рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личностный характер власти

Личностный характер власти - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО Все Вышеизложенное Свидетельствует Против Того, Что На Большей Части Бывшего ...

Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма специфический, антикапиталистический вариант вторичной модернизации (Афанасьев 1989а; Фурсов 1995). Однако эта модерниза­ция осуществлялась в весьма специфических условиях. Она заверши­лась созданием в СССР, а затем и в других странах социалистическо­го лагеря весьма специфической системы власти, в которой существо­вали как рациональные (разветвленный партийный и прочий аппарат), личностные (преобладание власти над законом), так и харизматические (создание «культов личностей») компоненты. В ходе распада социали­стического общества на этнонациональные периферии традиционные связи вырвались из-под оболочки рационально-бюрократических отно­шений. Однако и в самой России по причине традиционного пренебре­жения к институту права сформировалась устойчивая модель личност­ной системы власти.

Одно из важнейших мест в совокупности подобных отношений за­нимают патрон-клиентные связи. Как достаточно убедительно проде­монстрировал в ряде своих работ М.Н. Афанасьев (Афанасьев 1994; 1995; 1996; 1997; 1997а), они никогда окончательно не исчезают в про­цессе модернизации и могут существовать не только в посттрадицион­ных, но и в развитых современных и даже постсовременных обществах (самый яркий пример мафия). Патрон-клиентные отношения основыва­ются на необходимости кооперации между лицами разного статуса в условиях определенной экономической, социальной или политической нестабильности. Лица с низким статусом могут обеспечиваться ресур­сами, источниками существования, они также пользуются защитой со стороны своего патрона. За это они выполняют определенные обязан­ности или компенсируют его покровительство материальными подно­шениями или иными выплатами. Данные отношения устраивают обе стороны, и, что самое важное, в развитом индивидуализированном обществе они удовлетворяют потребность людей в доверии и взаимной поддержке. Для обществ, в которых традиционные ценности по-преж­нему играют существенную роль, подобное обстоятельство имеет очень важное значение.

Данные отношения имеют личностный и неформальный характер, основаны на неравенстве статуса, богатства и доступа к ресурсам патро­на и его клиентов, представляют собой комбинацию эксплуатации и при­нуждения с добровольными подношениями и услугами, внешне облаче­ны в форму связей взаимного обязательства, сотрудничества и взаимо­заинтересованности (Афанасьев 1997).


Яркий пример формирования подобных отношений описан в знаме­нитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец». Роман начинается с опи­сания судебного заседания, на котором двое молодых людей, обвинен­ных в попытке изнасилования девушки, оправдываются. Отец девуш­ки, похоронщик Америго Бонасера, обращается за помощью к крими­нальному авторитету дону Карлеоне. Сначала Карлеоне отказывается помочь похоронщику и упрекает его за излишнюю самостоятельность. Он напоминает ему, что пострадавшая девушка является крестницей жены дона, тем не менее похоронщик пренебрегал дружбой и покро­вительством дона. Это ставит Бонасера в положение просящего. Он готов на все ради отмщения. Через некоторое время Карлеоне смягча­ется и говорит, что если бы Бонесара не пренебрегал его дружбой, то молодчики вряд ли бы посмели посягнуть на его дочь. Похоронщику не остается ничего другого, как просить покровительства у авторитета. Тогда дон восклицает: «Хорошо. Пусть свершится правосудие. Быть может, настанет день — хотя и не говорю, что такой день непременно настанет, — когда я призову вас сослужить мне за это службу. А пока примите этот акт правосудия как дар от моей жены, крестной матери вашей дочки». Все, механизм включился. Отныне Америго Бонасера становится обязанным дону Карлеоне, пройдет некоторое время, и дон призовет его платить по счетам.

Это только один из возможных способов формирования клиентных или, иначе, клиентарных отношений. Но везде сообразно механизмам функционирования престижной экономики любая услуга предполага­ет ответную услугу в будущем.

Характер власти в посттрадиционных государствах не очень сильно отличается от системы традиционного господства. Влияние политиче­ского лидера в этих обществах во многом сохраняет патримониальные черты. Оно в большей степени основано на отношениях патронажной зависимости, а не на рациональной легитимности и законе. В специаль­ной литературе неоднократно отмечалось, что личностный характер власти в постградиционных обществах составляет базис политических институтов, а отношения между покровителем и его клиентами опреде­ляют политическую жизнь на всех уровнях — от президентского двор­ца до самой захолустной деревни (Eisenstadt 1973; Bratton, Van de Walle 1994 и др.).

В немалой степени это обусловлено традиционно важной ролью государства в экономическом секторе и, следовательно, большой ролью власти-собственности. По этой причине административные должности являются не столько средством повышения собственного статуса вну­три бюрократической иерархии, сколько источником личных внебюд­жетных доходов (выдача лицензий, оплата за лоббирование чьих-то интересов, взятки и проч.).

В посттрадиционных восточных обществах патрон-клиентные отно­шения выполняют важную стабилизирующую роль. Еще со времен Монтескье стало принятым характеризовать восточные общества, в



Глава 5


Политическая антропология и современность



 


ванность индивида, невычлененность в обществе того, что классики марксизма называли «базисом» и «надстройкой».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личностный характер власти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»: власть озн

Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль­

Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ

Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяже­лым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека на­цел

Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способ­ности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда

Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все сущест­вовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.

Власть и традиционное господство
 

Власть и традиционное господство
  бюрократы») также территориально отделены от господина. О

Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был не­мецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э

Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами эко­номики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополни­ло данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отде­лить э

Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобыт­ных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение соци­альных позиц

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуж­дений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол

Власть и традиционное господство
 

Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний вла­сти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им об­ществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный фран­цузский ан

Власть и традиционное господство
 

Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современ­ные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр

Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархи­чески организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, цирку­ляц

Власть и традиционное господство
 

Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресур­сов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогич­ную

Власть и традиционное господство
мо к другим продуктивным ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам с сочной травой и т. д.

Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универ­сальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобыт­ных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D

Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изго­товлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн

Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциаль­но способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как ме­ханиз

Власть и традиционное господство
 

Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предпо­лагает наличие определенной идеологической системы, неписаные посту­латы которой принимаются как господами, так и подданными. По это

Власть и традиционное господство
 

Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почи­тается как сверхъестественное существо. С какой целью власть

Власть и традиционное господство
 

От первобытности к государству
 

Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвиж­ный спо

Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занима­ют высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на мор­ских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источ­ники с

Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.

От первобытности к государству
 

Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зару­бежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при­

Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители полу­чали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа

Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволю­ции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследовате­лей полагает, что таких альтернатив было несколько. Рассмотр

От первобытности к государству
 

Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое госу­дарство

От первобытности к государству
 

Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государствен­ности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых

Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характери­зуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент

Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлени­ями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн

Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволю­ции — иерархических и неиерархических обществ. В число не­иерархических обществ были включены демократические общины гор­цев, к которы

От первобытности к государству
как самостоятельные субъекты международных политических отно­шений. Для них характ

Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понима­ния политических процессов в обществах, подвергшихся колониально­му влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко

Политическая антропология и современность
типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональны

Политическая антропология и современность
           

Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколо­ниальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем

Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче

Политическая антропология и современность
 

Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как

Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойствен­ные традиционным обществам, продолжают функционировать и сего­дня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекци­онизма, к

Политическая антропология и современность
 

Политическая антропология и современность
 

Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн

Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бю­рократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с

Политическая антропология и современность
 

Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгоро­дить себя от простых масс специальными символами, которые подчер­кивали бы ее статус и дистанцию от остального мира. В совет

Список сокращений
 

Список сокращений
           

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
 

Список сокращений
             

Список сокращений
  Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz.

Список сокращений
  Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Ada

Список сокращений
  to agriculture, cities, and the state in the Near East Lo

Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЯ   Weber 1922 - Weber M. Wirt

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса Тема 1. Предмет политической антропологии Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из

Терминологический словарь
 

Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с. ISBN 5-86218-387-6 В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист

Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков Технический редактор М. А. Страшнова Корректор О. Г. Наренкова Компьютерная верстка Д. Н. Чернова ИД № 02944 о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги