рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Оседлые рыболовы

Оседлые рыболовы - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО Из Обществ С Присваивающей Экономикой Особенное Место Занима­ют Высокоспециал...

Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занима­ют высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на мор­ских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источ­ники своего существования (например, лососевых рыб) и методы дли­тельного хранения пищи, что это дает им возможность создать слож­ную неэгалитарную организацию с развитым статусным неравенством, иерархической социальной организацией, наследственной властью вож­дей (индейцы северо-западного побережья Америки — квакиютли, тлин-киты, оседлые рыболовы Флориды, население перуанского побережья, предки остяков Западной Сибири и проч.).

Археологическими раскопками и этнографическими исследования­ми в этих обществах зафиксирована развитая дифференциация, иерар­хия поселений, крупномасштабное строительство (ритуальные насыпи и святилища, элитные курганы, укрепления вождей и проч.), появление специализированных ремесленников, обслуживающих знать, наличие пышного церемониала. Мортон Фрид относил подобные общества к «ранжированным». Иногда столь высоко развитую социальную органи­зацию можно было создать на основе высокоэффективного собиратель­ства. Таковы, например, собиратели саго Новой Гвинеи. Дикое саго высокоурожайно, и за сравнительно небольшой период времени мож­но было создать большой запас продуктов*.

2. Ранжированные общества «Неолитическая революция»

Политическая организация усложняется с переходом к оседлости и производящему хозяйству (земледелию и животноводству). В археоло­гии данное явление нередко называют «неолитической революцией» — данный термин был предложен британском археологом Виром Гордо­ном Чайлдом (1892-1957).

* Более подробно вопрос об особенностях социальной организации обществ с раз­витым присваивающим хозяйством рассматривается в следующих работах на русском языке: Шнирелълшн В.А. Собиратели саго//Вопросы истории. 1983. № 11; Он же. «Нео­литическая революция» и неравномерность исторического развития. // Проблемы пере­ходного периода и переходных общественных отношений (Проблемы неравномерности общественного развития). М., 1986; Он же. Рыболовы Камчатки // Ранние формы социаль­ной стратификации. М., 1993 (см. также: Шнирелълшн 1986); Башилов В.А. «Неолитическая революция» в Центральных Андах: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1998 (там же приведена подробная библиография работ автора). ■. • ■


В археологии неолит (новый каменный век) традиционно выделял­ся на основе двух главных критериев: 1) техники шлифования камня и 2) наличие керамики. Чайлд пришел к выводу, что появление неоли­тических культур на древнейшем Ближнем Востоке сопровождалось переходом людей к земледельческо-животноводческому хозяйству.

Появление производящего хозяйства, согласно Чайлду, сопровожда­лось ростом производительности труда и увеличению производимых людьми продуктов. В результате развивалась оседлость и возникали новые компактные типы поселений, увеличивалась численность и плот­ность населения и, следовательно, конфликты и столкновения, появи­лось ремесло (гончарство, ткачество), усложнялась социальная органи­зация и возникала более сложная система управления. Данным процес­сам сопутствовали изменения в отношениях собственности, идеологи­ческих представлениях архаических земледельцев. Все эти инновации имели для человечества кардинальный, революционный характер.

Имеется несколько основных центров зарождения первоначально­го земледелия — Восточное Средиземноморье (зона так называемого благодатного полумесяца), Юго-Восточная Азия, Мезоамерика, Анд-ский регион)*.

В настоящее время большинство исследователей отмечают, что дан­ные преобразования имели скорее эволюционный, чем революционный характер. Последствия перехода к производящему хозяйству не были столь однозначными (более тяжелый труд, ухудшение питания, появле­ние заразных болезней и эпидемий и проч.). Во многих регионах мира неолитические культуры продолжали заниматься охотой, собиратель­ством и рыболовством, тогда как на Ближнем Востоке были обнаруже­ны очаги производящей экономики еще до изобретения гончарства (так называемый докерамический неолит). Наконец, в ряде мест было обна­ружено, что керамика вообще была изобретена в палеолите (древнека­менном веке).

Возможно, такова судьба любой концепции. Под давлением новых фактов старые схемы рушатся и уступают место новым, более гибким построениям. Тем не менее в главном Г. Чайлд оказался прав — пере­ход к производящему хозяйству стал важной, революционной вехой в истории человеческой цивилизации. С этого времени раннепервобыт-ные локальные группы сменились устойчивыми, оседлыми формами общины, численность которых составляла от многих десятков до не­скольких тысяч человек. В ряде благоприятных для ведения произво­дящего хозяйства мест возникают крупные протогородские центры (Иерихон, Чатал-Хююк и др.). Внутри общин усилилось неравенство,

* Подробно о концепции «неолитической революции» и переходе к производяще­му хозяйству см.: Шнирелъман В.А. Проблема перехода к производящему хозяйству в зарубежной историографии. М., 1987; Он же. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989; Он же. Основные очаги древнейшего производящего хозяйства в свете достиже­ний современной науки // Вестник древней истории. 1989. № 1.



Глава 4


От первобытности к государству



 


возникли возрастные статусы, имущественная и социальная дифферен­циация, появились зачатки власти старейшин. На основе родственных, брачных, экономических, культурных, идеологических и других прин­ципов общины объединялись в неустойчивые надобщинные образова­ния (в том числе в племена).

Лидерствоw

Археологические критерии (различия в размерах жилищ и находках, дифференциация захоронений по обряду и инвентарю, появление пред­метов, символизирующих власть, и проч.) свидетельствуют о появлении на данной стадии социальной эволюции неравенства, сложной системы общественных статусов. К сожалению, археология мало что может ска­зать о конкретных формах лидерства. Однако по этнографическим ма­териалам можно представить, каким мог быть лидер данного времени.

Для ранних и развитых земледельческих обществ характерен широ­кий спектр форм политического лидерства (Sahlins 1963: 285—303). На одном полюсе — лица, которые обладали только индивидуальным авто­ритетом и могли лишь эпизодически влиять на поступки соплеменников. Их лидерство могло достигаться с помощью различных личных качеств: физической силы, агрессивности, хозяйственных и организационных на­выков, способности урегулировать конфликты, умения убедить сороди­чей, везения, владения тем или иным редким ремеслом, военных заслуг и т. д.

В разных обществах значение этих качеств было неодинаковым. Даже в пределах одного региона можно обнаружить значительные вариации. Так, в Новой Гвинее в одних обществах лидерами станови­лись наиболее авторитетные воины, в других — лучшие земледельцы, в третьих — наиболее искусные ораторы и др. В целом функции пред­водителей этого типа примерно сопоставимы с обязанностями лидеров обществ охотников-собирателей.

Одним из примеров подобного предводительства является вождь у индейцев юго-западной Бразилии намбиквара. Намбиквара чере­дуют охоту и собирательство с подсечно-огневым земледелием. Тер­мин, обозначающий предводителя, переводится с их языка как «тот, кто объединяет». Лидер руководит охотой, рыбной ловлей, земле­дельческими работами, строительством сезонных поселков. Его позиции основываются на личном авторитете. Но если предводитель является плохим организатором, недовольство членов группы посте­пенно растет и семьи одна за одной покидают его деревню (Леви-Стросс 1984). Еще один пример — «вождь в леопардовой шкуре» скотоводов нуэров, живущих в верховьях Нила. Его реальное поло­жение мало чем отличается от положения других общинников. Единственное, что внешне выделяет его, — знаменитая леопардовая шкура. Статус вождя связан с выполнением посреднических функ-


1 ций при урегулировании конфликтов между представителями раз-,,, личных родственных групп. Его задача — убедить враждующие сто-;-,. роны не устраивать кровную вражду, а ограничиться выкупом. Од-г! нако никакой реальной власти у вождя нет. Поэтому ему приходится

, прибегать к уговорам или к угрозам применить свои магические ш способности. Иногда вождю не остается ничего иного, кроме как

а . бегать между шеренгами противостоящих воинов и совершать риту-, с альные действия, вскапывая мотыгой землю. Впрочем, и эта мера .» оказывается действенной, как правило, только в пределах племени и его подразделов. В межплеменных делах они не пользуются высо­ким авторитетом (Эванс-Причард 1985).

На противоположном полюсе — крупные общины оседлых земле­дельцев, состоящие из отдельных домохозяйств, линиджей и т. д. Они возглавлялись наиболее авторитетными представителями общинных ячеек (отцами семейств, главами рода, бигменами и проч.). Из данных лиц на уровне всей общины появлялись влиятельные лидеры. Они яв­лялись организаторами общественных работ (коллективные охоты, рыбалки, сельскохозяйственный труд, строительство хозяйственных, общественных и церемониальных сооружений), руководили распреде­лением территории и добычи, представляли свои группы в межобщин­ных отношениях, выполняли религиозные ритуалы, возглавляли воен­ные походы и занимались урегулированием внутренних споров. Однако, как и у охотников-собирателей, власть раннеземледельческих предводи­телей основывалась исключительно на личных качествах, возрасте и авторитете, умении убедить и подчинить всех членов группы. Впрочем, антропологам известны случаи, когда лидеры общин земледельцев (на­пример, у воинственных яномама в Южной Америке или у папуасов таирора на Новой Гвинее) добивались подчинения от своих подданных путем физической расправы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Оседлые рыболовы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»: власть озн

Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль­

Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ

Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяже­лым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека на­цел

Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способ­ности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда

Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все сущест­вовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.

Власть и традиционное господство
 

Власть и традиционное господство
  бюрократы») также территориально отделены от господина. О

Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был не­мецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э

Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами эко­номики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополни­ло данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отде­лить э

Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобыт­ных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение соци­альных позиц

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуж­дений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний вла­сти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им об­ществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный фран­цузский ан

Власть и традиционное господство
 

Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современ­ные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр

Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархи­чески организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, цирку­ляц

Власть и традиционное господство
 

Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресур­сов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогич­ную

Власть и традиционное господство
мо к другим продуктивным ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам с сочной травой и т. д.

Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универ­сальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобыт­ных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D

Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изго­товлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн

Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциаль­но способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как ме­ханиз

Власть и традиционное господство
 

Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предпо­лагает наличие определенной идеологической системы, неписаные посту­латы которой принимаются как господами, так и подданными. По это

Власть и традиционное господство
 

Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почи­тается как сверхъестественное существо. С какой целью власть

Власть и традиционное господство
 

От первобытности к государству
 

Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвиж­ный спо

Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.

От первобытности к государству
 

Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зару­бежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при­

Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители полу­чали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа

Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволю­ции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследовате­лей полагает, что таких альтернатив было несколько. Рассмотр

От первобытности к государству
 

Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое госу­дарство

От первобытности к государству
 

Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государствен­ности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых

Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характери­зуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент

Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлени­ями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн

Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволю­ции — иерархических и неиерархических обществ. В число не­иерархических обществ были включены демократические общины гор­цев, к которы

От первобытности к государству
как самостоятельные субъекты международных политических отно­шений. Для них характ

Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понима­ния политических процессов в обществах, подвергшихся колониально­му влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко

Политическая антропология и современность
типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональны

Политическая антропология и современность
           

Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколо­ниальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем

Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче

Политическая антропология и современность
 

Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как

Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойствен­ные традиционным обществам, продолжают функционировать и сего­дня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекци­онизма, к

Политическая антропология и современность
 

Политическая антропология и современность
 

Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Политическая антропология и современность
 

Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгоро­дить себя от простых масс специальными символами, которые подчер­кивали бы ее статус и дистанцию от остального мира. В совет

Список сокращений
 

Список сокращений
           

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
             

Список сокращений
  Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz.

Список сокращений
  Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Ada

Список сокращений
  to agriculture, cities, and the state in the Near East Lo

Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЯ   Weber 1922 - Weber M. Wirt

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса Тема 1. Предмет политической антропологии Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из

Терминологический словарь
 

Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с. ISBN 5-86218-387-6 В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист

Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков Технический редактор М. А. Страшнова Корректор О. Г. Наренкова Компьютерная верстка Д. Н. Чернова ИД № 02944 о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги