рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Властные и институциональные определения политики

Властные и институциональные определения политики - раздел Политика, Сущность и происхождение политики 1. Вторая Наиболее Распространенная Группа Дефиниций Политик...

1. Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики - субстанциальные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.

 

2. Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

3. Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <…> Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций».

 

4. «Властные» определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт - государство. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».

 

5.Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалистическом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах».

 

9. Политика как конфликтное отношение.

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты.

10. Системные и телеологические дефиниции политики.

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики.

Телеологические трактовки политики рассматривают политику как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей».

В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов «вырастают» до общегосударственных.

Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

 

11. Коммуникативные трактовки политики.

К новейшим интерпретациям политической сферы можно отнести «коммуникативную» концепцию политики и также ее, так называемое, «постмодернистское» понимание. К числу же авторов, разрабатывавших еще в 50—60-е гг. взгляд на политику как систему коммуникаций и информационных потоков, можно было бы отнести X. Арендт и К, Дойча. Последние наиболее известные теоретические построения, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных действий, связаны с разработками Ю. Хабермаса. Ю. Хабермас отмечает, что политика отражается в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований, например, во взаимоотношениях между капитализмом и демократией, когда частная и публичная сферы общества сообщаются через такие механизмы этих каналов опосредования, как деньги и власть.

Постмодернисты же пытаются выйти за рамки так называемой «рациональности модерна», строя новейшую модель политики, при которой как бы разрушаются такие системообразующие параметры политической жизни, как легитимность государственной власти и авторитет социального порядка, а также возрастает роль групповых ценностей по сравнению с традиционными общественными нормами. Вся политическая материя «декомпозируется» сквозь групповую призму восприятия политического мира, с точки зрения коллективных представлений так называемых «воображаемых сообществ» политически эмансипированных людей, стремящихся сделать свободный выбор и добиться, опираясь на коллективную солидарность, «эмоциональной власти». В свое время Аристотель дал определение политики как сферы регулирования человеческого общения, области, ответственной за поддержание социального порядка и управление общественными делами. В рамках постмодернизма это классическое понимание разрушается, поскольку в современном постмодернистском обществе релятивизируется сам смысл общественного порядка, ценностей и целей общества, а власть, институты и способы политического регулирования утрачивают четкость, ясность и определенность. Более чем двухтысячелетняя эволюция представлений о политике в постмодернистский период вступает в принципиально новую фазу: политика из формы принудительного общения и механизма властного регулирования общественными делами превращается в способ эмансипации от власти, ухода от насилия политического модерна и обеспечения свободы выбора личности.

Коммуникативная трактовка политики подчеркивает органическую взаимосвязь природы политического диалога с самоограничением и самоцензурой вступающих в него субъектов. В такой логике объяснения правовые ограничения и государственное принуждение, неизбежные в политике, не кажутся человеку внешними и искусственными: они лишь закрепляют то, что уже на основании опыта добровольно принято большинством субъектов политической коммуникации. При этом включенность в политический диалог побуждает человека к реализации своих интересов при помощи определенной процедуры, к осознанию тесной взаимосвязи прав субъекта с правилами их реализации. Коммуникативная парадигма обладает особой ценностью при формировании политического сознания мультикультурных обществ, для которых цивилизованное взаимодействие этносов, религий, мировоззренческих и политических ориентаций - единственно возможный способ существования.

Диалоговое видение политики в сочетании с диалоговым построением методики политического образования создают наилучшую среду для активного развивающего обучения детей и молодежи. В процессе такого обучения закладывается традиция взаимоуважения не только между педагогами и учениками, но прежде всего между самими учащимися, представляющими различные семейные и культурные уклады, различные этносы, типы мировоззрения и политические убеждения. Политическое образование в условиях интенсивной коммуникации направлено не столько на внедрение в сознание молодежи определенной системы идеологем или доктрин, сколько на познание многообразия человеческой природы и культуры, на признание уникальности и самоценности человеческой жизни и различных ее проявлений. Коммуникативная парадигма превращается, таким образом, в действенное средство становления отношений ассоциированной индивидуальности между человеком и политикой, представляющих собой оптимальный способ их взаимного сосуществования и естественного развития на рубеже нового тысячелетия.

 

12. Рыночные теории политики.

 

Марксистские представления о политике как о борьбе классов, имеющих противоположные экономические интересы. Политика здесь воспринимается как надстройка над экономическими отношениями, как высшая стадия выражения экономических интересов. Политика действительно тесно связана с экономикой, но такое представление о ней явно неполно, так как история показывает, что люди в политике руководствуются далеко не только экономическими мотивами.

Рассмотрим роль политики в некоторых экономических теориях.

а) Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип "laissezfaire") создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория. В 30-е года 20в. века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

г) Неоконскрвативная (неоклассическая) теория. Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

13. Соотношение целей и средств в политике

Влияние целей и средств на результаты и нравственную оценку политики:

1. нравственный характер политики и других действий определяется их целью – «ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА»- Широко известными приверженцами первого, «целедоминирующего» подхода были Макиавелли (больше как теоретик) и Ленин (пре­имущественно как практик). Оба они оправдывали использо­вание безнравственных средств для достижения благородных целей. Но наиболее распространен у ИЕЗУИТОВ(католический орден). Обычно никто даже из самых одиозных политиков не при­знается в полной безнравственности своих целей. Все величай­шие политические преступления — войны, массовый террор, кровавые революции и т.п. — прикрывались великими с точки зрения их творцов целями, сулящими благо если не всему чело­вечеству, то, по крайней мере, своей нации или классу.

Ложь, утаивание информации, манипулирование сознанием людей широко распространены в мире современной политики и считаются многими людьми вполне допустимыми средствами политического противоборства. Хотя в целом наука и общест­венное мнение сегодня относятся к этому отрицательно.

2. приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства – «Средства доминируют над целью» -исходит из нравственного приоритета средств над целью, представлен в первую очередь идеологами ненасилия в политике. (Махатма Ганди) Именно средства выражают нравственную волю человека. Средства имеют приоритет над целями и являются глав­ным нравственным критерием политики, ее человеческим изме­рением.

 

3. как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией. – «Соизмеримость целей и средств» - пытается избежать крайностей, учесть нравственную значимость как целей, так и средств. В ре­альной политике каждый из этих компонентов играет собствен­ную, весьма важную роль. Всякая политика начинается с цели. Цель объединяет все действия и их результаты в единую систему, фактически предопределяет объект политического воздействия, противников и союзников.

Очевидно, что если, например, политическая партия ставит це­лью устранение частной собственности и капитализма, то вряд ли она может рассчитывать на симпатии слоя предпринимателей и крупных собственников даже тогда, когда она ограничивается не­насильственными средствами борьбы. В лучшем случае эти слои будут терпимо относиться к такой партии и то обычно до тех пор, пока не возникнет реальная угроза их интересам и ценностям.

В конечном счете эффективное, ведущее к цели использова­ние любых, в том числе ненасильственных, средств в политике вызывает противодействие противников. Не случайно такие вид­нейшие представители ненасильственных движений, как М. Ган­ди и Мартин Лютер Кинг (проповедник, борец за расовое равно­правие в США), пали от рук убийц.

 

14. Структура и свойства политики.

Структура:

1. Институциональная подсистема – включает государство( единая политическая организация общества, кот. Распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территорией, располагает спец. аппаратом управления, обладает суверенитетом, издает обязательные для всех веления. Главный институт полит. Системы); политические парии (организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей); общественно-политические движения ( добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов).

2.Нормативная – включает полит. принципы, полит. традиции. нормы морали, воплощенные в законах, партийных программах, процедурах, определяющих правила поведения в политике.

3.Функциональная – охватывает формы и направления полит. деятельности, методы осуществления власти.

4.Коммуникативная– совокупность связей и взаимодействий между подсистемами полит. системы, полит. системой и др. системами.

5.Культурно-идеологическая – охватывает политическую психологию(совокупность представлений, отражающих отношение людей к сложившейся полит. системе), политическую идеологию( система идей, концепций, в основе кот. ценности, ориентации на те или иные полит. явления), политическую культуру(система норм полит.поведения на основе представлений о полит.идеалах).

СВОЙСТВА:

15. Макро- и микрополитика

Микрополитика

Микрополитика в широком смысле - это составная часть современной политической науки, предметом которой является человек и политические отношения, в которые он вступает в мире политики. Микросистема как предмет политической науки в данном случае включает в себя следующие компоненты:

- систему мотивации (потребности) личности;

- систему политических ориентаций (когнитивные, аффективные, эвалюативные общие диспозиции) на микроуровне;

- систему ценностных ориентаций (включая индивидуально значимые ценности, нормы, правила, паттерны политического действия) личности;

- соответствующие конкретной ситуации социополитического взаимодействия аттитюды (индивидуальные позиции), формы и виды политической активности, а также другие структурные элементы субъективного микрополитического действия.

Основная единица научного анализа микрополитики (в широком смысле слова) - личность как субъект социополитического действия.

Микрополитика в узком смысле - это система научного, прежде всего теоретического, знания о микроструктурах и микропроцессах индивидуального действия, а также субъектно-объектном характере социально-политического взаимодействия. Основными компонентами системы теоретического микрополитического знания выступают теоретические модели, теории, методологии, концепции и другие составляющие системы научного знания о человеке и его поведении в мире политики. Основная единица системного компаративного исследования микрополитики (в узком смысле слова), основанного на качественном анализе - концепция как интегративный структурный элемент системы теоретического знания.

Макрополитика

Вплоть до середины XX века концепция государства как макрополитической организации оставалась в качестве доминирующей. Были и альтернативные государственническому подходу попытки создания концепций политических макроструктур: анархистская (от У. Годвина, П. Прудона и М. Штирнера до М. Бакунина и П. Кропоткина) и марксистская (от идей К. Маркса и Ф. Энгельса до концепции «нового государя» А. Грамши), в которых обосновывалась та или иная форма замены государственной организации общественным самоуправлением.

16. Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Политика и мораль. Политика и право. Политика и экономика.

Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества. политика, наряду с другими общественными подсистемами, рассматривается как специфический способ решения социальных проблем, предлагающий для этого собственные приемы, техники, процедуры. Например, решение тех или иных конфликтов возможно не только военными средствами, но и путем применения политических методов; при этом поиск компромисса, который способен устранить острые формы противоборства, может осуществляться и под влиянием экономических факторов и осуждения противоборствующих сторон общественным мнением и т.д.

Соотношение экономики и политики. Общественная мысль выявила различные формы этой зависимости. Марксистская позиция рассматривает эту зависимость через призму категорий «базис» и «надстройка». Экономический базис влияет на характер политической надстройки; изменение базиса ведет к смене надстройки; политическая надстройка ускоряет или замедляет развитие экономического базиса. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов.

Соотношение права и политики. Юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического устройства. Право стремится к унификации политических традиций и правил. Право налагает санкции на политические действия, осуществляемые вне рамок закона. Подчинение закону – одна из предпосылок легитимации политического режима и условие его стабильности. Однако реальная практика свидетельствует, что отношения между политикой и правом носят противоречивый характер. Зачастую право служит прикрытием политического своеволия, а политическая лояльность ценится выше правовых процедур.

Соотношение морали и политики. Отношения господства и подчинения неизбежно связаны с моральным выбором и ответственностью. В истории политической мысли наиболее остро обсуждался вопрос о цели и средствах политики, в современной науке – о «цене» политических действий и о последствиях политических решений. Но в целом, если традиция, идущая от Платона и Аристотеля, рассматривает мораль и политику как единое целое, призванное реализовать принципы справедливости, то христианская традиция разводит понятия «этика» и «политика», воплощенные в «богово» и «кесарево». К наиболее радикальным выводам в данном вопросе пришел Н.Макиавелли, который первый в четко сформулированной и резко очерченной форме поставил проблему соотношения этики и политики. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Один из важнейших постулатов макиавеллизма — «цель оправдывает средства». Можно сказать о том, что универсальность общечеловеческих принципов морали очевидна и проверена временем. Реальная практика согласия и сотрудничества, наметившаяся в политике, позволяет говорить о принципах политической этики. К ним относятся идеи гражданского мира, соблюдение прав человека и различные отрасли политической этики. Функционирование политической этики ведет к утверждению в сфере профессиональной политики моральных ценностей и стандартов.

17. Основные функции политики в обществе

Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

 выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

 рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

 распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

 управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

 интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

 социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;

 обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз – особые техники связи с общественностью);

 созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.

1. определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности

2. распределениематериальных, и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей

3. формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими

4. организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ

5. согласование интересов гос-ва и социальных общностей

6. утверждение данного полит.строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

7. поддержание и укрепление целостности общества как слож­но дифференцированной социальной системы, обеспечение об­щественного порядка и организованности;

8. предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция)

 

18. Политическая наука как отрасль знания.

 

Большинство социальных наук исходит из различения объекта исследований, т.е. области изучаемых явлений, и предмета исследований, т.е. особой содержательной черты, того или иного аспекта соответствующего типа явлений. В политической же науке подобное традиционное разделение имеет существенные особенности, что, в свою очередь, отражается на структуре данной области научных знаний.

Так, политика обладает способностью «проникновения» в иные сферы социальной жизни — экономической, правовой и др. Таким образом, в содержание политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями (формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления государством, отношений государства и гражданского общества и т.д.) всегда включаются и те явления, которые лишь эпизодически приобретают политическое значение. Вот почему в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира.

В силу этого приобретающие политический характер социальные институты и отношения включаются в содержание объекта политических исследований, что объясняет необходимость одновременно привлекать и «смежные» дисциплины. Подобным образом складывается широкий круг самых разнообразных, причем не только гуманитарных дисциплин, несущих на себе отпечаток политического знания.

Все это позволяет рассматривать политическую науку как интегративную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, которые в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политического мира. В таком случае она выступает в качестве совокупности различных (гуманитарных и естественных) дисциплин, некой меганауки, объединяющей и одновременно создающей возможность для расширения класса политических объектов.

 

 

19. Уровни политического знания.

Уровни:

1. Прежде всего это обыденное знание как обобщение непосредственного политического опыта. В наше время оно отражено в публикациях, выступлениях, воспоминаниях политиков, в рассуждениях политических комментаторов и т.п.

 

2. Очередной уровень представлен многообразными политическими учениями. Они создавались в основном пророками, законоучителями и мудрецами, включая античных философов. Их усилия позволили осуществить переход от мифа и мифологического знания через различные формы учений, связанных с отдельными фигурами, например устное философствование Сократа, к догматическому знанию — довольно систематизированному, но некритическому описанию основных положений тех или иных веро- и законоучений. Тем самым степень основательности знания о политике становилась значительно выше. Однако это достигалось за счет, с одной стороны, догматизации, т.е. превращенияв бесспорную истину, признаваемую без доказательств и учета конкретных условий каких-либо интеллектуальных построений, а с другой — ограничения самого предмета осмысления. Как правило, подобные подходы были связаны с моральным, юридическим или иным долженствованием (т.е. требованиями, распространяющимися на всех людей). Над политикой и действующими в этой сфере людьми стоит некий закон — божественный либо человеческий, — который определяет правила политического поведения. Пример такого знания в современной политике — различные идеологии (их Арон образно назвал доктринами, занимающими в душе человека место веры и стремящимися в будущем в какой-либо форме социальногопорядка

 

3. Переход на следующий уровень политического знания к знанию критическому — связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе исполнили гуманисты(Мнение Мельвиля) эпохи Возрождения, прежде всего Макиавелли. Они противопоставили догме практический опыт. Так на деле были созданы предпосылки политической науки,или политологии(в континентально-европейском наименовании). Объект изучения политологии (предмет) — собственно политика во всем многообразии ее проявлений.

20. Зарождение и развитие политологического знания.

В политологии стран континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и теоретического начал Для германской политологии характерен традиционный конфликт «между аристотелевским пониманием политики как практической философии и рационалистическими и эмпирическими теориями Нового времени». Эти теории со времени Н. Макиавелли, Ф. Бэкона и Т. Гоббса интерпретировали политику преимущественно в технико-рационалистическом духе.

Во времена Аристотеля политика «рассматривалась в качестве практической науки, служащей тому, чтобы подготавливать и предопределять действия, а не ограничивающейся описанием фактов».

вплоть до второй половины 30-х годов примерно в подобном же русле развивалась политология в большинстве стран континентальной Европы. Вместе с тем как в континентальной Европе, так и особенно в англосаксонских странах политическая наука делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам. Нельзя не отметить, что дань позитивизму отдали и представители русских социальных и гуманитарных наук.

В соответствии с основными установками позитивизма были изложены так называемые «научные законы» политики. К ним, в частности, относятся положения, сформулированные М. Я. Острогорского и Р. Михельса. Так, на основе сравнительного исследования английской и американской партийных систем Острогорский пришел к выводу о несовместимости массовой бюрократической политической партии и демократической системы управления.

Р. Михельс, проанализировав историю и деятельность социал-демократической партии Германии, вывел свой железный закон олигархии. Можно назвать еще немало подобного рода других «законов» политики. Понимаемая так политология концентрировала внимание в основном на формальных институтах политической системы: парламенте, исполнительной власти, административных учреждениях.

Уже в первые десятилетия XX в. многими политологами была осознана необходимость использования в своих исследованиях методов экономической науки, истории, антропологии, психологии. Политологи стали широко привлекать также математические, статистические и количественные методы исследования.

В итоге позитивизм, особенно в англосаксонских странах, прежде всего в США, стал оттеснять политико-философское, теоретическое начало на второй план. Так, в 1923 г. президент Американской ассоциации политической науки Ч. Мерриам утверждал, что техника поиска фактов создает «адекватный базис для надежного обобщения» и переводит «политическое исследование на объективную научную основу. Политические феномены и процессы в возрастающей степени становились объектом математизации и квантификации. Это в свою очередь вело к изгнанию из политологических исследований теоретического, мировоззренческого и ценностного начал. В американской политической науке верх одержала позитивистская методология. В тот период в США переместился центр развития социальных и гуманитарных наук. В тоталитарных странах Европы исследования в этой области были либо свернуты, либо полностью поставлены на обеспечение идеологических и политико-пропагандистских запросов правящих режимов.

Происходили небывалая в истории утечка умов и переселение цвета интеллектуальной и творческой элиты континентальной Европы в Америку. В период нацизма германская политология как таковая, по сути дела, была уничтожена. С 1932 по 1938 г. Германию покинули более половины всех преподавателей высшей школы, а также множество видных представителей интеллектуальной и научной элиты -- З. Фрейд, К. Левин, Г. Маркузе, К. Мангейм, Э. Фромм, Т. Адорно и др. Аналогичной стала судьба политической науки в Италии и большинстве других европейских стран.

 

21. Становление и развитие политологии как академической дисциплины.

В старейшем шведском университете г. Упсалы политика как дисциплина стала приобретать схожий с сегодняшним облик с 1840-х гг. Католический университет Дублина в 1855 г. образовал кафедру социальной и политической науки. Примерно в 1870-е гг. в Оксфорде и Парижском университете стали читать специальные курсы по политике. За океаном в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической науке, а в 1863 г. в Корнельском университете — уже факультет истории, общественной и политической науки. В 1870-е гг. в США были открыты специализации и школы аспирантов по политическим исследованиям

Развитие мировой политологии вXX в.(заметно ускорившееся во второй половине столетия), а также умножение ее дисциплин и исследовательских направлений в целом отражают соответствующие разделы нашей книги. Здесь следует только подчеркнуть: подъему этой науки прежде всего способствовали процесс модернизации, демократизация и политических систем, и самой общественной жизни.

 

Обращают на себя внимание еще три обстоятельства, благоприятствовавшие становлению политологии.

1) Увеличивалось не только количество университетских кафедр и факультетов; важно то, что были созданы специальные центры по изучению политики в большинстве стран Западной и Центральной Европы, в весьма сжатые сроки наладившие международное сотрудничество ученых и преподавателей.

2) С начала XX в. образуются национальные объединения специалистов в сфере политического знания (первое — в США в 1903 г.).

3) Мощным стимулом развития дисциплины явилось учреждение в 1949 г. Международной ассоциации политических наук (англ. International Political Science Association — IPSA), которая выступает организатором всемирных конгрессов политологов.

 

На рубеже тысячелетий политология как научная дисциплина выполняет целый ряд конкретных функций.

1. Описательная (дескриптивная) функция призвана показать реальный ход вещей в политическом мире (к ней относятся не только описание масштабных событий национального и международного характера, в т.ч. для их сравнительного изучения, но и так называемые case-studies*).

2. Объяснительная функция — это поиск ответов на то, каковы именно причины возникновения конкретных политических явлений и их свойства, т.е. данная функция помогает понять сущность все более разнообразных политических процессов на национальном и международном уровнях.

3. Инструментальная функция предполагает исследование возможных вариантов политических решений для достижения желательного результата и необходимых типов политического поведения.

4. Прогностическое назначение политологии обусловлено попытками научно предсказать будущее развитие политических явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий (благоприятных либо отрицательных).

 

Разнообразие подходов к осмыслению политики внешне выглядело как расколотость политологии уже в начальный период становления, что давало основания более сотни лет отрицать ее статус единой научной дисциплины.

 

22. Политика как предмет изучения в европейских университетах XVIII века

В 18 веке как самостоятельной дисциплины политологии не было в европейских университетах, политика изучалась в рамках других наук (юридических, религиозных). Так как политология не достигла тогда еще статуса самостоятельной дисциплины, ее изучали применимо к повседневной жизни, в правовом аспекте особенно.

Итак, политика изучалась также в рамках философии, где разбирались концепции философов нового времени (Шарль Луи Монтескье (1689— 1755) в своих произведениях «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748) выступает против феодализма и неограниченной монархии. Монтескье различает три формы государственной власти: деспотию, основой которой является страх; монархию, имеющую своей опорой «принцип чести» республику, где население воодушевлено высшей гражданской добродетелью — патриотизмом. Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями). Политика изучалась в рамках идей Просвещения, распространявшихся тогда по всей Европе (от Франции).

 

Нужно знать! В старейшем шведском университете г. Упсалы политика как дисциплина стала приобретать схожий с сегодняшним облик с 1840-х гг. Католический университет Дублина в 1855 г. образовал кафедру социальной и политической науки. Примерно в 1870-е гг. в Оксфорде и Парижском университете стали читать специальные курсы по политике. За океаном в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической науке, а в 1863 г. в Корнельском университете — уже факультет истории, общественной и политической науки. В 1870-е гг. в США были открыты специализации и школы аспирантов по политическим исследованиям

 

23. Этапы институционализации политической науки.

Можно выделить три крупных периода в истории формиро­вания и развития политологии.

1. Это, во-первых, предыстория от античности до Нового времени. Этот период представлен Арис­тотелем, Платоном, Цицероном, Фомой Аквинским и другими мыслителями древности и средневековья. Значение данного пе­риода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколе­нию политического знания.

2. Политология как самостоятельная наука стала возможна в результате отделения самого мира политического от производ­ственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей (об этом более подробно см. гл. 3—5). Этот процесс пришелся на период с начала Нового времени до середины XIX в., который характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа. Боль­шой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж. Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этап­ными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж.Мильтона, «Левиафан» Дж.Гоббса, «Два трактата о государ­ственном правлении» Дж.Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское обще­ство» А.Фергюсона и др. В этих работах в той или иной форме выделялась проблема политического как особой сферы жизнеде­ятельности людей.

Примерно с середины XVIII до конца XIX в. политология по­степенно вычленялась из комплекса социальных и гуманитар­ных наук.

3. В 80—90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже институционализировалась и утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методоло­гией, методами. По сути дела, период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки и политической философии, главное значение которой со­стоит в накоплении и трансляции от поколения к поколению по­литического и политико-философского знания.

 

 

24. Национальные школы политической науки. Развитие политологии в Европе и США.

В политологии стран континентальной Европы утвердилась тенденция к синтезу эмпирического и теоретического начал Для германской политологии характерен традиционный конфликт «между аристотелевским пониманием политики как практической философии и рационалистическими и эмпирическими теориями Нового времени». Эти теории со времени Н. Макиавелли, Ф. Бэкона и Т. Гоббса интерпретировали политику преимущественно в технико-рационалистическом духе.

Во времена Аристотеля политика «рассматривалась в качестве практической науки, служащей тому, чтобы подготавливать и предопределять действия, а не ограничивающейся описанием фактов».

вплоть до второй половины 30-х годов примерно в подобном же русле развивалась политология в большинстве стран континентальной Европы. Вместе с тем как в континентальной Европе, так и особенно в англосаксонских странах политическая наука делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике к естественным наукам. Нельзя не отметить, что дань позитивизму отдали и представители русских социальных и гуманитарных наук.

В соответствии с основными установками позитивизма были изложены так называемые «научные законы» политики. К ним, в частности, относятся положения, сформулированные в упомянутых выше работах М. Я. Острогорского и Р. Михельса. Так, на основе сравнительного исследования английской и американской партийных систем Острогорский пришел к выводу о несовместимости массовой бюрократической политической партии и демократической системы управления.

Р. Михельс, проанализировав историю и деятельность социал-демократической партии Германии, вывел свой железный закон олигархии. Можно назвать еще немало подобного рода других «законов» политики. Понимаемая так политология концентрировала внимание в основном на формальных институтах политической системы: парламенте, исполнительной власти, административных учреждениях.

Уже в первые десятилетия XX в. многими политологами была осознана необходимость использования в своих исследованиях методов экономической науки, истории, антропологии, психологии. Политологи стали широко привлекать также математические, статистические и количественные методы исследования.

В итоге позитивизм, особенно в англосаксонских странах, прежде всего в США, стал оттеснять политико-философское, теоретическое начало на второй план. Так, в 1923 г. президент Американской ассоциации политической науки Ч. Мерриам утверждал, что техника поиска фактов создает «адекватный базис для надежного обобщения» и переводит «политическое исследование на объективную научную основу. Политические феномены и процессы в возрастающей степени становились объектом математизации и квантификации. Это в свою очередь вело к изгнанию из политологических исследований теоретического, мировоззренческого и ценностного начал. В американской политической науке верх одержала позитивистская методология. В тот период в США переместился центр развития социальных и гуманитарных наук. В тоталитарных странах Европы исследования в этой области были либо свернуты, либо полностью поставлены на обеспечение идеологических и политико-пропагандистских запросов правящих режимов.

Происходили небывалая в истории утечка умов и переселение цвета интеллектуальной и творческой элиты континентальной Европы в Америку. В период нацизма германская политология как таковая, по сути дела, была уничтожена. С 1932 по 1938 г. Германию покинули более половины всех преподавателей высшей школы, а также множество видных представителей интеллектуальной и научной элиты -- З. Фрейд, К. Левин, Г. Маркузе, К. Мангейм, Э. Фромм, Т. Адорно и др. Аналогичной стала судьба политической науки в Италии и большинстве других европейских стран.

25. Становление политической науки в России.

 

В России академическая традиция изучения политики тоже возникает примерно во второй половине XIX в., в период так называемых великих реформ. Первыми собственно политологическими исследованиями можно, вероятно, считать такие труды, как Чичерин, А.И. Стронин М.М. Ковалевский (1851-1916). Развитие ранней российской политологии происходило на основе сравнительных подходов, но не только. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Весьма успешно работали специалисты в области истории политики и права, юристы, занимавшиеся проблемами государства. Благодаря усилиям ученых-университариев к началу XX в. значительно продвинулась вперед социология политики.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания “марксистско-ленинской политической науки” и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.

26. Основные подходы к пониманию предмета политической науки.

Теория - (греч. процесс размышления) – 1) Комплекс взглядов и идей по поводу определенного объекта. 2) Высшая форма организации научного знания.

Политическая теория - весь комплекс, признанных мировым сообществом знаний о политике (в широком смысле)

Наука (вообще) - вид познавательной деятельности, направленный на сбор новых ФАКТОВ, ИХ ОБОБЩЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОГО, объективного, системного ЗНАНИЯ. Теории формулируются в рамках науки. Наука постоянно обновляется, систематизирует и критически анализирует новые факты, а также синтезирует весь объем знаний и теорий.

 

Что же касается общей теории политики, то, несмотря на то что она аккумулирует и опирается на теоретические и эмпирические результаты политологических субдисциплин, исследовательские поля и объекты которых при этом пересекаются, их теоретический и категориальный аппараты вовсе не идентичны. 'Необходимо проводить различие между Политической теорией (ПТ) как особой отраслью политической науки и политической теорией (пт) как более общим междисциплинарным образованием, включающим специфические литературу, деятельность и интеллектуальное сообщество', - отмечает по этому поводу известный американский специалист по теории политики, профессор Д. Ганнел.

При этом, конечно же, надо иметь в виду, что у общей теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теории политической системы, процессов и развития, концепции власти (демократии и т. д.), теоретические системы макро-, микро- и мегаполитического развития, как, к примеру, теория внешних отношений и внешней политики, регионология, модели политического участия и лидерства, и наконец, концепции формальных и неформальных институтов политики (партиология, государствоведение, теории бюрократии и элит). Эмпирический материал для всех этих теорий поставляет, в первую очередь, сравнительный анализ внутренней и международной политики в синхронном и диахронном измерениях, так же как и другие разделы политической науки. Особо необходимо выделить в политической теории такой специальный раздел, как теория международных отношений и внешней политики.

 

27. Структура и функции политологического знания.

Критерии Фундаментальное исследование Прикладное исследование
1. Цель (функция) Познавательная (познание механизмов, закономерностей) Преобразовательная (использование опознанных механизмов)
2. Роль субъекта анализа Объективированная (отстраненно-нейтральная) Субъективированная (активно-заинтересованная)
3. Связь теории с практикой Опосредованная Непосредственная
4. Фаза познавательного цикла От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях
5. Пространственновременной континуум В основном не жестко лимитированное пространство и длительный период времени Локализованность пространства и лимитированность времени

Важным для выявления внутренней структуры политологии является вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и знаний, достаточно запутанный в отечественной литературе, где, к примеру, очень часто смешиваются эмпирическое и прикладное знание в конкретно-социологических исследованиях политики.

В учебнике по прикладному политическому анализу канадский политолог Л.Пал отмечает, что фундаментальное (академическое) исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Для более четкого разведения фундаментальной и прикладной сторон политической науки можно было бы использовать пять критериев их относительного различения и разграничения, приведенных в табл. Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии.

К прикладным отраслям политологии можно отнести концепции государственного управления и партийной

стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно было бы связать с теориями власти и политической системы, компаративным (сравнительно-историческим) исследованием политических институтов и культуры и т. д. Следует здесь же заметить, что прикладное исследование политики, как правило, является междисциплинарным, поскольку в фундамент подобного анализа, наряду с моделями политической системы, попадает изучение действия факторов ее 'внешней' среды: экономических, психологических, социокультурных и прочих, требующее систематического привлечения выводов других фундаментальных наук.

С точки зрения взаимосвязи теоретической политологии с практической политикой, прикладные исследования могут порой доводить свой анализ лишь до оценки расстановки политических сил и прогнозирования вероятных путей развития политических событий, а иногда даже и до разработки практических технологий воздействия на текущую ситуацию, включающих пакет рекомендаций к принятию решений, выбору оптимальных позиций и выработке средств достижения целей.

 

28. Основные категории политической науки.

 

Категориями являются наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений.

Категории политологии можно подразделить на несколько групп.

1. Первая группа - категории, раскрывающие диалектику политического бытия и политического сознания. Это такие как: политические отношения, политическая теория, политическая идеология, политическая психология и др. .

2.Вторая группа - категории, выявляющие взаимосвязь взаимодействие в политики и общества: государство, гражданское общество, политическая власть, политические институты, партии, общественно-политические движения и др. .

3.К третьей группе относят категории, отражающие систему отношений "человек и политика": политическое участие, политическая активность, политическая культура и др.

4. Четвертая группа - это категории, позволяющие анализировать политический процесс во всей его совокупности: революция, реформы, избирательная кампания, конфликт, политическая модернизация и др. .

 

Особенность политологии заключается в том, что эта наука использует кроме специфических, т. е. собственно политических категорий, еще и категории, присущие философии, социологии, историческим наукам, психологии и др.

По мере развития объективной действительности, политической жизни того или иного общества, углубления научных знаний, система политических категорий постоянно развивается и обогащается.

 

29. Политическая наука и политическая теория. Место политической теории в системе знаний о политике.

Теория - (греч. процесс размышления) – 1) Комплекс взглядов и идей по поводу определенного объекта. 2) Высшая форма организации научного знания.

Политическая теория - весь комплекс, признанных мировым сообществом знаний о политике (в широком смысле)

Наука (вообще) - вид познавательной деятельности, направленный на сбор новых ФАКТОВ, ИХ ОБОБЩЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОГО, объективного, системного ЗНАНИЯ. Теории формулируются в рамках науки. Наука постоянно обновляется, систематизирует и критически анализирует новые факты, а также синтезирует весь объем знаний и теорий.

 

Что же касается общей теории политики, то, несмотря на то что она аккумулирует и опирается на теоретические и эмпирические результаты политологических субдисциплин, исследовательские поля и объекты которых при этом пересекаются, их теоретический и категориальный аппараты вовсе не идентичны. 'Необходимо проводить различие между Политической теорией (ПТ) как особой отраслью политической науки и политической теорией (пт) как более общим междисциплинарным образованием, включающим специфические литературу, деятельность и интеллектуальное сообщество', - отмечает по этому поводу известный американский специалист по теории политики, профессор Д. Ганнел.

При этом, конечно же, надо иметь в виду, что у общей теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теории политической системы, процессов и развития, концепции власти (демократии и т. д.), теоретические системы макро-, микро- и мегаполитического развития, как, к примеру, теория внешних отношений и внешней политики, регионология, модели политического участия и лидерства, и наконец, концепции формальных и неформальных институтов политики (партиология, государствоведение, теории бюрократии и элит). Эмпирический материал для всех этих теорий поставляет, в первую очередь, сравнительный анализ внутренней и международной политики в синхронном и диахронном измерениях, так же как и другие разделы политической науки. Особо необходимо выделить в политической теории такой специальный раздел, как теория международных отношений и внешней политики.

30. Фундаментальные и прикладные политические теории.

 

31. Нормативные и эмпирические политические теории.

Слово теория происходит от греческого "theorem", означающего "рассматривать, созерцать, размышлять". В университетах Запада параллельно сосуществуют два академических предмета, составляющих политическую теорию: политическая философия (нормативная политическая теория) и политическая наука (эмпирическая политическая теория, близкая к тому, что в России получило название "политология"). Каждая из этих дисциплин обладает самостоятельным полем исследования, в то же время они самым тесным образом связаны друг с другом.

Нормативные теории говорят о том, каким должен быть мир. Теория говорит о желательных условиях и выдвигает аргументы, почему они являются более предпочтительными. Нормативные теории защищают нормы и ценности. В современной политической науке можно выделить следующие типы нормативных теорий:

I. Дескриптивные теории, анализирующие нормативные системы и степень их воздействия на реальный политический процесс. Их объектом являются конкретные институты власти. Они исследуют нормы как кодифицированные и некодифицированные предписания и правила, регулирующие политические процессы, происхождение и генезис политических регулятивов, условия, в которых они приобретают, сохраняют и теряют влияние, их роль в политической жизни, механизмы их действия, особенности детерминации отдельных политических феноменов и т. д.

II. Прескриптивные теории, ориентированные на познание ограничений, которым подчиняется политика. Данные теории нормативны в силу своей деонтологической направленности — в них акцент ставится на долженствование, предписывание. Среди них выделяются две группы: 1) Теории политики. В центре внимания находятся такие вопросы, как способы оптимизации политической организации и связанные с этим требования к процедуре принятия и реализации политических решений, основания сопоставления и оценки политических режимов и пр. 2) Теории политического познания. Это теории, устанавливающие определенную «норму познания» в политической мысли и, соответственно, выполняющие директивную и регулятивную функции в процессе получения политического знания. Они выполняют функции парадигмы, т. е. определяют образцы научного исследования

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность и происхождение политики

СУЩНОСТЬ... Категория политики одна из самых сложных для объяснения и понимания в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Властные и институциональные определения политики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологические определения политики.
Социологические определения политики характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой

Методология политической науки.
Методоло́гия - учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-прак

Методы: традиционные и новые.
Традиционные: 1. Исторический. (воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей явления, присущих ему в конк

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги