МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры – это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать – «medium aerum» – «средний век».

В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. В целом, началом Средневековой европейской цивилизации принято считать крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Более сложным в исторической науке выглядит вопрос о рубеже между Средними веками и Новым временем. Сейчас в историографии доминирует точка зрения, относящая его к середине или концу XV в., связывая это с такими явлениями, как изобретение книгопечатания, завоевание Византии турками, начало Великих географических открытий и колониальных захватов.

Общественный строй этого времени принято называть феодализмом. Понятие феодального способа производства представляет собой некий абстрактный образ социальной системы, отразивший общую суть свойственных ей явлений и процессов. Феод – земельный надел, с населяющими его работниками – крестьянами. Владелец этого надела – феодал. Феодалы делились на две категории: церковные (епископы, настоятели монастырей – аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).

В мировой медиевистике (раздел исторической науки, изучающий историю средних веков) принято считать, что западноевропейский феодализм сложился из трех основных элементов: бенефиция, коммендацииииммунитета.

Первая, наиболее важная особенность феодальной земельной собственности – это реализация ее при посредстве мелких производителей – крестьян, которые не являлись собственниками обрабатываемой земли, а получали ее в держание. Экономическая зависимость крестьянина от феодала реализовывалась в виде рентыотработочной, продуктовой или денежной. Однако на земле, отданной ему в держание, крестьянин вел самостоятельное мелкое хозяйство, имея в собственности дом, скот и, что особенно важно, орудия труда, с помощью которых он обрабатывал имеющийся в его распоряжении участок, а также запашку феодала в случае отработочной ренты. В отношении земельной собственности обе стороны выступали, таким образом, как взаимозаинтересованные друг в друге партнеры, хотя и неравные по положению. Известная экономическая автономность крестьянина неизбежно порождала характерное для феодальной системы хозяйства – внеэкономическое принуждение.

Роль внеэкономического принуждения определила вторую особенность феодализма: соединение собственности с политической властью – военной, финансовой, административной, судебной.

Третьей особенностью феодальной земельной собственности является ее условный характер и иерархическая структура.

Верховным собственником земли являлся король, который раздавал за службу землю своим подданным (вассалам), а те в свою очередь выделяли земельные наделы своим вассалам. Система взаимоотношений была такова, что часто король не мог вмешиваться в дела между его собственным вассалом и его подчиненных. Такую форму монархии называют сословно-представительной. Так, например, во Франции действовало правило: «вассал моего вассала – не мой вассал». Власть феодала была неограниченна: он имел право судить, собирать налоги, объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Такие широкие полномочия феодала способствовали ослаблению королевской власти и распаду европейских государств (феодальная раздробленность).

Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия». Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество – это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации. На основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский.

В арабо-мусульманском мире VII–X вв. все стороны государственной и общественной жизни определял и направлялислам. В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на её основе и возник индуизм, постепенно вытеснивший буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.

В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. В Японии древнейшую религию (синтоизмили «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.

В Х-XI вв. после распада империи Карла Великого в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Во Франции династия Капетингов была слаба и не могла противодействовать феодалам. Лишь династии Валуа (1328-1589) удалось завершить процесс собирания французских земель и французов под своим началом.

В XV в. в Западной Европе началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств. Политическое объединение стало фактом в Англии, Франции, Испанском королевстве, а также в Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии и в Московском государстве. Раздробленной оставалась Италия, где процессу объединения препятствовал Ватикан.

Почти все централизованные государства были национальными – их население принадлежало к одной народности. В централизованномгосударстве формировалась новая политическая структура. Страной управлял король.

2. В Центральной Азии под руководством Чингисхана произошло объединение монгольских кочевых племен в мощную державу. К 1227 г. в состав созданной им империи входили, кроме собственно Монголии, Северный Китай, Восточный Туркменистан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Такая громадная по размерам империя возникла в истории впервые. В конце 1237 г. после разгрома Волжской Булгарии монголы под руководством хана Батыявторглись в Северо-Восточную Русь. Русские города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и другие были взяты штурмом, сожжены и разграблены. В 1239-1240 гг. набегу подверглись южные и юго-западные русские княжества.

Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов у западных соседей. Князю Александру Ярославичу Невскому (1220–1263) пришлось делать выбор: вступить в союз с католической Европой или подчиниться монголам. Александр Невский определил спасительную для русской цивилизации стратегию выживания – «Мир на Востоке, меч на Западе». 15 июля 1240 г. Александр одержал первую крупную победу над шведами в битве на р. Неве. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска.

Последствия монгольского нашествия были тяжелыми. В битвах погибло большинство дружинников, часть мужского населения и вообще жителей, особенно в городах. Из 74 городов на подвергшихся нашествию территориях 49 были разрушены войсками Батыя. Треть из них обезлюдела и больше не восстанавливалась. Многие русские люди были уведены в рабство.

Вся территория Древнерусского государства была поделена между соседями, которые не преминули воспользоваться ситуацией и округлили свои владения за счет соседней Руси. В состав Великого княжества Литовского, возникшего в XIII в., вошли Полоцкое, Турово-Пинское, Волынское, Киевское, Черниговское, Смоленское княжества.

В 1243 г. в степных низовьях Волги образовалось государство Золотая Орда. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» – грамоты на княжение русским правителям стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях, на политической карте Европы не стало.

Монголо-татары осуществили перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»). «Ордынский выход» представлял собой прямой денежный налог по полугривне с сохи. Одновременно был создан институт ханских наместников – баскаков, осуществлявших экономический и политико-военный контроль в русских землях. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Дань собирали «бесермене», которых наряду с «численниками» особенно ненавидели на Руси.

Не прекращались и новые вторжения монголо-татар. В целом в последние 25 лет XIII в. Орда предприняла более 10 походов на Русь. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации (застоя). На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Слабо развивались и товарно-денежные отношения.

3. В конце XIII – начале XIV в. центром объединения русских земель становится Москва. Существует несколько факторов, обусловивших этот процесс. Прежде всего, это выгодность географического положения: центр русских земель, торговые пути по рекам. В тоже время бедность природы и скудность почв толкали московитов к расширению территории. Социальным фактором усиления Москвы было относительное спокойствие в сплоченной и сильной княжеской семье, в которой не было усобиц. Поэтому ей и предпочитали служить духовенство и боярство. Московские князья обладали многими качествами, необходимыми для настоящих политиков. Для увеличения территории своего княжества они использовали все способы: брачные союзы; вооруженный захват; захват с привлечением сил монголов; присоединение в результате дипломатических усилий; покупку; приобретение выморочных уделов, где у князя не оставалось наследников.

Каждый из московских князей внес свою лепту в исторический триумф Москвы. Москва, основанная в 1147 г., управлялась посадником и стала княжеством только в 1276 г., когда князем стал младший сын Александра Невского– Даниил Александрович(1261-1303), при котором в состав Московского княжества вошел Переяславль, была учреждена первая в Москве архимандрития, основан Свято-Данилов монастырь, где князь был похоронен (позже причислен к лику святых).

Сын Даниила Иван I Калита (1328-1340) руками монголов разгромил конкурента – Тверское княжество, получил ярлык на великое княжение и право самому собирать налоги для хана. При нем прекратились набеги, была перенесена митрополия из Владимира в Москву. В правление Ивана Калиты был построен дубовый Кремль, каменные Успенский и Архангельский соборы. Москва стала административным, религиозным и финансовым центром русских земель.

Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) успешно сдерживал экспансию Великого княжества Литовского, подчинил своему влиянию многие княжества. Дмитрий Иванович начал чеканку своих серебряных монет, получивших название «деньги». 8 сентября 1380 г. под его руководством русские войска нанесли крупное поражение монголо-татарам на Куликовом поле. При Дмитрии Донском Москва выступила в качестве военного центра русских земель.

С Василия I (1389-1425) утверждается новый принцип престолонаследия: не «по старшинству», а «от отца к старшему сыну».

Правителем, который завершил усилия своих предков Даниловичей и заложил основы русского единого централизованного государства, стал Иван III Васильевич (1462-1505). При нем прекратилась выплата дани (1477), а в 1480 г., после почти бескровного «стояния на Угре», была окончательно уничтожена зависимость от Орды. Ивану IIIудалось добиться международного признания суверенного русского государства, за территорией нового государства прочно закрепилось название Русь, Русия, Русская земля. Иван IIIначинает политическую, дипломатическую и вооруженную борьбы за возвращение исконно русских земель, некогда входивших в состав Древней Руси, и включение их в Московское государство. Своей политической независимости лишились Новгород (1478) и Тверь (1485), к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Брянск и др. При Иване IIIпроисходит централизация и укрепление политической власти, основание самодержавного правления, создаются первые центральные государственные учреждения – Казна и Дворец, закладывается приказная система управления, оформляется Боярская дума. В1497 г.Иван III утвердилСудебник,общерусский свод законов, заменивший Русскую Правду. После захвата турками Константинополя в 1453 г. и гибели Византийской империи была оформлена первая государственная идеология, которая выражалась в формуле: «Москва – третий Рим»,русским гербом становится двуглавый византийский орел. Русское государство стало рассматриваться как оплот подлинного христианства – православия. Территория русского государства увеличилась в 6 раз и достигла 2,6 млн. кв. км. Население составляло 2-3 млн. человек. Возникли условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития, для расширения международных связей, укрепления безопасности страны.

Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию).