Шинкарев 1982 — Шинкарев В.Н. Сакральные предводители общин у нага // Советская этнография. 1982. № 5. С. 97-107.
Шинкарев 1983 — Шинкарев В.Н. Социальная организация тибето-бирманских народов Западного Индокитая и Северо-Восточной Индии: (По материалам второй половины XIX — первой половины XX в.): Автореф. дис. ... канд ист. наук. М„ 1983.
Шкунаев 1989 — Шкунаев СВ. Община и общество у западных кельтов. М.: Наука, 1989.
Шнирельман 1985 — Шнирелъман В.А. Классообразование и дифференциация культуры: (По океанийским этнографическим материалам). Этнографические исследования развития культуры / Отв. ред. А.И. Першиц, Н.Б. Тер-Акопян. М., 1985. С. 64-122.
Шнирельман 1986 — Шнирельман В.А. Позднепервобытная община земледельцев-скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей: История первобытного общества / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1986. Т. 2. С. 236-426.
Шнирельман 1986а — Шнирельман В.А. Демографические и этнокультурные процессы эпохи первобытной родовой общины: История первобытного общества / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1986. Т. 2. С. 427-489.
Шнирельман 1988 — Шнирелъман В.А. Производственные предпосылки разложения первобытного общества: История первобытного общества. / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988. Т. 3. С. 5-139.
Штаерман 1989 — Штаерман ЕМ. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 76—94.
Шэдел 1995 — Шэ'дел Р. Варианты протогосударственных обществ во временной последовательности: Альтернативные пути к ранней государственности / Отв. ред. Н.Н. Крадин, В.А. Лынша. Владивосток, 1995. С. 59—68.
Энгельс 1961 — Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. 1961. Т. 21. С. 23-178.
Якобсон 1997— Якобсон В.А. Государство как социальная организация (теоретические проблемы) //Восток. 1997. № 1. С. 5—15.
Abelels 1981 — Abelels M. Sacred Kingship and Formation of the State. The Study of the State / Ed. by HJ.M. Claessen and P. Skalnik. The Hague, 1981. С 1-13.
Abelels 1988 — Abelels M. Modern Political Ritual: Ethnography of an Inauguration and a Pilgrimage by President Mitterand. Current Anthropology 29 (3), 1988. P. 391-404.
Abelels 1990 - Abelels M. Anthropologie dr l'Etat. Paris: Armand Colin, 1990.
Adams 1975 — Adams R.N. Energy and Structure. A Theory of Social Power. Austin:
Univ. of Texas Press, 1975.
Adams 1978 — Adams R.N. Man, energy and Anthropology: I can feel the heat, but where's the light? American Anthropology, Vol. 80, № 2, 1978.
Adams 1988 -Adams R.N.Vae Eight Day: Social Evolution as the Self-Organization of
Energy. Austin: Univ. of Texas Press, 1988. Bailey 1969 - Bailey F. G. Stratagems and Spoils: A Social Anthropology of Politics.
Oxford: Basil Blackwell, 1969. Balandier 1967 — Balandier G. Anthropologie politique. Paris: Presses Universitaires de
france, 1967. Balandier 1970 — Balandier G. Political Anthropology / Translated by A.M.S. Smith.
New York: Random House, 1970.
Balandier 1985 — Balandier G. Le detour: Pouvoir et modernite. Paris: Fayard, 1985. Balandier 1974 — Balandier G. Anthropo-logiques. Paris: Presses Universitaires de
France, 1974.
Balandier 1992 - Balandier G. Le pouvoir sur scenes. Paris: Balland, 1992. Bayart 1989 - Bayart J.F. L'Etat en Afrique. Paris: Fayard, 1989. Bendix, Lipest 1966 — Class, status, and power: social stratification in comparative
perspective / Eds. R. Bendix, S.M. Lipest. New York: Free Press, 1966. Berent 2000 - Berent M. Greece (11th - 4th centuries ВС). Civilizational models of
politogenesis/Ed. by D.M. Bondarenko, A.V. Korotayev. Moscow, 2000. P. 228-251. Berent 2000a - Berent M. The Stateless Polis: the Early State in the Ancient Greek
Commutity. Alternatives of Social Evolution / Ed. by N.N. Kradin, A.V. Korotayev et
all. Vladivostok, 2000. P. 225-241.
Bettelgeim 1960 - Bettelgeim B. The informed heart. New York, 1960. Bloch 1967 — Block M. Feudal society. Transl. from French. London: Routledge, 1967. Bloch 1975 — Political Language and Oratory in Traditional Societies / Ed. by
M. Bloch. London, 1975. Bodley 1999 — Bodley J.H. Socioeconomic Growth, Culture Scale, and Household Weii-
Being: A Test of the Power-Elite Hypothesis. Current Anthropology 40 (5), 1999.
P. 594-612. Bondarenko, Korotayev 2000 — Civilizational models of politogenesis / Eds.
D.M. Bondarenko, A.V. Korotayev. Moscow, 2000. Bondarenko, Sledzevski 2000 — International Conference «Hierarchy and Power in the
History of Civilizations». Abstracts/Eds. D.M. Bondarenko, I.V. Sledzevski Moscow
2000. Bonte, Sugita 1981 — Bonte P., Sugita K. Anthropologie politique: quelques travaux
recents sur l'Etat//La Pansee. 1981. № 217. P. 162-172. Boserup 1965 — Boserup E. The Conditions of Agricultural Growth. Chicago: Aldine
1965.
Bourdeieu 1977 — Bourdeieu F. Symbolic power. Annales 32, 1977. P. 405—411. Bracken 1997 — Bracken Chr. The Potlatch Papers: A colonial case history. Chicago;
London: Chicago Univ. Press, 1997. Bratton, Van de Walle 1994 — Bratton M., Van de Walle N. Neopatrimonial regimes
and political transitions in Africa//World polities 46 (4). 1994. P. 453-^89. Breuer 1990 — Breuer S. Der archaische Staat. Zur Soziologie charismatischer
Herrschaft. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1990. Britan, Cohen 1983 — Hierarchy and Society. Anthropological Perspectives on
Bureaucracy / Eds. G.M. Britan, R. Cohen. Philadelphia: Institute for the Study of
Human Issues, 1983. Brumfiel, Earle 1987 — Speciasization, Exchange, and Complex Societies / Eds.
E.M. Brumfiel, T. Earle. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. Butler 1969 — Butler R.N. Age-ism: Another form of bigotry// Gerontologist 9. 1969.
P. 243-246. Carneiro 1970 — Carneiro R. A theory of the origin of the state // Science № 169 (3947)
1970. P. 733-738. Cameiro 1981 — Carneiro R. The chiefdom as precursor of the state. The Transition to
Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Список сокращений
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»:
власть озн
Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль
Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ
Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацел
Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда
Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все существовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.
Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э
Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами экономики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополнило данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отделить э
Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобытных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение социальных позиц
Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуждений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол
Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний власти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им обществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный французский ан
Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр
Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархически организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, циркуляц
Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресурсов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогичную
Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универсальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобытных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D
Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изготовлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн
Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциально способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как механиз
Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предполагает наличие определенной идеологической системы, неписаные постулаты которой принимаются как господами, так и подданными. По это
Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почитается как сверхъестественное существо.
С какой целью власть
Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный спо
Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занимают высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на морских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источники с
Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.
Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зарубежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при
Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители получали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа
Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволюции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследователей полагает, что таких альтернатив было несколько.
Рассмотр
Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое государство
Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государственности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых
Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент
Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлениями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн
Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволюции — иерархических и неиерархических обществ. В число неиерархических обществ были включены демократические общины горцев, к которы
Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понимания политических процессов в обществах, подвергшихся колониальному влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко
Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколониальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем
Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче
Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как
Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойственные традиционным обществам, продолжают функционировать и сегодня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекционизма, к
Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгородить себя от простых масс специальными символами, которые подчеркивали бы ее статус и дистанцию от остального мира.
В совет
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса
Тема 1. Предмет политической антропологии
Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из
Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с.
ISBN 5-86218-387-6
В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист
Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков
Технический редактор М. А. Страшнова
Корректор О. Г. Наренкова
Компьютерная верстка Д. Н. Чернова
ИД № 02944 о
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов