рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО - раздел Политика,         ...

           
   
 
 
 
   
   
 

Глава2

проблема любого общественного строя, в том числе и демократическо­го, заключается в том, что сложное общество предполагает введение организационной иерархии, но управленческая элита преследует совсем другие интересы, нежели управляемое большинство (Russel 1938).

Таким образом, усложнение общества неизбежно приводит к введе­нию организационной иерархии. Последнее означает появление специ­альных лиц, вьшолняющих только управленческие функции. Эти лица получают первоочередной доступ к ресурсам. Поскольку количество ресурсов почти всегда ограничено, доступ к ним опосредуется различ­ными механизмами доминирования: у животных или в криминальном мире — «порядком клевания», в обществе — социальными позициями индивида. Статус обеспечивает доступ лидеров к общественным и зна­чимым ресурсам. Сразу или постепенно, сознательно или неосознанно, все или некоторые — управители стремятся воспользоваться создавшим­ся положением для улучшения личного благосостояния или получения новых привилегий. Таким путем в человеческом обществе возникли стратификация, государство, цивилизация и частная собственность.


Ты будешь добр и мудр — единственный добрый и мудрый че­ловек в твоем королевстве. И по доброте ты начнешь раздавать земли своим сподвижникам, а на что сподвижникам земли без крепостных?

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Власть и господство Что такое власть?

власть означает любую возможность осуществлять внутри данных социальных отношений «обственную волю даже вопреки сопротив­лению, независимо от того,… Другие распространенные в социологии, антропологии и политиче­ских науках… как способность принимать и навязывать «решения», которые обя­зательны для соответствующих коллективов и их членов…

Власть и энергия

Ричард Адаме полагает, что дефиниция власти вытекает из Перво­го и Второго законов термодинамики, правда, он оговаривается, что сама власть имеет не… Начиная с появления вождеств, контроль над энергией принимает иерархически… Сущность власти'^■;'

Господство

Глава 3 Власть и традиционное господство  

Традиционное господство

Традиционализмом... называется установка на повседневно при-,• вычное и веру в него как в неприкасаемую норму поведения, а тра-■■'•…

Харизматическое господство

вождей, правителей, подобных Цезарю, для более позднего времени — некоторых глав политических партий.

Рациональное господство

2. Традиционное господство Несмотря на то, что традиционная модель является одним из трех самостоятельных… Самая важная черта традиционного господства заключается в вере в священный характер существующих традиций и правил,…

Глава 3


Власть и традиционное господство

еся на основе священности издревле наследуемых порядков и властных прерогатив. Господин (или многие господа) определяется принятым тра­дицией… Традиционное господство основано на личностном характере отно­шений власти.… На месте твердой деловой компетенции стоит конкуренция первона­чально даваемых господином по свободному усмотрению,…

Глава 3


Власть и традиционное господство

бюрократы») также территориально отделены от господина. Однако для патримониального чиновничества в целом не характерны такие черты рациональной… 3. Особенности доиндустриальных обществ Политическая антропология не случайно автономна от политологии и социологии. Дело в том, что последние две науки…

Гемайншафт и гесельшафт

В социологической литературе часто встречается мнение, что эти термины были введены в научный оборот именно Теннисом в тракта- те «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887). Однако это не совсем точно. Данные… Маркс показал, что в индустриальном (капиталистическом) общест­ве каждый человек выступает как обособленный индивид,…

Престижная экономика

Глава 3 Власть и традиционное господство  

Экономическая антропология

Символический обмен подарками позволял преобразовывать матери- альные ресурсы в отношения психологической зависимости и престиж, что в свою… Карл Поланьи предложил классифицировать экономические систе­мы на основе способа распределения. Он выделил три такие…

Власть и традиционное господство

(Bloch 1967)*. Проблемам престижной экономики феодального обще­ства значительное внимание уделяли и другие ученые. Раздаривая и раздавая материальные ценности, король поддерживал свой престиж и… Только в эпоху Возрождения появились иные взгляды на идеального правителя. В знаменитом сочинении Никколо Макиавелли…

Власть-собственность

Азиатский способ производства выпадал из этой стройной схемы. Деспот классом быть не может, государство — только аппарат господ­ствующего класса.… * Пять глав первого тома этой книги опубликованы на русском языке см.: Блок М.… ально поддерживаемая позиция свелась к следующему. Кто-то обяза­тельно должен считаться собственником. Поскольку тот…

Глава 3


Власть и традиционное господство

ствующей элиты, однако право, законность были фундаментом, на котором зиждилась вся общественная структура. Можно привести не­мало примеров, когда… Помимо собственности в обществе имеются другие важные составля­ющие… Почему советская марксистская наука категорически игнорировала роль власти в структуре восточных обществ и так упорно…

Власть-собственность и идеология

Отсюда, полагает А. Саутхолл, монополии на материальные средст­ва производства должна была предшествовать монополия на «вообра­жаемые» (imaginary)… миром, и монополию на умение вступать в контакты с духами и бога­ми, и… Поскольку люди серьезно верили в сверхъестественные способнос­ти правителей, они оказывали им разнообразные услуги, не…

Глава 3


Власть и традиционное господство

правах тех или иных лиц или общественных групп на собственность соответствовали реальности. По этой причине исследователям следует проявлять… 4. Путь к власти Антропологи многократно обсуждали вопрос об основных способах достижения власти. Большинство исследователей не склонны…

Организационно-управленческие функции

Значимость организационно-управленческих функций в процессах по.лтогенеза подчеркивалась многими исследователями. Еще в XIX в. роль данного фактора… ста и социального контроля в архаических и современных обществах подчиняются… Возможно, наиболее линейная модель зависимости между управле­ нием и властью была предложена К. Виттфогелем. По его…

Перераспределенческие функции

Нагляднее всего рассмотреть особенности функционирования дан­ного механизма на примере вождеств, где редистрибуция могла исполь­зоваться: 1) для… Маршалл Салинз (Sahlins 1958; 1968; 1972; Салинз 2000) и Элман Сервис (Service 1962; 1963; 1975) рассматривали редистрибуцию как один из самых главных структурных компонентов власти…

Глава 3


Власть и традиционное господство

представлениям банту, вождь должен был тратить все полученное от своих соплеменников на общественные нужды и подарки, хотя в реаль­ности он… Наконец, возможность манипуляции вождей с общественным про­дуктом напрямую или… Правда, необходимо иметь в виду, что далеко не все исследователи разделяют мнение о столь высокой значимости…

II


Глава 3

чем это положено, строптивые могут быть лишены доли бюджетного пирога. При этом, чем более дотационным является то или иное обра­зование, тем больше оно зависит от вышестоящей власти. Это, в част­ности, показывают выборы в некоторых субъектах Российской Федера­ции последних лет. Там, где население и муниципальное управление экономически меньше зависят от губернаторской власти (крупные го­рода), процентное число голосов в пользу последней нередко оказыва­ется меньшим, чем в мелких городках и в сельской местности, главы которых полностью зависят от бюджетных вливаний.

Порочной практике злоупотребления распределительными механиз­мами способствует и такое распространенное в России явление, как дефицит бюджета. В условиях, когда нет возможности обеспечить все сферы бюджета в соответствии с законодательными актами, исполни­тельная власть имеет возможность манипулировать реальными средст­вами так, как считает необходимым. Нетрудно предсказать, какие сферы будут профинансированы полностью, а какие получат лишь часть из того, что положено законом. Существует и несколько иной механизм — искусственного создания бюджетного дефицита. Исполни­тельная власть готовит нереальный проект расходования средств на следующий год. Такой бюджет отвергается законодательной властью. Пока идут длительные консультации и согласуется приемлемый для всех сторон новый проект бюджета, власть имеет возможность распо­ряжаться средствами практически бесконтрольно.

Контроль над ресурсами

Данный тезпс хорошо подтверждается многочисленными этногра­фическими примерами. На Гавайях вожди контролировали или актив­но вмешивались в… Однако в число ресурсов «ограниченного доступа» входили не толь­ко…  

Власть и традиционное господство

Как конкретно контроль над ресурсами мог увеличивать власть правителей традиционных обществ? Во-первых, имеющиеся ресурсы вождь мог передавать в… Еще один важный момент — это то, как соотносится реальное огра­ничение доступа… Очевидно, что жесткой зависимости в отношении к ресурсам быть не может. Для иллюстрации этого воспользуемся данными о…

I



Глава 3


Власть и традиционное господство



 


           
 
   
 
 
   


сти царей на землю. В пяти случаях существовали представления о кол­лективной собственности на землю.

Что касается управления, контроля и перераспределения в целом, то их следует рассматривать как разные стороны единого процесса моно­полизации общественно-полезных функций. В силу занимаемого места в системе управления обществом правитель и его окружение, владея информацией и ключевыми рычагами в распределении ресурсов и произведенного прибавочного продукта, выступают (или могут высту­пать) в качестве идеологических собственников средств производства и прибавочного труда. Однако данная «собственность» столь же услов­на, как «собственность» бюрократов в государственном способе произ­водства, и производна от функции власти, т. е. от места в иерархии управления обществом.

Рассмотрим теперь более подробно дополнительные факторы уси­ления власти.

Контроль над обменом и торговлей

Существует немало различных моделей, демонстрирующих то, как внешняя торговля могла вести к развитию власти. Одна из наиболее часто цитируемых… За это они получали огнестрельное оружие и предметы престижного потребления.… Еще одна модель посвящена изучению того, как торговля влияла на становление архаической государственности в древней…

Глава 3


Власть и традиционное господство



 


предгосударственных обществ в ранние государства только с возникно­вением широкой торгово-обменной сети, а власть элиты больше зави­села от управления экономикой и контроля над вооружением (Kipp, Schortman 1989).

Контроль над ремесленным производством

Еще до изобретения металлургии правители вождеств стремились контролировать производство орудий труда. В поселениях индейцев-камилюи обсидиановые… Важные изменения произошли с началом изготовления железных орудий труда. В… Английский археолог Колин Ренфрю учел роль ремесленного фак­тора в своей теории образования цивилизации, разработанной…

Война и военно-организационные функции

Едва ли не самая популярная по цитированности концепция — зна­менитая «ограничительная» теория Роберта Карнейро. Изначальной точкой отсчета для…

Глава 3


Власть и традиционное господство

Тигра и Евфрата, Инда в Старом Свете, а также долины Мексики и Перу в Новом Свете. В таких стесненных условиях рост населения приводил к увеличению… Современные исследования показывают, что далеко не во всех слу­чаях генезис… Необходимо также указать на те конкретные военно-организацион­ные функции, которые расширяли власть военных вождей и…

Религия

Центральным компонентом данной идеологической системы был правитель. Во многих архаических и традиционных обществах люди считали, что он наделен… Вера в связь вождей с потусторонними силами являлась также мощ­ным средством… Глава 3

Истоки сакральной власти

Как и почему появились подобные представления? Это тесно связа­но с возникновением магии и обусловлено неразвитостью абстрактно-



Глава 3


Власть и традиционное господство

го рационального мышления архаического и традиционного человека*. Для мифологического сознания характерно то, что человек опери­рует в… Например, у ряда традиционных народов в языке отсутствуют тер­мины, обозначающие абстрактные числительные («один»,…

Символика власти

С какой целью власть отделяет, отграничивает себя символами от остальных общественных групп? В политантропологической литерату­ре распространена… В предыдущей главе было показано, что иерархия является инстру­ментальным… количество конфликтов резко уменьшается. Таким образом, иерархия предотвращает конфликты и стабилизирует целостность…

Глава 3


Власть и традиционное господство

они должны были оказывать ему особые знаки почтения, часто им запрещалось обращаться к правителю без посредников (многие слож­ные вождества Африки,… Апартаменты вождей и царьков выделялись большими размерами, планировкой и… Королевская власть также создала свою атрибутику, в которую до сих пор включаются обязательные символы — корона,…

Н

.; Многочисленные исследования этнографов-антропологов показали, что господствовавшие в эпоху Нового времени представления о перво­бытности (гоббсовская идея «войны всех против всех» или миф Ж.-Ж. Руссо о «золотом веке» свободного дикаря) являются умозри­тельными абстрактными схемами, не имеющими под собой реальной почвы. В любом человеческом обществе имеются свои механизмы об­щественного контроля и власти. Существуют разные теории эволюции систем лидерства и власти в доиндустриальных обществах.

В первой главе уже говорилось о популярной на Западе схеме эво­люции политических форм Э. Сервиса, которая включает пять следу­ющих типов общества: локальная группа, община, вождество, архаиче­ское государство и государство-нация. Однако далеко не все зарубеж­ные исследователи разделяют взгляды Сервиса. Существует несколько менее модная концепция М. Фрида, выделившего стадии эгалитарного, ранжированного, стратифицированного и государственного общества. Некоторые авторы полагают, что формы политической организации архаических обществ были намного разнообразнее и уверенно можно говорить только о разделении на эгалитарные и иерархические обще­ства. Наконец, немалая часть зарубежных исследователей вообще скеп­тически относится к возможности создания универсальных типологий.

В нашей стране было принято делить первобытные общества на раннепервобытные (охотники, собиратели, рыболовы), позднепервобыт-ные (ранние земледельцы и скотоводы и ряд рыболовов) и предклассо-

вые

Что касается послепервобытных обществ, то здесь между отечест­венными исследователями единства не было. Официальная советская наука выделяла четыре типа государства — рабовладельческое, фео-


* В наиболее полном виде эта концепция отечественных авторов изложена в: Исто­
рия первобытного общества: В 3-х т. М., 1983—1988. . ,i».



Глава i


От первобытности к государству

дальное, капиталистическое и социалистическое. Сторонники азиатского способа производства добавляли пятый тип и располагали его между рабовладением…

Охотники-собиратели

Система расселения зависела от характера концентрации ресурсов и внешней опасности. В одних случаях семьи могли проживать отдель­но, периодически… Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не… Типичным примером данного типа лидерства является г предводитель эскимосов нетсиликов в Американской Арктике инху-о:…

От первобытности к государству



 


120


Глава 4


 


ре общины, активизация набегов на соседей, пренебрежение традицион­ными нормами. Однако после смерти подобного лица нередко все воз­вращалось на круги своя (Артемова 1987; 1991; 1993).

Оседлые рыболовы

Археологическими раскопками и этнографическими исследования­ми в этих обществах зафиксирована развитая дифференциация, иерар­хия поселений,… 2. Ранжированные общества «Неолитическая революция» Политическая организация усложняется с переходом к оседлости и производящему хозяйству (земледелию и животноводству).…

Бигмен

Наиболее интересным примером лидерства в раннеземледельческих обществах является институт бигмена [англ. bigman), который изучен преимущественно по этнографическим данным Меланезии, Юго-Восточ­ной Азии, Северной Америки (Sahlins 1963; Van Bakel, Hagestejn, Van de Velde 1981; Treide В., Treide O. 1982; Treide B. 1985-1990; Brown 1990).

Для более глубокого изучения данного феномена можно воспользо­ваться, например, недавно переведенной на русский язык книгой извест­ного американского антрополога Маршалла Салинза «Экономика камен­ного века» (Sahlins 1972; Салинз 2000). В этой работе развиваются его ранние идеи о типах политического лидерства в архаических обществах. Кроме этого, в Приложении В собрано много выдержек из различных этнографических произведений, в которых приведены красочные харак­теристики различных меланезийских бигменов.



Глава 4


От первобытности к государству



 


Принципиальное отличие власти бигменов от власти вождей — это ненаследуемый характер их общественного статуса. Бигменами стано­вились, как правило, наиболее инициативные люди, которые выделя­лись разнообразными способностями, обладали физической силой и отличались трудолюбием, являлись хорошими организаторами и мог­ли улаживать конфликты. Они были храбрыми воинами и убедитель­ными ораторами, некоторым из бигменов приписывали даже особые магические способности, умение колдовать. Благодаря всему этому, непосредственно участвуя в производственном процессе, бигмены уве­личивали богатство своих семей и общинных групп. Однако накопле­ние богатства не вело автоматически к повышению социальных пози­ций.

Источник высокого статуса бигмена — это его престиж, который он получал за счет организации массовых пиршеств и раздач. Это давало возможность ему создать сеть зависимых лиц, что дополнительно способ­ствовало его преуспеванию. Однако влияние бигмена не было стабиль­ным и полностью зависело от его способностей поддерживать клиентные связи с соплеменниками и требовать возвращения долгов, от его умения подчинить амбиции членов группы своим собственным интересам.

Для того чтобы преуспеть, бигмен вынужден много и интенсивно трудиться. «Его руки постоянно в земле, а со лба то и дело стекают капли пота» (цит. по: Салинз 2000: 130). Полигиния (многоженство), привлечение младших родственников и зависимых клиентов являются дополнительными средствами увеличения производительности.

Положение бигмена нестабильно. Он постоянно находится под угрозой потери своих приверженцев. Он вынужден демонстрировать свой высо­кий статус, тратить значительные средства на организацию коллективных церемоний и пиров, раздавать своим соплеменникам подарки. У мелане­зийских лезу «богач заплатит пять тсера за свинью, которую другой купил бы за четыре. Чем выше престиж человека, тем он больше платит» (цит. по: Салинз 2000: 225). Ну чем не «новый русский» из анекдота последнего десятилетия XX в.? Однако в отличие от «нового русского»

Бигмен копит не для того, чтобы использовать для одного себя, а для того, чтобы раздавать это богатство. Каждое важное событие в жизни человека — свадьба, рождение, смерть и даже постройка нового дома или каноэ — отмечается пиршеством, и чем больше пиршеств устраивает человек, с чем большей щедростью выставляет он угощения, тем выше его престиж (Салинз 2000: 225).

Во многих обществах бигмены символизировали политическое един­ство общины и нередко представляли экономические интересы своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами. Они вступали в соперничество с бигменами других общин и, демонстрируя свою большую щедрость, становились неформальными лидерами более крупных территориальных объединений.


Таким образом, модель бигмена демонстрирует, как массовые раз­дачи повышали престиж и авторитет организатора церемоний, привле­кали к нему сторонников и последователей. Однако политическая власть и статус бигмена были персональны (т. е. не могли передавать­ся по наследству) и нестабильны, поскольку зависели исключительно от личных качеств кандидата, его способности обеспечивать свое престиж-ное положение посредством раздачи массовых подарков и случайного стечения обстоятельств. Кроме того, слабость политических позиций бигмена заключалась в том, что он, как правило, не являлся единствен­ным претендентом на лидерство и находился в постоянной конкурен­ции с другими бигменами. Это мешало закреплению высокого статуса и руководства по наследству. До тех пор пока доступ к основным ресур­сам оставался более или менее равным и редистрибутивные отношения не получили преобладания над реципрокацией, лица с высоким личным статусом не имели возможности наследственно закрепить свои социаль­ные позиции.

Племя

Понятие племени является одним из самых неопределенных в ант­ропологической науке. Его можно понимать двояким образом: как один из типов этнических общностей на ранних этапах исторического процесса или как специфическую форму социальной организации и структуры управления, характерных для первобытности (см.: Бромлей 1982). В политантропологическом ракурсе важен второй подход к тер­мину «племя».

Характеризуя племенной уровень политической интеграции, Сервис (Service 1962) акцентирует внимание на том, что это надобщинная по­литическая структура. Каждый сегмент племенной организации (общи­на, линидж, патронимия и т. д.) экономически независим. Лидерство в племенах, как и в локальных группах, является личным. Оно основа­но исключительно на индивидуальных способностях и не предполага­ет каких-либо формализованных должностей. Однако в племенах су­ществует определенный механизм урегулирования конфликтов путем посредничества, ограничения агрессивности противостоящих сторон. Данные функции могут быть возложены как на племенные сегменты, так и на их представителей или наиболее авторитетных лиц.

Нередко в специальной литературе говорят о двух и даже более (Eisenstadt 1959) исторических формах племенной организации. Более ранние архаические племена представляли собой аморфные, не имею­щие четких структурных границ и общего руководства совокупности сегментов различных таксономических уровней. Эти сегменты объеди­нялись отношениями реального и фиктивного родства, имели единую территорию обитания, общее название, систему ритуалов и церемоний, возможно, собственный языковый диалект. Для их обозначения (имея в виду в первую очередь их территориальную этническую близость)



Глава 4


От первобытности к государству



 


используют термины «соплеменность», «максимальная община», «скопле­ние локальных групп», «первичное племя», «децентрализованное племя», «сегментарное племя» и т. д.

Быть может, одна из наиболее удачных характеристик такой фор­мы социальной организации была сделана на примере нуэров Восточ­ной Африки Эвансом-Причардом (Эванс-Причард1985). К трем класси­ческим признакам племени (общее название, общая территория и общее самосознание) Эванс-Причард добавил еще два: моральное обя­зательство улаживать вражду внутри племени путем посредничества и моральное обязательство объединяться в войне против других пле­мен и народов. Численность племен у нуэров колеблется в пределах примерно от 10 тыс. чел. до 40—50 тыс. чел. В соответствии с генеалогией старшинства все племена разбиты на два или три подраздела, которые в свою очередь делятся на более мелкие подразделения, вплоть до отдель­ных деревень. Фракции организовывались на основе сегментарной оппо­зиции линиджей, кланов и племен, в результате чего индивид в кон­фликте поддерживался более близкими по родству группами против дальних родственников. Однако компания родных братьев в оппозиции к своим двоюродным родственникам в семейных конфликтах могла объ­единиться с ними в борьбе против чужаков. В случае вторжения другого племени все линиджи и кланы могли объединшъся вместе, чтобы проти­востоять противнику сообща. Никаких общеплеменных органов управ­ления не существует. Единственная политическая фигура — «вождь в леопардовой шкуре», выполняющий при конфликтах функции посредни­чества.

«Вторичная» форма племени являлась политически более интегри­рованной структурой и имела зародышевые органы общеплеменной власти: народное собрание, совет старейшин и военных и/или граждан­ских вождей. В несколько идеализированном виде подобный тип обще­ства был обрисован Люисом Морганом на примере ирокезов в его кни­гах «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851; рус. пер. 1983) и «Древнее общество» (1877; рус. пер. 1934). Морган выделил следующие призна­ки ирокезского племени: единые территория, название, диалект языка, верования и культы, право утверждать и смещать мирных вождей-сахемов, военачальников и прочих. Племена делились на две экзогамные группы — фратрии, последние состояли из родов и более мелких структурных подразделений. Всего было пять племен ирокезов. Они могли выставить в совокупности 2200 воинов.

В племенной совет входили вожди родов, военачальники, пожилые женщины. Все заседания проходили публично, в присутствии взрослых членов племени. На совете решались споры между родовыми подразде­лениями, объявлялись войны и заключались мирные соглашения, урегу­лировались отношения с соседями, выбирались вожди. Кандидатура на должность сахежа выдвигалась по представлению самой старшей жен­щины из числа пожилых воинов, отличившихся в войнах, — обладавше­го репутацией щедрого и мудрого человека. Однако кандидатура мог-


ла быть выдвинута только из представителей одной и той же овачиры — экзогамного матрилинейного подразделения рода. После утверждения на племенном совете и на совете конфедерации сахем получал символ своей власти — рога. Если он не справлялся со своими обязанностями, то ему «обламывали рога» — лишали его священного статуса.

Племена объединялись в лигу. Высшим органом управления лиги был совет. На заседаниях решались военные и гражданские вопросы, прово­дились траурные обряды и избирались новые вожди, производились религиозные церемонии и праздники. Заседания совета также проходи­ли публично. Всякий из ирокезов мог высказывать свою точку зрения. Однако решения мог принимать только совет. В его состав входили 50 сахемов и их помощники, два военачальника, вожди Сосны. Число сахе-мов, выдвигаемых от племен, не было одинаковым. Самое старшее по генеалогии племя онондачей имело в совете 14 сахемов, только из них выбирался верховный вождь конфедерации. Военачальники избирались из племени сенека. Вожди Сосны избирались из числа простых ирокезов в соответствии с их личными заслугами и являлись выразителями основ­ной массы населения (Аверкиева 1974: 171—250).

Этнографическими примерами «вторичных» племен могут также считаться многие из обществ кочевников-скотоводов Северной Афри­ки и Евразии (арабы, туареги, пуштуны и др.). Эти племена делились на отдельные роды (кланы), которые в свою очередь дробились на бо­лее мелкие родственные подразделения, вплоть до небольших общин или домохозяйств. Племенные вожди, как правило, избирались, но из одного и того же рода. В обязанности вождей могли входить следую­щие задачи: организация военных походов и распределение добычи, ру­ководство перекочевками, разрешение споров по поводу территорий, угону скота, нарушения обычаев, членовредительству и убийствам и проч. У одних номадов (белуджи, туареги) вожди занимались отправле­нием всех функций, у других — могло быть, например, разделение на гражданских и военных вождей (бедуины). Но власть вождей была не­велика. Они не обладали иной возможностью воздействия на соплемен­ников, кроме как силой собственного убеждения, авторитетом или, на­конец, угрозами применения своих магических способностей. Их власть также зависела от интересов отдельных родов. Наконец, несо­гласные всегда могли покинуть чересчур жестокого или неудачливого вождя.

Начиная с 1960-х годов взгляд на племя как на универсальный ин­ститут первобытной эпохи был подвергнут в западной антропологии критике. В настоящее время большинство зарубежных исследователей придерживаются точки зрения Мортона Фрида, согласно которому племена возникали только как следствие внешнего давления развитых государственных обществ на безгосударственные, и такая форма соци­альной организации имеет исключительно вторичный характер. Та­ким образом, согласно данному мнению, «племя» не включается в обя­зательный перечень форм политической организации от локальных


Глава 4


От первобытности к государству



 


групп к государственности (Fried 1967; 1975). Не без влияния Фрида Сервис исключил племя из своей типологии уровней политической инте­грации (Service 1962; 1963; 1975).

В связи с этим важно показать, чем идеальная модель племени отли­чается от модели вождества. Племенное общество является менее сложной формой управления и власти, чем вождество. В вождестве народ отстранен от управления, тогда как в племенном обществе народ­ное собрание наряду с советом старейшин и институтом вождей являет­ся важным инструментом выработки и принятия решений. В вождестве существует иерархия власти, социальная стратификация, редистрибутив-ная система, получает развитие культ вождей. Племя характеризуется больше декларируемой, чем реальной иерархией, более эгалитарной соци­альной структурой, отсутствием редистрибутивной системы, институт вождей начинает только складываться.

А.В. Коротаев полагает, что не следует отказываться от использова­ния термина «племя» при характеристике определенных форм социаль­но-политической организации. Более того, его собственные исследова­ния показывают, что процесс социальной эволюции необязательно про­исходил по линии нарастания структурной сложности (от локальных групп к вождеству, минуя племя). В ряде обществ более централизован­ная политическая система (вождество, государство) могла сменяться менее структурированной (племя).

В начале I тыс. до н. э. в северо-восточном Йемене сложились пред­посылки для создания государственности. Однако примерно с середи­ны I тыс. до н. э. меняется вектор политического развития. К началу новой эры формируется трехуровневая политическая система, состоя­щая в центре из слабого государства и вождеств на периферии. Со второй половины I тыс. под давлением природных и ряда иных фак­торов эгалитаризационные процессы еще более нарастают, и постепен­но система вождеств трансформируется в разветвленную племенную организацию. Данные изменения нельзя считать регрессом, поскольку они сопровождались ростом товарно-денежных отношений, развитием частной собственности, письменного права (Korotayev 1995; 1996; Коро­таев 1996; 1997; 1998; 1998а).

3. Вождество и его альтернативы История концепции

Теория вождества (от англ. chiefdom) принадлежит к числу наиболее фундаментальных достижений западной политантропологии. В рамках неоэволюционистской схемы уровней социальной интеграции вождество занимает среднюю ступень. В этой схеме вождество понимается как промежуточная стадия интеграции между акефальными обществами и бюрократическими государственными структурами (Sahlins 1968; Service


I

 


1962/1971; 1975; Adams 1975; Carneiro 1981; Claessen, Skalnik 1978; 1991; Johnson, Earle 1987; Earle 1991; 1997 и др.).

Увеличение размеров горизонтально организованной неиерархической надлокальной социальной системы возможно до определенного порога. При чрезмерном увеличении нагрузки уменьшается эффективность су­ществующей организации принятия решений. Чтобы справиться с воз­никшими перегрузками, необходимо ввести организационную иерархию, т. е. сформировать такую надобщинную структуру управления, как вож­дество. В этом смысле появление вождеств может быть сопоставимо с такими важными скачками в человеческой истории, как «неолитичес­кая», «городская» и «индустриальная» революции, и данный процесс можно обозначить как управленческую революцию. Р. Кар-нейро не без оснований заметил, что появление вождеств стало первым в истории человечества опытом введения политической иерархии и преодоления локальной автономии общин. Это был принципиальный шаг в эволюции социальной организации, и последующее возникнове­ние государства и империи явилось лишь количественными изменени­ями (Carneiro 1981:38).

Наиболее фундаментальные стороны теории вождеств были сформу­лированы в трудах Э. Сервиса (Service 1962; 1963; 1975) и М. Салинза (Sahlins 1968; 1972; Салинз 2000). История открытия и последующего развития теории вождества была подробно освещена в зарубежной (Earle 1987) и по мотивам западных работ в отечественной (Васильев 1980; 1981; Крадин 1995) литературе. В настоящее время зарубежные исследования существенно обогатили фактологическую базу новыми археологическими и этнологическими материалами из Северной и Южной Америки, Афри­ки, Европы, Океании, значительно расширили теоретические представле­ния об экономическом базисе вождеств, их социальной иерархии, структу­ре управления, идеологии, типологических вариациях и этапах развития вождеств и проч. Опубликовано несколько обобщающих книг, системати­зирующие данные из различных регионов мира (Drennan, Uribe 1987; Earle 1991; Redmond 1998; Mcintosh 1999).

Среди марксистских исследователей концепция вождества до рубежа 70—80-х годов XX в. не получила существенного отклика. Долгое время развитие позднепервобытных обществ в марксистской археологии и этно­логии было принято рассматривать, по Ф. Энгельсу, в рамках концепции военной демократии. Постепенно под термином «военная демократия» исследователи стали понимать совершенно разные, подчас несопостави­мые явления (Ковалевский 1986). В то же время было доказано, что воен­ная демократия в классическом виде (т. е. по Моргану и Энгельсу) не яв­лялась непосредственным предшественником государственности, а сменя­лась более структурированными предгосударственными формами, в кото­рых большинство населения уже было отстранено от управления общест­вом, но еще отсутствовали признаки государства (Хазанов 1968). По су­ществу это означало, что марксистские исследователи самостоятельно пришли к открытию феномена вождества. Вопрос был только в том, как


5 Н. Н. Крадин



Глава 4


От первобытности к государству



 


его назвать. Одно время популярностью пользовался термин «дофеодаль­ное общество» (Неусыхин 1968). В 1979 г. A.M. Хазанов предложил ис­пользовать дефиницию вождество — вариант перевода с английского chiefdom. Он же позднее первым применил данную концепцию к истории кочевников-скотоводов (Khazanov 1984: 164—169). Годом позже Хазанова Л.С. Васильев подробно ознакомил отечественных специалистов с сутью концепции (Васильев 1980; 1981), применив ее впоследствии в своих рабо­тах по теории возникновения древнекитайской государственности (Василь­ев 1983) и к истории Востока в целом (Васильев 1993). Постепенно терми­ны «вождество», или «чифдом», вошли в научный аппарат советских/пост­советских исследователей, эти понятия нашли отражение в учебной и спра­вочной литературе.

Что такое вождество?

Вождества известны у многих этнографических народов мира: в Африке у ашанти, банту, баганда, волоф, зулу, свази, тсвана, в Бени­не, в Азии, у… Возникновение института вождей, а затем и вождеств нередко сопро­вождалось…

И


В целом можно предположить, что в наиболее распространенном варианте для{вождеств социальная стратификация имела троякий вид: вверху общественной пирамиды располагались наследственные вожди и другие категории, элиты; в середине — свободные полноправные непо­средственные производители; внизу — различные группы неполноправ­ных и бесправных' лиц]

Элман Сервис определил вождество как промежуточную форму социополитической организации с централизованным управлением и наследственной клановой иерархией вождей теократического характера и знати, где существует социальное и имущественное неравенство, од­нако нет формального и тем более легального репрессивного и прину­дительного аппарата (Service 1975: 15).

Тимоти Ерл, один из авторитетнейших специалистов современности в области теории вождества, выделяет следующие, на его взгляд, наибо­лее существенные признаки данной формы социально-политической организации: (1) политая с населением в несколько тысяч («простое» вождество) или в несколько десятков тысяч («сложное» вождество) че­ловек; (2) наличие региональной иерархии поселений; (3) политическая централизация и стратификация; (4) зарождение политической эконо­мии для институализации финансовой системы (Earle 1997:121)

Если суммировать различные точки зрения, выдвигавшиеся в раз­ные годы различными авторами, на сущность вождества, то можно выделить следующие основные признаки этой формы социополитиче­ской организацииДподробнее см.: Крадин 1995):

(1) вождество — это один из уровней социокультурной интеграции,
который характеризуется наличием надлокальной централизации;

(2) в вождестве существует иерархическая система принятия реше­
ний и институты контроля, но отсутствует узаконенная власть, имею­
щая монополию на применение силы;

(3) в вождестве существует четкая социальная стратификация, огра­
ниченный доступ к ключевым ресурсам, имеются тенденции к отделе­
нию эндогамной элиты от простых масс в замкнутое сословие;

(4) важную роль в экономике играет редистрибуция — перераспре­
деление прибавочного продукта по вертикали;

(5) чифдом как этнокультурная целостность характеризуется общей
идеологической системой и/или общими культами и ритуалами;

(6) правитель вождества имеет ограниченные полномочия, а чифдом
в целом является структурой, не способной противостоять распаду (кон­
цепция Р. Коэна);

(7) верховная власть в вождестве имеет сакрализованный, теократи­
ческий характер (мнение, разделяемое не всеми),-1

Суммируя вышеизложенное, можно дефинировать вождество как форму социополитической организации позднепервобытного общества, которая, с одной стороны, характеризуется как система, имеющая тен­денции к интеграции посредством политической централизации, нали­чием единой редистрибутивной экономики, идеологического единства

5*



Глава 4


От первобытности к государству

и т. д., а с другой стороны, как система, имеющая тенденции к внутрен­ней дифференциации посредством специализации труда (в том числе и…

Типология вождеств

Однако более популярны классификации по степени структурной сложности. Наиболее распространено деление вождеств на простые (simple) и сложные, или… Для простых вождеств характерен один уровень иерархии. Это группа общинных… Сложные (или составные) вождества — это уже следующий этап сложности социально-политической организации. Они состояли…

Вождество и государство

«Я получаю от вас много parow [разговоров] и много молитв, обращенных к Эатора [Богу], и очень мало ножей, топоров, ножниц ,; , или одежды». Все дело в том, что все, получаемое им, он немедленно я… Внешне правители многих вождеств выглядели как единовластные самодержцы. Однако в реальности их власть была сильно…

Альтернативы вождеству

Рассмотрим некоторые из возможных альтернатив. Один из приме­ров — это народ ифугао горных Филиппин. В обществе ифугао процес­сы классогенеза…

Глава 4


От первобытности к государству

ва были обнаружены и у многих других народов гор: древних горцев Йемена, в средневековой Швейцарии и северной Испании, в Албании, Черногории, у… Правда, обращение к параллелям с другими подобными обществами показывает более… Более приемлемый вариант объяснения специфики горских об­ществ был основан на политической теории Шарля Луи Монтескье…

Сущность государства

С точки зрения интегративного подхода, государство представляет­ся как политическая система с более сложной экономической и соци­альной… Сервис рассматривает создание государства с точки зрения «выго­ды», которое…

Глава 4


От первобытности к государству

имной эксплуатации», согласно которой в раннем государстве складыва­ется религиозно-идеологическая доктрина взаимного обмена услугами между… Конфликтный подход отличий предполагает рассмотрение госу­дарства как… Полемика Сервис — Фрид мало кого оставила равнодушной. Однако немногие из исследователей готовы безоговорочно принять…

Признаки государства

точными органами управления в вождестве и ранней формой государ­ства (Куббель 1987). Современные исследователи выделяют различное число критериев, которые могут… Используя археологические источники, необходимо иметь в виду, что понятие «город» очень неопределенно, такие признаки…

Раннее государство

Разработку теории раннего государства принято связывать с име­нем голландского политантрополога Хенри Дж. М. Классена (род. 1930). Наиболее полно… централизованную социополитическую организацию для регули­рования социальных…  

Первичные и вторичные государства

Важным представляется разделение на первичные (pristine) и вторич­ные (secondary) государства (Fried 1967). Первичные государства воз­никали в результате собственного спонтанного независимого развития в благоприятных для роста производства и численности населения природ-


I



Глава 4


От первобытности к государству



 


но-климатических зонах. Такими очагами являлись Месопотамия, Египет, Китай, Индия, Перу и Мезоамерика. Вторичные государства возникали по соседству с первичными под влиянием уже сформировавшихся пер­вичных центров цивилизации.

Влияние первичных государств могло быть как прямым, в виде не­посредственного заимствования тех или иных институтов или структур­ных принципов, так и опосредованным, путем давления на варварскую периферию. Последнее катализировало процессы политогенеза у менее цивилизованных соседей. В результате рядом с центрами архаических цивилизаций возникали новые политии. Эти политии могли быть заво­еваны технологически более развитыми обществами центра. Но неред­ко бывало и обратное — воинственные варвары подчиняли центральную цивилизацию и создавали «суперстратификационное» общество, в ко­тором на уже существовавшую общественную стратификацию завое­ванных были наложены институты менее развитых завоевателей. Осо­бенно много примеров подобного рода встречалось в процессе завоева­ния земледельческих цивилизаций кочевниками-скотоводами.

Пути становления государства

Наиболее авторитетно билинейная теория была сформулирована в «Восточной деспотии» Карла Виттфогеля. Для западного пути развития характерно…

I


щества частная собственность имеет подчиненное значение, положение человека определяет его власть, место в иерархии управления. В общест­ве нет граждан, есть только подданные (Wittfogel 1957). Многие другие «азиатчики» — сторонники азиатского способа производства — также высказывались в 1950—1980-е годы в поддержку билинейной теории (Э. Вельскопф, Ф. Тёкеи, М. Годелье, Л.А. Седов, М.А. Чешков и др.).

В последние два десятилетия XX в. эти идеи были развиты и скор­ректированы в соответствии с новейшими достижениями политической антропологии в работах Л.С. Васильева (Васильев 1982; 1983; 1989; 1993 и др.). Васильев полагает, что генеральной линией социальной эволюции является процесс постепенной трансформации автономных общинных образований в вождества, а из них — в ранние и затем — в зрелые госу­дарства. Этот процесс происходил на основе монополизации доступа к управлению и контролю над производством и перераспределением. Так как власть и место в иерархии определяют статус индивида, частная собственность имеет подчиненный характер. В обществе нет граждан, есть подданные. В результате складывался государственный (Л.С. Васильев считает, что этот термин более удачен, чем термин «ази­атский» в силу его универсальности) способ производства. Европейская структура (частнособственнический способ производства) представ­ляет собой «мутацию», прообраз которой восходит к финикийской модели. Однако наиболее последовательно данный способ производства реализовался в античной Греции и Риме. Для этой модели общества характерны товарные отношения, частная собственность, политическое равноправие граждан полиса. Право было ориентировано на соблюде­ние законности и защиту интересов граждан. Это в конечном счете обусловило динамику развития Западной Европы и привело в Новое время к формированию правового государства и гражданского обще­ства.

Взгляды Васильева были поддержаны и развиты другими исследо­вателями (Киселев 1985; 1989; Павленко 1987; 1989; 1991 и др.). Ю.В. Павленко выделил две модели ранних государств. Условимся на­зывать их точечными и территориальными.

Точечные ранние государства представляли собой нечто вроде городов-государств типа древнеегипетских или древнешумерских номов («номовое государство» — термин И.М. Дьяконова и В.А. Якобсона). Их отличительными чертами являлись большая территория, сравнительно высокая плотность населения, сосредоточение всех сфер жизни в горо­де-столице. Прибавочный продукт создавался либо на особых государ­ственных (или храмовых) участках, либо мог взиматься с общинников в форме ренты-налога (последний вариант, возможно, характерен для более крупных политии, когда государственные поля и поселения об­щинников находятся на большом расстоянии друг от друга). Соответ­ственно ведущее место в управлении обществом занимала традицион­ная знать, которая выше была охарактеризована как «администрато­ры». Однако поскольку общества этого типа нередко возникали на ос-



Глава 4


От первобытности к государству



 


нове ирригационного земледелия, то в их управлении важную роль играл слой «жрецов», являвшийся хранителем общественно-полезных знаний и опыта (Шумер, Египет, Майя).

Территориальные ранние государства представляли собой круп­ные политические общности. Для них были характерны следующие признаки: большая территория, экономическая самостоятельность и обособленность отдельных провинций, сравнительно невысокая плот­ность населения. Структурно территориальная мультиполития пред­ставляла собой центральную политию («великое княжество») с горо­дом-столицей и зависимыми от него другими политиями («племенны­ми княжениями», «удельными княжествами»). Прибавочный труд изымался на основе редистрибутивно-даннической эксплуатации, от­чуждаемой от входящих в состав мультиполитии удельных политий. Со временем территориальные мультиполитии могли перерастать в более сложные структуры — «ранние империи» (держава Каролингов, Киевская Русь).

Контроль над зависимыми политиями мог осуществляться в виде периодических объездов подвластных территорий — полюдья (Кобищанов 1995). В некоторых случаях для лучшей организации редистрибуции власть могла «клонировать» свои контрольные функции — создать не­сколько столичных городов (так было у дальневосточных народов с их системой «пяти столиц» — бохайцы, чжурчжэни и др.). Еще один вари­ант — постоянное перемещение власти по зависимым владениям. У Карла Великого долгое время не было столицы. Король разъезжал со своим двором по принадлежащим ему поместьям, и только в конце царствова­ния Карл избрал столицей г. Ахен. Но во всех случаях был центр — «ядро» системы, в котором как бы концентрировался пучок различных видов власти и принимались наиболее ответственные решения.

Какие функции лежали в основе деятельности правителей террито­риальных обществ? Если сравнивать их с администрацией обществ, образовавшихся на базе точечных политий, то нельзя не заметить одно отличие принципиального характера: в территориальных политиях органы власти чаще заняты не столько организационно-экономической и хозяйственно-редистрибутивной деятельностью, сколько военно-поли­тической и данническо-редистрибутивной.

Л.Е. Куббель предложил еще одну интерпретацию политогенеза, выделив три варианта: военный, аристократический и плутократи­ческий. В первом случае захват политической власти осуществляется военными лидерами при поддержке военной организации — военной демократии, военной иерархии и дружины. Этот вариант был характе­рен для большинства народов мира, например, для древних германцев, индейцев Северной Америки, банту Южной Африки. Во втором случае вожди сосредотачивали в своих руках руководство обществом и огра­ничивали доступ к управлению и ресурсам (Полинезия, Гавайи). В треть­ем варианте во главе обществсГнаходились отдельные богатые индивиды (бигмены), которые постепенно преобразовывали свой авторитет в поли-


тическую власть (Меланезия) (Венгеров, Куббель, Першиц 1984; Куб­бель 1988: 134-138 и др.).

Альтернативы государству

Израильский антрополог Моше Берент считает, что классический полис не может считаться государством. Полис был «безгосударствен­ным обществом», в… Управление в Афинах можно рассматривать двояко — с точки зрения институтов и… Концепция Берента определенно станет предметом обсуждения среди специалистов в области античной истории. Вместе с тем…

От первобытности к государству

Для них характерны зачатки урбанистического строительства (уже хунну стали воздвигать укрепленные городища, а «ставки» империй жужаней, тюрков и… ■■■h '•<■?

Традиционализм и модернизация

Экономическая модернизация предполагает существенную интенси­фикацию сельского хозяйства (при значительном сокращении доли занятых в этой сфере),… Изменения в социальной сфере характеризуются развитием урбани-зационных… Культурная модернизация предполагает создание человека иного

Политическая антропология и современность

Данная модель поведения предполагает преобразование традицион­ной политической системы. В капиталистическом мире ослабевает за­висимость индивидов и… Принято выделять несколько волн модернизации. Первичная мо­дернизация… Было бы неправильно считать, что механизмы политической модер­низации реализовывались автоматически. Большая часть…

Глава 5


Политическая антропология и современность

                нии, авторитаризм в Южной Корее и т. д.). Одно из немногих исключе­ний — США,… Особое место занимает вопрос: считать ли специфической формой модернизации создание системы социализма? Важно…

Традиционные правители

Политика отмены традиционных институтов власти (что было ха­рактерно в том числе для стран социалистической ориентации) и фор­мирование мелких… С подобным положением дел столкнулись, в частности, представи­тели советской… С точки зрения рационального поведения, ориентированного прежде всего на результат, значительный административный…

Национализм

Резюмируя изучение постсоветского национализма, A.M. Хазанов приходит к выводу, что схема межнациональных отношений в постсо­ветском пространстве не… 1. Слом коммунизма в Советском Союзе и странах Восточной и Центральной Европы… 2. Перспективы демократизации в определенной мере опосредова­ ны прежним политическим опытом общества и степенью его…

Глава 5


Политическая антропология и современность

симостью, то вряд ли стоит удивляться тому, что национальное осво­бождение нерусских частей Советского Союза, по сути, превратилось «в этническое… Это подтверждается многочисленными эмпирическими данными. Проиллюстрируем… Так, например, в Казахстане, согласно социологическим опросам, представители титульного этноса гораздо меньше, чем…

Сакрализация власти

Хорошо иллюстрируют данную ситуацию, например, практикуемые в ряде африканских государств обновленные формы традиционной клятвы верности.… В известной степени схожие тенденции можно было наблюдать в . союзных… 1986 г. приводится информация о первом секретаре одного из райко­мов КПСС в Дагестане Осма^нове, который «дошел до…

Взятка и подарок

Весь уклад жизни облегчает и в некоторой части провоцирует взяточничество. Начать с того, что «подарки» даются всем, кто при-> езжает на кочевье…

Глава 5


Политическая антропология и современность

рогу провизию в живом виде, т. е. баранов... Начальников в горной Киргизии много. Не только милиционер — начальство. И секретарь комсомольской… Интерпретируя эту яркую зарисовку из жизни горных киргизов, необходимо… Из этнографических описаний известно, что во многих традицион­ных обществах Африки, Азии и Океании существовали обычаи…

Политическая антропология и современность

небрежение народными традициями, щегольство, пренебрежение к нуждам живущих вокруг людей. Едва ли описанная ситуация сильно отличается от положения дел в других…

Клановая структура

Типичным примером этого может являться Бенин, где после смены авторитарного режима М. Кереку к власти пришел Н. Согло, который на волне борьбы с… Практика кумовства и местничество имеют под собой важное идео­логическое… * Более подробно см. гл. 2.

Разделение властей

Таким образом, результаты прямого внедрения в неевропейские об­щества западных либерально-демократических институтов нередко приводят к незапланированным последствиям. Многопартийная систе­ма, парламентаризм, разделение различных ветвей власти и т. п. — все это нередко вызывает обратные результаты, весьма нежелательные с точки зрения задач демократизации. Опыт политантропологических исследований показывает, что в посттрадиционных обществах партий­ные структуры нередко формируются на родоплеменной или конфес­сиональной основе или как инструмент персоналистского влияния того или иного лидера. Выборы в представительные органы власти в таких условиях, как правило, основываются не на политических программах, а на племенных или религиозных принципах. В результате большие массы людей втягиваются в племенные, межэтнические и межконфес­сиональные конфликты, что создает неустойчивость правящих коали­ций, отсутствие политической стабильности. Все это приводит к кризи­сам, политическим переворотам, войнам. Иллюстрацией этого являют­ся события в той же Чечне в последние десять лет. В такой ситуации власть нередко видит единственный способ сохранить стабильность путем создания авторитарных — однопартийных военных режимов.

Не случайно практически все государства, возникшие на территории азиатской части СНГ, имеют автократическую природу власти. Прав­да, здесь необходимо иметь в виду еще одно свойство традиционной власти. Разделение властей — институт, прошедший длительную эволю­цию и, можно сказать, «выстраданный» Европой в ходе многих восста­ний и революций. Для архаических и традиционных обществ подобное явление в принципе не характерно. Правитель традиционного общества является единственным носителем сакрального статуса, и все иные са­мостоятельные ветви власти автоматически воспринимаются как неже­лательные конкуренты не только самим правителем, но и большинст­вом населения. Поэтому в «посттрадиционных» обществах руководя­щим органом и страны и партии нередко является политический лидер харизматического толка, наделенный часто почти не ограниченными полномочиями. Исходя из всего вышеизложенного, ясно, почему боль­шинство стран СНГ прошли схожий путь политической трансформа­ции. События в них развивались по однотипному сценарию: роспуск законодательных органов, принятие новых конституций, расширяющих полномочия президента, «мягкий» террор в отношении оппозиции и не­зависимых средств массовой информации.


 


* См. гл. 4.

** Подробнее о традиционном чеченском обществе можно прочитать в работах: Вартапетов А. С. Проблемы родового строя чеченцев и ингушей // Советская этногра­фия. 1932. № 4; Гантемирова Ф.А. Общественно-политический строй и обычное право


чеченцев и ингушей (вторая половина ХГХ — начало XX в.). М., 1972; Боргашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XXVIII—ХГХ веках. Тби­лиси, 1988; Кокурхаев К.А. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингу­шей (вторая половина XIX и начало XX в.). Грозный, 1989; Панеяш 9.Х. Традиции в политической культуре народов Северо-Западного Кавказа // Этнические аспекты вла­сти. СПб., 1995.



Глава


Политическая антропология и современность



 


Проиллюстрируем вышесказанное несколькими примерами. В 1993 г. в Казахстане возникло определенное противостояние между законода­тельной и исполнительной властью. Однако в отличие от России, где ана­логичное противостояние вылилось в вооруженный конфликт, здесь ос­новные нити политической игры всегда находились в руках президента. Несмотря на нежелание Верховного Совета самоликвидироваться, из «про­веренных» депутатов была создана инициативная группа, которая начала агитацию за самороспуск внутри парламента. В декабре парламент уже перестал существовать. Согласно новой конституции Казахстана от 1995 г. (статьи 44—47, 50—55, 71, 73 и др.), законодательная и судебная власть подчинена исполнительной (президент назначает судей, Конститу­ционный суд ликвидирован и т. д.), в 1995 г. референдум в Казахстане продлил президентские полномочия Н. Назарбаева до конца XX в. (по имени туркменбаши С. Ниязова, первым начавшего кампанию по продле­нию полномочий лидеров среднеазиатских государств СНГ до конца XX в., этот феномен получил название «башизм»).

В Узбекистане И. Каримов совмещает посты президента страны и главы кабинета министров. Верховный Совет Узбекистана находится под контролем президента. Осенью 1991 г. часть депутатов оппозиции выступила с критикой президента. В ответ на это в Верховный Совет была внесена поправка к закону о статусе депутата, которая была при­нята уже летом 1992 г. Согласно внесенным уточнениям любой депу­тат по решению высшего законодательного органа страны мог быть лишен своего мандата за

поведение, порочащее звание народного депутата, совершение ан-- тиконституционных действий, направленных на подрыв государст-•> венного устройства, дестабилизацию общественно-политической об-' становки, а также за призыв к таким действиям (Васильев 1998: 95).

Не нужно обладать большим воображением, чтобы допустить воз­можность весьма широкого толкования данного законопроекта соответ­ствующими органами исполнительной власти.

Конституция, как совершенно справедливо отмечает С.А. Панарин (Панарин 2000: 103—104), носит больше показной характер и ориенти­рована главным образом на мировое общественное мнение с целью продемонстрировать демократическое устройство молодого государст­ва. При этом в Конституции не разъяснены механизмы выборов прези­дента, организации и деятельности кабинета министров, регистрации общественных объединений (статьи 56, 90, 98). В 1995 г. президентские полномочия были продлены до 2000 г. В стиле советских времен в стра­не развернута масштабная кампания по возвеличиванию культа Кари­мова. Имеет место внутренняя и внешняя цензура средств массовой информации. Существующие в стране партии, по сути, являются про­президентскими. Как светская, так и религиозная оппозиция подверга­ется преследованиям.


Самая унитарная форма государственного устройства — в Туркме­нии. Здесь в 1992 г. был объявлен шестилетний мораторий на многопар­тийность. Президент Ниязов является высшим должностным лицом в государстве, не подчиняющимся законодательной власти. В его руках концентрируются все рычаги исполнительной власти, он назначает и снимает Генерального прокурора, председателей Верховного и Высшего хозяйственного судов. Президент имеет право распустить Народное собрание (парламент страны), если последнее выразит свое недоверие назначенному президентом правительству.

Формально страна является президентской республикой. Но ее глава обладает поистине неограниченными полномочиями. Режим туркменбаши причудливо сочетает черты и жестокого, и патриар­хального правления, все более напоминает правление традиционного восточного монарха, пользующегося, однако, некоторыми современ­ными технологиями власти. Так, с одной стороны, установлен все­объемлющий и всепроникающий полицейский контроль над населе­нием, с другой — делаются разного рода популистские жесты в об­ласти его социальной защиты. Партийная структура совершенно не развита, пресса — официозная и откровенно рептильная. Какая-либо критика власти исключена, оппозиция разгромлена и изгнана, не­многие уцелевшие правозащитники подвергаются систематическо­му запугиванию и периодическим судебным преследованиям (Пана­рин 2000: 105).

Возможно, наименее авторитарная система правления в Средней Азии существует в Таджикистане. Несмотря на то, что и здесь прези­дент согласно Конституции 1994 г. имеет весьма широкий крут преро­гатив, его власть несколько ограничена высшим законодательным ор­ганом. Верховное собрание имеет, в частности, право утверждать всех членов кабинета министров, имеет еще ряд важных контрольных функ­ций. Однако, как считают компетентные исследователи, скорее всего, этот «демократизм» связан с борьбой между различными влиятельны­ми кланами в стране, отсутствием у группировок достаточных сил для разгрома оппозиции (Васильев 19986: 245).

К сожалению, события, происходящие в России в последние годы (чудовищное разбухание госаппарата, разгон парламента в октябре 1993 г., создание специальных «гвардейских» подразделений, подчинен­ных исключительно президенту, ряд положений Конституции, представ­ляющих почти не ограниченные права нынешней исполнительной влас­ти), дают основание сделать вывод, что и здесь процесс развивается по схожему сценарию. Аналогичные процессы, в той или иной степени, происходят и на внутриполитической сцене — в многонациональных субъектах Российской Федерации (например, в Калмыкии). Главные составляющие этих процессов — всеобъемлющая роль традиционного социума (или государства, как в российском варианте), неэмансипиро-



Глава 5


Политическая антропология и современность



 


ванность индивида, невычлененность в обществе того, что классики марксизма называли «базисом» и «надстройкой».

Личностный характер власти

Одно из важнейших мест в совокупности подобных отношений за­нимают патрон-клиентные связи. Как достаточно убедительно проде­монстрировал в ряде… Данные отношения имеют личностный и неформальный характер, основаны на… Яркий пример формирования подобных отношений описан в знаме­нитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец». Роман начинается…

Личностный характер власти

Одно из важнейших мест в совокупности подобных отношений за­нимают патрон-клиентные связи. Как достаточно убедительно проде­монстрировал в ряде… Данные отношения имеют личностный и неформальный характер, основаны на… Яркий пример формирования подобных отношений описан в знаме­нитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец». Роман начинается…

Политическая антропология и современность

отличие от Европы, исключительно как деспотические. Такая точка зрения не лишена определенных оснований. Действительно, немалое количество древних,… Наследственные кастовые группы, каждая из которых ритуаль­но занимала выше-… В современной России клиентные отношения хотя и имеют опреде­ленное распространение (отчасти в бизнесе и политике,…

Атрибутика власти

В советское время была разработана целая система благ и символов, обладание которыми указывало на ранг того или иного чиновника в но­менклатурной… Подробно обо всем этом рассказывается в пятой главе книги М. Восленского… Глава 5

Список сокращений

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ Абашин 1999 — Абашин С.Н. Вопреки «здравому смыслу»? (К вопросу о… Абеле 1998 — Абеле М. Политическая антропология: новые задачи, новые цели Ц Международный журнал социальных наук.…

Список сокращений


Список сокращений

                Бондаренко, Коротаев 1999 — Бондаренко Д.М., Коротаев А. В. Политогенез,… Бочаров 1992 — Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление (попытка этноистори-ческого анализа политических культур…

Список сокращений


Список сокращений

ней Азии: Родовое общество. М., 1951. С. 157—179 (Труды института этнографии. Нов. сер., Т. XIV). Зибер 1923 — Зибер НИ. Очерки первобытной экономической культуры. Одесса: Государственное издательство Украины, 1923. Зубов 1994/1995 — Зубов А.Б. Харизма власти. От современности к…

Список сокращений


Список сокращений

Крадин 1996 — Крадин Н.Н. Империя Хунну. Владивосток: Дальнаука, 1996. Крадин 1997 — Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии //… Крадин, Коротаев, Бондаренко, Лынша 2000 — Альтернативные пути к цивили­зации / Отв. ред. Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев,…

Список сокращении


Список сокращений

Парсонс 1994 — Пирсоне Т. Функциональная теория изменения: Американская со­циологическая мысль. М., 1994. С. 464—481. Парсонс 1998 — Парсонс Т. Система современных обществ: Пер. с англ. М.: Аспект… Першиц 1968 — Разложение родового строя и формирование классового общест­ва/Отв. ред. А.И. Першиц. М.: Наука, 1968. …

Список сокращений


Список сокращений

                Харузин 1903— Харузин Н.Н. Этнография: Собственность и первобытное… Хорос 1996 — Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Отв. ред. В.Г. Хорос. М.: Наука, 1996.

Список сокращений


Список сокращений

Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz. Cambridge, 1981. P. 37-79. Carneiro 1990 — Carneiro R. Chiefdom-level warfare as exemplified in… Valley. The Anthropology of War / Ed. by J. Haas. Cambridge, 1990. P. 190-211. Carnoy 1984 — Camay M. The Sate and…

Список сокращений


Список сокращений

Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Adams. New York: Acad. Press, 1977. Fortes, Evans-Pritchard 1940 - African Political Systems / Eds.… Pritchard. New York: Oxford University Press, 1940. Fried 1967 — Fried M. The Evolution of Political Society: An Essay…

Список сокращений


Список сокращений

to agriculture, cities, and the state in the Near East London and New York: Routledge, 1990. Malinowski 1922— Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. London:… & Kegan; New York: Dutton, 1922. Mann 1986 — Mann M. The Sources of Social Power. Vol. I: A History of Power…

Список сокращений

  Weber 1922 - Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen: Verlag von J.C.B. Mohr (P. Siebeck), 1922.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Тема 1. Предмет политической антропологии Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология —… Культурная и социальная антропология. Формализм, субстантивизм и марк­сизм. Принципиальные отличия политических…

Приложение 1


Программа курса «Политическая антропология»



 


Тема 4. Культурные основы неравенства и власти

Причины социального неравенства: собственность, доступ к ресурсам, статус, престиж, авторитет. Социальная стратификация и ее формы (П. Сорокин). Пред­ставления о социальной справедливости. Понятие социальной мобильности. Верти­кальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальное и коллективное проник­новение.

Тема 5. Власть и лидерство

Власть как способность ограничения поведенческих альтернатив. Власть и ли­дерство. Власть и авторитет. Власть и управление. Ресурсы власти. Структура вла­сти. Виды власти. Типология легитимного господства М. Вебера (традиционное, бюрократическое и харизматическое лидерство).

Природа человеческого лидерства. Теория черт. Ситуационная теория. Теория последователей. Типы лидерства. Функции лидеров. Элиты и их роль в человече­ской истории. Работы Г. Моска, В. Парето. Современные теории элит. Типология элит. Проблема обновления элит.

Тема 6. Лидерство в первобытном обществе

Формы лидерства в догосударственном обществе. Лидерство в сообществах приматов. Эгалитарные группы охотников и собирателей. Функции предводителя. Авторитет. Нестабильность. Половозрастное неравенство.

Переход к земледелию и животноводству. Община. Родство. Системы родст­ва. Линидж. Клан. Племя. Генеалогическая иерархия. Бигмен. Престижная эконо­мика. Институты возрастных классов. Тайные общества. Касты. Конический клан. Генеалогическое неравенство. Вождество — первая иерархическая форма социаль­ной организации. Признаки вождества и его отличие от государства.

Тема 7. Происхождение государства и права

Эволюция представлений о государстве: от Платона до Э. Сервиса. Теории возникновения государства. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Завоевательная теория (Л. Гумплович, Ф. Оппенгаймер). Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс). Взгляды на политогенез в XX в. Теория «городской революции» Г. Чайлда. «Гидротехническая» теория К. Виттфогеля. Интегративная и конфликтная версии политогенеза (Э. Сервис, М. Фрид). Проект «раннего госу­дарства» (X. Классен).

Причины генезиса государственности. Экологический фактор. Система хозяй­ства. Ирригация. Рост народонаселения. Идеология. Обмен и торговля. Война и за­воевания. Внешние влияния. «Первичные» и «вторичные» государства. Пути поли­тогенеза. Запад и Восток. Роль элиты в формировании государства: управленцы, военачальники, жрецы. Сущность и признаки государства. Интегративный и кон­фликтный подходы. Закон и насилие. Признаки государства. Типы и формы госу­дарственности: основные концепции и школы. Бюрократия. Возникновение права. Легитимность власти. Идеологическое обоснование власти: взаимный обмен услу­гами.

Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях

Пути социальной эволюции. Восток: деспотическое государство, касты, цик-лизм. Дискуссия об азиатском способе производства. Цивилизации Востока. Китай.


Индия. Мессопотамия. Египет. Исламский мир. Цивилизации доколумбовой Аме­рики. Античная Европа: греческая демократия и римское право. Эпоха средневе­ковья. Европейский феодализм. Вызревание рационального «правового» государ­ства. Африка: сакральный царь. Проблема африканского способа производства. Кочевники Евразии. Восточные и западные черты российской политической тради­ции.

Тема 9. Политическая антропология и современность

Трансформация политической культуры колониальных обществ. Прямое и кос­венное управление. Проблемы модернизации. Ценности западной цивилизации и традиционные общества. Клановые, этнические и конфессиональные основы совре­менной политической системы постколониальных обществ. Значение политической антропологии для понимания культурных и политических процессов в неевропейских цивилизациях.

Реформирование постсоциалистических обществ. Особенности российской цивилизации. Имперская традиция в отечественной истории. Демократические процессы и административная власть. Антропологический подход к исследованию политических процессов в странах СНГ. Трайбализм и традиционализм. «Прези­дентская республика». «Восточный» парламентаризм. Конфессиональный фактор.

Темы рефератов и курсовых работ

1. Предмет изучения политической антропологии. ч 2. Антропологические теории власти.

3. Теории власти в современной науке.

4. Символика власти.

5. Феномен дарообмена (по работам М. Мосса).

6. Биологические корни неравенства и иерархии.

7. Неравенство между полами в человеческом обществе.

8. Возрастное неравенство.

9. Неуставные отношения в армии.

 

10. Иерархия в преступных группировках (по современной художественной
литературе).

11. Культурные основы неравенства и иерархии.

12. Лидерство в обществах охотников-собирателей.

13. Лидерство и механизмы борьбы за власть в раннеземледельческих обществах.

14. Феномен вождества.

< 15. Сущность государства (с точки зрения «интегративной» и «конфликтной» теорий).

16. Причины возникновения государства.

17. Пути и формы становления государственности. >

18. Появление и эволюция бюрократии в истории.

19. Дискуссия об азиатском способе производства. Основные этапы и итоги.'

20. Сущность восточной деспотии.

21. Полис — догосударственное общество или государство? (по материалам
дискуссии в журнале «Вестник древней истории» в 1989—1990 гг.)

 

22. Структура власти в феодальном обществе (по работам А.Я. Гуревича и ,
других медиевистов).

23. Структура власти в кочевых империях. )

24. Влияние монголов на российскую политическую традицию.

25. Восточные и западные черты российской политической традиции (по работам
«евразийцев»).



Приложение 1


Программа курса «Политическая антропология»



 


26. Сходство и отличие в политической системе дореволюционной России и
СССР.

27. Социализм: российский вариант тоталитаризма или азиатский способ
производства?

28. Традиционные черты в современной российской политической культуре.

29. Архаические и традиционные элементы в политической культуре государств
СНГ.

30. Элементы традиционной власти в современной политической культуре
стран Азии и Африки.

Основная литература

Абеле М. Политическая антропология: новые задачи, новые цели. — Международ­ный журнал социальных наук. Т. VI. 1998. № 20.

Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. Ч. 1—2. М., 1991.

Афанасьев М.Н. Клиентизм и российская государственность. М., 1997.

Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000.

Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992.

Бочаров В.В. Политическая антропология и общественная практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2.

Васильев Л. С. История Востока. Т. 1—2. М., 1993.

Восленский М.С. Номенклатура. М., 1991.

- Годинер Э. С. Политическая антропология о происхождении государства // Этноло­гическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

Дольник В. Естественная история власти // Знание — сила. 1994. № 10—11.

Исследования по общей этнографии. М., 1979.

История первобытного общества. Т. 2. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. Т. 3. Эпоха классообразования. М., 1988.

Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии//Политические иссле­дования. 1997. № 5.

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества. Киев, 1989.

Плюснин Ю.М. Проблемы биосоциальной эволюции. Новосибирск // Ранние фор­мы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып.1).

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности. М., 1997.

Феномен восточного деспотизма: структура общества и власти. М., 1993.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

Abe'leh M. Anthropologie dr l'Etat. Paris, 1990.

Adams R.N. Energy and Structure. A Theory of Social Power. Austin, 1975.

Anthropological Approaches to Political Behavior. Pittsburgh, 1991.

Balandier G. Anthropologie politique. Paris, 1967 (пер. на англ. яз.: Political Anthropology. New York, 1970).

Claessen H.J.M. Politieke antropologie. Assen: Van Gorcum, 1974 (пер. на исп. яз.: Antropologia politica. Mexico, 1979).

Earle T. How Chiefs Come to Power: The Political Economy in Prehistory. Stanford
(Cal.),1997. , . ..„ ..,чЛ1 .....,,„..


The Early State. The Hague, 1978.

Fried M. The Evolution of Political Society: An Essay in Political Anthropology. New

York, 1967.

Lewellen T. Political Anthropology: An Introduction. Westport, 1992 Mann M. The Sources of Social Power, Vol. I: A History of Power From the Beginning

to A.D. 1760. Cambridge, 1986; Vol. П: The Rise of Classes and Nation-States, 1760-

1914. Cambridge, 1993. Political Anthropology. Chicago, 1966. Political Anthropology. New Brunswick and London, 1980. Service E. Origins of the State and Civilization. New York, 1975. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1922.


Терминологический словарь

Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Авторитет— способность оказывать неформальное влияние на основе опыта, зна­ний… Акефальная организация(англ. acephale organization, от греч. akephalos — безгла­вый) — социальная организация, не…

Приложение 2


 


Ритуал— форма регулярно совершаемого символического поведения, предназна­ченного для поддержания или восстановления магической гармонии.

Род— родственное объединение, ведущее свое происхождение от единого предка.

Рэмэдж— см. Клан конический.

Сегментарная организация— система разделения первобытного социума на более мелкие подразделения, которые делятся на еще более мелкие компоненты и т. д.

Синполитейные общества— первобытные общества, эволюционирующие под воздействием уже сложившихся цивилизаций.

Статус— социальное положение индивида.

Стратификация— разделение совокупности людей на страты на основе неравенст­ва.

Тайные общества— институт, возникший на основе мужских союзов. Вступление требовало организации престижных пиров. Деятельность осуществлялась закры­то. Считается, что тайные общества выполняли карательные функции, защищали интересы их членов, восполняя тем самым слабость публичных органов управле­ния.

Трайбализм, трибализм— проявление в современном обществе солидарности со­племенникам, племенной розни.

Фратрия— объединение нескольких родов внутри племени (Л. Морган).

Харизма— способность внушать последователям веру в сверхъестественные способ­ности.

Чифдом(от англ. chiefdom) — см. Вождество.

Эгалитарное общество— первобытное общество, в котором отсутствует неравен­ство.

Экзогамия— запрет вступать в брак внутри своей группы.

Эндогамия— заключение брака только внутри своей общности.

Этнография— 1) то же, что антропология культурная; 2) раздел антропологии, занимающийся изучением этносов (народов) и этнического разнообразия мира.

Этология— наука о поведении животных.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................................................................................................... 3

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ..................................6

1. Что такое антропология?................................................................................... 6

2. Политическая антропология............................................................................. 9 S

3. Методы и методологические подходы........................................................... 15 V

4. История политической антропологии............................................................. 24 s

Глава2. ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА

И ВЛАСТИ.......................................................................................... 38

Глава 3. ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО......................................67

1. Власть и господство......................................................................................... 67 *

2. Традиционное господство................................................................................ 71

3. Особенности доиндустриальных обществ...................................................... 74

4. Путь к власти .................................................................................................. 90

Глава 4. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ГОСУДАРСТВУ......................................... 117

1. Эгалитарные и неэгалитарные общества...................................................... 117

2. Ранжированные общества.............................................................................. 120 v

3. Вождество и его альтернативы..................................................................... 128 >

4. Происхождение государства.......................................................................... 137 V

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ............ 152

Список сокращений........................................................................................... 186

Приложение 1.Политическая антропология. Программа курса................ 205

Приложение 2.Терминологический словарь................................................. 210


 


r.-ftoq.


•/-■у


Крадин Н.Н.

ISBN 5-86218-387-6 В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии… Для студентов, аспирантов, преподавателей антропологических, политологических, исторических, юридических и…

Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Технический редактор М. А. Страшнова Корректор О. Г. Наренкова Компьютерная верстка Д. Н. Чернова

Gt;д t ' Г

– Конец работы –

Используемые теги: Глава, власть, традиционное, гос, ство0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Господство над народами. Глава из книги "История Народа Хунну"
Наконец правитель юэчжей Кидолу пал в борьбе с хуннами. Он был убит, труп его достался врагам, а из его черепа Лаошань-шаньюй сделал… За 150 лет мирной жизни потомки завоевателей мира среброщитных фалангитов и… Попытка хуннов восстановить свою власть над усунями не имела успеха. Когда же это произошло Это могло быть только…

Глава I Берлинский кризис 1948 – 1949 гг. Глава II Берлинский кризис 1953 гг. Глава III Берлинский кризис 1958 – 1961 гг.
Введение... Глава I Берлинский кризис гг...

Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы
На сайте allrefs.net читайте: "Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы"

ГЛАВНЕЙШИЕ ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ И ГЛАВНЕЙШИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Кафедра геологии нефти и газа... КАЛЯГИН С М... ГЛАВНЕЙШИЕ ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ И ГЛАВНЕЙШИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ...

ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС ВОТЧИННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
ISBN M Независимая газета C P Пайпс C A Анно оформление Посвящается Даниэлю и Стивену... ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Мне очень приятно что Россия при... ПРЕДИСЛОВИЕ Предметом этой книги является политический строй России Книгапрослеживает рост российской...

Глава IY. Становление и развитие Московской Руси ХIY-ХYП вв. 139 Глава Y. Российская империя в ХYШ в
Введение... Глава I Цивилизации древности... Глава П Генезис западной цивилизации в эпоху Средневековья...

Глава 1. Услуги и жизнедеятельность людей в традиционных сообществах
Аванесова Г А... Сервисная деятельность Историческая и современная практика предпринимательство менеджмент Учебное пособие для...

Глава 5. Этика личности и корпоративная этика
Глава Этика личности и корпоративная этика... Законодательные правила и этикет... Этический свод законов компании В профессиональной сфере Хотя...

Б рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: коэффициент Лернера, коэффициент концентрации CR и индекс Герфиндаля–Гиршмана HHI
Провалы рынка как основания деятельности государства... а внешние эффекты... б рыночная власть показатели измерения монопольной власти коэффициент Лернера коэффициент концентрации CR и...

Глава 1 Основное Понятие ОС и история создания
Введение... Глава Основное Понятие ОС и история создания...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам