МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Термин «Historia» был введен в научный оборот древнегреческим автором Геродотом. В переводе с греческого «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, миром. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – муза, которая прославляет. В её руках свиток и грифельная палочка, которые символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, должно быть зафиксировано для потомков. В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления подлинных событий и фактов». В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины.

В настоящее время под «историей» понимают: процесс развития человеческого общества, а также науку, изучающую этот процесс. Объектом исторической науки является человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. Предметомистории является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определённой взаимосвязи и составляющих всё человечество.

Методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию, а также в оценке крупнейших исторических событий, процессов, явлений, деятелей.

В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество должно пройти через пять обязательных общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Главной движущей силой К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895) и В.И. Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства.

В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».

Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества, то есть способностью вносить существенные улучшения, новшества в жизнь людей, которые получают широкое распространение и способствуют историческому прогрессу.

В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя.

Основными методами исторического исследования являются сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т.д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.

2. История исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. История выполняет ряд функций: служит средством самопознания личности, этноса, всего человечества; является социальной памятью (обеспечивает сохранение и передачу этических норм, обычаев и традиций); связывает прошлое, настоящее и будущее, объясняя с помощью прошлого смысл настоящего и прогнозирует будущее; воспитывает, формирует чувство долга и любви к Родине, преданности, ответственности; формирует особую форму общественного сознания – сознание историческое.

Принцип научности (объективности) требует от историка приложить все усилия для выявления полной совокупности фактов по изучаемому вопросу. Принцип историзма предусматривает изучение любого вопроса в тесной связи с другими вопросами, в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени. Принцип диалектики учитывает то, что исторические явления необходимо изучать в развитии, во всей сложности и противоречивости.

3. История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают Человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа.

На протяжении XVIII-XX вв. сформировалась система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований, – вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Некоторые типы исторических источников изучают вексиллология, геральдика, дипломатика, документоведение, иконография, историческая картография, медальерика, глиптика, нумизматика и бонистика, оружиеведение, сфрагистика, униформоведение, фалеристика, филателия, филокартия, эмблематика, эпиграфика, эпистолография и др. Общим аспектом анализа источников различного типа объединены герменевтика, кодикология, палеография, неография, текстология, филигранология, эвристика. Справочный аппарат и информационную базу исторической науки обеспечивают археография, архивоведение, историческая библиография, историческое терминоведение, метрология, музееведение, хронология.

К вспомогательным и специальным историческим дисциплинам относятся также дисциплины, специально изучающие отдельные исторические процессы и явления и предоставляющие в распоряжение исторической науки конкретные материалы и результаты своих исследований: историческая география, историческая демография, ономастика, топонимика, историческая статистика, историческое языкознание и др. Большую роль играет археология – изучение памятников материальной культуры.

4. На протяжении длительного времени вплоть до XIX в., историков интересовали войны, восстания, политические преобразования, деятельность выдающихся людей. Отношения простых людей, различные стороны экономической и социальной жизни людей находились на периферии исследовательских интересов.

В современной исторической науке можно выделить несколько направлений. Во второй половине XX в. историки путём нового отбора и интерпретации источников стали изучать всё, из чего складывается жизнь человека, включая взаимоотношения, желания, идеалы, ценности и правила, регулирующее индивидуальное и коллективное поведение. Так возникло новое направление и понятие «история ментальностей».

В русле социальной истории появились такие новые дисциплины как «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования» и др., которые связаны с пониманием истории как социального воздействия людей.

К числу популярных современных направлений относится «история повседневности». Предметом исследования стала частная жизнь в самых разных проявлениях – отношения между родственниками, условия существования и труда, эмоциональная жизнь людей и т.д.

В России сейчас наблюдается всплеск всеобщего интереса к истории. К ней апеллируют в своей борьбе различные политические силы. Высказываются самые разноречивые суждения об историческом пути страны. Одни утверждают, что Россия – это страна рабов и люмпенов; другие говорят, что наоборот – общество гениев и первопроходцев; третьи пугают, что Россия вышла из мировой цивилизации и никогда не сможет в неё вернуться; четвёртые плачут по распавшейся державе – СССР; пятые аплодируют её распаду…Что предпочесть?

Современный человек должен представлять мир в его реальной многоцветной палитре. Мир многообразен и даже в отдаленной перспективе, очевидно, не подойдет к единообразию. Миропонимание, основанное на признании многовариантности развития, уважение к иному образу жизни и иным ценностям, особенно важно для России, общественная ткань которой всегда отличалась сложностью и многообразием.