Терминологический словарь - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО
...
Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Авторитет— способность оказывать неформальное влияние на основе опыта, знаний и т. д.
Акефальная организация(англ. acephale organization, от греч. akephalos — безглавый) — социальная организация, не имеющая централизованного руководства.
Антропология политическая— антропологическая дисциплина, изучающая политическое поведение, политические и властные институты народов мира в исторической динамике этнографическими методами.
Антропология социальная (культурная, социокультурная)— наука о сходствах и различиях между культурами (К. Клакхон).
Апополитейные общества— первобытные общества, существовавшие до возникновения первых государств.
Бигмен— тип ненаследственного лидера, чей авторитет основан на раздаче богатств и приобретении престижа.
Бюрократия— организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей на основе четких процедур и правил.
Власть— способность навязывать свою волю другим даже вопреки сопротивлению.
Власть-собственность— возможность перераспределения и использования человеком собственности (коллективной, государственной, общенародной и т. д.) в силу его должностной власти и статуса.
Военная демократия— социальная организация первобытного общества на его заключительной стадии (по Л. Моргану). Характеризуется борьбой трех сил — народного собрания, совета старейшин и военных вождей. В настоящее время выяснено, что военная демократия не сменялась государством, а сменялась иными предгосударственными формами — вождеством или военно-иерархической организацией.
Вождество — первая форма иерархической организации общества, простое вождество — автономная политическая единица, состоящая из общин, иерархически подчиненных общему вождю; сложное вождество — двухуровневая группа простых вож-деств.
Государство— специализированный институт, осуществляющий управление сложным обществом и обладающий монополией на узаконенное применение силы.
Доместикация— одомашнивание животных.
Инициации— обряды посвящения.
Каста— замкнутая общность, первоначально на основе профессиональной специализации или этнической принадлежности.
Клан— 1) синоним термину род; 2) родственная группа, ведущая происхождение от общего предка.
Клан конический— родственная группа, в которой статус индивида определяется степенью его генеалогической близости к родоначальнику или правителю.
Культура— совокупность внебиологических способов адаптации к внешней среде (Л. Уайт).
Культура политическая,см. Политическая культура.
Легитимность— признание существующего порядка, узаконенных норм.
Линидж— группа однолинейных родственников, способных проследить родство.
Матриархат— господство женщины в обществе (устар.).
Матрилинейность— определение родства по материнской линии.
Мобильность вертикальная— изменение статуса индивида.
Мобильность горизонтальная— изменение положения, не приводящее к изменению статуса.
Моногамия— единобрачие.
Мир-системный подход— разработан Э. Валлерстайном и другими исследователями. В его основе лежит тезис, что мир представляет собой глобальную экономическую систему, которая подразделяется на центр, полупериферию и периферию, между которыми существуют сложные формы взаимоотношений.
Модернизация— совокупность экономических, социальных, политических и культурных изменений, происходящих в процессе преобразования традиционного общества в индустриальное и постиндустриальное.
Мужской союз— социальный институт, объединявший взрослых членов разных общин мужского пола. Отличался корпоративностью, ритуальным единством. Членство в мужском союзе дополнительно повышало статус. Защищал интересы членов союза. Впоследствии трансформировался в тайные общества.
Неравенство— положение, при котором люди имеют неодинаковый доступ к благам.
Неформальная политика— отношения в сфере политики между отдельными ин дивидами и группами, отличается от формальной политики — отношений в сфере политики между институтами. ^
Патриархат— господство мужчины в обществе.
Патрилинейность— определение родства по отцовской линии.
Патронимия— группа, наименование которой происходит от одного предка.
Племя— 1) этническая общность эпохи первобытности; 2) вторичная форма социальной организации, представляющая объединение родов на основе слабой власти вождя.
Полиандрия— многомужество.
Полигамия— многобрачие.
Полигиния— многоженство.
Полития— независимая политическая единица.
Потестарная организация(от греч. potestas — власть) — термин, принятый в советской этнографии для обозначения организации власти в первобытном обществе.
Политическая культура— совокупность существующих в обществе представлений о власти, способах ее утверждения, функционирования и замены.
Политогенез— 1) становление государства (самое раннее употребление термина);
2) становление и эволюция сложной (надлокальной) политической организации;
3) в самом широком смысле — становление и эволюция политической организа ции в человеческом обществе вообще.
Потлач— термин, означающий индейский обычай раздачи накопленных богатств на
специальном празднике. Рационализация— термин М. Вебера, обозначающий переход от традиционных
способов поведения к рационально установленным правилам. Редистрибуция— перераспределение продукта по вертикали. Реципрокация— перераспределение продукта по горизонтали.
Глава... проблема любого общественного строя в том числе и демократическо го... Таким образом усложнение общества неизбежно приводит к введе нию организационной иерархии Последнее означает...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Терминологический словарь
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»:
власть озн
Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль
Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ
Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацел
Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда
Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все существовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.
Гемайншафт и гесельшафт
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения э
Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами экономики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополнило данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отделить э
Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобытных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение социальных позиц
Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуждений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол
Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний власти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им обществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный французский ан
Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр
Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархически организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, циркуляц
Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресурсов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогичную
Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универсальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобытных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D
Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изготовлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн
Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциально способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как механиз
Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предполагает наличие определенной идеологической системы, неписаные постулаты которой принимаются как господами, так и подданными. По это
Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почитается как сверхъестественное существо.
С какой целью власть
Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный спо
Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занимают высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на морских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источники с
Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.
Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зарубежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при
Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители получали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа
Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволюции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследователей полагает, что таких альтернатив было несколько.
Рассмотр
Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое государство
Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государственности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых
Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент
Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлениями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн
Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволюции — иерархических и неиерархических обществ. В число неиерархических обществ были включены демократические общины горцев, к которы
Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понимания политических процессов в обществах, подвергшихся колониальному влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко
Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколониальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем
Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче
Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как
Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойственные традиционным обществам, продолжают функционировать и сегодня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекционизма, к
Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгородить себя от простых масс специальными символами, которые подчеркивали бы ее статус и дистанцию от остального мира.
В совет
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса
Тема 1. Предмет политической антропологии
Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из
Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с.
ISBN 5-86218-387-6
В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист
Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков
Технический редактор М. А. Страшнова
Корректор О. Г. Наренкова
Компьютерная верстка Д. Н. Чернова
ИД № 02944 о
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов