Гемайншафт и гесельшафт - раздел Политика, Глава 3 ВЛАСТЬ И ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО Одним Из Тех, Кто Наиболее Обстоятельно Рассмотрел Различия Между Индустриаль...
Одним из тех, кто наиболее обстоятельно рассмотрел различия между индустриальными и допромышленными обществами, был немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936). Он использовал для обозначения этих двух типов обществ термины Gemeinschaft (гемайншафт — общность, единение, производное от нем. Gemeinde — община) и Gesellschaft {гесельшафт — общество). Согласно его мнению, основные отличия между Gemeinschaft и Gesellschaft заключаются в следующем: Gemeinschaft основана на натуральной экономике, родственных связях и отличается ограниченной специализацией. Основные социальные институты — семья, родственные группы и община. В Gesellschaft существует развитая дифференциация профессиональных функций, отделенных от семейных ролей. Здесь складываются крупные объединения, институты, корпорации и ассоциации. В Gemeinschaft поведение людей определяется общинными нормами, взаимопомощью. Культура формируется на основе религиозных ценностей, социальный контроль основывается на обычаях и традиционном праве. Gesellschaft основано на личной выгоде рационально действующих, вычлененных из коллектива индивидов. Здесь культура базируется на системе светских ценностей, поведение граждан опосредуется системой формального права.
В социологической литературе часто встречается мнение, что эти термины были введены в научный оборот именно Теннисом в тракта-
те «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887). Однако это не совсем точно. Данные понятия использовались в научной литературе и до него, в частности, противопоставление между доиндустриальным и капиталистическим обществом было глубоко проанализировано Карлом Марксом в ряде сочинений, особенно в знаменитом разделе «Экономических рукописей 1857—1861 гг.» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Изд. 2-е. Т. 46. Ч. I. С. 461—493), получившем название «Формы, предшествующие капиталистическому производству».
Маркс показал, что в индустриальном (капиталистическом) обществе каждый человек выступает как обособленный индивид, отношения между людьми принимают форму товарно-денежных связей, а эксплуатация имеет экономический характер.
Для доиндустриальных обществ характерны (1) сращенность непосредственного производителя со средствами производства, «природное единство труда с его вещными предпосылками» (Там же: 461); (2) собственность в докапиталистических обществах есть отношение индивида к более крупному целому (локальной группе, общине, военно-иерархической организации). Именно этой собственностью опосредовано отношение индивида к средствам производства, и в первую очередь к земле; (3) в силу этого эксплуатация принимала форму личностных отношений — «непосредственьфго господства и подчинения».
Здесь одна часть общества обращается с другой его частью как ' с неорганическим и природным условием своего воспроизводства. Раб гне находится в каком-либо отношении к объективным условиям своего труда; напротив, сам работник — и в форме раба, и в форме крепостного — ставится в качестве неорганического условия производства в один ряд с прочими существами природы, рядом со скотом, или является придатком к земле (Там же: 478).
Впоследствии в ходе второй дискуссии об азиатском способе производства 1950— 1960-х годов эти идеи были заимствованы и развиты целой группой исследователей в рамках «личностной» теории докапиталистических отношений (Ф. Тёкеи, А.Я. Гуревич, М.А. Виткин, Л.А. Седов, В.В. Крылов Л.Б. Алаев, Г.С. Киселев и др.). В наиболее законченной форме данные идеи переформулированы в теории А.И. Фурсова (Фурсов 1989; 1995).
Все темы данного раздела:
Власть и господство Что такое власть?
Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»:
власть озн
Власть и энергия
Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль
Господство
Согласно Веберу, власть (Macht) следует отличать от господства (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, необязательно основанном на законности. Во втором случае объ
Традиционное господство
Данная форма господства основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацел
Харизматическое господство
Этот тип господства базируется на сверхъестественных «внеповеден-ческих» способностях лидера. Его авторитет основан на вере в способности данного лица совершать чудесные поступки или приносить уда
Рациональное господство
Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все существовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство.
Власть и традиционное господство
Власть и традиционное господство
бюрократы») также территориально отделены от господина. О
Престижная экономика
Последующее изучение западными этнографами-антропологами экономики так называемых примитивных обществ подтвердило и дополнило данные положения. Выяснилось, что в этих обществах трудно отделить э
Экономическая антропология
Как интерпретировать данные иррациональные обычаи? В первобытных и архаических обществах коллективизм доминировал над частной экономической инициативой. По этой причине изменение социальных позиц
Власть и традиционное господство
Власть-собственность
Одно из наиболее распространенных в социальных науках заблуждений — это сведение отношений власти к собственности на средства производства. Особенно широкое распространение данная точка зрения пол
Власть и традиционное господство
Власть-собственность и идеология
Идеология занимает важное место в обосновании притязаний власти на собственность. Как и почему люди приняли навязанные им обществом институты принуждения и эксплуатацию? Известный французский ан
Власть и традиционное господство
Организационно-управленческие функции
Данные функции объективно являются универсальным средством достижения власти во всех «сложных» обществах, включая современные государства-нации. Это очевидно, поскольку без введения иерархии в упр
Перераспределенческие функции
Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархически организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, циркуляц
Власть и традиционное господство
Контроль над ресурсами
Исследования этологов показали, что в условиях ограничения ресурсов доступ к ним опосредован «порядком клевания» — отношениями доминирования (Резникова 1997). В человеческом обществе аналогичную
Власть и традиционное господство
мо к другим продуктивным ресурсам: озерам, богатым рыбой, пастбищам с сочной травой и т. д.
Контроль над обменом и торговлей
Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универсальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобытных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D
Контроль над ремесленным производством
Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изготовлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для вн
Война и военно-организационные функции
Война является еще одним важным фактором, который потенциально способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как механиз
Власть и традиционное господство
Религия
Голое насилие не может действовать бесконечно. Господство предполагает наличие определенной идеологической системы, неписаные постулаты которой принимаются как господами, так и подданными. По это
Власть и традиционное господство
Символика власти
Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почитается как сверхъестественное существо.
С какой целью власть
Власть и традиционное господство
От первобытности к государству
Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный спо
Оседлые рыболовы
Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занимают высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на морских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источники с
Что такое вождество?
В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из традиционных обществ северо-восточной Танзании второй половины XIX в) Вождества обычно состояли из общин численностью 500—1000 чел.
От первобытности к государству
Типология вождеств
Существует много различных попыток типологии вождеств. В зарубежной науке высказывались мнения о делении вождеств на (а) военные, теократические и тропико-лесные; (Ь) компактные, дисперсные и при
Вождество и государство
Сервис и Салинз полагали, что основой высокого статуса вождя являлись функции редистрибуции, выполняя которые правители получали некоторую власть над своими подданными. В третьей главе было показа
Альтернативы вождеству
Является ли вождество универсальной ступенью социальной эволюции? В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Однако ряд исследователей полагает, что таких альтернатив было несколько.
Рассмотр
От первобытности к государству
Сущность государства
В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое государство
От первобытности к государству
Признаки государства
Традиционно принято выделить три главных признака государственности: территориальное деление, налоги и формирование особого аппарата управления. Вне сомнения, это справедливо в отношении развитых
Раннее государство
Как уже говорилось, в эволюции доиндустриальных послепервобыт-ных обществ можно выделить две большие стадии. Первая характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, цент
Пути становления государства
В отечественной литературе наряду с однолинейными представлениями о генезисе государственности (постепенно отмирающая «пятичлен-ная схема»; теории, объединяющие все доиндустриальные общества в одн
Альтернативы государству
В данной главе уже говорилось о существовании двух линий эволюции — иерархических и неиерархических обществ. В число неиерархических обществ были включены демократические общины горцев, к которы
От первобытности к государству
как самостоятельные субъекты международных политических отношений.
Для них характ
Традиционализм и модернизация
Политическая антропология имеет большое значение для понимания политических процессов в обществах, подвергшихся колониальному влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры ко
Политическая антропология и современность
типа, ориентированного не на традиционные ценности, а на рационализм. Человек с рациональны
Политическая антропология и современность
Традиционные правители
Одна из наиболее сложных задач любой колониальной и постколониальной администрации — комплектование низших звеньев аппарата управления. Практически в каждой стране колонизаторы столкнулись с дилем
Национализм
В отличие от отечественной науки, где национализм понимается как шовинизм, в западной антропологии национализм принято разделять на гражданский (территориальный) и этнический (Геллнер 1991). Этниче
Политическая антропология и современность
Сакрализация власти
Для традиционных обществ в принципе нехарактерна идея дробимо-сти власти. Правитель является единственным носителем сакрального статуса, любые иные институты власти автоматически воспринимаются как
Взятка и подарок
Многие механизмы и нормы политического поведения, свойственные традиционным обществам, продолжают функционировать и сегодня. Широко известны описания взяточничества, коррупции, протекционизма, к
Политическая антропология и современность
Политическая антропология и современность
Клановая структура
Еще один институт, рассматриваемый как пережиток племенного строя, — так называемое кумовство и местничество. В самом широком смысле — это практика протекционистского привлечения к управлению ближн
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бывшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Личностный характер власти
Все вышеизложенное свидетельствует против того, что на большей части бьшшего Советского Союза сформировалась рациональная бюрократическая система власти. Социализм можно рассматривать как весьма с
Политическая антропология и современность
Атрибутика власти
В третьей главе уже подчеркивалось, что власть стремится отгородить себя от простых масс специальными символами, которые подчеркивали бы ее статус и дистанцию от остального мира.
В совет
Список сокращений
Список сокращений
Список сокращений
Список сокращений
Список сокращений
Список сокращений
Список сокращений
Statehood in the New World/ Ed. by G.Jones and R. Kautz.
Список сокращений
Oceania, and the New World / Eds. R.D. Fogelson, R.N. Ada
Список сокращений
to agriculture, cities, and the state in the Near East Lo
Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЯ
Weber 1922 - Weber M. Wirt
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса
Тема 1. Предмет политической антропологии
Антропология — универсальная наука о человеке. Политическая антропология — часть антропологической науки, занимающаяся из
Терминологический словарь
Крадин Н.Н.
Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001. — 213 с.
ISBN 5-86218-387-6
В первом в российской науке специальном пособии по политической антропологии дается сист
Н. Н. Крадин ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Редактор А. В. Харьков
Технический редактор М. А. Страшнова
Корректор О. Г. Наренкова
Компьютерная верстка Д. Н. Чернова
ИД № 02944 о
Новости и инфо для студентов