ковалик, Н. Судзиловский, И. Гриневицкий, Ф. Богушевич, А. Богданович и другие известные белорусские ученые и литераторы. Многие из них были связаны с организацией «Народная воля» и разделяли взгляды русских народовольцев. Так, они выступали против крепостничества и самодержавия, отстаивали интересы крестьянства. Часть белорусских народников теоретически обосновывала существование белорусской нации и, исходя из этого, требовала реализации «права ее на автономную федератив­ную самостоятельность в семье других народностей России». Эти взгляды были изложены ими в газете «Гомон».

В начале XX в. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и др.

В советское время в Беларуси, России и других республиках СССР идеологический плюрализм был подавлен. Господствующее положение в политической науке и практике заняла марксистско-ленинская идеология.

5. Основные направления в современной западной политоло­гии. Бурное общественное развитие, происходящее в современном мире, ведет к расширению исследований западных политологов, использованию ими различных методологических принципов и методических приемов.

Основными проблемами, рассматриваемыми совре­менной западной политологией, являются:

• механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений;

• поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании;

• процесс формирования политических установок и общественного мнения;

• механизм формирования и функционирования политических партий и общественно-политических организаций;

• деятельность государства и проблема бюрократии;

• сущность, функции и формирование политической культуры и др.

Каждая из перечисленных проблем решается разными политологами далеко не одинаково и зависит от времени, в которое они работают, а также от исходных методологических принципов, которых они придерживаются. Это ведет к существованию различных школ и направлений в современной западной политологии. Значительное влия­ние на проблематику исследований и разрабатываемые концепции оказывает принадлежность политологов к традициям и культуре страны их проживания. С учетом этого попытаемся кратко охарактеризовать основные направления развития современной политической мысли в различных странах.

Начиная с XX в. политология как наука получает значительное развитие в США. В этот период американские политологи постепенно переходят от сравнительно-исторического описания политических процессов к их изучению во взаимосвязи с социальными процессами. Особое внимание они уделяют влиянию психологических мотивов поведения отдельных людей и социальных групп на политические процессы в обществе, что способствует проникновению в политическую науку бихевиоризма и формированию бихевиористского направления в политологии. Цель бихевиоризма в политической науке состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами.

По мнению сторонников бихевиоризма, в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивы как отдельных людей, так и целых групп. Следует отметить, что внутри рассматриваемого направления детальную разработку получил бихевиоральный метод как определенный способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.

В отличие от концепций, основанных на методологии бихевиоризма, в начале 1960-х гг. в американской политологии была сформулирована концепция «политической культуры», которая в дальнейшем получила широкое распространение и в западноевропейской политологии. Ее создателями явились Г. Алмонд и С. Верба. В основе их взглядов лежит представление о том, что традиционный подход к политике, выражающийся в терминах «политическая система», «политическая идеология», «исследование государственно-правовых инсти­тутов» и т. д., не в состоянии определить, почему одинаковые по форме социально-политические институты действуют по-разному в различных странах или почему те или иные институты, дееспособные в одних странах, совершенно неприемлемы в других.

Концепция «политической культуры» была выдвинута как попытка соединить формальные и неформальные компоненты политических систем с национальной психологией. Большинство приверженцев концепции «политической культуры» сходятся в признании существования в каждой общественно-политической системе и каждой стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение, придавая ему то или иное содержание и направление.

Особенностью французской политологии является то, что в ней получила развитие теория институтов. Согласно этой теории политика представляет собой результат деятельности различных политических институтов (государство, политические партии, профсоюзы и другие организации). Следовательно, основной задачей политологии является изучение тех многообразных институтов, которые действуют в данном обществе. Как носители политической власти институты представляют собой устойчивые образования, закрепленные соответствующими правовыми нормами.

Сторонники теории институционализма не только изучают юридические нормы, регулирующие функционирование политических институтов, но и исследуют, как эти нормы реализуются фактически. Основная заслуга институционализма состоит в том, что его сторонники исследовали воздействие государства на общественную жизнь, показали роль и политические функции права. В последние годы французская политология под влиянием американской политической науки все более осознает необходимость увязывать изучение реального взаимодействия и функционирования институтов с изучением других социальных факторов.

В немецкой политологии большое внимание уделяется изучению истории политических учений как одному из важнейших аспектов современной теории политики. Причем постоянно развивающейся тенденцией западногерманской политологии является расширение ее исследований.

Таким образом, современная западная политология не представляет собой единой теории. Подавляющее большинство западных политологических теорий оформлено в виде определенных школ, направлений и концепций. Причем эти направления и концепции не замыкаются рамками одной страны, а развиваются политологами разных стран. Развитие западной политологии в современную эпоху свидетельствует о том, что она находится в зависимости от запросов и потребностей политики, проводимой в той или иной стране. С точки зрения развития цивилиза­ции вклад западной политологии определяется выявлением и всесторонним анализом ряда реальных политических процессов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ПОЛИТОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов всех специальностей...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В МИРЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТОЛОГИЯ
    Учебное пособие для студентов всех специальностей   Минск 2011 УДК 32.01(042.4) ББК 66я73 П 50  

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
1. Понятие, отличительные признаки и функции власти. 2. Виды власти, ее структура и ресурсы. 3. Политическое господство и легитимность власти. 4. Бюрократизм как феномен

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
1. Политическая система: понятие, структура, функции. 2. Типы политических систем. 3. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь. 1

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
1. Понятие и типология политических режимов. 2. Тоталитаризм: истоки, сущность, разновидности. 3. Отличительные черты авторитарного режима. 4. Характеристика демократичес

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Происхождение и сущность государства. 2. Основные признаки и функции государства. 3. Формы государства. 4. Правовое государство и гражданское общество. 5. Пра

Тема 7. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия. 2. Исполнительная власть. Понятие, полномочия и функции правительства. 3. Место судебной власти в систем

Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1. Понятия, типология и функции политические партий. 2. Партийные системы и их типы. 3. Место и роль общественных организаций в политической системе общества. 4. Характер

Тема 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. Сущность и структура политического процесса, его стадии и виды. 2. Понятие и виды политической деятельности 3. Политическое участие: сущность, формы, типы и уровни.

Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1. Сущность политической модернизации и её типы. 2. Пути модернизации общества и политической системы. 3. Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модерниза

Тема 11. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ
1. Роль выборов в политической системе общества. 2. Избирательное право, его основные принципы и виды. 3. Понятие и типы избирательных систем. 4. Избирательная система Ре

И политическая идеология
1. Политическая психология и политическое сознание. 2. Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции. 3. Основные идеологические течения в современном мире.

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Политическая культура: понятие, структура, функции. 2. Основные типы политической культуры 3. Особенности политической культуры в РБ 4. Сущность и основные этапы полит

Тема 14. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛИТИКА
1. Понятие и функции СМИ. 2. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. 3. Политический маркетинги политическое манипулирование. 1. Понятие и функци

Тема 15. Политические конфликты и кризисы
1. Понятие политического конфликта, его сущность и роль в политике. 2. Типы и функции политических конфликтов. 3. Понятие и виды политических кризисов. 4. Пути и способы

Тема 16. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ
1. Государственная политика и управление как категории политической науки. 2. Функции и виды государственного управления. 3. Критерии эффективности государственного управления.

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Экономическая политика государства. Современная экономи­ческая ситуация в Республике Беларусь. 2. Понятие и функции социаальной политики. Основные направ­ления социальной политики в Рес

Взаимосвязь политики и религии. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь.
Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволял

И внешняя политика
1. Международные отношения как система взаимодействия международных субъектов политики. 2. Внешняя политика: сущность, цели, функции. 3. Основные направления и приоритеты внешней

Тема 19. ГЕОПОЛИТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Геополитика: понятие, методология и основные концепции. Геополитическое положение республики Беларусь. 2. Понятие глобализации и глобальных проблем. 3. Пути решения глобальных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги