Список сокращений - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО
...
Крадин 1996 — Крадин Н.Н. Империя Хунну. Владивосток: Дальнаука, 1996.
Крадин 1997 — Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии // Политические исследования. 1997. № 5. С. 146—156.
Крадин, Коротаев, Бондаренко, Лынша 2000 — Альтернативные пути к цивилизации / Отв. ред. Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынша. М.: Логос, 2000.
Крадин, Лынша 1995 — Альтернативные пути к ранней государственности / Отв. ред. Н.Н. Крадин, В.А. Лынша Владивосток: Дальнаука, 1995.
Крылов 1997 — Крылов А.Б. Традиционные институты абхазов: прошлое и современность. Идентичность и конфликт в постсоветских обществах / Отв. ред. Ж.Б. Олкотт и др. М., 1997. С. 184-201.
Куббель 1974 — Куббель Л.Е. Сонгайская держава. Опыт исследования социально-политического строя. М.: Наука, 1974.
Куббель 1977 — Куббель ЛЕ. Доколониальные политические структуры Африки в западноевропейской этнографии//Советская этнография. 1977. № 4. С. 155— 168.
Куббель 1979 — Куббель Л.Е. Потестарная и политическая этнография: Исследования по общей этнографии / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1979. С. 241—277.
Куббель 1987 — Куббель Л.Е. «Формы, предшествующие капиталистическому производству» К. Маркса и некоторые аспекты возникновения политической организации//Советская этнография. 1987. № 3. С. 3—12.
Куббель 1988а — Куббель Л.Е. Возникновение частной собственности, классов и государства. История первобытного общества/Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988. Т. 3. С. 140-269.
Кучинский 1997 —Кучинский А.В. Преступники и преступления. Законы преступного мира: Паханы, авторитеты, воры в законе: Энциклопедия. Донецк, 1997.
Кушнер 1929 — Кушнер П.И. Горная Киргизия: (Социологическая разведка). М., 1929.
Ламберг-Карловски, Саблов 1992 — Ламберг-Карловски К, Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. М.: Наука, 1992.
Лебедева 1991 — Лебедева Э.Е. Эволюция политической культуры (ПК) в Тропической Африке: Авторитаризм и демократия в «третьем» мире. М., 1991. С. 42— 70.
Ле Гофф1992 — Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.
Леви-Стросс 1984 — Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984.
Литтл 1998 — Литтл Д. Функциональное и структурное объяснение // Время мира: Альманах. Новосибирск, 1998. Вып.1. С. 176—203.
Лоренц 1994 — Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.
Малиновский 1997 — Малиновский Б. Функциональный анализ: Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. С. 681-702.
Малиновский 1998 — Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефл-бук, 1998.
Маретина 1980 — Маретина С.А. Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии. М.: Наука, 1980.
Марченко 1993 — Марченко НИ. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений // Социологические исследования. 1993. № 12. С. 112—115.
Масанов 1996 — Масанов Н.Э. Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество // Вестник Ев-': разии. 1996. № 1. С. 46-61.
Масловский 1995 — Масловский М.В. Веберовская концепция патримониализма и ее современные интерпретации//Социологический журнал. 1995 № 5 С 95-109.
Массинг 1991— Массиш О. Господство//Политические исследования 1991 № 6 С. 107-112.
Массой 1989 — Массон В.М. Первые цивилизации. Л.: Наука, 1989.
Мертон 1994 — Мертон Р. Явные и латентные функции: Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 379-448.
Миллер 1984 — Миллер Дж. Короли и сородичи: Ранние государства мбунду в Анголе. М.: Наука, 1984.
Морган 1934 - Морган Л. Древнее общество. М., 1934.
Мосс 1996 — Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996.
Назаретян 1995 — Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика исторического процесса). М.: Наследие, 1995.
Наумова 1991 —Наумова О.Б. Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана: Автореф. дис .. канд ист наук М 1991.
Неусыхин 1968 — Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодальному: (На материале истории Западной Европы раннего средневековья) //Вопросы истории. 1967. № 1. С. 75—87 (эта работа переиздана в кн.: Проблемы истории докапиталистических обществ/ Отв. ред. Л.В. Данилова. М., 1968. С. 596-617).
Нибур 1907 — Нибур Г. Рабство как система хозяйства. М., 1907.
Никифоров 1977 — Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. 2-е изд М • Наука, 1977.
Никифоров 1990 — Никифоров В.Н. Место Карла Августа Витфогеля в истории «больших дискуссий»//Народы Азии и Африки. 1990. № 5. С. 77—87.
Нуреев 1990 — Нуреев P.M. Азиатский способ производства и социализм//Вопросы экономики. 1990. № 3. С. 47-58.
Образцов 1996 — Образцов И. В. Формы проявления неуставных отношений // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 63—72.
Одиссей 1995 — Одиссей. Представления о власти. М.: Наука, 1995.
Орлова 1999 — Орлова Г.А. Бюрократическая реальность // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 96-106.
Павленко 1985 — Павленко Ю.В. Категория «социальный организм» и ее роль в историко-археологическом исследовании: (На материале раннеклассовых обществ применительно к изучению истории населения украинской лесостепи в эпоху железного века): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Киев, 1985.
Павленко 1987 — Павленко Ю.В. Пути становления раннеклассовых социальных организмов: Исследование социально-исторических проблем в археологии / Отв. ред. СВ. Смирнов. Киев, 1987. С. 72-85.
Павленко 1989 — Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества: (Генезис и пути развития). Киев: Наукова думка, 1989.
Павленко 1991 — Павленко Ю.В. Классообразование: становление и модели развития раннеклассовых обществ. Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития / Отв. ред. А.В. Коротаев и В.В. Чубаров. М., 1991. Вып. 2. С. 217-260.
Панарин 2000 — Панарин С.А, Политическое развитие государств Центральной Азии в свете географии и истории региона//Вестник Евразии. 2000. № 1. С 90— 132.
Панов 1983 — Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура по пуляций. М.: Наука, 1983. лv..< ,,lt .„,.,
Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Список сокращений
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»:
власть озн
Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль
Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ
Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацел
Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда
Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все существовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.
Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э
Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами экономики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополнило данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отделить э
Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобытных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение социальных позиц
Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуждений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол
Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний власти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им обществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный французский ан
Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр
Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархически организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, циркуляц
Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресурсов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогичную
Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универсальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобытных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D
Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изготовлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн
Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциально способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как механиз
Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предполагает наличие определенной идеологической системы, неписаные постулаты которой принимаются как господами, так и подданными. По это
Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почитается как сверхъестественное существо.
С какой целью власть
Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный спо
Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занимают высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на морских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источники с
Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.
Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зарубежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при
Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители получали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа
Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволюции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследователей полагает, что таких альтернатив было несколько.
Рассмотр
Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое государство
Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государственности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых
Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент
Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлениями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн
Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволюции — иерархических и неиерархических обществ. В число неиерархических обществ были включены демократические общины горцев, к которы
Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понимания политических процессов в обществах, подвергшихся колониальному влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко
Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколониальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем
Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче
Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как
Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойственные традиционным обществам, продолжают функционировать и сегодня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекционизма, к
Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгородить себя от простых масс специальными символами, которые подчеркивали бы ее статус и дистанцию от остального мира.
В совет
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса
Тема 1. Предмет политической антропологии
Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из
Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с.
ISBN 5-86218-387-6
В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист
Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков
Технический редактор М. А. Страшнова
Корректор О. Г. Наренкова
Компьютерная верстка Д. Н. Чернова
ИД № 02944 о
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов